Главные вкладки

    Представление собственного инновационного педагогического опыта
    рабочая программа по теме

    Макарова Наталья Михайловна

    Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя

    ГКУ РМ ДО «Республиканская детская музыкальная школа- интернат»

    Макаровой Натальи Михайловны

    На тему «Духовно-нравственное воспитание школьников»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл innovatsiya.docx28.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя

    ГКУ РМ ДО «Республиканская детская музыкальная школа- интернат»

    Макаровой Натальи Михайловны

    На тему «Духовно-нравственное воспитание школьников»

    «Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, являются важнейшей миссией не только религиозной организации, и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность»(Д. А.Медведев).

    Актуальность проблемы

    Проблема нравственного воспитания личности всегда была актуальной проблемой образования и воспитания. Значимость проблемы заключается в воспитании у школьников человеческих чувств, таких как доброта, любовь ко всему живому, чувств собственного достоинства, справедливости и сострадания.

    Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления. Ныне духовные ценности вытесняются материальными. Искажены понятия доброты, милосердия, великодушия, справедливости, гражданственности и патриотизма. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Формируются искажённые представления о семье, супружеских отношениях, утрачиваются чувства любви и уважения к родителям.

    С учётом этого школьный возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нормах поведения, так как в это время закладываются основы человеческой личности, её нравственные и культурные ценности. А школа - это тот островок в нашем сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

    Концептуальность

    Концептуальность в работе заключается в совершенствовании работы с детьми над нравственными и культурными ценностями. Считаю, что духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Культура – явление внутреннее и органическое, она захватывает самую глубину человеческой души, а также определяет форму человеческого сознания. Духовный компонент культуры в нашей стране тесно связан с православием.

    Теоретическая база

    Теоретическим основанием концепции духовно-нравственного воспитания является «понятие нравственная культура личности». Под нравственностью следует понимать освоенную, внутренне принятую человеком общественную мораль регулирующую его индивидуальное поведение, опирающееся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.

    Инновация моего подхода к концепции духовно- нравственного воспитания в том, что он направлен на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина Росси, обеспечивает реализацию воспитания нравственных чувств и эстетического сознания обучающихся.Воспитательные традиции Древней Руси насчитывает более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является нравственность. В своей работе по духовно-нравственному воспитанию школьников опираюсь на идеи выдающихся русских философов и педагогов: В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинский, И.А.Ильина, В.В.Зеньковского, которые отмечали, что сфера человека включает в себя три составляющих: моральную, эстетическую и религиозную.

    Методическую основу этого исследования и построения воспитательной системы духовно-нравственного становления личности составляют:

    • научные положения о сущности, становления и развития воспитательной системы (Е.Н. Степанов, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и др.);
    • культурологический подход к целостному образовательному процессу (Н.Е. Щуркова, Е.А. Бондаревская);
    • теория системного подхода (Л.С. Выготский, В.П. Караковский);
    • педагогические технологии (Н.Е. Щурковой).

    Ведущая педагогическая идея.

    Главной целью моей педагогической идеи является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование потребностей к познанию нового, умение выстраивать свои отношения с окружающими людьми, успешно включиться в жизнь общества.

    Задачи:

    • формировать у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;
    • формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, чувства гордости за свою страну;
    • формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
    • обогатить эмоциональный мир детей;
    • вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных норм.

    Оптимальность и эффективность средств

    Оптимальность и эффективность нравственного воспитания во многом зависит от выбранной темы занятия, от того, как преподнесена информация. Тему занятий и материал выбираю исходя из возрастных особенностей детей, так, чтобы информация была понятна и доступна для восприятия. Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяет обеспечить повышение эффективности духовно-нравственного воспитания. В своей работе использую следующие формы работы:

    • беседы;
    • игры;
    • целевые прогулки и экскурсии;
    • чтение художественной литературы;
    • решение ситуаций нравственного содержания;
    • творческая художественная деятельность детей;
    • конкурсы;
    • выставки;
    • использование ИКТ.

    Одним из компонентов духовно-нравственного воспитания является этическая культура. Опыт, показывает, что формирование у учащихся этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения. Необходимо воспитателю, прежде всего, выяснить, что знают дети об этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие «доброта», «честность», «справедливость». Чтобы у детей укрепились данные понятия я провожу цикл бесед по нравственному воспитанию: «Добрым быть совсем не просто», «Как вести себя в общественных местах», «Милосердие и чуткость», «Будь справедлив в словах и поступках», «О честности, отваге и благородстве» и многие другие.

    Неотъемлемой частью нравственного воспитания является патриотизм. Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Он прямо связан с духовностью человека и с ее глубиной. Поэтому, будучи патриотом, воспитатель пробуждает в ребенке чувства любви к Родине, именно пробуждает, а не навязывает, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

    Истоки нашей духовности – в любви к родной земле, гордости за свою страну, свой народ, знание истории, традиций, культуры своей страны. По этому направлению были проведены открытые внеклассные мероприятия: «Ай, Да Масленица», «Собрались здесь гости желанные», «Мы здесь живём, и край нам этот дорог!», «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу!». Провожу беседы, классные часы такие как: «Свет Рождественской звезды», «Святки», «Великое Крещенье Господне». Учащиеся моего класса принимали активное участие в подготовке и проведении театрализованного праздника «Салют Победы», посвящённого 70-летию Победы в ВОВ, а также в концерте, посвящённом «Дню славянской письменности и культуры».

    Принимая участие в коллективно-творческих делах, ребёнок начинает понимать, что он – частица большого коллектива – класса, школы, а затем и всей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но, чтобы закрепить эту основу, я постоянно пополняю опыт участия детей в общих делах, упражняю их в нравственных поступках, чтобы добиться формирования у школьников представления о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является духовно-нравственный человек.

    Результативность

    Результатом моего опыта можно считать следующее:

    1. Повышение уровня воспитанности школьников. Учащиеся стали критически оценивать свои поступки и поступки окружающих людей.
    2. У многих детей сформированы основы толерантного отношения к представителям других национальностей, вероисповедования.
    3. Воспитанники ощущают духовную жизнь своего народа и творчески утверждают себя в ней, принимая русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
    4. Учащиеся глубоко осмысливают суть гражданской красоты, доблести, подвига, у детей складывается постепенно крепнущее сознание ответственности перед народом, ждущим от будущего гражданина доброты, честности, любви к Родине, окружающим, близким, природе, трудолюбия.
    5. Воспитанники выполняют свой гражданский и патриотический долг во всем многообразии форм его проявления: участвуют в различных конкурсах, выступают с концертами перед ветеранами, участниками войны и труда, пожилыми людьми многих организаций, умеют сочетать общественные и личные интересы, которые вносят вклад в дело процветания Республики Мордовия, Родины.

    Обобщение педагогического опыта

    Проблема, над которой я работаю, была освящена на методическом объединении.

    Свои педагогические наработки размещаю на различных сайтах, провожу открытые внеклассные мероприятия не только для учащихся РДМШИ, но и приглашаю на мероприятия студентов МГПИ им. М.Е.Евсевьева. Работаю в тесном контакте с редакцией журнала «Народное образование РМ».



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

    Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

    Представление собственного инновационного педагогического опыта

    Представление собственного инновационного опыта работы к аттестации педагогических работников...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

    Представление собственного инновационного педагогического опыта

    Педагогическая проблема – гражданское образование в начальной школе...

    Представление собственного инновационного педагогического опыта

    В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.В статье рассматриваются технологии использования в обучении игровых методов, а кон...