Главные вкладки

    Программа воспитательной работы для учащихся 1-4 классов
    рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Кувшинова Ксения Сергеевна

    Программа воспитательной работы для учащихся начальной школы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma.docx79.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа

    воспитательной работы

    «Ступеньки роста»

    с обучающимися

    на ступени

    начального общего образования

                                                              Срок реализации – 4 года

                                   

    г. Инта

    2011 год

    СОДЕРЖАНИЕ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………………… 3

    1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    С ОБУЧАЮЩИМИСЯ …………………………………………………………………... 5

    2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ

     ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ …………………………….. 5

    3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    С ОБУЧАЮЩИМИСЯ  ………………………………………………………………….. 6

    4. СОДЕРЖАНИЕ  И  ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

     С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ………………………………………………………………….. 8

    5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ

    ПО ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………….19

    6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ……………………………………………………………………21

    7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ

    МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………. 24

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа  воспитательной работы «Ступеньки роста»  с обучающимися на ступени начального общего образования (далее Программа)  разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей Республики Коми, города Инты, запросов семьи и других субъектов образовательного процесса.

         Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются:

    1. Закон РФ «Об образовании».
    2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
    3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
    4. Программа воспитания и социализации обучающихся.
    5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
    6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе

    «Школа – 2100».

     7.  Программа развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5».

         

    АКТУАЛЬНОСТЬ.

       В настоящее время важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко воспитание личности и ее духовно-нравственное развитие происходит в сфере образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная,  но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Обучающиеся на ступени начального общего образования требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной и творческой деятельности. Главные задачи современной школы – создание условий для раскрытия способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

        Данная Программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства для воспитательной работы с обучающимися на ступени начального общего образования.

    Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т. д.

    Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей.

         При разработке Программы учитывались конкретные возможности СОШ №5, материальное и методическое обеспечение, имеющийся  опыт организации дополнительного образования на базе СОШ №5, установившееся взаимодействие с учреждениями дополнительного образования города, также психологическая готовность обучающихся к работе, индивидуальные особенности обучающихся, запросы  семей.

         Программа воспитательной работы «Ступеньки роста» содержит семь разделов.

         Первый – «Цель и задачи воспитательной работы с обучающимися» -  раскрывает конкретную цель и задачи воспитания младших школьников.

        Второй раздел – «Основные направления и ценностные основы воспитательной работы с обучающимися» -  содержит приоритетные направления воспитательной работы и  определяет традиционные источники нравственности.

        В третьем разделе - «Принципы организации воспитательной работы с обучающимися»- раскрываются основные подходы к организации работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников и основополагающие принципы. 

        В четвертом  разделе - «Содержание и формы воспитательной работы с обучающимися»- раскрыты основные подходы к организации воспитания, а задачи духовно-нравственного развития конкретизируются с учетом направления воспитания. В каждом из направлений раскрывается соответствующая система базовых ценностей, а также приводятся основные виды деятельности и формы занятий с обучающимися по учебным годам.

       Пятый раздел - «Совместная деятельность школы, семьи  и общественности по воспитанию обучающихся» - формулирует основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности; задачи, формы взаимодействия семьи и школы, взаимодействие школы с общественными организациями.

       В шестом разделе – «Планируемые результаты воспитательной работы с обучающимися»- определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания.

       Седьмой раздел  «Контроль и оценка качества воспитания младших школьников»  предлагает ряд методик для изучения результата духовно-нравственного развития школьников, динамики нравственного развития, анализа состояния воспитательного процесса.

    1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.

        Воспитание – это процесс «содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),  нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)».

         Цель: приобретение  младшими школьниками социально значимых знаний (о нормах, традициях, культуре), развитие их социально значимых отношений и накопления ими опыта социально значимых действий.

        Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

    • создание условий  для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся, поддержание воспитывающего уклада школьной жизни;
    • реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности младших школьников с привлечением социальных партнеров;
    • формирование классного коллектива и развитие ученического самоуправления в классе;
    • установление социального партнерства с семьями обучающихся;
    • разработка инструментария по диагностике изменений в духовно-нравственном развитии обучающихся.

              2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  

                С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.

         Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.

         В соответствии с поставленной целью воспитания школьников на ступени начального общего образования выделяем следующие его направления:

    1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

    Ценности: любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями; семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.

            2.  Воспитание нравственных качеств и этического сознания.

    Ценности: нравственный выбор, смысл жизни, справедливость. милосердие, честь, достоинство, любовь, почитание родителей, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания; представление о вере, о религиозной картине мира.

            3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труд, жизни.

    Ценности: трудолюбие, творчество, познание, истина, созидание, целеустремленность, настойчивость в достижении целей, бережливость.

            4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

    Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

            5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

    Ценности: жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля.

            6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

    Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, творчество.

               3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.

         В качестве основополагающих принципов организации воспитательной работы выбраны следующие:

    Принцип совместной деятельности педагогов и школьников.

    Воспитание должно осуществляться только в процессе совместной  разнообразной деятельности и взрослых, и детей, поскольку только так могут образовываться воспитывающие детско-взрослые общности. В совместной деятельности педагог может создавать благоприятные условия для приобретения обучающимися социально значимых знаний, развития их социально значимых отношений и накопления ими опыта социально значимых действий.

