конспекты уроков
план-конспект урока

Францева Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

           Класс: 2

          Предмет: литературное чтение

          Название учебника Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение,

2013 г.

          Название раздела, темы в учебнике раздел  «Люблю всё живое»

          Тема урока: Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

          Н.Рубцов "Про зайца"». Заяц» ( из энциклопедии).

          Цель урока: показать сходство и различие научных и художественных текстов на примере  новых произведений; научить сравнить               художественный и научно-познавательный тексты на примере стихотворения Н. М.Рубцова «Про зайца» и научной статьи из энциклопедии «Заяц».

          Планируемые результаты

          Предметные умения:

           формулировать тему и цель урока;

  • определять план наших действий на уроке;

  • читать текст и понимать прочитанное;
  • под руководством учителя определять главную мысль произведения;
  • характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой он?)
  • сравнивать научно-познавательный и художественный тексты и обосновывать своё мнение;
  • сравнивать произведения живописи и произведения литературы;

          Универсальные учебные действия:

         Личностные:

Пробудить познавательную активность.

 Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.

         Регулятивные: 

-формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения;

-выполнять учебное задание по плану;

-формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия; 

        Познавательные: 

-сравнивать научно-познавательный и художественный тексты и обосновывать своё мнение;

-работать над развитием читательских умений; 
-расширять кругозор учащихся,  развивать наблюдательность за языковыми средствами;

-развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное;

- анализировать произведения живописи.

        Коммуникативные: 

-формулировать высказывание, суждение;
-развивать умение договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

        Средства обучения:

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 2класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2012 г.
  2. Технологические карты по учебному предмету Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В.   «Литературное чтение» для 2 класса   Сайт издательства «Просвещение»   http: //www.prosv.ru//

                               

План-конспект урока

п/п

                              Ход урока

Формируемые   УУД  

коммуникативные

познавательные

регулятивные

личностные

Название

этапа урока

Задачи

этапа урока

Деятельность учителя и обучающихся

1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. – 1 мин

Психологический настрой, самоопределение обучающихся к учебной деятельности

Прозвенел уже звонок.

 Начинается урок.

Ребята! Готовы к уроку?

 На вас надеюсь я, друзья.

 Мы хороший дружный класс

 Все получится у нас!

 Садитесь!

планирование учебного сотрудничест-ва с учителем и сверстниками.

само-опреде-ление, внутренняя позиция школь-ника

2.

Актуализация знаний и фиксирование затруднения – 5мин.

Подготовка речевого  аппарата к работе;

Актуализировать знания о зайце как представителе животного мира

1. Речевая разминка

На доске написано стихотворение

- Зайчик, зайчик, где ты был?

- За кусточком я сидел.

- Посмотри лису и волка!

- Лучше выгляну я в щёлку.

- Встань, не бойся, их здесь нет!

- Не хочу. Вот вам ответ.

- Прочитайте про себя. Что вы прочитали? Прочитаем медленно хором.

-В чём особенность этого стихотворения?

-Кто с кем разговаривает?

-Прочитаем в лицах: девочки - автор и мальчики – зайчик  (хором, все вместе), смена  ролей.    

2. Литературная разминка. Введение в тему.

Чтение детьми отрывков из сказок.

– Узнайте, из какой сказки герой?

“Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Вот и попросилась лиса к зайцу. Да сама его и выгнала из избушки”.

“А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: “Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!”

- Чем похожи  эти сказки?

– Чем похожи зайцы из этих сказок?

– Почему в народных сказках заяц трусливый? (Это наблюдение за повадками зверька.)

-Ребята, а что вы знаете о таком симпатичном зверьке, как заяц? (ответы детей)

Послушайте ещё интересные сведения о зайце, которые расскажут нам девочки.

1 ученик. Заяц- это небольшой длинноухий зверек оставил довольно большой след в славянском (и не только) фольклоре. На зайца охотились, над ним подшучивали, про него писали сказки, басни и рассказы. Многие небылицы о зайцах ходят до сих пор - заяц вовсе не труслив, вернее он не более труслив, чем многие другие животные схожих размеров, от своих больших врагов он убегает исключительно из-за собственной беззащитности, так как ни мощных лап, ни огромных зубов у зайца нет. Зато с более мелкими хищниками зайцы отважно сражаются: они отбиваются от ворон и сорок, других грызунов.

 2 ученик. Пословиц и поговорок про зайцев очень много, в них подмечены многие характерные привычки и повадки зайцев. Правда, став символом трусости, зайцу так и не удалось избавиться от этого штампа - в большинстве поговорок и пословиц о зайце так или иначе обыгрывается тема трусости и боязливости.

 3 ученик. Беззащитность перед волком или лисой сделала из зайца любимого персонажа сказок и стихов, где этот маленький зверёк одерживает вверх над грозными хищниками не за счет мускулов и силы, а за счет коллективизма, мудрости и хитрости.

стимулиро

вание обучающихся к выражению собственно

го мнения;

формирова

ние умений слушать собеседни

ка,

договаривать-ся;

создание условий для проявле-

ния способнос-тей обучаю-

щихся;

3.

Выявление места и причины затруднения.

фиксирование во внешней речи причины затруднения;

формулирование темы урока.

Итак, главный герой нашего урока …( Заяц) Откройте учебники на странице 100-101.

- Какие произведения мы будем читать?

- Для чего же авторы учебника предлагают нам прочитать и стихотворение и статью?

- Что значит сравнить тексты? ( Надо понять чем тексты похожи. Чем различаются)

-Какую же цель мы поставим на уроке?

( Сравнить два текста о зайце)

- А как будет звучать тема урока? ( Сравнение текстов)

Я уточню: Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

 Н.Рубцов "Про зайца"». Заяц» ( из энциклопедии).

Вывешиваю запись темы на доску.

В совместной деятельнос-ти с учителем умение определять тему и формулиро-вать цель

опреде-лять цель деятельности на уроке с помощью учителя

проявлять: интерес к чтению художест-венных произведе-ний о взаимоотно-шениях человека с приро-дой, живот-ным миром;

толерант-ность к чувст-вам одно-классни-ков;

4.

Построение проекта выхода из затруднения -3 мин.

учить намечать план действий

- Давайте наметим план наших действий на уроке.

Предлагаю поработать в парах.

Возьмите конверты. Достаньте карточки. На них этапы работы на уроке.

Разложите карточки в нужном порядке.

Проверка

На доске таблица с записью. По мере озвучивания действий, открывается запись.

1. Прочитать новые тексты о зайце.

2.  Понять прочитанное.

3. Сравнить тексты.

планирование учебного сотрудничест-ва

в совместной деятельнос-ти умение определять план действий

корректировать свою деятель-ность в соответ-ствии с возможно допущен-ными ошибками.

5.

Реализация построенного проекта

Учить работать с текстом стихотворе-ния и текстом научно-познаватель-ной статьи;

выразительно читать произведе-ния;

анализиро-вать произведе-ния, понять главную мысль;

формулиро-вать высказыва-ние, суждение;

договаривать-ся и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

сравнивать художественный и научно-познаватель-ный тексты;

анализиро-вать произведение живописи.

