Главные вкладки

    Концепция (программа) воспитательной системы класса
    методическая разработка (4 класс) на тему

    Бессонова Ирина Валентиновна

    Программа воспитательной системы класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kontseptsiya_bessonovoy_i.v.doc87.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНЦЕПЦИЯ (ПРОГРАММА) ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

    «Становление личности ребенка на основе нравственности, духовности, патриотизма, гражданственности».

    Классный руководитель: Бессонова И.В.

    Общие сведения:

    Классный руководитель 4 класса Волосовской средней общеобразовательной школы № 2.

    Гатчинский педагогический колледж имени К.Д.Ушинского – 2003год

    Учитель начальных классов второй категории – 7 лет

    ЛГУ имени А.С.Пушкина – высшее, 2007 год

    Учитель - логопед

    Трудовой стаж – 7 лет

    Возраст – 27лет

    УМК: «Школа России»        

            В своей работе я опиралась на поддержку своего класса:

    Наша школа. Наш класс.

    Мы называем нашу школу «Маленькая страна»

    Здесь люди с добрыми глазами,

    Здесь жизнь любви полна.

    Здесь могут дети веселиться,

    Здесь зла и горя нет,

    И не дают нам здесь лениться

    И всем нам дарят свет.

                                                                            БессоноваИ.В.

    Наша школа:   ВСОШ № 2.

    Наш класс 4 «Стрела»

    Девиз: «Стрела летит всегда вперёд и никогда не отстаёт»

    Актив класса: санитары, библиотекари, хозяйка класса, цветоводы, трудовички.

    Актуальность воспитательной системы я вижу в следующем.

    Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

    Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

    Человек - абсолютная ценность; Мир человека – это взаимодействие людей; Семья - структурная начальная единица общества; Труд - основа человеческого бытия; Знания - результат творческого труда; Культура – богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей человека; Отечество - единственная уникальная для каждого родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков; Земля – общий дом человечества; Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существование Земли, человеческой цивилизации, без этих ценностей нет, и не может быть ни порядочных людей, где бы то ни было, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не может быть нормального уровня жизни общества.

    Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы.

    Воспитать такого человека не легко.

    «Формирование у школьников гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…»

    Воспитательная тема, над которой я работаю – «Концепция становления личности ребенка, на основе нравственности, духовности, патриотизма, гражданственности».

    Набирая учеников в первый класс, учитель сталкивается со следующими трудностями:

    Во-первых, формируются две группы: одна – дети, пришедшие из детского сада. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая же группа – «домашние». В лучшем случае эти дети общались с двумя – тремя сверстниками. Обычно у таких детей и появляется дискомфорт, неуверенность в себе, страх быть не принятым.

    Вторая трудность – единственным авторитетом для ученика становится учитель. Часто можно слышать от ребенка: «Мне учительница так сказала сделать!», «Ты, мама, ничего не понимаешь!» и т.д.

    В данный момент очень важна опережающая работа с родителями, где будут вырабатываться единые требования, ценности, подходы. Начинать такую работу нужно в дошкольном возрасте.

    Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия: 

    нетерпимость детей друг к другу,

    неумение трудиться на общее благо,

    эгоизм, дефицит общения,

    негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.

    Цели программы:

    1) организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка,

    2) создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребенка.

    3) формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.

    Задачи программы.

    Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи: 

    1. Изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки.
    2. Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
    3. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
    4. Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.
    5. Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
    6. Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.
    7. Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
    8. Взаимодействие с семьей.

    Механизмы воспитания.

    Уровни социального пространства, которые осваивает человек, когда является учеником начальных классов школы, можно систематизировать следующим образом:

    "Мир моего Я" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).

    "Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).

    "Я и школа" (традиции в школе и в классе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса).

    "Я и мир" (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, края).

    Принципы:

    Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия, честности . Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача - быть им другом, раскрыть их души.

    Приоритетные направления воспитательной работы.

    Здоровый образ жизни

    "Здоровье" (формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей).

    Художественно – эстетическое воспитание

    "Интеллект" (определение "зоны ближайшего развития" обучающихся, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами).