    Принцип системной организации воспитания.

    Принцип предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания в их взаимосвязи: четкой ориентации воспитательных мероприятий на цель и задачи воспитания, адекватного подбора содержания и форм воспитания, логичного «перетекания» одних воспитывающих дел в другие.

    Принцип гуманистической направленности воспитания.

    В современной школе воспитание должно ориентировать ребенка на ценности гуманизма и быть гуманистически ориентированным, то есть ориентированным на самого ребенка, как на главную для воспитателя ценность.

    Принцип опоры на педагогический авторитет.

    В младшем школьном возрасте ребенок наиболее чувствителен к влиянию на него личности педагога, что  требует от педагога особой осторожности в словах и действиях.

    Принцип учета возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей обучающихся.

    Организуемое в школе воспитание должно согласовываться с общими законами развития ребенка и строится сообразно его возрасту, полу, индивидуальным особенностям.

         Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся направлена на формирование морально-нравственного, личностно-развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни»  является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающихся, их эффективной социализации и своевременного взросления.

         Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно-полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными  духовными традициями.

         В основе Программы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода.

    Аксиологический подход.

    Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда. когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. Система ценностей определяет содержание духовно-нравственного воспитания младших школьников.

    Системно-деятельностный подход.

    Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:         

    - воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной;

    - системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована.

    Развивающий подход.

    Подход дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы.

         4. СОДЕРЖАНИЕ   И ФОРМЫ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.

         Каждое из основных направлений воспитательной работы с обучающимися оформляется в виде тематической подпрограммы.

    4.1. «СТРАНА ГРАЖДАН»

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,

    свободам и обязанностям человека

         Цель: формирование у младших школьников любви к Родине, бережного отношения  к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание  у детей патриотизма, формирование гражданских позиций.

        Задачи:

    - формирование национального самосознания, чувства национальной гордости;

    - воспитание преданности Отчизне, готовности к защите Родины, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения;

    - изучение героической истории России и родного края;

    - воспитание избирательной культуры, чувства ответственности за будущее страны;

    - освоение прав и обязанностей юного гражданина России;

    - формирование умения отвечать за свои поступки;

    - формирование негативного отношения к нарушению порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

    Содержание проблемы

         Патриотическое воспитание, воспитание гражданина – одна из самых острых, самых насущных задач современности. В условиях существования различных трактовок фактов истории России, замалчивания славного прошлого страны, требуется уберечь детей от попыток отрицания героизма и патриотизма русского народа показать достойные примеры для подражания.

    Содержание и формы деятельности

         В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя гражданином, патриотом своего Отечества.

         Исходные позиции: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и сын великого народа, имеющего свою прекрасную, но и трагическую историю. Родина начинается с родительского дома, с родной улицы, родного города, республики.

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Получение первоначальных представлений о Конституции РФ,

    ознакомление с государственной символикой России и Республики Коми

    1. Беседа-ознакомление «Символы России»

    2. Выработка правил поведения в классе

    3. Беседа-ознакомление

    «Моя республика. Символика»

    4. Классные часы «День правовых знаний», «Правовой всеобуч»

    1. Викторина «Государственная символика России»

    2. Праздник «Я люблю тебя, Россия!»

    3. Игра «Мои права и обязанности»

    4. Конкурс чтецов «Наша страна Россия»

    1. Праздник «Край мой северный»

    2. Конкурс чтецов.

    3. Экскурс по городам и селам «Мое Отечество!»

    1. Литературно-музыкальный праздник «Россия, мы дети твои!»

    2. Литературный фестиваль

    3. Сюжетно-ролевая игра «Права детей»

    Ознакомление с героическими страницами истории России

    1. Классный час «День памяти жертв политических репрессий»

    2. Классный час «Профессия – Родину защищать!»

    3. Классный час «Этот День Победы!»

    4. Классный час «День народного единства»

    1. Беседа-ознакомление «Куликовская битва»

    2. Конкурсы рисунков

    3. Просмотр кинофильмов

    4. Литературные посиделки «Русский солдат умом и силой богат»

    1. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

    2. Кружок «Вехи истории»

    3. Просмотр учебных фильмов

    4. Лирико-поэтический час «Слава тебе, победитель-солдат!»

    1. Встречи с участниками афганских и Чеченских событий

    2. Конкурс патриотической песни

    3. Просмотр и обсуждение кинофильмов и учебных фильмов

    4. Участие в вахте памяти «Звучи, памяти набат!»

    Ознакомление с историей и культурой города, республики

    1. Беседа-обсуждение «Мой любимый город»

    2. Классный час «Я – интинец! Это звучит гордо»

    3. Знакомство со школьным музеем «Истоки»

    1. Конкурс рисунков «Мой город любимый Инта»

    2. Экскурсии в городской краеведческий музей

    3. Сбор материалов для школьного музея «Истоки»

    1. Конкурс плакатов «Моя Республика»

    2. Экскурсии к памятникам и памятным местам

    3. Сбор материалов для школьного музея «Истоки»

    1. Праздник  «Моя школа. Мой город. Моя республика»

    2. Проведение бесед и экскурсий для учащихся 1 – 2 классов.

