Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Родной край"
рабочая программа (1 класс) на тему

Михайлёва Вероника Михайловна

Цели кружка "Родной край": формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой край.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kray_rodnoy.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления.

Программа данного курса представляет систему духовно-нравственных  занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.  

Актуальность курса:

Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к своей малой родине, к естественным наукам.

Цель кружка «Родной край» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся,  расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой город.

Задачи кружка:

- охарактеризовать природные богатства, климат, животный и растительный мир нашего края;

- познакомить учащихся с историко-культурными памятниками города;

-  охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и         творчество;

- развивать творческие способности учащихся;

- приобретение знаний, умений и навыков в практической деятельности по охране растений и животных своего края;

- знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края, с государственной символикой;

- воспитание любви к родному краю, патриотизма;

Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:

- лекции,

- творческие задания,

- практические работы,

- самостоятельный поиск,

- экскурсии,

- проекты,

- выставки,

- круглые столы,

Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, к своей родине.

Планируемые результаты.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

а) личностные универсальные учебные действия:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к окружающему миру, родному городу; понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

б) регулятивные универсальные учебные действия:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);  учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его;  

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

в) познавательные универсальные учебные действия:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов; перерабатывать информацию  для получения необходимого результата.

г) коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;  учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Для реализации программы «Родной край» необходима материально-техническая база:

  1. Учебные пособия:
  • натуральные пособия (объекты живой и неживой природы): овощи, фрукты, солнце, вода и др.;
  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, фотографии, карты): картины русских художников; плакаты.
  1. Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.

Содержание изучаемого курса «Родной край»

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с малой родинойю. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

Календарно-тематическое планирование.

1 класс (33 часа)

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Форма занятия

Дата

Информацион-ное приложение

Примеча-ние

Я и моя семья

10

Мой родной край.

1

Презентация

Будем знакомы!

2

игра

Презентация

Любимые занятия.

2

Заготовить рисунки заранее

Моя семья.

2

практикум

Презентация

Составление рассказа

Семейные традиции.

3

Презентация

Наша гимназия

7

6.

Наша гимназия.

1

экскурсия

7.

Правила поведения в гимназии.

1

8.

Знакомство с гимназией.

2

экскурсия

9-10.

Школьная дружба.

2

Родная станица

8

11.

Родная станица.

1

лекция

Презентация

12.

Улица, на которой я живу.

1

13.

Правила безопасного поведения на улице.

1

практикум

Презентация

14.

Виды транспорта.

1

Презентация

15.

Правила поведения в общественном транспорте.

1

игра

16.

Достопримечательности нашего края.

2

Экскурсия в краеведчес-кий музей

Презентация, видеоролик

17.

Труд людей моей местности.

1

Будем жить в ладу с природой

8

18.

Будем жить в ладу с природой.

1

Рисунки, фото

19.

Красота природы родного края.

2

Фотогалерея

20.

Животные и растения вокруг нас.

2

Фото, презентация

21.

Забота о братьях наших меньших.

1

22.

Красная книга Ростовской области.

1

Презентация

23.

Обобщение.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности секция "Мой край" 1-4 класс

Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности: пояснительная записка и календарно-тематическое планирование 1-4 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Азбука Смоленского края"

В этом материале даны цели и задачи внеурочной деятельности, принципы построения курса, календарно-тематическое планирование и используемая литература....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мой родной край»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  « Мой родной край »Срок реализации программы: 4 годаВозраст обучающихся: 7-11лет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Узнай свой край"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Узнай свой край" для обучающихся 4 класса...