«Духовно-нравственное воспитание на традициях русской культуры»
учебно-методический материал на тему

Широких Ольга Владимировна

Основное новшество нового стандарта – появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Вице-президент Российской академии образования (РАО) А. А. Кузнецов отметил: «Стандарт нацелен и на возрождение воспитательной работы. В основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

  1. Название материала: «Духовно-нравственное воспитание на традициях русской культуры».
  2. Автор: Широких Ольга Владимировна
  3. Соавтор: Шакирова Фануза Фирдависовна
  4. Адрес электронной почты автора: madam.shirokih@mail.ru
  5. Полное наименование образовательной организации: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»
  6. Уровень образования: общее образование (начальное общее образование)
  7. Образовательная область: духовно-нравственная
  8. Субъект РФ: ЯНАО, город Лабытнанги
  9. Гиперклик на дополнительные материалы: metodist@uchitel-izd.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

НА ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Основное новшество нового стандарта – появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Вице-президент Российской академии образования (РАО) А. А. Кузнецов отметил: «Стандарт нацелен и на возрождение воспитательной работы. В основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое».

Для организации внеурочной деятельности мы используем различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) определены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Стандарты второго поколения поставили перед российским образованием новую цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную,  осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

На современном этапе развития общества духовно-нравственное воспитание обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений современного образования.

Сегодняшние взгляды на проблему нравственного воспитания различны, но важность духовности в становлении личности общепризнанна. Благодаря духовности человеку открывается смысл жизни, ее многообразие и красота. Гуманизация современного образования позволяет выделить проблему воспитания духовности как приоритетную. Воспитание молодого поколения на традиционных российских ценностях помогает в преодолении кризисных явлений, охватывающих важные сферы существования современного общества. Духовные ценности, в сущности, определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых строится воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Не случайно методологической основой перехода образования на новый Федеральный государственный образовательный стандарт является Концепция духовно-нравственного образования, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой жизни.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Величие народа определяется его духовной культурой. Понимание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей своей культуры, любовь к Родине – все это начинается с ближайшего окружения и лишь затем расширяется до общечеловеческого.

Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление. Сейчас постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии. Знакомя детей с народным творчеством, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям, обращение к родникам народной культуры существенно повышает воспитательный потенциал образовательного процесса. Народная культура как определенный комплекс знаний, умений и навыков накапливалась по крупицам, столетиями тщательно отбиралась, систематизировалась и надёжно закреплялась в обычаях, традициях, обрядах, стереотипе поведения, в неписаных законах и правилах взаимоотношений с людьми, окружающим миром, природой.

На протяжении всей жизни любого народа складываются определённые воспитательные традиции, формируется своеобразная, цельная система воспитания подрастающего поколения. Справедливо отмечает академик Г. И. Волков: «Чтобы понять народ, надо узнать его многовековую традиционную культуру воспитания. Без любви к своей земле, к своему роду, племени, племенному союзу, без гордости за историческое прошлое народы не сумели бы сохранить свою этническую самостоятельность». Основы народной морали, закреплённые в традициях и обычаях, фольклоре, этноэтике, постоянно служили содержанием и программой нравственного воспитания. Нравственные черты русского народа складывались веками. Важно не растерять то действительно ценное из опыта поколений, что не потеряло своей глубинной сути для воспитания подрастающего поколения. Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В. Ф. Афанасьев, Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, М. Г. Стельмахович, К. Д. Ушинский). В воспитании современного подрастающего поколения невозможно обойтись без обращения к опыту народа, так как общественное сознание, взгляды, убеждения людей формируются не только социально-экономическими условиями тех понятий и идей, которые выработаны человечеством сравнительно недавно.

Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания нашего педагогического процесса. В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные обряды и праздники. Приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них духовно-нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус, дают возможность на практике познать культурно-исторический опыт народа.

Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утвердилась в педагогике.

Основные задачи духовно-нравственного воспитания школьников в процессе ознакомления с народными праздниками и обычаями – это приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения.

Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои творческие возможности, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение. Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в системе воспитания.

Сегодняшнее время далеко не простое. Не возобновив традиционных начал жизни, можно только растратить окончательно и бесповоротно все  плоды многовековых трудов предшествующих поколений. Чтобы остановить культурную и духовную деградацию, нужно обратиться к созидающим началам жизни. В этом может помочь только подлинное обращение к тем ценностям, которыми искони жил наш народ, благодаря которым были преодолены все трудности исторического пути. Наши предки сложили всемирно признанное культурное наследие. Вернуть в нашу жизнь бесценную сокровищницу духовных богатств, органично связать ее с миром сегодняшнего дня и раскрыть во всей полноте – вот это и есть одна из основных задач учителей современной школы. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и духовно-нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером. Воспитание ребенка посредством народных традиций не только желательно, но и крайне необходимо.