    Участие в социальных проектах и мероприятиях

    1. Классный час «Наш класс – это команда»

    2. Участие в работе ДОО «СОЮЗ»

    3. Участие в школьном проекте «КОШКА»

    1. Смотр-соревнование «Большая игра»

    2. Оказание шефской помощи ветеранам

    3. Участие в работе ДОО «СОЮЗ»

    4. Участие в школьном проекте «КОШКА»

    1. Смотр-соревнование «Большая игра»

    2. Оказание шефской помощи ветеранам

    3. Участие в работе ДОО «СОЮЗ»

    4. Городская акция «Звезда Победы»

    1. Смотр-соревнование «Большая игра»

    2. Оказание шефской помощи ветеранам

    3. Участие в работе ДОО «СОЮЗ»

    4. Участие в концертах.

    Установление социального партнерства с семьями

    1. Родительское собрание «Первый раз в первый класс»: адаптация первоклассников в школе»

    2. Утренник «Праздник девочек и мам»

    1. Акция «Милосердие»

    2. КВН «Женский день – 8 Марта»

    1. Акция «Милосердие»

    2. Проект «Моя родословная»

    3. Конкурсная программа с участием мам и бабушек

    1. Акция «Милосердие»

    2. Проект «История моей семьи»

    3. Организация походов.

    4. спортивные соревнования с участием пап и дедушек

    5. Родительское собрание «Права и обязанности школьника»

                                                     

                                                      Предполагаемый результат деятельности

         Целенаправленная систематическая работа по данному направлению  (формированию патриотических чувств) поможет учащимся осознать себя гражданином  великой страны, будет способствовать пробуждению стремления не только гордиться Отечеством, но и готовности его защищать, трудиться на его благо.

    4.2. «ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ, ПОСТУПКИ»

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания

         Цель: возрождение духовно-нравственного потенциала нации, воспитание свободных граждан с чувством личной ответственности и моральности, способной к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.

        Задачи:

    - формирование гуманистических отношений к ближнему;

    - воспитание уважения к святыням, духовно-нравственным ценностям русского народа;

    - воспитание святого отношения к семье;

    - воспитание умения и желания делать добро, проявлять чуткость, заботу и внимание к нуждающемуся;

    - воспитание сострадания, самопожертвования, терпимости и доброжелательности;

    - воспитание честности, порядочности.

    Содержание проблемы

         Время требует обращения к святыням русского и коми народов, понимания значимости семьи в жизни человека, доброты, порядочности, чуткости. готовности прийти на помощь.

    Содержание и формы деятельности

         Организация проектной деятельности, участие в благотворительных акциях, формирование знаний о правилах поведения в обществе через циклы этических бесед.

            1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Получение первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры

    и культуры Республики Коми

    1. Экскурсии в ЦНК

    2. Экскурсии в краеведческий музей.

    3. Посещение спектаклей, цирковых представлений

    1. Конкурс рисунков «Святые заступники Руси»

    2. Посещение концертов

    1. Конкурс творческих работ «Святые заступники Руси»

    2. Виртуальные экскурсии по музеям и выставочным залам России

    1. Конкурс творческих работ «Святые заступники Руси»

    2. Виртуальные экскурсии по музеям и выставочным залам России

    Ознакомление с деятельностью традиционных религиозных организаций

    -

    1. Виртуальные экскурсии по святым местам России

    1. Виртуальные экскурсии по святым местам Республики Коми

    2. Участие в Покровских встречах

    1. Виртуальные экскурсии по святым местам Республики Коми и России

    2. Участие в Покровских встречах

    Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения,

    приобретение опыта ролевого нравственного взаимодействия

    1. Выработка ритуалов и традиций в классе

    2. Урок-сказка «Про то, как добро и зло боролись»

    3. Игровые программы

    «Учимся дружить»

    4. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    5. Выставка рисунков «Мои родные»

    6. Классные часы

     «Уважение к старости»

    «День Матери»

    «День семьи»

    1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    2. Этические беседы

    3. Участие в концертно-игровых программах

    4. Беседа о родословной «Откуда мы  родом»

    5. Тематические классные часы

    1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    2. Практическая игра «Учимся правильно жить и дружить»

    3. Участие в проведении праздников

    4. Беседа-диспут «Моя помощь родным»

    5. Тематические классные часы

    1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    2. Проведение игровых программ для учащихся 1 – 2 классов

    3. КВНы по различной тематике

    4. Диспут «Что мешает дружбе»

    5. Тематические классные часы

    Участие в социальных проектах и мероприятиях

    1. Проект «Автопортрет класса»

    2. Праздник «Ежели вы вежливы!»

    1. Проект «Добрые дела»

    1. Проект «Добрые дела»

    2. Участие в школьных городских мероприятиях

    1. Проект «Добрые дела»

    2. Участие в городских концертах.