1. Знакомство с жизнью и творчеством

Н. М. Рубцова.

- Итак, первое произведение, которое мы прочитаем, это стихотворение Н. М. Рубцова

« Про зайца».

- Приходилось ли вам читать стихи этого автора?

- Александрова Дарья подготовила рассказ о жизни и творчестве Н. М. Рубцова.

а) Рассказ об авторе  обучающимся.

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в Архангельской области. Он рано остался без родителей и воспитывался в детском доме. Коля считался одним из лучших учеников. Третий класс он закончил с похвальной грамотой. Тогда же написал свое первое стихотворение. Так началась его творческая жизнь. Особенно Рубцов любил темы   Родины, природы. Он прожил короткую жизнь (35 лет). Стихи для него были самым главным, ради чего он жил, о чем мечтал. Стихотворений, написанных для детей, у Рубцова немного - всего двенадцать. Больше половины из них - стихи о животных.

2.Знакомство с произведением Н. М. Рубцова « Про зайца»

а) Первичное  восприятие - чтение стихотворения учителем

Я прочту стихотворение, а вы постарайтесь мысленно представить картины стихотворения ?

б) Анализ первичного восприятия

- Какие картины нарисовало ваше воображение?

-Какие чувства возникли в вашем сердце? (Жалко зайчика, мы грустим, тоскуем вместе с ним)

в) Повторное чтение произведения обучающимися

- Прочитайте произведение самостоятельно жужжащим чтением и подчеркните карандашом непонятные слова.

г) Словарная работа

Значение каких слов вам не понятно?

-Кто может объяснить значение слова

« обмер»? ( Это значит замер, притих)

_Что значит слово « бестолковый»? ( Это значит непонятливый, несообразительный)

- Что обозначает фраза «с вечной дрожью»?

 ( Это значит всегда дрожит от страха.)

- Как вы понимаете «горестно вздыхая»? (Горестно – печально, тоскливо.)

- В каком значении употреблено слово бедный:

бедный – небогатый;

бедный – несчастный     ( бедный – несчастный)

д) Анализ содержания произведения

– Ребята, вы назвали это произведение стихотворением. Почему вы так решили? (Произведение– в стихотворной форме, рифма.) Зачитайте рифмующиеся слова.

- От чьего имени написано стихотворение?Докажите.

Назовите тему стихотворения  Н. Рубцова « Про зайца». ( Встреча автора и зайца)

-Расскажите о встрече, которая произошла у героя-рассказчика с зайцем в лесу.

А теперь прочитайте об этом.

-Назовите в тексте слова, которые помогают представить зайца. ( Бедный, бестолковый)

- Как их назвать одним словом? ( Эпитеты)

- О чём думал после встречи с поэтом заяц? Расскажите.  А теперь зачитайте.

- О каком дедушке Мазае вспоминает заяц?

-Знаете ли вы эту историю?

- Предлагаю посмотреть небольшой эпизод  и понять каким был дедушка Мазай и что за природное явление будет показано.

Просмотр отрывка из мультфильма, снятого по произведению

 Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

- Каким был дедушка Мазай?

- Какое природное явление вы наблюдали?

 ( Половодье)

- Что означает слово « половодье»?

- Можно ли утверждать, что половодье для животных не опасно?

- Каким был дедушка Мазай?

- Всю историю про деда Мазая и зайцев вы узнаете, прочитав книгу

Н. Некрасова

« Дедушка Мазай и зайцы».

показ книги

- Вернёмся к тексту стихотворения.

- Можно ли утверждать, что автор в своём произведении « Про зайца» смеётся над глупым и трусливым зверьком? Обоснуйте своё мнение.

-Как вы считаете, что хотел донести автор этого стихотворения до читателей?  ( Зайцу трудно, он одинок, к зайцам надо относиться бережно)

- Прочитайте стихотворение Н. Рубцова  выразительно ,так, чтобы слушатели поняли отношение автора к герою – зайцу.

Даю на подготовку 2 мин.

е) Выразительное чтение стихотворения.

Физкультминутка

Песенка- игра « У оленя дом большой»

Предлагаю отдохнуть, поиграем в игру и поможем зайке.

3. Знакомство с текстом  « Заяц»

–Продолжим работу. Прочитайте текст на стр. 101 про себя ( или читает учитель) подчерните непонятные слова.

а) Первичное чтение статьи самими обучающимися

б) Словарная работа.

- Какие непонятные слова встретили?

- Что значит  слово « зигзагами»?  ( Зигзаг – это ломаная линия.)

- Как вы понимаете выражение « уши топориком»? ( Ведёт себя осмотрительно, настороженно)

в) Повторное чтение вслух.

г) Анализ текста

-Откуда взят текст?

-Что такое энциклопедия?

- Кто автор этого текста?

- Можно ли определить, как автор энциклопедии относится к зайцу, какие чувства испытывает?

- Что вы узнали о зайце из данного текста?

-Да, ребята, мы получили точные сведения о повадках зайца, о его образе жизни.

4. Сравнение художественного и научного текстов – 10 мин.

        

Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с двумя текстами. Теперь вам надо будет их сравнить.

- Сядьте в группы.

Работа в группе

-Рассмотрите  внимательно таблицу.

-Прочитайте в таблице названия текстов, которые будем сравнивать.

Теперь , в левом столбике, зачитайте план сравнения .

План сравнения

Н. Рубцов

« Про зайца»

Статья « Заяц»

из энциклопедии

Текст художественный или научно-познаватель-ный

Художественный текст

Научно-познаватель-ный

Тема

Встреча человека с зайцем

Заяц

Главный герой

Заяц

Заяц

Образ

( портрет) героя

Бедный, обмер бестолковый, думал, горестно вздыхая…

Зверёк с длинными ушами, имеет отличный слух. Быстро бегает, много врагов…

Цель текста

Передать

 ( выразить) чувства автора, его отношение к герою

Дать точную (науч-

ную)информацию о зайце

Автор текста обращается…

.. к воображению, к чувствам и душе читателя

…к знаниям, к уму, к памяти читателя

В результате прочтения текста читатель…

… радуется, грустит вместе с героем, сопереживает герою…

… получает точные сведения, достоверную информацию

- Возьмите карточки с фразами для сравнения и разложите их по плану.

- Проверим выполненную работу.

- Итак, как заполнили первую строку ребята группы№ 1. ( Дети говорят устно, остальные контролируют)

- Кто согласен с таким вариантом – поднимите руку.

А теперь внимание на экран.  Сверим работу по экрану.

Показ презентации

и  т. д. до конца.

-Молодцы, вы выполнили очень трудное задание.

- А теперь сядьте на свои места.

5. Творческая работа       (Работа в паре)

Внимание на экран. Перед вами картина немецкого художника Альбрех-

та  Дюрера «Молодой заяц».

- Рассмотрите картину внимательно

 Поработайте в паре.

Составьте устное описание зайца. (На картине мы видим молодого зайчика. У него большие глаза. Длинные уши подняты вверх, лапки сжаты. У зайчика пушистая шёрстка, коричневато – серая. Зайчик насторожен.)

- Сравните зайца на картине Дюрера и на иллюстрации в учебнике. Похожи ли эти животные?

