Урок – путешествие по русскому языку "По следам Робинзона Крузо"
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол», закрепление правил безопасного поведения в природе.

Задачи:

·       повторить пройденное по теме «Глагол»;

·       побуждать интерес к русскому языку посредством межпредметной связи;

·       продолжить развитие навыков грамотного и экологически безопасного поведения в природе;

·       развивать интерес к чтению дополнительной литературы;

·       воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_sledam_robinzona_kruzo.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Урок – путешествие по русскому языку

в 4-м классе

«По следам Робинзона Крузо»

Алексеева Т.В. – учитель

начальных классов

I квалификационной категории

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол», закрепление правил безопасного поведения в природе.

Задачи:

  • повторить пройденное по теме «Глагол»;
  • побуждать интерес к русскому языку посредством межпредметной связи;
  • продолжить развитие навыков грамотного и экологически безопасного поведения в природе;
  • развивать интерес к чтению дополнительной литературы;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: интегрированный урок (русский язык + ОБЖ + литература).

Оборудование: красочные рисунки с изображением островов, карточки, тест, картинки по правилам поведения на воде, макет корабля, раздаточный материал, иллюстрации с изображением попугая, обезьяны, слонёнка, черепахи и Робинзона Крузо.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация.

- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в сказочное морское путешествие на необитаемый остров, на котором жил когда-то Робинзон – герой знаменитой книги английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». На острове мы должны отыскать сундук, в котором для нас есть послание Робинзона.

Путешествие это далёкое, опасное, но интересное, так как на пути нам встретятся всякие неожиданности. Я думаю, что мы обязательно с ними справимся.

Цель нашего путешествия: достичь берегов необычного острова, закрепив знания по теме «Глагол». Чтобы оно было успешным, мы должны вспомнить правила безопасности при общении с природой.

- Давайте подарим друг другу улыбки – успех в любой работе.

  1. Актуализация знаний.

  1. Беседа.

- Ребята, а что вы можете сказать о Робинзоне Крузо?

(Робинзон Крузо – путешественник, который после гибели корабля попал на забываемый остров и прожил там 28 лет. Его жизнь была полна лишений и страданий.)

- Что помогло ему выжить?

(Знания законов природы, трудолюбие, настойчивость, терпение и упорство помогли ему дождаться спасения.)

- Мы отправимся в путешествие вот на этом красивом корабле. (Макет.) По пути у нас будут остановки – острова, где нас встретят: попугай, обезьяна, слон и черепаха. Но прежде чем пройти на корабль, проведём игру.

  1. Игра: «Я начну, а вы заканчивайте».

  • Глагол – это…
  • Глагол в предложении является…
  • Начальная форма глагола…
  • Глаголы изменяются по…
  • Глаголы в прошедшем времени изменяются по…
  • Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по…
  • Суффиксы начальной формы глаголов…
  • Отличительный знак глаголов прошедшего времени…
  • У каких глаголов прошедшего времени отсутствует суффикс -л- …
  • Глагольные суффиксы…
  • Непостоянные признаки глаголов…
  • Изменение глаголов по лицам и числам…
  • Окончания глаголов I спряжения…

                              II спряжения…

  • Глаголы 2 лица, единственного числа имеют окончания…

- Какую задачу урока мы решили? (Повторили всё о глаголе.)

- Молодцы! С заданием справились хорошо. К путешествию готовы!

- Проходим на корабль и рассаживаемся поудобнее. Итак, в путь!

Подплываем к острову Попугаев. Вот первая остановка.

  1. Остров Попугаев.

Выходим на берег. Ярко светит солнце.

– Какая опасность нас здесь подстерегает? (Тепловой и солнечный удары.)

– А как от них спастись? (Ответы детей.)

– Ребята, а как Робинзон спасался от солнца? (Он сшил себе зонтик и шляпу.)