    3. Творческая игра «Секреты волшебницы речи»

    Установление социального партнерства с семьями

    1. Родительское собрание «Поощрения и наказания в семье: разумный баланс»

    2. Праздник семьи

    3. Родительское собрание «Дружбы и ссоры в детском коллективе»

    1. Акция «Милосердие»

    2. Праздник «Моя мама самая…»

    3. Родительское собрание «Упрямство: от противостояния к пониманию»

    1. Акция «Милосердие»

    2. Проект «Моя родословная»

    3. Праздник «Моя мама самая…»

    4. Родительское собрание «Воспитание толерантного взаимодействия с окружающим миром»

    5 Сочинение с иллюстрациями «А в нашей семье…»

    1. Акция «Милосердие»

    2. Проект «История моей семьи»

    3. Праздник «Моя мама самая…»

    4. Родительское собрание «Природа детской агрессивности»

            

    Предполагаемый результат деятельности

    Осознание школьниками ответственности, своего обязательного участия в помощи престарелым, больным, детям. Понимание того, что доброта, милосердие, щедрость, чуткость – лучшие качества личности.

    4.3. «ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ»

    Воспитание  трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

         Цель: формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности школьника, развитие трудовых навыков и умений.

        Задачи:

    - формирование положительного отношения к учению и пониманию роли знаний в жизни;

    - развитие познавательной активности и культуры умственного труда;

    - развитие потребности в постоянном пополнении своих знаний, сознательном, ответственном и творческом отношении к учению, в развитии трудовых навыков;

    - создавать условия для участия  младших школьников в общественно значимой деятельности;

    - воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

    Содержание проблемы

         Знания в жизни человека. Учеба – главный труд  младшего школьника. Познавательная активность и культура умственного труда.

         Исходная аксиома – труд сам по себе не воспитывает, а воспитывает труд осмысленный, хорошо организованный, имеющий материальный и моральный стимулы.

    Содержание и формы деятельности

         Вовлечение учащихся в занятия кружка «Шахматы –  школе», проведение олимпиад, предметных недель, интеллектуальных марафонов. Осмысление обучающимися необходимости трудовой деятельности, где есть видение цели, смысла труда. Понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов и главного способа самореализации человека.

            

                    

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Формирование положительного отношения к учению и пониманию роли знаний в жизни

    1. Праздник Первого Звонка

    2. Праздник «Посвящение в первоклассники»

    3. Развивающие игры.

    1. День Знаний. Право на образование

    2. Праздник Книги

    3. Беседа о значении умственного труда «Славит человека труд!»

    1. День Знаний.

    2. Урок-путешествие «По дороге знаний»

    1. День Знаний.

    2. Беседа-обсуждение «Карусель знаний»

    Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду

    1. Экскурсии по школе, по городу с целью ознакомления с различными профессиями.

    1. Трудовые десанты по благоустройству класса

    2. Деловые игры

    3. Конкурс-викторина «Кто что любит и умеет делать?»

    1. Трудовые десанты по благоустройству класса, школы

    2. Встречи с людьми разных профессий

    3. работа в творческой мастерской «Умелые ручки»

    1. Трудовые десанты по благоустройству класса, школы, города

    2. Презентация «Профессии, которые мы выбираем»

    3. Диспут «Терпение и труд все перетрут»

    Развитие познавательной активности и культуры умственного труда

    1. Занятия в кружке «Шахматы – школе»

    2. Участие в предметных олимпиадах

    3. Участие в ЭМУ

    4. Праздник «Прощание с Букварем»

    1. Занятия в кружке «Шахматы – школе»

    2. Участие в предметных олимпиадах

    3. Участие в ЭМУ

    4. Участие в конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру»

    5. Викторина-игра «Мои любимые уроки»

    1. Занятия в кружке «Шахматы – школе»

    2. Участие в предметных олимпиадах

    3. Участие в ЭМУ

    4. Участие в конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру»

    5. Участие в интеллектуальном марафоне «Познание и творчество»

    1. Занятия в кружке «Шахматы – школе»

    2. Участие в предметных олимпиадах

    3. Участие в ЭМУ

    4. Участие в конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру»

    5. Участие в интеллектуальном марафоне «Познание и творчество»

    Участие в общественно значимой деятельности

    1. Предметно-тематические праздники

    2. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    2. Конкурс стихов и пословиц о маме.

    1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    2. Проведение игры «Звездный час»

    1. Выпуск тематических стенгазет

    2. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    3. Конкурс проектов «Шаги в науку»

    Установление социального партнерства с семьями

    1. «Дни открытых дверей» для родителей

    2. Игра «Путешествие по морю знаний»

    1. Выставка работ «Наши достижения»

    2. Игра-викторина «Семейный эрудит»

    1. Экскурсии на предприятия города «Место работы наших родителей»

    2. Родительское собрание «Радость коллективного труда. Формирование навыков совместной деятельности»

    1. Организация и проведение презентаций «Труд наших родных»

    2. Родительское собрание «Развитие системы ценностей, как основа успешного обучения»

    3. Интеллектуальный семейный конкурс «Счастливый случай»

    Предполагаемый результат деятельности:

         Овладение основными трудовыми  умениями и навыками по самообслуживанию. Осознание обучающимися роли знаний в жизни человека, осознание личной перспективы. Знание приемов самовоспитания.

    4.4. «ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА»

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

         Цель: укрепление здоровья обучающихся, физическое совершенствование, пропаганда здорового образа жизни.

        Задачи:

    - формирование  навыков санитарно-гигиенической культуры;

    - активное занятие физическим совершенствованием, укреплением здоровья;

    - формирование стремления к здоровому образу жизни;

    - пропаганда спорта как критерия здоровья – одной из главных жизненных ценностей.