- Может ли стать картина Дюрера иллюстрацией к стихотворению?

-Ребята, а какой текст у нас получился при описании зайца:  художественный или научно-познавательный? Как докажете? ( Есть эпитеты- пушистый, высказали своё отношение к зайцу, использовали слова с уменьшительно- ласкательным значением)

владение монологичес-кой речью

учёт позиции собеседника

стимулиро

вание обучающихся к выражению собственно

го мнения;

формирова

ние умений слушать собеседни

ка,

умение строить речевые высказыва-ния;

договаривать-ся и приходить к общему решению при работе в группе.

анализиро-вать произведе-ния;

работа с источником информации

поиск и выделе-

ние необходи-мой информа

ции; построе-

ние логичес-

кой цепи рассужде-ний, анализ и синтез;

поиск и выделе-

ние необходи-мой информа

ции; построе-

ние логичес-

кой цепи рассужде-ний, анализ и синтез;

сравнение художественного и научно-познавательного текстов; умение обосновы-вать своё мнение.

анализиро-вать произведе-ние живописи

выполнять взаимопро-верку и взаимо-оценку учебного задания

корректиро-вать свою деятель-ность в соответ-ствии с возможно допущенными ошибками.

прояв-лять понима-ние собствен-ных достиже-ний

прояв-лять интерес к созданию текста

6.

Итог урока.

Рефлексия – 3 мин.

оценить собственную деятельность на уроке

Какую цель мы ставили?

Достигли мы ее?

Давайте обратимся к плану, который мы наметили в начале урока.

Все ли пункты плана выполнены?

У вас на столах лежат полоски разного цвета.

Возьмите полоску  зелёного цвета. Прочитайте начало преложения и закончите его.

  1. Теперь я знаю…..

– Закончите предложение на полоске жёлтого цвета.

  1. Теперь я могу…..

– Закончите предложение на полоске красного цвета.

      3)На уроке у меня получилось….

Давайте оценим свою работу на уроке:

если вы считаете, что работали на уроке очень хорошо – поднимите  полоску зелёного   цвета;

если вы работали хорошо, но могли бы лучше – поднимите жёлтую полоску;

если вы  не довольны своей работой – поднимите красную  полоску.

7.

Домашнее задание

Представьте себя в роли учителя, какое домашнее задание дали  бы своим ученикам.

-Я предлагаю выучить стихотворение

Н. М .Рубцова «Про зайца».

По желанию можно составить текст о своём домашнем питомце и записать его в творческую тетрадь.

-Мои надежды оправдались: вы были активны, внимательны, отстаивали свою точку зрения, доказывали, слушали друг друга. Спасибо за урок.

В конце всем дарим сладкий подарок- символ нашего урока.

( Родители раздают шоколадных зайчиков)

умение строить предположе-ния

Список литературы и  ресурсов сети Интернет, использованных  при подготовке плана-конспекта урока:

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 2класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2012 г.
  2. Технологические карты по учебному предмету Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В.   «Литературное чтение» для 2 класса   Сайт издательства «Просвещение»   http: //www.prosv.ru//

       



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество учителя начальных классов  

Францева Елена Викторовна

Класс: 4класс

          Предмет: литературное чтение

          Название учебника:    Климанова Л. Ф. Литературное чтение,4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2011.                                     

          Название раздела, темы в учебнике: « Литературные сказки»  П.П. Бажов «Серебряное копытце, с.182

   

          Тема урока: Сила доброты в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце»

  •           Цели  урока: продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное копытце»,
  • обеспечить в ходе урока расширение представлений о сказе, как одном из жанров литературы;
  • обеспечить глубокое понимание смысла текста;
  • обучать умению рассматривать характеры героев, оценивать их поступки;
  • продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыка работы с учебником, навыков самоконтроля.

          Планируемые результаты

          Предметные умения:

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

- читать текст по ролям;

-формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

         Личностные: - проявлять желание читать сказы П. Бажова;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения.

         Регулятивные: - выполнять учебное задание по алгоритму;

- учиться высказывать свои предположения на основе проделанной работы

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

        Познавательные: работа с информацией, построение речевого высказывания;

        Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

        Средства обучения:

Климанова Л.Ф. Литературное чтение, 4 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2011.

                           

План-конспект урока

п/п

                              Ход урока

Формируемые   УУД  

коммуникативные

познавательные

регулятивные

Личност

ные

Название

этапа урока

Задачи

этапа урока

Деятельность учителя и обучающихся

1.

2.

Мотивация учебной

деятельности

Речевая разминка.

Организация детей на занятие

Создать эмоциональный настрой

Подготовка речевого  аппарата к работе; развивать органы артикуляционного аппарата.

- Ребята, на нашем уроке присутствуют гости.

- Давайте поприветствуем их улыбками.

- Теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте себе удачи.

- Вспомним правила совместной работы:

  • Работать дружно.
  • Быть внимательными.
  • Не отвлекаться.

Слайд 2.

Еле шорохом шурша

В класс заходит тишина.

Тихо, тихо, чуть дыша, Входит сказка не спеша.

- Прочитайте глазами.

- Прочитайте медленно.

- Давайте попробуем прочитать этот отрывок выразительно с чувством радости.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

обеспечение учащимся их учебной деятельности

3.

Актуализация знаний.

Воспроизвести учебный материал, необходимый для восприятия нового, организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся.

а) беседа

- Рассмотрите иллюстрации на доске:

Слайд 3

- Из каких произведений эти иллюстрации

1в. Какая из них подходит к сказу, с которым мы познакомились на прошлом уроке?

2в. Эти иллюстрации из сказов?

- Докажите.

(Мы видим героев сказов)

б) расширение знаний об особенностях жанра «сказ».

- Давайте сразу уточним, чем отличается жанр сказ  от жанра сказка.

- Кто готов уточнить понятие «сказка».

(Ребёнок зачитывает сообщение)

     Сказка – это фольклорное  или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, о котором речь идёт о существах и фантастических силах, чудесах и волшебстве.

В сказке добро обязательно побеждает зло.

Сказ – это народное повествование, передающее язык и характер того лица, от имени которого вед1тся повествование, рассказ. В основе лежат события, которые происходили когда – то в реальной жизни.

-Спасибо, молодцы!

в) расширение знаний о жизни, Павла Бажова.

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали.

Это …………                  слайд 4 (портрет П.П. Бажова)

Павел Петрович Бажов. Люди его так любили, что произносили с гордостью «Наш Бажов».

- Что вы знаете о его жизни?

стимулиро

вание обучающихся к выражению собственно

го мнения;

формирова

ние умений слушать собеседни

ка,

договариваться;

создание условий для проявле

ния способностей обучаю

щихся;

формирование у обучающихся ответственности за свою деятель

ность;

объектив

ная оценка результа

тов деятельности;

4.

Определение учебной задачи урока.

-Скажите, ребята, что вы представляете, когда слышите слово «добро»?

(Дети высказывают своё мнение)

- А что же значит слово «добро» в толковом словаре.

Слово «добро» многозначное:

1 значение – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

2 значение – имущество, вещи.