– А вот и сам хозяин острова: говорящий попугай Попка, которого обучил Робинзон. Попугай укажет нам дорогу к острову, если мы выполним его задание.

Впишите в карточки пропущенные глаголы.

(Работа в группах).

I вариант – 1 группа.

Наш корабль … крушение. Весь экипаж, кроме меня …. Я выброшен на берег. Когда … Ночь, я … на дерево, потому что … зверей. Всю ночь я … крепким сном, не смотря на то, что … дождь.

Слова для справок: потерпел, влез, настала, утонул, шёл, боялся, проспал.

II вариант – 2 группа.

Проснувшись, я …, что наш корабль… к берегу. Я …, что когда ветер …, мне удастся … до корабля и … едой. Как только… отлив, я … на корабль.

Слова для справок: увидел, стихнет, подумал, пригнало, запастись, начался, добраться, отправился.

ПРОВЕРКА.

- Попугай Попка благодарит за работу.

- Но что это? Над нами нависла чёрная туча. Гром гремит, молния сверкает. Попугай Попка интересуется, знаем ли мы как вести себя во время грозы.

(Ответы детей. Нельзя бежать, прятаться от грозы по деревом, садиться на землю, купаться.)

- Попугай просит нас указать грамматические признаки глаголов в следующем предложении.

Если собирается гроза, то лучше всего поспешить домой.

- Попка прощается с нами.

- Мы побывали на острове Попугаев, познакомились с говорящим попугаем, а теперь отправимся дальше.

  1. Физкультминутка для глаз: «Глаз-путешественник».

- Представьте, что вы нырнули в глубину моря и наблюдаете за рыбами.

1) справа – налево

2) слева – направо

3) вверх – вниз

4) вниз – вверх

5) круговые движения

6) влево, вверх – вправо, вниз

(Дети смотрят на рисунок с рыбками, а учитель показывает указкой направления).

  1. Продолжение работы по теме.

2. Подплываем к острову Слонов.

Нас ждёт маленький слонёнок. Он предлагает нам игру с мячом.

«Игра с мячом».

– Я называю глагол и бросаю вам мяч, а вы указываете лицо глагола и возвращаете мяч обратно.

Глаголы: знаю, придёт, думаете, построит, приедут, принесёт, скажите, бежишь, приду, ошибаешься, прилёг, уезжаете, захочу.

Молодцы! Слонёнок благодарит вас.

– Ребята, слонёнок очень хочет искупаться, но не знает правила безопасного поведения на воде.

– Давайте познакомим его с ними.

Правила безопасного поведения на воде:

  • Не купаться в одиночку.
  • Не заплывать за буйки.
  • Не нырять и прыгать в воду в незнакомых местах. Не приближаться к судам.

Задание: Выписать глаголы и разобрать их по составу.

ПРОВЕРКА.

- Мы прощаемся со слонёнком и плывём дальше. Подплываем к острову Обезьян.

3. Остров Обезьян.

- Хитрая мартышка приготовила нам задания на карточках.

Если тонет человек.

  • Сразу громко завитее на помощь: «Человек тонет!»
  • Попросите вызвать спасателей и «скорую помощь».
  • Бросьте тонущему спасательный круг, длинную верёвку с узлом на конце, палку.
  • Задание.
  • Указать спряжение глаголов.
  • Проверка.
  • - Мартышка советует нам искупаться в её заливе, так как здесь место самое безопасное.

  1. Физкультминутка «Пловцы».

К речке быстро мы спустились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе руки – это брасс.

Повторим ещё пять раз.

Выйдем на берег крутой

И отправимся домой.

- Хозяйка острова прощается с нами, желает приятного путешествия.

- Итак, отправляемся в путь.

  1. Продолжение работы по теме.

Подплываем к острову черепах.

4. Остров Черепах.

- Мудрая Черепаха предлагает нам задания разные по степени трудности.

В карточке с одной звёздочкой задание полегче, а с двумя – посложнее.

Попробуйте свои силы.