    Содержание проблемы

         Беда нашего времени – склонность к вредным привычкам, поэтому необходимо пропагандировать здоровый образ жизни, формировать и у детей, и у родителей устойчивое и систематическое стремление к занятиям спортом как альтернативе вредным привычкам.

    Содержание и формы деятельности

         Вовлечение обучающихся в активные занятия спортом через школьные кружки «Олимпийцы», «Ритмика», кружок «Плавание», самостоятельное посещение секций УДОД. Осмысление учащимися, что занятия спортом способствуют укреплению здоровья. Главная ценность у человека – его здоровье.

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Формирование  навыков санитарно-гигиенической культуры

    1. Беседа «Режим дня»

    2. Практическая игра «Чистота – залог здоровья»

    3. Тематические классные часы

    1. Практическое занятие «Режим дня школьника»

    2. Праздник «Царица Гигиена и ее друзья»

    1. Беседа «Режим дня – здоровый образ жизни»

    2. Игра «Друзья здоровья»

    1. Просмотр видеопрезентаций по данной тематике

    2. Диспут «Значение режима дня в жизни школьника»

    3. Беседа «Правильное питание – залог здоровья»

    Активное занятие физическим совершенствованием, укреплением здоровья

    1. Занятия в школьных кружках «Олимпийцы», «Ритмика»

    2. Посещение бассейна

    3. Подвижные игры на переменах и на свежем воздухе

    4. Участие в спортивно-оздоровительных состязаниях школьников «Президентское многоборье»

    5. Соревнования «Самые ловкие и умелые!» (внутри класса)

    6. Организация внешкольной деятельности

     1. Занятия в школьных кружках «Олимпийцы», «Ритмика»

    2. Посещение бассейна

    3. Подвижные игры на переменах и на свежем воздухе

    4. Участие в спортивно-оздоровительных состязаниях школьников «Президентское многоборье»

    5. Соревнования «Сильные, ловкие, смелые!» (между классами)

    6. Организация внешкольной деятельности

    1. Занятия в школьных кружках «Олимпийцы», «Ритмика»

    2. Посещение бассейна

    3. Подвижные игры на переменах и на свежем воздухе

    4. Участие в спортивно-оздоровительных состязаниях школьников «Президентское многоборье»

    5. Соревнования по пионерболу, снайперу

    6. Организация внешкольной деятельности

    1. Занятия в школьных кружках «Олимпийцы», «Ритмика»

    2. Посещение бассейна

    3. Подвижные игры на переменах и на свежем воздухе

    4. Участие в спортивно-оздоровительных состязаниях школьников «Президентское многоборье»

    5. Организация внешкольной деятельности

    6. Соревнования «Спортивная карусель»

    Формирование стремления к здоровому образу жизни

    1. Беседы о здоровом образе жизни

    2. Встречи с медицинскими работниками

    3. Беседы о ПДД

    4. Профилактика правонарушений (беседы, экскурсии)

    5. Правила пользования электроприборами «Не шути с огнем!»

    6. Классный час «Чтобы не было беды!»

    1. Участие в Дне Бегуна

    2. Беседы об олимпийском движении

    3. Викторины по правилам дорожного движения

    4. Профилактика правонарушений (викторины, рисунки)

    5. Разбор ситуаций «Где нас подстерегает опасность»

    1. Участие в Дне Бегуна

    2. Беседы о параолимпийском движении

    3. Встречи с работниками ГИБДД и полиции

    4. Профилактика правонарушений (встречи с врачом)

    5. «Будем плавать, загорать!» (правила поведения на воде)

    1. Участие в Дне Бегуна

    2. Профилактика правонарушений (встречи и беседы с медработниками, с работниками ГИБДД  и полиции)

    3. Викторина о правилах безопасности «Правила учи – себя береги!»

    Участие в общественно значимой деятельности

    1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    2. Участие в реализации проекта «Тропинки здоровья»

    1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    2. Участие в акции «Мы выбираем спорт»

    3. Участие в реализации проекта «Тропинки здоровья»

    1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    2. Участие в акции «Мы – против вредных привычек»

    3. Участие в реализации проекта «Тропинки здоровья»

    4. Праздник «Светофор – ребятам друг»

    1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    2. Проведение подвижных игр для учащихся 1 – 2 классов

    3. Участие в реализации проекта «Тропинки здоровья»

    4. Проведение игры-викторины по ПДД для учащихся 1 – 2 классов

    Установление социального партнерства с семьями

    1. Проведение семейных спортивных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья»

    1. Проведение семейных спортивных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья»

    2. Участие в Дне здоровья

    1. Проведение семейных спортивных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья»

    2. Участие в Дне лыжника

    3. Родительское собрание «Вредные привычки в детском возрасте»

    1. Проведение семейных спортивных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья»

    2. Организация походов

    3. Родительское собрание «Как научить ребенка защитить себя в ситуации насилия на улице»

    Предполагаемый результат деятельности

         Осознание учащимися необходимости активных занятий спортом для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения заболеваний.

    4.5. «ПРИРОДА – НАШ ДОМ»

    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

         Цель: популяризация экологических знаний, участие детей в решении экологических проблем.