Открывается Слайд 5.

ДОБРО – ИМУЩЕСТВО.

ДОБРО – ХОРОШЕЕ НА БЛАГО ДРУГИХ.

- Какие вы знаете пословицы о добре?

  • Добро век не забудется.
  • Добра желаешь – добро и делай.
  • От добра добра не ищут.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • За добро добром платят.

- Какой вывод можно сделать, послушав пословицы?

(Народ создал много пословиц о добре, значит добро очень важно для людей).

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

(Мы будем говорить про добро).

А ещё постараемся выяснить, добро важно для человека: добро – имущество или добро – нечто хорошее на благо других.

- А поможет нам в этом сказ «Серебряное копытце»

учебное сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, достижение договоренности и согласование общего решения

В совместной деятельности с учителем умение определять и формулировать цель урока

5.

Анализ содержа

ния сказа. Выбороч

ное чтение.

проанализировав произведение, понять главную мысль сказа.

- С чего начинается сказ?

Зачитайте абзац.

- Почему Кокованя решил взять себе сиротку?

(Он был одинокий. Ему было скучно, тоскливо жить).

-Исполнилась ли мечта старика?  (Исполнилась, но не совсем так, как он хотел).

- Уточните.

- Как старику удалось уговорить Даренку пойти к нему жить?

- Узнаем об этом подробнее.

- Прочитайте отрывок по ролям (стр. 184 – 185)

- Нам нужны : автор, Даренка, Кокованя, Мурёнка, Хозяйка.

- Спасибо, молодцы, прекрасно справились с заданием.

- Что вы можете сказать о Коковане? (Старик добрый, ласковый, хороший рассказчик).

- А какая Даренка?

(Она ласковая, добрая, умеет слушать, любопытная).

- А сейчас попробуйте выполнить задание по вариантам:

Перед вами картинки с планом, 1в – подготовить сообщение о Коковане, а 2в – о Дарёнке.

Проверка

- Ребята, можно ли сказать , что эти герои похожи?

- Докажите.

(они добрые,  ласковые,  трудолюбивые, любят природу, верят в чудо.  У них и судьбы похожи, до встречи были одинокими).

- Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?

(Они зажили дружно и весело).

- Подтвердите ответ чтением.

( с.186 1 абзац)

- Ребята, в отрывке упоминалось о добре.

- А о каком добре идёт речь?

(Речь идёт о добре – имуществе)

- Можно ли сказать, что наши герои были счастливы?

-Как докажите?

(Да, ведь у героев появилась семья. В семье были добрые отношения. У каждого было своё доброе дело, направленное на благо другого).

Физкультминутка

- Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце?

- Выберите  один из вариантов ответа:

Слайд 6

  • Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;
  • Герои были бедными, надеялись продать камни и зажить богато.

- Обоснуйте свой выбор.

- Да, наши герои хотели увидеть чудо, а Дарёнка настолько мечтала об этом, что сумела уговорить Кокованю взять  её с собой в тайгу.

-Вот как это было:

(инсценировка отрывка из сказа с. 187 – 188).

- Как произошла первая встреча Дарёнки с козликом?

- Подтвердите чтением.

С.190, последний абзац.

- Как произошла вторая встреча? Расскажите.

- А теперь прочитайте об этом.

С. 191 последний абзац

- Какую картину увидел Кокованя, когда вернулся к балагану? Расскажите.

- Прочитайте об этом.

С 193 2 абзац

- Почему Дарёнка не разрешила набрать деду много камней?

(У Дарёнки чистая, детская душа)

- Как бы вы повели себя в данной ситуации на месте деда?

( В современной жизни  имущество необходимо, но надо помнить, о мере, иметь чувство меры).

- Так почему же всё – таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

(Они были награждены за доброту, любовь и ласку).

- Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- А какой урок извлекли вы для себя?

    Важнее добро – то хорошее, которое направлено на благо других.

    Материальное добро надо иметь, но необходимо не забывать про меру.

- А пригодится ли вам этот урок в жизни?

- Подтвердите свои слова примером из жизни.

(Сейчас можно послать СМС по указанному  телефону на лечение ребёнка и может произойти чудо - ребёнок поправится).

(У тебя много игрушек, ты можешь подарить их часть другому ребёнку).

анализ характе

ров и поступков героя

поиск и выделе

ние необходимой информа

ции; построе

ние логичес

кой цепи рассуждений, анализ и синтез;

6.

7.

Твор

ческая работа.

Работа в группе.

Рефлек

сия учебной деятельности на уроке.

Развитие творческих способнос

тей обучающихся

организо

вать самооценку деятельности на уроке.

- Сядьте в группы.

-Предлагаю в группах выполнить задания, но сначала вспомним правила работы в группе. Прочитает…………..

Слайд7

Правила работы в группе.

  • Работай  дружно.
  • Спокойно высказывай своё мнение.
  • Уважай мнение другого.
  • Терпеливо выслушивай мысли других.
  • Вместе находи правильное решение.
  • Капитан определяет выступающего.

Время работы 5 мин.

1 группа.

          Восстановите текст.

Так и стали жить вместе, дед……….. ,  …… ….. Дарёнка, да кошка Мурёнка. Жили - ……добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на ………. Уходил, Дарёнка в избе……., похлёбку да ……. Варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей……… К  вечеру соберутся, и …………. им.

Слова для справок:

Кокованя, сиротка, попивали, работу, прибирала, кашу, ловило, весело.

2 группа.

- Соотнесите эпизод сказа с пословицей подходящей по содержанию.

Семьи у Коковани не осталось, он придумал взять в дети сиротку.

(За добро добром платят)

К той поре, как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит – переливается разными огнями.

(Добра желаешь, добро и делай).

Жили – поживали, добра много не наживали, а на житьё не плакались и у всякого дело было.

Кокованя с утра на работу ходил. Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ловила.

(Жизнь дана на добрые дела).

3 группа

-Составьте кроссворд по тексту с ключевым словом «добро»

Д

О

Б

Р

О

Обучающиеся  работают в группах 5 минут

Проверка работы.

Результаты работы озвучивает 1 группа.

На экране слайд 8

- Кто согласен с ребятами этой группы, поднимите руки.

Результаты работы озвучивает 2 группа.

На экране слайд 9.

- Кто согласен, поднимите руки.

Проверим результаты работы третьей группы.

- Обучающиеся разгадывают коллективно кроссворд.

Молодцы, вы отлично справились с заданием.

- Прошу вернуться на свои места.

Слайд 10.

- Давайте же дадим ответ на вопрос

- Какое же добро важно для человека:

добро – имущество

добро – хорошее на благо людей.

- Ребята, почему же Павла Бажова называют добрым волшебником?

Он что, действительно , занимался волшебством?

(Нет, он не был волшебником, он был писателем, который мог создавать удивительные сказы и учить через них многие поколения трудолюбию и доброте).

- Перед каждым из вас на парте лежит по три цветных  камушка. А на доске – изображение покосного ложка. Если вы считаете, что работали на уроке хорошо, у вас всё получилось, выберите зелёный камушек, если работали хорошо, но могли бы лучше, то выберите голубой камушек, а если испытывали трудности – красный.