Дифференцированная работа.

1 Карточка *

1. Я поставил в долине шалаш и огородил его.

2. Тут снова у меня заныло сердце.

3. Общительная птица села мне на плащ.

Задание: Выписать глаголы и указать их род.

2 карточка **

1. В гроте я (дать) Пятнице хлеба и ветку изюма.

2. К счастью море (быть) спокойно.

3. Меня не (покидать) мысль о доме.

Задание: Поставить глаголы в скобках в прошедшем времени и указать их род.

ПРОВЕРКА.

- Мудрая Черепаха благодарит за выполненное задание и прощается с нами.

- Ребята, а садимся на корабль и плывём дальше.

- Подплываем к необитаемому острову.

5. Необитаемый остров.

- А вот и пещера, в которой жил Робинзон. Но посмотрите, вход в неё завален камнями. На каждом камне высечен глагол. Давайте освободим вход в пещеру, разложив камни на три группы.

Работа в группах.

Группы получают карточки и распределяют их.

I группа

II группа

III группа

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Слова: Привёз, доведёт, сажает, зажёг, спасут, рыл, едут, буду жить, нападут, сложил, говорит, умоляем.

ПРОВЕРКА.

- А вот и заветный сундук. (Открываем его, а в нём послания: памятки.)

- Ребята, Робинзон оставил вам на память эти памятки. Он советует соблюдать все эти правила, так как это залог сохранения здоровья и спасения жизни.

- А сейчас мы с джунглями прощаемся и на наш корабль возвращаемся.

Но что это? На корабле вода. Кто-то из дикарей успел пробить днище корабля, образовались пробоины. Их надо срочно заделать. Скорее ищите пробоины.

Работа в парах. (на карточках)

1 ряд

он  слыш…т

она смотр…т

ты дыш…шь

он вид…т

она вытерп…т

2 ряд

Он помога…т

Ты излуча…шь

Она разговарива…т

Он устраива…т

Ты раду…шь

Задание: Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте.

ПРОВЕРКА.

Все пробоины заделаны.

А теперь возвращаемся домой.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Задание: Соотнесите слова с картинками.

  1. Не заплывайте за буйки.
  2. Не стойте и не играйте в тех местах, откуда можно упасть в воду.
  3. Не используйте для плавания ненадёжные самодельные устройства.
  4. Не купайтесь там, где есть водоросли.
  5. Не ныряйте в незнакомых местах.

– Ребята, у вас на партах лежат смайлики настроения. Выберете себе тот, который соответствует вашему настроению после нашего путешествия.

  1. Итог урока.

– Наше путешествие закончилось.

- Что же мы повторили о глаголе?

- Кто почувствовал себя Робинзоном? Надеюсь, что вы запомните советы, которые получили на уроке на всю свою жизнь.

- Сейчас вы получите награду за свой труд: хорошие оценки.

  1. Задание на дом: тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по русскому языку в 3 классе

Разработка урока по русскому языку для 3 класса по теме "Текст-описание и текст-повествование" по программе УМК Перспективная начальная школа. К уроку прилагается презентация....

Урок - путешествие по русскому языку в 3 классе: "Парные согласные в корне слова.Закрепление"

Презентация урока по русскому языку, которую я хочу предложить вашему вниманию,  может служить иллюстрацией тех возможностей, которые дает нам использование ИКТ на уроке.  1 слайд– кар...

Урок – путешествие по русскому языку (4 класс)

Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цели: - обобщить знания по изученному материалу;            - расширять кругозор учащихся...

Урок-путешествие по русскому языку 3 класс

·       Отработка умения находить в предложениях однородные члены; составление предложений с однородными членами, соединённые с союзами  И, А, НО и без союзов:...

Конспект урока по математике "В гости к Робинзону Крузо. Сложение и вычитание в пределах 100".

Урок построен в форме увлекательного путешествия на остров. Конспект содержит разнообразный материал для устного счета в игровой форме....