        Задачи:

    - воспитание понимания взаимосвязей человека, общества и природы, их целостности и единства объективного мира;

    - формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности;

    - воспитание экологической культуры, бережного отношения к зеленым насаждениям, птицам, животным;

    - вовлечение обучающихся в решение экологических проблем.

    Содержание проблемы

         одной из тревожных проблем нашего времени является критическое состояние окружающей человека среды, угрожающей не только его здоровью, но и самому его существованию. Преодолеть растущий конфликт с природой, предотвратить процесс постоянного умирания природы людям помогут знания, культура, продуманные законы природоиспользования.

    Содержание и формы деятельности

         Осмысление обучающимися себя как части природы, части планеты Земля. Каждый человек, гражданин в ответе не только за себя, за свою семью, но и за всю планету.

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Воспитание понимания взаимосвязей человека, общества и природы,

    их целостности и единства объективного мира

    1. Изучение природы родного края (экскурсии, беседы, классные часы)

    2. Конкурс загадок о природе

    1. Изучение природы родного края (экскурсии, презентации)

    2. Конкурс знатоков леса

    3. Конкурс рисунков

    1. Изучение природы родного края (чтение, рассматривание)

    2. Конкурс знатоков птиц

    3. Конкурс плакатов

    1. Изучение природы родного края

    2. Конкурс знатоков лекарственных растений

    3. Конкурс презентаций

    Формирование осознания роли и активности человека в преобразовании

    окружающей действительности

    1. Занятие в кружке «Экология»

    1. Занятие в кружке «Экология»

    1. Занятие в кружке «Экология»

    2. Организация проектной деятельности в рамках предмета «Окружающий мир»

    1. Занятие в кружке «Экология»

    2. Организация исследовательской деятельности

    Воспитание экологической культуры, бережного отношения

     к зеленым насаждениям, птицам, животным

    1. Выставка поделок из природного материала «Красота окружающей природы»

    2. Практическая работа «Птичья столовая»

    1. Проект «Елочка»

     1. Акция «Помощь птицам»

    1. Праздник «Экологическая мозаика»

    2. Экологический плакат «Гармония в природе»

    Формирование коллектива и развитие ученического самоуправления

    1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    2. Участие в озеленении территории школы

    1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    2. Организация экологического патруля

    Установление социального партнерства с семьями

    1. Проект «Мой питомец»

    1. Проект «Елочка»

    1. Благоустройство школьной территории

    1. Благоустройство школьной территории

    2. Организация походов

    Предполагаемый результат деятельности:

         Осознание обучающимися своей ответственности за судьбу планеты Земля, активная позиция в деятельности по сохранению природы.

    4.6. «МИР КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ»

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному,

    формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

         Цель: формирование любви и уважения к культурному наследию, развитие творческих способностей учащихся.

        Задачи:

    - воспитание понимания прекрасного в жизни, искусстве, природе;

    - формирование понимания значимости искусства в жизни человека;

    - развитие творческих способностей обучающихся и создание условий для их реализации.

    Содержание проблемы

         Познание прекрасного в окружающей действительности. Выявление способностей. наклонностей ребенка и реализация их через сеть кружков, клубов. секций, конкурсы. праздники и др.

    Содержание и формы деятельности

         Осмысление школьниками значимости искусства, литературы, фольклора для человека современного мира в разрешении гуманно-эстетических проблем современного миропонимания.

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Воспитание понимания прекрасного в жизни, искусстве, природе

    1. Цикл бесед «В мире прекрасного»

    1. Посещение городских выставок

    2. Практическое занятие «Красота движений»

    1. Посещение городских выставок

    2. Экскурсии

    1. Выставка поделок «Красота и уют моего дома»

    Формирование понимания значимости искусства в жизни человека

    1. Посещение спектаклей, концертов

    2. Беседы о пользе чтения, посещение школьной библиотеки

    1. Посещение спектаклей, концертов

    2. Посещение городской детской библиотеки

    1. Посещение спектаклей, концертов

    1. Посещение спектаклей, концертов

    Развитие творческих способностей обучающихся и создание условий для их реализации

    1. Занятие в школьных кружках «Веселые нотки», «Утро художника»

    2. Организация внешкольной деятельности обучающихся по данному направлению

    3. Праздник «Весело, весело встретим Новый год!»

    4. Школьные и городские концерты

    1. Занятие в школьных кружках «Веселые нотки», «Утро художника»

    2. Организация внешкольной деятельности обучающихся по данному направлению

    3. Участие в конкурсе чтецов

    4. Школьные и городские концерты

     1. Занятие в школьных кружках «Веселые нотки», «Утро художника»

    2. Организация внешкольной деятельности обучающихся по данному направлению

    3. Участие в конкурсе певцов

    4. Школьные и городские концерты

    1. Занятие в школьных кружках «Веселые нотки», «Утро художника»

    2. Организация внешкольной деятельности обучающихся по данному направлению

    3. Участие в конкурсе танцоров

    4. Школьные и городские концерты

    Формирование коллектива и развитие ученического самоуправления

    1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ»

    2. Праздник «Фестиваль искусств»

    Установление социального партнерства с семьями

    1. Участие в классных праздниках

    2. Помощь в организации Смотра творческих достижений учащихся

    1. Участие в проведении классных праздников

    2. Помощь в организации Смотра творческих достижений учащихся

    3. Родительское собрание «Книга – источник знаний»

    1. Благоустройство школьной территории

    2. Участие в Смотре творческих достижений учащихся

    3. Родительское собрание «Способности и одаренность»

    1. Благоустройство школьной территории

    2. Участие в Смотре творческих достижений учащихся

    Предполагаемый результат деятельности:

         Осознание необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, знакомство с культурой родного края. Занятия одним из видов искусства.