За последние 4 года работы накоплены разработки ряда мероприятий по духовно-нравственному воспитанию: «Луковые посиделки», «Фольклорная ярмарка», «Святки», «Обереги», «Коледа», «Русская матрёшка», «Путешествие в деревню Гармошка» и другие.

Предагаем разработку внеклассного мероприятия «Горячи калачи из русской печи. Традиции гостеприимства».

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:

«ГОРЯЧИ КАЛАЧИ ИЗ РУССКОЙ ПЕЧИ.

ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА.»

Цели: формирование интереса к  духовным ценностям, представленным в культуре русского народа; развитие познавательных потребностей и творческих возможностей на основе изучения народных обрядов и традиций; воспитание положительных качеств русского характера: открытости, наблюдательности, смекалки и коллективизма.

Оформление. Сцена актового зала стилизована под старинную деревенскую горницу. В русской печи румянятся высоченные хлебы. Молодая нарядная хозяйка вот-вот выхватит их и с пылу с жару, подаст прямо к столу. Ах, как же, наверное, вкусна хрустящая, горячая корочка!..

В избушке есть рубленые окошки, в одно из них уже заглядывает красно солнышко, но еще как-то робко, по-весеннему. В зрительном зале висят красочные плакаты: «За хлебом да за солью всякая шутка хороша», «Хлеб на стол и стол – престол».

Ход мероприятия

Хозяйка. Ух, устала, уморилась.

Откладывает в сторону ухваты. Поправляет платок, вытирает белы рученьки.

Небось, думаете, что это она так хлопочет? А знаете первый закон русского гостеприимства? Так он сказывается: «От души накормить гостей!». То-то! Ко мне сейчас славные ребята пожалуют: бывалые, умные, а главное, старину любят. Кто такие? А вот сейчас узнаем! Это те, кто все препятствия одолеет, все загадки отгадает. (Загадывает для затравки две простых загадки.) Скажите, что это такое?

• Не бык, а бодает, не ест, а хватает.

        Что схватит – отдает – снова в угол отойдет.

        Правильно, ухват! А это что?

• Конь черен – в огне проворен. (Кочерга.)

Можно намекнуть на оставленные возле печи инструменты. Пусть игра сразу пойдет «без сучка, без задоринки».

Хозяйка. Но две отгадки только два верных шага. Я, конечно, всех вас в свою горницу приглашаю и всех рада хлебом-солью встретить, да путь сюда замысловат. Не знаю, дойдете ли? (Зовет старшего братца Иванушку. Тот мигом выходит на сцену, одет no-старинному. В руках свиток, на нем вопросы и загадки.) Вот он путь вам и укажет!

Набирается команда до 10–12 человек. Помощники ведущей провожают ребят в дорогу и выдают «на посошок» каждому по три карточки, а на них черным по белому большие буквы написаны «а», «б», «в».

Хозяйка. Берите, берите! Как станет вам Иван вопросы задавать, да на каждый свой вопрос ответы давать, эти карточки вам и пригодятся. Услышите верный ответ карточку поднимите! Коли первый покажется верным – поднимите «а», второй – «б», третий – «в». Уяснили? Да своим умом думайте, на соседа не полагайтесь! Итак, вперед: «дорогу осилит идущий».

Иван. Ох и много в старину про хлеб поговорок сложили. Их и теперь все знают: «Хлеб всему голова», «Худ обед, коли хлеба нет», «Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом»...

• А вот скажите-ка теперь, что в старину «вторым хлебом» называли? Если точнее – какой овощ:

а) свекла;

б) репа;

в) капуста?

Внимание! Подсказываю: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь!». Что это? Верно, репа. Крестьяне этот свой «второй хлеб» бережно хранили в свежем виде чуть ли не всю зиму. Хотите узнать, как? Через две-три недели после снятия урожая обрывали с репы зелень. Плоды укладывали в кадку из под соленых огурцов или капусты. Но не валом валили. Прежде насыпали песок, потом аккуратно – слой репы и т. д.

• Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи – хоть кнутом хлещи»?

а) крапивные;

б) на рыбном отваре;

в) пустые, то есть без мяса.

И верно, коли в пост, то и хлебай себе на здоровье, а коли по бедности весь год, то как тут на щи не осерчать?

