классный час "Приятного аппетита"
классный час на тему

Лаврухина Маргарита Ивановна
Цель: Формирование знаний подростков о питании, привитие культуры питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyatnogo_appettita.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС «ПРИЯТНОГО АППЕТИТА»

Цель: Формирование знаний подростков о питании, привитие культуры питания.

Форма: беседа.

Подготовительная работа.

      Разделить класс на несколько групп и каждой дать домашнее задание:

 1) подобрать пословицы и поговорки о хлебе, еде;

 2) записать домашнее меню и подумать, насколько полезны продукты, используемые в нём.          

  • Сегодня предмет нашего разговора – еда, продукты и способы питания. О еде можно и нужно знать как можно больше -  ведь от питания зависит наше здоровье, а оно нам ох как пригодится!

Если верить хорошо вам известному Арнольду Шварцнеггеру, пять из девяти основных причин смерти в мире – атеросклероз, кровоизлияние в мозг, болезни сердца, диабет и рак – могут вызываться неправильным питанием. Гипертония  повышенное артериальное давление), избыточный вес, отложение солей тоже зависят от того, как и чем мы питаемся.

- Ну-ка, скажите честно, кто из вас частенько заменяет обед или ужин бутербродом с бутылочкой лимонада?

 Так, понятно.

-  А кто предпочитает завтракать тарелочкой аппетитной овсянки?

Очень хорошо, одобряю!

- А есть среди вас поклонники наваристого борща?

Ох, и у меня слюнки потекли…

- А для кого лучшая еда – парочка, троечка пирожных со сладким чайком?

Вот какие храбрецы, и кариес им не страшен! Понятно, у вас же есть «Орбит» без сахара, да?

Конечно, ничего страшного нет, что вы перекусили бутербродом – иногда это выручает. Но, запомните, пожалуйста, постоянная еда без разбора, второпях, может привести к разным неприятностям, вплоть до хронических болезней.

 - Как вы думаете, сколько может съесть один человек за свою жизнь?

А это выглядит так:

1000кг жиров, 7000 кг хлеба,2000 кг мяса, 4000 кг рыбы, 5000 кг картофеля, 5000 штук яиц, 500кг соли и т. д. И всё это нужно запить 10 000 литров воды!

С незапамятных времён люди стали солить свою воду. Без соли есть невкусно, но и злоупотреблять ею не следует. Всё хорошо в меру. На самом деле, необходимое количество соли есть в молоке, мясе, овощах и крупах.

- Что мы понимаем под термином «правильное питание»?

Верно, нужно знать, что полезно для организма, а что – нет, и уметь претворить знания в жизнь, т. е. приобрести правильные, здоровые привычки, а привычка, как известно, вторая натура.

Обратимся к истории и культуре питания на Руси.

- Вы слышали такое выражение: «Молочные реки, кисельные берега».

- Кто может объяснить, что оно значит?

Выражение это употребляется в сказке, действие которой происходит «при царе Горохе», т. е. в незапамятные времена, «когда жили лешие да русалки, а над полями летали жареные куропатки».

Но так было в сказках, а в жизни кусок хлеба часто был горек и не всегда присутствовал на  столе.

  - Вспомним пословицы и поговорки о хлебе насущном, культуре питания.

 Итак, начали.

« Один с сошкой, семеро с ложкой».

« Хлеб – всему голова».

« Щи да каша – пища наша».

« Как потопаешь, так и полопаешь».

« Кашу маслом не испортишь».

« Хороша ложка к обеду».

«Какова еда и питьё,- таково и житьё».

«Ешь правильно – и лекарство ненадобно».

«Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою».

«Кабы не зубы, так и душа бы вон».

« С поста не мрут, а с обжорства  лопаются».

« Ужин не нужен, был бы обед».

В письменных памятниках Древней Руси отводится  много места  вопросам медицины, в том числе и советам, как правильно питаться. В « Изборнике Святослава» немало советов по диетическому питанию.

И больным, и здоровым людям рекомендовалось есть побольше овощей, к  которым отнесены также травы, ягоды, фрукты и грибы. Уже тогда люди понимали, что «силы в овощи велики», и они легко могут удовлетворить потребности организма.

Испокон веков лук и чеснок употребляют при простуде, пьют горячее молоко с мёдом, варенье из малины; рисовый отвар полезен при расстройстве желудка, вдыхание пара от горячей картошки снимает кашель, как и сок редьки с мёдом.

Вообще, что касается овощей и фруктов, можно смело сказать: все они полезны для здоровья, если помнить золотое правило – всё хорошо в меру.

             Вспомним пословицы и поговорки  об овощах:

« Обед без овощей – праздник без музыки».

«Зелень на столе – здоровье на сто лет».

«Лук – от семи недуг».

«Морковь – прибавляет кровь».

« Хлеб да капуста лихого не подпустят».

 НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ.

  • По мнению йогов, ежедневно нужно съедать один лимон. Для профилактики гриппа нужно кусочком лимона протирать дёсны и зубы.
  • Брусника используется для снижения  артериального давления, обладает противовоспалительным эффектом. Морсы, кисели из брусники и клюквы очень вкусны и полезны. Клюква улучшает умственную деятельность.

     БУДЕМ ЕСТЬ КЛЮКВУ В БОЛЬШИХ КОЛИЧЕСТВАХ!