                5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ

                    ПО ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

         Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляются  не только образовательным учреждением, но и семьей, а внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада обучающегося. Для развития ребенка очень важны гармоничные отношения с родителями.

         Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании», Законах Республики Коми.

         Основными задачами классного руководителя в работе с родителями являются:

    - развитие у родителей эмпатии и способности оказывать поддержку;

    - усиление взаимного интереса и принятия;

    - развитие конструктивных способов взаимодействия;

    - поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;

    - увеличение взаимной открытости;

    - улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.

         Главное – начать выстраивать с родителями партнерские отношения – формулировать взаимные интересы. договариваться и реализовывать эти договоренности так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали. что школа – это не «камера хранения», а среда жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями – становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, организовывать пространство класса, но только на основе добровольного участия родителей.  В этих рамках необходимо вести педагогическое  просвещение родителей обучающихся – объяснять им цель и смысл нового развивающего подхода к образованию – обучению и воспитанию.

         Система работы с родителями по повышению педагогической культуры основана на следующих принципах:

    - совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

    - сочетание педагогического просвещения с педагогическим сообразованием родителей;

    - педагогическое внимание, уважение и требовательность  к родителям;

    - поддержка  и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

    - содействие родителям в решении индивидуальных проблем в воспитании детей;

    - опора на положительный опыт семейного воспитания.

        Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности классного руководителя по воспитанию и социализации, в разработке содержания программ воспитания и социализации обучающихся, оценке эффективности этих программ. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

         Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. Для этого используются различные формы взаимодействия  семьи и школы:

    - родительские собрания и конференции;

    - индивидуальные  консультации;

    - педагогический практикум;

    - родительский лекторий;

    - телефон доверия;

    - дни открытых дверей;

    - встречи за круглым столом;

    - вечер вопросов и ответов;

    - педагогический практикум;

    - тренинг для родителей.

         В деятельности школы по повышению педагогической культуры родителей принимают участие врачи, психологи, социологи, работники правоохранительных органов, представители общественности.

       

                6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.

         Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата (например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности).

         Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням, одобряемых и неодобряемых формах поведения

         Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном  образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

         Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

         Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

         Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

         Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

    Воспитательные результаты

    по уровням и направлениям деятельности

    Первый уровень (1 – 2 класс)

    Второй уровень (3 класс)

    Третий уровень (4 класс)

    Воспитание гражданственности, патриотизма,

    уважения к правам, свободам и обязанностям человека

    - приобретение младшими школьниками элементарных знаний  о гражданском обществе, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии  Республики Коми, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

    - приобретение знаний о нормах поведения человека как гражданина и патриота своей страны;

    - приобретение знаний о нормах и традициях миротворческой деятельности человека;

    - приобретение знаний о нормах и традициях поведения человека в многонациональном обществе

    - развитие ценностного отношения к России, своему народу, Коми краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам российской Федерации, русскому языку, народным традициям, старшему поколению;

    - формирование ценностного отношения к миру, негативного отношения к войне, агрессии, насилию;

    - формирование ценностного отношения к иным людям

    - накопление первоначального опыта постижения ценностей гражданского общества, национальной культуры и истории;

    - накопление опыта ролевого взаимодействия при реализации гражданской, патриотической позиции;

    - приобретение опыта социальной коммуникации

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания

    - приобретение начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

    - приобретение знаний о традициях семьи, школы; формирование бережного и уважительного к ним отношения

    - формирование уважительного отношения к различным религиям;

    - формирование ценностного отношения к другим людям, сочувствия к людям, находящимся в трудной ситуации;

    - развитие способности эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, умения анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

    - развитие уважительного отношения к родителям, старшим, заботливого отношения к младшим

    - накопление нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

    - приобретение знаний о нормах познавательной деятельности человека и его поведении в информационном пространстве;

    - получение элементарных знаний о различных профессиях;

    - осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, созидания;

    - приобретение знаний о нормах, связанных с самопознанием, самооценкой, самореализацией

    - формирование ценностного отношения к труду  и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

    - формирование ценностного отношения к учебному труду;

    - формирование мотивации к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической деятельности

    - приобретение первоначальных навыков трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

    - накопление опыта умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

    - приобретение первоначального опыта общественно полезной деятельности

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

    - приобретение элементарных представлений о взаимной обусловленности физического, нравственного, психического, социально-психологического здоровья человека;

    - приобретение знаний о значении физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

    - приобретение знаний о возможном негативном влиянии  компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека

    - развитие ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей

    - приобретение первоначального личного опыта здоровьесберегающей деятельности;

    - приобретение первоначального опыта пропаганды здорового образа жизни

    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

    - приобретение знаний о природных богатствах России и Республики Коми;

    - приобретение знаний о нормах экологической этики

    - формирование бережного, уважительного отношения  к природе

    - приобретение первоначального опыта эстетического, эмоционально-нравственного отношения к  природе;

    - приобретение первоначального опыта  участия в природоохранной  деятельности в школе, на пришкольном участке

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному,

    формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

    - приобретение первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире;

    - приобретение первоначальных умений видеть красоту в поведении, поступках людей;

    - приобретение элементарных представлений об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры

    - развитие ценностного отношения к культуре, культурным ценностям

    - приобретение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности;

    - формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества

                7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

         Важнейшим показателем эффективности воспитательной работы является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире, развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, а самого себя как носителя нравственности.

         Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей).

         Критерии:

    - ориентация обучающихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;

    -оценка обучающимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в школе;

    - уровень психологической защищенности обучающихся и нравственно-психологический климат в школе в целом;

    - наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.

         В ходе воспитательной работы с обучающимися используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики уровня сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе.

         Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия,  ранжирование, недописанный тезис,  рисуночный тест, ситуация выбора.

    Методы контроля и оценки качества воспитательной работы

    по направлениям деятельности

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    «СТРАНА ГРАЖДАН»

    Воспитание гражданственности, патриотизма,

    уважения к правам, свободам и обязанностям человека

    (изучение направленности личности)

    Метод

    наблюдения

    Методика

    «Цветик-семицветик»

    Методика незаконченных предложений

    Методика

    «Цветик-семицветик»

    Метод

    ранжирования

    Тест Н. Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

    «ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ  И ПОСТУПКИ»

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания

    (изучение детского коллектива)

    Игровая социометрия

    «Подарки»

    Игровая социометрия

    «Пьедестал»

    Игровая социометрия

    «Круги на воде»

    Социометрия

    Экспертная оценка уровня воспитанности по методике Н. П. Капустиной

    «ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ»

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

    (изучение мотивационной сферы)

    Метод наблюдения Рисунок «Что мне нравится в школе»

    Методика «Волшебник»

    Анкетирование

    Анкетирование

    Методика незаконченных предложений Анкетирование

    «ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА»

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

    Анализ результатов «Президентского многоборья»

    Статистический медицинский анализ состояния здоровья обучающихся

    «ПРИРОДА – НАШ ДОМ»

    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

    (изучение познавательных потребностей)

    Метод наблюдения

    Анкетирование

    Тест «Отношение к природе»

    «МИР КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ»

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному,

    формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

    (изучение познавательных потребностей)

    Метод наблюдения, анкетирование

    «РАБОТА С СЕМЬЕЙ»

    Установление социального партнерства с семьями

    (изучение семейных отношений)

    Посещение семей

    Наблюдение

    Рисуночный тест

    «Я и моя семья»

    Рисуночный тест

    «Семья животных»

    Анкетирование родителей

    Анкетирование родителей

    Анкетирование обучающихся

    Анкетирование родителей с целью выяснения запросов по организации внеурочной деятельности

    Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей  работой общеобразовательного учреждения

          Таким образом, систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил  поведения, развития ценностного отношения у себе, людям, окружающему миру, для становления личностных качеств выпускника начальной школы:

    • добрый, не причиняющий зла живому;
    • честный и справедливый;
    • любящий и заботливый;
    • трудолюбивый и настойчивый;
    • творящий и оберегающий красоту мира;
    • стремящийся к знаниям и критично мыслящий;
    • смелый и решительный;
    • свободолюбивый и ответственный;
    • самостоятельный и законопослушный;
    • чувствующий связь со своим народом, страной, культурой;
    • бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам;
    • патриотичный (готовый поступиться личными интересами ради интересов «своих»: класса, школы);
    • любящий свою семью, свой Коми край, свою Родину, свой народ;
    • толерантный (уважающий других, не похожих на него);
    • уважающий и принимающий ценности своего народа;
    • способный к организации собственной деятельности и готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
    • умеющий слушать и слышать собеседника,  обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа воспитательной работы для учащихся начальной школы.

    Программа воспитательной работы для учащихся начальной классов .Срок реализации-4 года....

    Программа воспитательной работы для учащихся 1-4 классов "Идем дорогою добра"

    Программа воспитательной работы для учащихся 1-4 классов "Идем дорогою добра" ГБОУСШ № 251  Кировского района...

    ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 х КЛАССОВ

    Программа разработана в соответствии с требованиями новых ФГОС, для создания условий воспитания настоящего, духовно богатого, социально активного гражданина своей Родины.  Направлена на формирова...

    Программа воспитательной работы с учащимися 2-3 классов «Семь Я»

    Содержание:1.А)Аналитический блок:- пояснительная записка- психолого-педагогическая характеристика класса- социальный паспорт класса- общие сведения о классном коллективе- анализ воспитательной ...

    Рабочая программа по воспитательной работе с учащимися 1-4 классов

    Программа напрвлена на духовно-нравственное развитие учащихся...

    Рабочая программа воспитательной работы с учащимися группы № 4 5Г с\с -6Г с\с классов на 2014-2015 учебный год.

    Исходя из основных закономерностей развития нормального ребёнка и ребёнка с ОВЗ, в программе определены базовые направления воспитательной работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармонич...

    Программа воспитательной работы для учащихся 5 – 9 классов

    Цель воспитательной работы – создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятель...