Классный час "Прогулка в лес"
методическая разработка (3 класс) на тему

Жажко Татьяна Николаевна

Методическая разработка составлена для учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_progulka_v_les.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

   

Классный час «Прогулка в лес»

Цель: Способствовать формированию у детей основ экологического миропонимания, активизировать знания  учащихся о растениях и животных, формировать эмоционально-положительное  отношение к природе.

 

Ход мероприятия

Уч-ся:  Нет ничего милее

бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

то мне лесовичок

средь зарослей колючих

покажет родничок.

Нагнусь я к нему напиться-

и видно всё до дна.

Течёт вода-водица,

вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

орехи и цветы,

душистая малина

на кустиках густых.

Лес очень любит пеших,

для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

с зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

и сердце не болит,

когда над головою,

 как вечность, лес шумит.

Учитель:  Леса России…Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березки, темные, сумрачные  ельники, светлые сосновые  боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.

Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о лесе, о нашем зелёном друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Оглянитесь в своей комнате: мебель, пол, окна, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, дёготь, скипидар и многое другое. Более десяти тысяч различных изделий производится из древесины. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Однако  с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истреблялось.

Представьте себе, что мы хотим совершить экскурсию в лес. Это будет непростая прогулка. Итак, в путь-дорогу, друзья!

( На сцене появляются дети- туристы. Девочки- деревья становятся на заднем плане. Звучит спокойная, лирическая музыка )

1уч-ся: Привет тебе, мой край родной,

С твоими  тёмными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

2уч-ся: Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдём и сядем над корнями

Дерев поимых родником,-

Там, где обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом…

(Деревья немного расступаются, и появляется предупредительный знак: «Осторожно! Туристы!» Входит лесник)

Лесник: Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас у себя в гостях  я думаю, что вы знаете, как надо себя вести в лесу: зверюшек не обижать, деревья зря не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник.

Дети: А почему здесь такая странная надпись?

Лесник: Понимаете, ребята, туристы бывают разные: есть хорошие, а есть такие, о которых говорить не хочется. Они рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, засоряют лесные полянки бумагой и мусором, а самое страшное – неумело разводят костёр, в результате чего возникает самый   страшный враг леса- пожар! Известно, что девяносто из ста пожаров возникают по вине человека. Костёр, оставленный беспечными туристами, грибниками или охотниками, небрежно брошенный окурок становятся наиболее частыми причинами пожаров. Страшное зрелище - лесной пожар. Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня. И хотя в нашей стране имеется наземная и воздушная служба охраны лесов от пожаров, но любой пожар легче предупредить, чем тушить.

3уч-ся: Я слышал, что после пожара в лесу остаётся гарь- мёртвый лес. Все живое сгорело, повсюду чёрная земля и бурые лужи. Гарь не рубят, и она стоит, пока деревья не свалятся сами. В низинах часто появляются болота.

Лесник: Да, это так. Ну, а что ещё интересного вы знаете о лесе?

6уч-ся: Лес- это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр, очищающий земную атмосферу. Один гектар зелёных насаждений за час может поглотить 2кг углекислоты.

7уч-ся: В нашей стране и во всём мире люди организуют массовое движение в защиту природы. Нелегко становится сохранять лесные насаждения, особенно вблизи городов. Но тем упорней борьба и взрослых, и детей  за сохранение всего живого, что нас окружает.

Лесник: Различные деревья любимы нами. Вот послушайте, ребята, что они сами о себе говорят. Ведь наш лес волшебный: здесь и птицы, и деревья могут о себе рассказывать.

Ель: Я - ель. Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно. Обычай украшать ёлку пришёл к нам издавна. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании тёплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили еловые ветки. Ель растёт 150-200 лет.

Лиственница: Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю, отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400-500 лет!25 веков пролежали изделия из лиственницы в алтайских курганах, пока археологи не нашли их. Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина её не гниёт, а со временем становится ещё твёрже и как бы каменеет.

Береза: Полюбилась русскому народу белоствольная берёза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из берёзы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.

Дуб: Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и потому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шёл на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют её в вагоностроении и судостроении.  Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листочков дуба в банку с солёными огурцами - они станут хрустящими, крепкими, вкусными.

Липа: Липа – дерево здоровья и счастья, известно всем своими целебными свойствами. Это крупное лиственное дерево, высота которого может достигать 30 метров. Древние славяне считали его священным; липа для них являлась источником энергии: сильной и мягкой. Липа – дерево, способное забрать негатив, избавить от подавленного состояния и депрессии, наполнить жизненными силами, придать ощущение покоя, умиротворенности и внутреннего тепла.