• Сколько видов каш знали русские крестьянки в XVII веке (при царе-батюшке Алексее Михайловиче Тишайшем)?

а) не менее 10;

б) более 20;

в) более 50.

Что же это за каши такие? Были каши царские, а были и простые, крестьянские. Слыхали вы про тюрю? Самая крестьянская пища. Приготовить ее проще простого. Взять квас, можно молочную сыворотку или родниковую воду. Покрошить туда зачерствевший хлеб, луковицу, добавить соли... Вот, собственно, и все. И такая еда была просто незаменима в сенокосную пору. Настоящая каша!

• Сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки-мастерицы?

а) не менее 10;

б) не менее 20;

в) не менее 50.

Еще и теперь в столичных «бистро» можно перехватить превосходных расстегаев с рыбой, кулебяку. Аппетитные штуки! Почти как в нашей горнице.

• Представьте: праздник кончился, хозяева устали, а гости шумят, не уходят. Как тут быть? Как намекнуть, что-де пора и честь знать? Только помните, мы – в Древней Руси.

а) культурно раскрыть двери настежь;

б) спеть песню вроде «колыбельной»;

в) выдать на прощанье пряник «разгоняй».

Хорош обычай! Когда с пряником провожают, вежливее как-то получается. Оно и понятно. Обидеть гостя считалось крайне неприлично. Тут свой чин, своя культура. О гостеприимстве говорилось еще в Ветхом Завете. Старец Авраам принял в свой шатер трех путников, упокоил их. И получил за то благословение. Ведь под видом путников приютил он самого Бога.

• Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты: «честная», «широкая», «веселая»?

а) Троица;

б) Пасха;

в) Масленица.

Масленица – один из самых народных праздников. Это к ней, к Масленице, лучше всего такая поговорка: «Красна изба не углами, а пирогами». И верно, тут даже бедняк гулял на широкую ногу. Недаром и по сей день, если услышим: «Живет, что сыр в масле катается»; или еще: «Не житье, а Масленица» – сразу понимаем, о чем речь.

• В старинном «Стоглаве» пишется: «И ночь, и весь день мужи, жены и дети по улицам и водам глумы творят, играми и песнями забавляются». О каком разгуле глаголет древняя книга?

а) о гулянии на Новый год;

б) об осеннем празднике урожая;

в) о масленичных гуляниях.

Ох и широка, ох и безудержна русская Масленица. По народному словцу ведь так и выходило, что «ели до икоты, пили до перхоты, плясали до упаду». «Как же так?» – спросите вы. Церковь ведь наказала в масляную (сырную) неделю, как предшественницу сурового поста, всяческое воздержание. И нельзя уж тут, например, брать в рот кусочка мясной пищи...

Представим-ка на минуту жизнерадостный и веселый народ. И всех ждет суровый семинедельный пост... И тут, кажется, лучше как в холодную воду – с разбегу и разом! Ну что, теперь понятнее?

Пройдет всего-то один день, и все разом вдруг переменится. Словно ветром выдует из бесшабашных головушек веселье. И тот, кто вчера в диком азарте бросал на круг кушак и шапку, сегодня уж кладет поклоны в ближайшем храме. Про все это чудачество говорили: «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить».

• Как называется в народе последний день сырной недели?

а) заигрыш;

б) золовкины посиделки;

в) прощеный день.

Молодцы! Еще говорят – прощеное воскресенье. Выходит так: если в этот день всем простишь, то и тебе все простится, а нет, то сам останешься с камнем на сердце. Какое уж тут покаяние, с камнем-то? Как тогда твоя просьба на Небе услышится? Как отзовется? Да никак!

Ну что, ребятки, как загадки? Скоро и в горницу к столу пожалуем.

Здесь можно устроить небольшую паузу – музыкальный привал: затеять хоровод, песню, припомнить скороговорки и т. п.

Иван. Отдохнули? А теперь снова в путь!

• У художника И. Сурикова есть картина «Взятие снежного городка». Помните? А кто скажет, каким народным праздником навеян ее сюжет?

а) Масленица;

б) Рождество;

в) новолетие.

• Когда на деревне в старину устраивались колядки?

а) на Иванов день;

б) на Рождество;

в) на Пасху.

Еще и сегодня в музеях можно увидеть то, без чего в деревнях не мыслились настоящие колядки, – переносной деревянный «вертеп» – ящик с куклами. С помощью кукол на Рождество колядовщики представляли одну и ту же трогательную историю из Евангелия про то, как Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. И там, не найдя места, усталые и продрогшие, вынуждены были приютиться на ночь в горной пещере. Туда пастухи в ненастную погоду сгоняли овец. Здесь, в этом вертепе, ночью родился младенец Христос. И к нему на поклон пришли мудрые волхвы со своими дарами, и ему пели ангелы... А в городе все спали и ничего не ведали.