Прошу сделать выбор ребятам  1 ряда.

Наклейте камушек на ложке.

Прошу сделать выбор ребятам  2 ряда.

Наклейте камушек на ложке.

Прошу сделать выбор ребятам  3 ряда.

Наклейте камушке на ложке.

- Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.

- Всем спасибо за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке, не только умом, но и душой, сердцем.

8.

Домаш

нее задание.

Предлагаю домашнее задание на выбор.

  • Нарисуй рисунок к сказу.
  • Прочитай новый сказ П. Бажова.
  • Написать отзыв по этому произведению.

А завершить урок мне хочется словами русской пословицы: «С добрым жить хорошо. А в добре хорошо жить».

Звучит песня «Дорогою добра».

Список литературы и  ресурсов сети Интернет, использованных  при подготовке плана-конспекта урока:

Бойкина М. В. Уроки чтения, 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

http://www.uchportal.ru/_ld/155/15523_Nosov.rar

http://www.uchportal.ru/_ld/88/8889_literat_chtenie.rar

www.stoknig.ru/_ld/269/78047095,jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предмет. Математика.

Класс 1.

Учитель: Францева Е.В.

В рамках семинара по теме: «Информационные технологии на уроках в начальной школе».

Тема:  Случаи вычитания вида 12 - а

            Составлечение алгоритмов для случаев  

             вычитания вида  12 - а

Тип урока: комбинированный

Цели:  рассмотреть случаи вычитания из 12

            однозначных чисел с переходом

            через десяток; составить алгоритмы  

            вычитания одноразовых чисел

            из 12 разными способами; закреплять          

            умения решать задачи разных видов;  

            развивать внимание, память, речь,  

            логическое мышление; воспитывать

            самостоятельность, интерес к процессу    познания.

Оборудование: 1) у учителя:

 плакат с числами, таблички с алгоритмами;

 карточки с числами: 12, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

 карточки с примерами 12 - а

 3 рисунка с изображением мальчиков    для    иллюстрации задачи на смекалку;

 рисунок Незнайки;

 табличка с планом решения задачи.

                             2) у обучающихся:

 учебник, тетрадь;

 числовой веер;

 карточки со знаками «+», «-»;

 карточки с алгоритмами «Как решать задачу».

Ход урока:

          I. Организованное начало урока:

-Ребята сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их нашими улыбками и пожелаем им интересного урока. Теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте себе удачи. А чтобы урок прошёл успешно и интересно, как мы должны работать?

(1. Мы должны работать дружно.

 2. Быть внимательными друг к другу.

 3. Не отвлекайтесь на посторонние дела.)

Итак, мы начинаем урок!

II. Устный счёт.

  • Отработка свободного владения рядом чисел в пределах 20.

а) Игра « Весёлый счёт».

На доске плакат с числами:

  • Ребята, что вы видите на плакате?
  • Назовите данные числа по порядку, начиная с наименьшего.

(2, 5, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 20) — Ребёнок у доски с указкой показывает числа. Дети называют.

  • Можно ли числа разбить на группы? Если да, то на сколько групп и по какому признаку?

(На две группы. Первая группа — однозначные числа, вторая- двузначные).

  • Назовите однозначные, начиная с наибольшего.
  • Почему их так назвали?
  • Назовите двузначные, начиная с наименьшего по порядку.
  • Можно ли данные числа по другому признаку разбить на группы?

( 1 группа — чётные числа, 2 группа — нечётные)

  • Назовите нечётные по порядку. Ребята, в математике группы чисел называют множественными, а число — элементом данного множества.
  • Расскажите всё про число 11.
  • Угадайте, о каком числе говорю я. «Оно состоит из 1-го десятка и двух отдельных единиц». (Это число 12)
  • Продолжите мой рассказ про это число.

2. Повторение состава числа 11. 12

а) Игра «Лабиринт»

Ребята отгадайте загадку:

Весел он, как балалайка,

А зовут его  …..

                                             (Незнайка).

Учитель вывешивает на доску иллюстрацию с изображением Незнайки.

- Из какой сказки этот герой?

- Ребята, посмотрите на лицо Незнайки. Какое оно? (Грустное, задумчивое). Он заблудился, не может вернуться в сказку к своим друзьям коротышкам. Ему необходимо пройти лабиринты и он снова будет в сказке.

- Давайте поможем ему.

- Приготовьте числовые веера. Я указываю на число указкой, а вы на веере показываете другое число, которое при сложении с данным даёт 11. Молодцы, вы помогли Незнайке. Он отправляется в свою сказку.

(Учитель снимает рисунок)

А в знак благодарности Незнайка оставил вам интересную игру.

3. Решение простых задач разных видов.

а)Игра «Плюс — минус».

Слушайте внимательно задачу, если она решается вычитанием, показываете знак «-», если сложением «+».

- Маша вымыла 7 чашек, а Настя 3 чашки. Сколько чашек вымыли девочки?

- Женя отгадал 10 ребусов, а Аня на 2 ребуса меньше. Сколько ребусов отгадала Аня?

- Девочке 7 лет. Сколько лет ей будет через 4 года?

- В неделе 7 дней. Из них 3 дня были пасмурными. Сколько ясных  дней было в неделе?

- В парнике выросло 3 арбуза, а дынь на 5 больше. Сколько дынь выросло в парнике?

III. Сообщение темы урока. Определение целей.

                          Предлагаю поиграть в игру «Расшифруйте слово».

  • На доске таблица.

- Ребята, как по другому мы называем шифрование слов?   (Кодирование).

9

7

6

12

13

11

8

12

15

9

12

17

11

Ы    11   -  4                        Д      9  +  8

А     8    +  3                        Ч     11  -  5

И     6    +  6                        В     11  -  2

Н     11  -   3                        Т      8  +  5

Е      8   +  7  

             Решим 1 пример и вставим букву в колонку с числом 7. В конце учитель вставляет в пустое окошко число 12, а в другое 3,4,5,6,7,8,9.

           Прочитайте, что у нас получилось?

           Как называется действие обратное кодированию? (Декодирование).

- Что мы сейчас декодировали? (Тему урока)

- Какие цели перед собой поставим? (Надо научится вычитать из 12 однозначные числа).

А ещё мы выясним, как это нужно делать.

IV. Изучение нового материала.

- Ребята, посмотрите на примеры, записанные на доске.

- Кто даст правильное объяснение решения этих примеров?

1)   12 — 3 = 12 — 2 — 1 =

      12 — 7 = 12 — 2 — 5 =

Ребята давайте составим алгоритм вычитания однозначного числа из числа 12 — ть  данным способом!

- Но сначала вспомним, что такое алгоритм? (Алгоритм  - это порядок действий, в результате выполнения которых получаешь нужный результат)

Учитель приоткрывает табличку: появляется слово «Алгоритм №1»

Расскажите, что делаем при вычитании сначала? (Сначала вычли из 12 отдельные единицы — 2, получили 10)

Учитель приоткрывает на табличке запись:

  • Вычти из 12 отдельные единицы, получи десять.