Лесник: Видите, ребята, какой у нас удивительный лес. Я знаю много загадок о деревьях.  Сейчас я буду их загадывать, а вы постарайтесь их отгадать.

  1. Он из крошки – бочки вылез,                                                                            

Корешки пустил и вырос

Стал высок он и могуч

Не боится ни гроз, ни туч.  (дуб)  

  1. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (берёза)      

  1. Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надевала

Красные кораллы. (рябина)

  1. С моего цветка берёт                                                                                        

Пчёлка самый вкусный мёд

А меня всё ж обижают:                                  

Шкуру тонкую сдирают.  (липа)                                

  1. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (ель)

  1. У меня длинней иголки

Чем у ёлки.                                                      

Очень прямо я расту                                        

В высоту.                                                          

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. ( сосна)

Лесник: Мы продолжаем нашу прогулку. А это что  промелькнуло в кроне дерева, рыжее и пушистое? Верно, это белка. Круглый год в лесу есть корм для животных. Поэтому в лесах живет много зверей и птиц. Здесь всем места хватает. Ребята, какие звери могут встретиться в лесу?

Лесник: Прислушайтесь. Слышите перезвон?

 (Звучит фонограмма: запись голосов птиц. Прослушать 2 раза)

Голоса каких птиц вы узнали?

Лес - родной дом для пернатых: трясогузки, соловья, иволги, синицы. В дуплах деревьев живут совы, филины, дятлы. А тот, кому повезет, увидит в лесу тетерева и глухаря. Какую пользу приносят птицы?

Ребята, ко мне поступили две жалобы. Догадайтесь, кто их написал?

«Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Всё это не правда. Польза от меня большая, урожай я сохраняю.

 Кто я? «(Сова)

« А меня все боятся, поэтому, столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю  и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я?» (летучая мышь)

Учитель: Наша прогулка подошла к концу. Помните, что, попадая в лес, мы в нем лишь гостим. А гость хозяину должен быть благодарен за гостеприимство.

- Я вижу, что, в свою очередь, вы можете стать хорошими хозяевами своей планеты. 
Итак, о чем была наша беседа? Что вы усвоили? (ответы детей)

Учитель: - Да, ребята, охрана природы - дело всего народа. Вы - маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу - значит охранять Родину. 
Давайте будем помнить, что Лес – общий дом растений, грибов, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. Больших проблем вам пока не решить, но кое-что вы уже можете сделать: посадить деревья, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей, взять под охрану муравейник, полянку. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям.

Уч-ся: Родимые наши леса

Стройны, величавы, бодры!

Тропой побежала лиса,

Возводят плотину бобры.

И вроде бы всё в них знакомо:

Бор, звери, поля, листопад…

      Но всё же, как чудо земное,

Леса в себе тайну хранят.

В них воды зеркальны, красивы.

Там столько небес синевы!

В реке отражаются ивы:

Всё так же печальны, грустны.

Всех щедро одарит плодами,

С почётом лес встретит гостей.

Ребята бегут с кузовками

Лисичек набрать и груздей.

Здесь воздух и свеж, и прозрачен.

Вдохнёшь полной грудью легко.

А как же людьми долг оплачен

За это лесное добро?

Совсем разорён муравейник,

Лесной потревожен народ,

И, мусор оставив, затейник

Спокойно отсюда уйдёт.

Где леса шумели гектары,

Лишь чёрная пустошь кругом.

Всё это лесные пожары!

Давайте природу спасём!

Быть может и мы виноваты,

Что лес уничтожил огонь,

Что были все кроны объяты

Пожаром и ночью,  и днём.

Так сделаем, что в наших силах!

Я знаю, мы сможем помочь.

Я видеть в лесах этих милых

Уют и порядок не прочь.

Давайте деревья посадим!

А многие годы спустя

Доставят они с шумом радость,

На родине, встретив тебя.

Для нас лес есть жизнь, дом и воздух,

А мы – лишь малейшая часть.

Насколько мы лесу поможем,

Настолько он нам и воздаст…

Учитель: А в завершение нашего путешествия в лес, я хочу, чтобы вы послушали песню «Лесной марш» в исполнении вокальной группы.

Список использованной литературы

1. Корабельников В.А. Краски природы: Книга для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1989.

2. Энциклопедия для детей «Я познаю мир».

3. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия «Мозаика детского отдыха» – М.: «Вако», 2004  .

4. Пирог В. «Летняя работа». Журнал “Начальная школа” №6, 1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...