• В каком случае от колядовщиков, ходящих по деревне, можно было услышать такой страшный стих:

На Новый год осиновый гроб,

Кол на могилу, ободрану кобылу...

а) когда добрые ребята хотели кого-то напугать;

б) не при каких обстоятельствах, это звучит неприлично;

в) если хозяева обидят – обнесут угощением.

• Какой из широко известных древнейших музыкальных инструментов чуть было не перекочевал на русскую оперную сцену в XIX–XX веках?

а) колокол;

б) пастушья дудка;

в) гусли.

Хоть и тяжел храмовый колокол, но всегда интересен. У каждого свой яркий и неповторимый голос. Сочетание же основных и побочных тонов нередко дает сложнейший гармонический ряд, который подобен звучанию целого оркестра. Знатоки даже утверждают, что колокола не просто мелодичны, они говорливы. Их надо уметь слушать. На благовест они выговаривают следующее: «Мы идем в божий дом, мы идем в божий дом...», а в трезвон – «Блин-блин-блин, полблина-полблина...» Не верите? Пойдите, послушайте. Да что там, звонари Яковлевского монастыря в Ростове Великом уже давно заметили, что их колокола напевают:

Чем, чем, чем

Наш казначей занимается?

Пу-н-ш пьет, пу-н-ш пьет,

Пу-н-ш пьет...

Впрочем, это может быть и байка. А вот если всерьез, то те же самые ростовские колокола запросто вызванивали «Господи, помилуй», «Святый Боже» и т. д. На Пасху же, когда каждый мог влезть на колокольню и отвести душу, нередко звучала «Барыня» или «Камаринская»... Это ли не мелодии, это ли не музыка?..

В начале века колокола вдруг стали предметом изучения музыковедов. «Самым благозвучным в России» вскоре был назван колокол звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. Его «чудесным звоном» восхищался писатель А. П. Чехов, сюда приезжал оперный певец Ф. И. Шаляпин, чтобы по-учиться пению у «великого собрата». Звучание знаменитого колокола стремились передать в своих сочинениях композиторы С. И. Танеев и А. К. Глазунов...

Сегодня колокольный звон можно слышать на оперной сцене. Вспомним такие музыкальные произведения, как: «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, увертюра «1812 год» П. И. Чайковского и т. д.

• Каков смысл слов старинной песни: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан»?

а) не шей – потому, что только «дурак любит красное», засмеют;

б) красное – слишком приметно и непрактично;

в) в старину невесту наряжали в платье красного цвета. (Выходит, что девицу почему-то пугает предстоящее замужество.)

• Какой возраст считали в Древней Руси брачным?

Для юношей:             Для девушек:

а) 15 лет;        13 лет;

б) 17 лет;        15 лет;

в) 19 лет.        17 лет.

Знать, вы все тут ребятки взрослые, а потому сразу догадаетесь, про что я вам далее читать стану. В «Стоглаве» одно словечко затерлось, его пропустить придется: «Первый (...) – закон, второй – прощение, третий – законопреступление, четвертый – нечестие, понеже свинское житие есть». Что за слово такое? Верно, брак! Как догадались? А я думал, нынешние нипочем не разберут... Потому-де все теперь можно и «никому закон не писан»!

• Какое время на селе считалось порою свадеб?

а) весна;

б) лето;

в) зима.

Крестьяне только зимой и освобождались от всевозможных сезонных работ. На печи-то скучно сидеть. Как зимушку скоротать? Надо веселые свадебки играть. Справедливо говорилось про лето, что все в заботах, «летом день год кормит». Зима – иное дело. На полных амбарах да на сытое брюхо и мысли другие!

• Народная мудрость учит: «Не выбирай невесту, а выбери (...)». Кого же следует выбирать жениху для полного счастья?

а) богатого зятя;

б) свекровь;

в) сваху.

И верно – сваху! Ведь она поведет дело. От нее все зависит. Если в доме невесты она не услышит обидное: «У нас товар не продажный», считайте, сватовство удалось. Далее пустяки: смотрины, сговор, венчание, веселие... А там, глядишь, и детки побежали! Так-то!

• Почему молодых осыпали хмелем при выходе из храма?

а) хмель – символ легкого головокружения и любовных чар;

б) хмель – это широкое и веселое застолье;

в) хмель – это древний символ плодородия и многочадия.