- Что делали затем? (Мы из 10 вычли отставшую часть вычитаемого и получили 9)

Учитель приоткрывает на табличке запись:

  • Вычти из 10 оставшуюся часть вычитаемого, получи ответ.

Итак, мы составили алгоритм вычитания из числа 12 однозначных чисел данным способом.

Ребята , однозначные числа можно вычитать из 12 другим способом.

2)   12 = 9 + 3            12 = 8 + 4           12 = 7 + 5              12 = 6 + 6

      12 — 9 = 3          12 — 8 = 4          12 — 7 = 5            12 — 6 = 6

      12 — 3 = 9          12 — 4 = 8          12 — 5 = 7        

- Какое правило здесь работает? (Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое, а если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получится 1 -ое).

- Как называются подчёркнутые примеры? (Примеры — помощники)

Почему их так называли? (Они помогают вспомнить из каких чисел получилось число 12)

- Давайте составим алгоритм вычитания чисел из числа 12  вторым способом.

Расскажите, что делали сначала? (Вспоминали пример — помощник).

Учитель открывает 1 пункт записи.

Что надо делать дальше? (Вычтем из суммы одно слагаемое, получим второе)

Учитель приоткрывает 2 пункт записи.

Итак, перед нами алгоритм вычитания 12 однозначных чисел другим способом.

3) Составим таблицу вычитания из числа 12.     Один пример комментируется

каким алгоритмом будешь пользоваться?

12 — 3 =

12 — 4 =

12 — 5 =

12 — 6 =

12 — 7 =

12 — 8 =

12 — 9 =

Эту таблицу вы должны запомнить наизусть.

4) Упражнение по заполнению таблицы.

а) Чтение таблицы хором.

б) Чтение таблицы цепочкой.

в) Воспроизведение ответов по памяти цепочкой.

г) Выборочно.

Физкультминутка.

Игра «Как живёшь?» Как (картинка) дети «считают» живёшь? И т.д.

V.   Повторение.

  •        Решение задач.

а) №4 с. 75.

Работа по алгоритму «Как решать задачи».

-  Прочитайте текст.

- Что прочитали?

- Кто согласен?

- Как докажите?

Анализ содержания задачи.

- О ком эта задача?

- Что известно из условия? (На 1 -ой кассете 4 мультфильма)

- Что неизвестно? (Неизвестно про другую кассету)

- О чём спрашивает задача? (Сколько всего мультфильмов?)

Прочитайте 1 пункт алгоритма. Это мы уже выполнили.

Прочитайте следующий пункт алгоритма.

Составление краткой записи задачи.

Предлагаю составить краткую запись в виде схематического рисунка.

Изобразим каждый мультфильм      .

Кто готов выполнить краткую запись у доски?

1 к. ▓     ▓    ▓     ▓

                                                                       ?        

2 к. ▓     ▓    ▓     ▓     ▓     ▓

Прочитайте следующий пункт алгоритма.

Повторите задачу по краткой записи.

Поиск пути решения.

- Можно ли сразу решить задачу? Почему?

- А это мы можем узнать?

- Каким действием?

- Почему сложением?

- После этого мы можем ответить на вопрос задачи?

- Каким действием?

- Почему снова сложением?

Итак, во сколько действий задача? Какое первое действие?

Учитель приоткрывает табличку. Открывается запись: План

               1) +

               2) +

Что узнаём этим действием? Обведите облачком фразу для пояснения в тексте задачи.

Какое 2 — ое действие? Что узнаете? Открывается 2 -ой пункт плана.

Обведите облачком слово для пояснения.

Прочитайте следующий пункт плана.

Итак, запишите решение задачи самостоятельно, по действиям с пояснением, а на контрольной доске будет работать …......

Проверка.

- Ка убедиться, что задача решена правильно? (Надо выполнить проверку)

Проверим решение.

Какой вывод сделали?

Задача решена правильно.

- Поднимите руки те, кто допустит ошибку?

- Какой вывод сделают.....?

б) задача на смекалку.

VII. Итог урока.

Какую цель ставили в начале урока?

Мы достигли её?

Проверим (решение примеров на карточках).

Как вы объясните дошкольнику, как из 12 вычесть 6?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

Тема: Согласный звук [ж], буквы ж, Ж.

Цель: знакомство со звуком[ж], буквами ж, Ж.

Задачи: Образовательные:

Научить обучающихся выделять звук [ж] из слов, познакомить с малой буквой ж и большой Ж, научить читать слоги и слова с буквой ж;

Развивающие: добиваться полных и доказательных ответов, учить строить предложения разной конструкции, обогащение словаря обучающихся, расширение кругозора и знаний об окружающем мире,

развивать  внимание, мышление, речь, память.

Воспитывающие: воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать собеседника, проводить экологическое воспитание- сохранение живой природы, воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: у учителя: презентация, игрушка «ёжик», фотографии «уж», « жаворонки», касса букв, таблица « Алфавит», карточки со словами «иголка», « иголки», магнитная азбука.

У обучающихся: Учебник « Азбука», тетрадь по обучению грамоте, пенал

( цв. карандаши),клей-карандаш, картинки с изображением игры «Жмурки», рисунки к стихам о букве, полоски-модели для определения позиции звука в слове, файлы с цветными фишками для определения твёрдости-мягкости звука.

  Техника: компьютер, проектор, экран.

Использование педагогических технологий: проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие, игровые.

     Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

     Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная

     Формирование ключевых компетенций:

  •         учебно – познавательной
  •         коммуникативной

План урока.

Этапы урока                                                     Время

1. Мотивация учебной деятельности                      2 минуты

2. Создание проблемной ситуации,                         3 мин

формулирование учебной проблемы.              

3. Актуализация знаний.                                          3 мин

4. «Открытие» новых знаний.                                  5 мин

5. Закрепление.                                                        19 мин

5. Рефлексия. Итог урока.                                        3 мин

1.Мотивация учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости.

Ученик:

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Мы хотим вам показать,

Как умеем отвечать.

Повернувшись к гостям

Не судите вы нас строго,

Ведь учились мы немного.

- Ребята, теперь повернитесь ко мне. Я надеюсь, что сегодня вы порадуете всех своими знаниями.

- Садитесь.

- Мы с вами уже умеем читать и давайте прочитаем пословицу. ( 2 слайд )

- Кто готов прочитать?

« Жить – Родине служить.»

- Как вы её понимаете? ( Каждый человек должен беречь, защищать свою Родину. Выслушиваю ответы 2-3 детей, заканчиваю сама.)

-Да, ребята, «Жить –Родине служить» - это значит всю свою жизнь помнить, что у тебя есть Родина, которую надо беречь и которой надо помогать становиться счастливей, богаче, сильнее.

- А верно ли утверждение, что учёба – это тоже важная работа на благо Родины?

-Почему так считаете?(Нашей стране очень нужны образованные люди.)

- Тогда начинаем работать.

2. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.

- Ребята, посмотрите, все ли буквы в пословице мы с вами изучали на уроках? ( Нет)

- Какие буквы мы с вами ещё не изучали?( Не изучали букву Ж и ь.)

- Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, какая же буква станет героиней нашего урока.

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук.