 

- Ребята, скажите, а любите ли  вы чеснок?

             Не любите? Совершенно напрасно, ведь он имеет поистине волшебные свойства.

 Правда, греки считали чеснок пищей бедняков и в храмы Афродиты не пускали людей с запахом  чеснока. А вот в Древнем Египте строителям пирамид ежедневно давали несколько долек чеснока, чтобы избежать болезней и эпидемий.

Пифагор называл чеснок царём среди приправ. Попробуйте, ребята, пересмотреть своё мнение.

- Ребята, ну-ка, сообразите и скажите, какие продукты питания вы бы отнесли к исконно русским?

            Конечно, главное из них – картофель и хлеб.

 Картофель прочно занимает главное место на нашем столе. За счёт его мы удовлетворяем суточную потребность в витамине С. Картофелем можно лечить многие заболевания, связанные с нарушением обменных процессов; свежий сок картофеля способствует ликвидации опухолей. Картофель надо есть с кожурой, отваривая или запекая его в духовке. В кожуре находится много микроэлементов, клетчатки, витаминов. Картофель нужно класть только в кипящую воду. Категорически нельзя есть картофель с мясом, курицей, рыбой. Это затрудняет работу желудка. Без жалости выбрасывайте проросший, позеленевший картофель – в нём содержится ядовитое вещество соланин.

На самом деле картошка – «иностранка» на нашем столе. Родина её - горные плато в Перу. В Европу её привезли на испанских кораблях в середине ХVI века.

Первое время картошку выращивали любители редких растений в цветочных горшках. Французская королева украшала свои платья цветами картошки, а варёный картофель подавали только на обед королю.

В  России картошка прижилась не сразу, были даже  «картофельные бунты», но постепенно она стала одним из любимейших блюд.

А прародитель хлеба совсем был не похож на нашего современника, представляя собой кашу из размолотых зёрен, смешанных с водой. Иногда каша засыхала, и эти куски люди использовали как хлеб.

Скажите, какой хлеб вы любите больше всего – мягкий свежий?  Конечно, горячий хлеб вкуснее, но по выводам врачей, чёрствый хлеб гораздо полезнее. В последнее время участились заболевания раком пищевода, одна из основных  причин – приём горячей пищи. Не употребляйте очень горячую и очень холодную пищу, пищевод не любит таких стрессов.

- А теперь давайте поговорим о меню, которое составили ваши товарищи. Чего вкусненького они предлагают нам? Насколько полезны те продукты, из которых приготовлены блюда?! (Проанализировать и сделать выводы)

Запомните несколько правил грамотного питания.

           1. Продукты должны быть чистыми, свежими и качественными.

           2. Ешь без спешки. Пережёвывай пищу долго и тщательно.

           3. Не наедайся до полного насыщения и чувства тяжести в желудке.

           4. Ешь только тогда, когда возникает чувство голода, а не аппетита.

           5. Не пей чай или компот сразу после еды. Это ухудшает пищеварение.

                    Напитки лучше употреблять через 1 – 1,5 часа после приёма пищи.

           6. Не ешьте в один приём белковую и углеводную пищу. Это  означает

                   не есть мясо, яйца, сыр, колбасу вместе с  хлебом, картофелем, сладкими    

                   фруктами и т. д.

           7. Не допускайте повторного подогрева пищи. Это делает её «мёртвой»

- В заключении беседы, отгадайте русские загадки про еду:

  • Сидит барыня в ложке, свесив ножки.  (лапша)
  • Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (соль)
  • Крепь-город, да Бел - город,

а в Бел - городе воску брат.(яйцо)

  • Идёт в баню чёрен - выходит красен. (рак)
  • Чисто, да не вода, клейка, да не смола,

       Бела, да не снег, сладка, да не мёд;

       От рогатого берут и живулькам дают. (молоко)

  • И комковато, и ноздревато,

      И мягко, и ломко, а всех милей. (хлеб).

Творческое занятие:

  1. Найдите материал о пользе сыра, вы почему-то очень не любите бутерброды с сыром
  2. Посмотрите, все ли продукты, продаваемые в школьном буфете полезны для нас.
  3. Постарайтесь найти материал о «пользе» кока-колы, спрайта и других напитков, которые вы часто употребляете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Приятного аппетита!"

Данная программа предназначена проведения внеурочной деятельности в 1 - 2 классах для детей в возрасте 7 - 8 лет, срок реализации - 1 год...

Сценарий праздника "Приятного аппетита!"

Целью мероприятия является пропаганда здорового образа жизни.  В увлекательной форме детям сообщаются знания правилах здорового питания....

Приятного аппетита.

Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Приятного аппетита или Почему нужно есть много фруктов и овощей" проводится в форме игры-путешествия, где дети знакомятся с органами пищеварения, правилами пи...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Образовательная программа внеурочной деятельности "Учеба с аппетитом"

Данный  материал  является авторской разработкой, может использоваться   в процессе внеурочной деятельности, внеклассной работы, воспитательной работы классного руководителя....

Учебнгая встреча "Приятного аппетита!"

Игровая программа предназначена для учащихся второго года обучения. Она предназначена для расширения кругозора детей, активизации воображения, развития эмоционального восприятия и эстетического вкуса,...

«Поглощаем знания с аппетитом!»

Программа Группы продённого дня...