Раньше в обилии детей видели счастье. А как же, ведь детушек сам Господь подает. А коли дает, стало быть, и любит!

• Что потребно взять невесте в дом жениха?

а) кота или кошку на счастье;

б) родительское благословение;

в) сундук с приданым.

Молодцы! И Благословение, и приданое! А еще что? Сами, пожалуй,  догадаетесь, слушая слова старинной песни, которую исполняла невеста перед свадьбой:

Не жаль мне золота,

Не жаль мне серебра,

Жаль одного:

Девичьей красы

Да русой косы...

• Конечно, девица на выданье, если мысль беспокойная взойдет, бывало, ночей не спит. Но раз в году по народному обычаю можно было погадать на имя суженого, узнать, хорош ли, плох, ласков или сердит жених будет. О том, как народ встречал Крещение, об обычае гадать в этот праздник можно прочесть в произведениях русских поэтов.

Сколько видов гаданий упоминает В. А. Жуковский в своем стихотворении «Светлана»?

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали, кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И под чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

а) 5;                 б) 6;                 в) 7.

• Был такой старинный обряд – разувание мужа молодой женой. Может быть, он заключает в себе какой-то смысл? Если да, то какой?

а) это залог аккуратности во всех домашних делах;

б) таким образом молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие на главенство мужчины в семье;

в) в этом нет ни какого смысла, просто выказывалось желание поскорее лечь спать.

В Ветхом завете – Библии говорится, что сначала Бог сотворил Адама, а потом Еву уже из его ребра. Так-то! И приходится теперь женушкам подчиняться. Однако почему-то в старину поговаривали: «Если муж голова, то жена – шея. Куда шея повернет, туда и голова смотрит». Это в шутку, наверное! А вообще про брак, про семейную жизнь раньше судили верно и здраво. Говорили, например, что: «В семье и каша гуще».

• Всем известна пословица: «С милым и в шалаше рай!». Откуда она пошла? В каком произведении впервые упоминается?

а) в Библии;

б) это слова из старинной песни;

в) в словаре Даля.

Происхождение пословицы чисто литературное. Это словесный оборот из стихотворения «Русская песня» (автор Н. М. Ибрагимов, профессор Казанского университета; опубликовано в 1815 году). Стихотворение было переложено на музыку и в таком виде обошло всю Россию.

Вечерком красна девица

На прудок за стадом шла;

Черноброва, белолица,

Так гуськов своих гнала:

Тига, тига, тига,

Вы, гуськи мои, домой!

Не ищи меня, богатый:

Ты постыл моей душе.

Что мне, что твои палаты?

С милым рай и в шалаше!..

Для одних для нас довольно:

Все любовь нам заменит.

А сердечны слезы больно

Через золото ронить...

Мы с вами на самом пороге заветной горницы. Как же хочется воскликнуть: «Милости прошу к нашему шалашу»! Да не тут-то было. Войти можно, если ответите на последний вопрос: что означало старинное выражение, которое я произнес: «Милости прошу к нашему шалашу»? Кто знает? О каком «шалаше» говорится? Попробуем отвечать без карточек, говорите все вместе, так скорее разберемся!

В это время в горнице (за занавесом) накрываются столы. Готовятся заключительные музыкальные номера. Помощники подводят итоги. Надо определить, кто сегодня войдет в «светлую горницу», кто окажется за праздничным столом?

Иван. Эх, ладно, самовар стынет! Вот моя подсказка. В давние времена на городских рынках, в торговых рядах стояли эти самые «шалаши». «Шалаш» – это такой небольшой и прочный бревенчатый сруб. Передняя стенка его открывалась и через нее велась торговля. В старинной книге Адама Олеария «Путешествие в Московию» можно видеть «лавку башмачника», башмачник протягивает руку к народу, а под рисунком подпись: «Милости прошу к нашему шалашу»! Уразумели?

Теперь приглашаю всех за столы!

Гости рассаживаются. Затевается чаепитие со свежими калачами. Звучит народная музыка. Начинается концерт. Всем заправляет гостеприимная и хлебосольная хозяйка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Воспитание любви к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры.

Обобщение опыта по теме: "Воспитание любви к Отечеству через  приобщение к истокам и традициям  русской культуры"...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

Об итогах семинара «Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Возрождение духовно-нравственного наследия на основе традиций отечественной культуры»

В ходе семинара участники посетили различные мероприятия с использованием новых методик и форм проведения:-  урок по Основам православной культуры в 6 классе «Святоотеческое предание как нр...