- Итак, о какой букве пойдёт речь на уроке?( О букве « ж»)

-Сформулируйте тему урока. ( Буква ж и её звуки.)

- Поставим перед собой цель нашей работы, пользуясь опорными словами.

1. Познакомиться  с ….

2. Научиться ….

- Ребята, хочу вас предупредить, что у буквы, которую мы будем сегодня изучать, есть один секрет, но я вам его не раскрою, вы мне сами в конце урока скажете об особенности этой буквы.

3. Актуализация знаний.

- Что делают спортсмены задолго до соревнований? (Повторяют всё, что знают и умеют).

- Тогда предположите, что же мы с вами будем сейчас делать? ( Повторять то, что знаем.)

- Верно, ребята, сейчас наша задача  подготовиться к изучению новой буквы и нового звука. А до этого повторим то, что мы  уже знаем.

- Я спрашиваю только тех, кто поднимает руку.

Поиграем в игру «Доскажи словечко».

- Звуки бывают … (гласные и согласные).

- При произнесении гласного звука воздух во рту …(не встречает преграду).

- При произнесении согласного звука воздух во рту …(встречает преграду).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

- При произнесении звонкого согласного звука участвует …( голос).

Внимание на ленту букв.

-Назовите буквы, которые живут в красных домиках.

- Что это за буквы? ( Буквы, обозначающие гласные звуки)

- Какие из них обозначают твёрдость предшествующего согласного звука?

-А какие обозначают мягкость предшествующего согласного звука?

- Молодцы! Эти знания нам сегодня пригодятся.

- А сейчас  давайте поработаем с нашими речевыми органами.

4. «Открытие» новых знаний.

1. Артикуляционная гимнастика

  • Заборчик
  • Хоботок
  • Качели
  • Лошадка

2. Выделение нового звука.

-Ребята, вы произносили сейчас какие-либо звуки?(Нет.)

- Тогда надо поработать над звуками.

- Сегодняшняя наша чистоговорка посвящена этому герою.

( Выставляю игрушку ёжика).

- Почему чистоговорка так называется: чистоговорка? ( В ней все звуки надо произносить чисто, чётко и правильно).

- Точно так же звуки нашей чистоговорки будете произносить вы.

Чистоговорки

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу – молока дадим ежу.

Же-же-же  - сложим песню о еже.

-Какой звук мы произносили чаще других? ( Звук [ж])

-Произнесите звук[ж] и подумайте, гласный он или согласный. Ответ обоснуйте.

( Это звук согласный, т.к. выдыхаемый воздух при произношении встречает преграду.)

- Положите ладошку на горлышко, произнесите звук ещё раз и подумайте, звонкий он или глухой. Ответ обоснуйте. ( Это звук звонкий, т.к. при произношении участвует голос.)

-На ваших партах лежат квадраты трех цветов.

На счет «три» выберите и покажите квадрат нужного цвета для обозначения звука.

Один, два, три! (Дети показывают квадраты.)

- Сделайте вывод о звуке [ж]. ( Звук[ж] твёрдый).

- Напомните мне, пожалуйста, в словах  иголка- иголки, буква «К» какие звуки обозначает? ( Звуки[к, к,] открываются карточки со словами.

- Охарактеризуйте звук [к]. - Охарактеризуйте звук [к.].

- Так чем же эти звуки отличаются? ( один – твёрдый, другой – мягкий).

- Мы с вами выделили звук [ж]. Какой ещё звук нам ещё надо отыскать?

- Назовите слова, где есть звук [ж,]. ( Таких слов нет.)

Если ребёнок приводит ошибочный пример. Согласна, только давай я произнесу вам это слово сама. Дети убеждаются.

- Какую же тайну буквы « ж» мы открыли?  (Буква «ж» обозначает только один звук[ж]. Он согласный, звонкий, твёрдый).

3. Артикуляция звука[ж].

-А теперь возьмите в руки зеркала , произнесём звук [ж] и посмотрим, где находится кончик языка ( Вверху).

А теперь проговорим этот звук точно , правильно и одновременно 3 раза.

4. Игры на развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

  •  Игра « Где звук?» ( Работа с полосками- моделями слов)

- Возьмите в руки полоски с меткой. Меткой отмечаем место звука [ж]в слове.

Журнал, пружина, железо, дружба, лужайка, Жанна, жёлудь, одежда. Желток.

- Что заметили?( Звук[ж] не бывает в конце слова.)

- Как вы думаете, почему? ( По закону нашего языка: звонкий звук на конце слова оглушается и заменяется глухим).

-Как вы думаете, каким глухим заменится звук [ж] ?

3. Знакомство с новой буквой.

- Ребята, кто из вас может сказать, какой буквой обозначается звук [ж] на письме?

- Кто покажет эту букву классу?

- Мы видим 2 буквы маленькую и большую.

-Как их назовём одним словом? (Печатные)

- Зачем нужна большая буква?

- Где мы встречаемся с печатными буквами?

- На что похожа буква «ж»?( На жука, на снежинку и т. д.)

- Послушаем стихи про букву «Ж».

1 ученик.

Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.

2 ученик.

Ж похожа на снеЖинку,
Вот взгляни-ка на картинку.
Помнишь как пчела Ж-ж-жужит
Над цветком когда круЖит?

3 ученик.

Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском, -
Сноп пшеницы на меже
Превратится в букву Ж.

Игры на запоминание графического образа буквы.

1.Игра « Алфавит»

-А сейчас внимание на алфавит.

Кто покажет букву «ж» в алфавите.

-За какой буквой следует буква «ж»?

-Какой букве предшествует?

- Какая она по счёту слева направо?

2.Игра « Не ошибись!»

-Найдите букву среди других букв магнитной азбуки.

-Найдите букву в индивидуальных кассах букв.

3. Игра « Изобрази букву»

- А сейчас прошу вас встать.

В букву можно превратиться, буквой можно притвориться! Вокруг себя повернись и в букву Ж превратись!

- Умнички, верно изобразили букву. Садитесь.

4. Работа в тетради

-А теперь пропечатайте буквы по образцу в тетради.

4.Закрепление.

1. Обобщение знаний о звуке [ж]  и букве « ж».  

- Откройте Азбуку на с.14.

- Посмотрите внимательно на верх страницы.

- Что вы уже узнали? (Есть буква «ж»).

- Поставьте пальчик на букву « ж».

- Почему буква изображена синим цветом? ( Буквой «ж» обозначается согласный, твёрдый звук[ж]  ).

- Что вы ещё знаете? ( В слове « жук» есть звук [ж]  ).

-Назовите первый звук в слове « жук».

- Охарактеризуйте его.

- Как звук обозначили на схеме?  И т. д.

- Обобщите всё, что вы сказали о слове « жук».

- Прочитаем слово хором.

- Посмотрите на 3 тий рисунок и схему. Дайте общую характеристику слова по модели.

- Прочитаем слово хором.

2. Чтение слогов по слоговой таблице.

- Рассмотрите таблицу слогов слева.

-Можете ли вы чему- либо здесь удивиться?

На случай, если не смогут : Хорошо, я вам  чуть-чуть подскажу.

- Что показывает буква «у»  на письме ?( Твёрдость предшествующего согласного).

- Что показывают буквы « е, ё, и»? ( Мягкость предшествующего согласного).

- Так вас ничего не удивило? ( Звук [ж]  только твёрдый, значит и буква «ж» не подчиняется команде «Читайся мягко».)

Ребята, запомните: буква ж не подчиняется команде « Читайся мягко!» Она читается всегда твёрдо.

Оказывается, когда-то очень давно звук [ж] был мягким и для обозначения мягкости этого звука использовались буквы е, ё, и. Но наш язык меняется , со временем и звук [ж] стал произноситься твёрдо. А люди продолжали писать после ж буквы е, ё,  и и пишут до сих пор. Несмотря на это, читать эти слоги  следует с твёрдым произношением звука [ж].

-Прочитаем слоги хором.

- Давайте сделаем вывод: меняется ли звучание звука, который мы изучили при перемене гласных букв? ( Нет).

Да, ребята, какой бы гласный не стоял, звук [ж]  мы читаем только твёрдо.

3. Чтение слов.

- Давайте прочитаем 1 ый столбик с парами слов хором: первый ряд-  читает первую пару.

И т. д.

- Ребята, давайте ещё раз проговорим слова « ужи-ежи». Какая буква пишется после буквы«ж»? ( Буква «и»).

- Она заставляет  звук [ж]   стать мягким?

- Тогда какой звук произносится после этой буквы? Давайте послушаем.

-Значит, ребята,  после буквы « ж» пишется буква «и», хоть и слышится звук [ы].

- Читаем второй столбик хором ( 3 пары детей)

- Ребята, найдите в этих столбиках слова со значением «один» и прочитайте их.

- Теперь прочитайте слова со значением « много». ( Дети читают по одному).

-Кто такие жаворонки? (  Это маленькие певчие птички, обитающие в полях и степях.) Показ картинки.

- Кто такие  ужи? ( Уж – неядовитая змея.) Показ картинки.

4. Работа с текстом.

А) Прогнозирование содержания текста.

- Прочитайте ниже заголовок текста.

- О ком пойдёт речь в тексте?

Б) Первичное чтение текста цепочкой по предложению в паре.

Подготовимся к чтению текста.

- А для правильности и скорости чтения трудные слова прочитаем плавно по слогам, затем – целыми словами: ( Слайд 3)

Жил , по-стро-ил

 при-ска-ка-ла

 по-смо-тре-ла

Сегодня первый раз этот текст будете читать вы, но в паре цепочкой по предложению: сначала читает один человек, а затем – другой.

В) Анализ первичного восприятия.

- Подтвердились ли наши предположения?

Г) Повторное чтение текста хором.

Д) Анализ содержания.

Кто построил домик?

-Почему жук бросил свой домик?  Прочитайте об этом.( Темно и сыро в домике)

- Кому понравился домик? ( Жабе).

- Как вы узнали, что жабе домик понравился? ( Восклицательные знаки в конце предложений).

- Прочитайте предложения с восклицательными знаками так, чтобы все поняли, что домик жабе понравился. ( Три варианта.)

- Молодцы, все справились с заданием?

Ребята, определите, что вы прочитали: сказку или рассказ?

-Как это можно доказать?

- С каких слов часто начинаются сказки? (Жили-были...)

Физминутка

-А сейчас все встаньте. Давайте представим, что вы герои сказки.

- Покажите нам , как ползёт жук.

- А теперь, как летает жук.

- Изобразите, как прыгает жаба.

- Как плавает жаба.

- Давайте похлопаем сами себе.

- Садитесь.

5.  Чтение с договариванием.

- Продолжаем разговор о наших героях.

- Чтобы узнать, о чём мы будем говорить, давайте прочитаем название.

( Читает один ученик).

« Кто где живёт?»

-Прочитаем хором первое предложение.

- Кто согласен с таким утверждением?

- Нам надо прочитать второе предложение.

- Посмотрите и скажите, что нам надо сделать? ( Договорить место проживания ежей).

-Первый ряд читает и проговаривает.

-Второй ряд представляет, что у вас третье предложение про ужей. Хором проговорите подобное предложение. ( Ужи живут в лесу).

- Третий ряд составляет подобное предложение, но про журавлей. ( Журавли живут на болоте).

- Ребята, а почему  так устроено в природе: что жаба живёт в болоте, а ежи в лесу?

- От чего это зависит? ( Это зависит от пищи, которой они питаются.)

- Назовите слова из данных предложений, в которых есть буква «ж».

- Какой звук она обозначает?

- А каком слове она обозначает звук [ж,]. ( Таких слов нет.)

- Умнички, вы раскрыли  все секреты буквы « ж».

- А теперь  давайте мы порадуем всех ужей и ежей, проговорим скороговорку.

6. Работа со скороговоркой.

- Прочитайте скороговорку внизу с. 14 вполголоса самостоятельно.

- А теперь прочитаем медленно, хором.

-Теперь быстрее хором.

- А сейчас ещё быстрее.

- А теперь очень быстро ( Читают без учителя).

-Ребята, а я не поняла, почему ежи и ужи не живут вместе?

 ( Ежи охотятся на ужей.)

7. Привлечение обучающихся к правописанию слога « жи».

- Перейдём на с. 15.

Прочитайте первую строку слов.

- Какой секрет буквы «ж»  спрятался в этих словах?(  Буква «и» обозначает мягкость, а стоит после твёрдого).

- А во второй строке соблюдается ли это правило?

- Назовите эти буквосочетания.

-Давайте прочитаем правило, о котором напоминает нам Ваня.

Но сначала я прочту.( Жи пишу с «и»!)

- Прочитает хором первый ряд, второй ряд, третий ряд.

 - Перечитаем слова первой строки хором.

Чем различаются эти слова по значению? ( Жил – когда-то и один,

Жили – когда-то и несколько, живёт - сейчас и один.)

- Прочитайте слова второй строки хором.

- А эти слова различаются по значению?

- Составьте предложения с этими словами, используя слова первой строчки.

- Ребята, весь материал на страницах Азбуки посвящён одной теме. Какой?

( Животные)

- Как вы думаете, почему авторы учебника так подобрали материал?   ( Они хотели обратить наше внимание на разнообразие животных, на то, как уникально каждое животное)

- Ребята, когда говорим о животных, о чём важном мы должны помнить?

 ( Животных надо беречь)

-Запомните, ни ежей, ни ужей, ни жаб, ни других животных нельзя губить. Ведь мы в начале урока договорились, что будем жить –Родине служить.

-Помните об этом. Растите добрыми и заботливыми хозяевами нашей Родины.

11.Рефлексия. Итог урока.

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

-  Кому из вас понравилась своя работа на уроке?

- Кто научился читать слова с буквой «ж»?

- -Я хочу убедиться, насколько хорошо вы знаете букву «ж» и звук, который она обозначает.

Игра « Узнай звук »

Если в слове услышите новый звук, значит – похлопаем ему, а если нет – слегка потопаем.

Кошка, цапля, ножницы, лыжи, ужи, щит, журавль, лиса, лужа.

- Ребята, вы молодцы. Вы отлично работали на уроке.

- Спасибо вам.

- Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...