    Познавательная деятельность

    "Общение" (формирование классного коллектива, формирование культуры социального поведения, обучение способам преодоления коммуникативных проблем, проблем передачи социального опыта).

    Нравственно-правовое воспитание

    "Нравственность" (формирование у обучающихся нравственной культуры и миропонимания).

    Спортивная и военно-патриотическая деятельность.

    Проведение мероприятий, направленных на формирование у школьников чувства патриотизма, проведение спортивных мероприятий.

    Работа с родителями.

    "Досуг и Семья" (создание условий для проявления учащимися своих индивидуальных способностей в равной степени посредством включения в активные и нестандартные формы деятельности, для развития умения адекватной оценки своих и чужих ошибок и достижений, для организации социализирующего досуга, проведение мероприятий, направленных на формирование у школьников чувства патриотизма, проведение спортивных мероприятий.).

    Трудовая деятельность.

    Привлечение детей к общественно – полезному труду.

    Правила эффективного взаимодействия классного руководителя

    и младших школьников.

    В центре организации учебно-воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная моя задача как учителя и как классного руководителя - создать в классе такие условия, при которых дети могут учиться в силу своих способностей. С самого начала работы с классом, я работаю над созданием психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов моей работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам. Мы за сотрудничество.

    Работа с родителями.

    В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для классного воспитателя изучение семей учащихся является важной составляющей в структуре его общих обязанностей и профессиональных интересов.

            Я стараюсь использовать различные формы работы с учениками и родителями. Среди традиционных форм я использую: родительские собрания, общеклассные собрания учеников и родителей, индивидуальные консультации для родителей. Родители являются инициаторами, организаторами таких форм работы. Интересующие вопросы определяются через анкеты, которые проводятся 1 раз в полугодие. На первом родительском собрании выбирается родительский комитет и создаются группы: «Фонд класса», «Творчество», «Наш дом», «Услуги», которыми руководит председатель родительского комитета класса.

    «Фонд класса» - финансовая деятельность, распределение средств фонда, ведение летописи класса.

    «Творчество» - оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.

    «Наш дом» - решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам, организация чаепитий в классе.

    «Услуги» - оказывает помощь по ксерокопированию, делает фото-, видеосъемки и другие услуги.

    В работе с родителями используются различные формы:

    круглый стол, где каждый родитель может высказать свое мнение, задать интересующий вопрос,

    родительские чтения,

    родительские вечера,

    родительские лектории,

    тематические консультации.

    Такая работа помогает мне лучше узнать семьи и их проблемы, родителям – особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребенку, детям – получить правильное ориентирование, становление личности.

            Открытые занятия и уроки для родителей.

    Игра «Что, где, когда?» - 2 класс

    Кл. час «Школьный этикет» - 2 класс

    Кл. час «Кто работы не боится, у того всё спорится» - 3 класс

    Открытый урок по русскому языку «Обобщение правил об имени прилагательном» - 3 класс

    «День открытых дверей для будущих первоклассников» – 4 класс

    Критерии и показатели эффективности работы воспитательной системы

    Результаты моей работы уже видны.

    Все родители нередко считают себя вполне подготовленными к воспитательной работе и не считают необходимым для себя приобретение специальных педагогических знаний. Отсутствие таких знаний приводит к многочисленным ошибкам в семейном воспитании.

    Выбор форм и методов воспитания с учетом знаний и опыта родителей, сложившихся традиций в работе с родителями, определяет сам классный руководитель. Эффективность сотрудничества классного руководителя с родителями достигается путем сочетания массовой, групповой, индивидуальной форм работы при их преемственности. Можно выделить основные этапы педагогических отношений семьи и школы, классного руководителя:

    Собеседование с детьми и родителями при записи в школу.

    Изучение состава класса, уровня подготовленности детей к школе.

    Анкетирование родителей.

    Посещение детей на дому.

    Педагогическое руководство семейным воспитанием через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.

    Организация родительского самоуправления.

    Выявление положительного опыта воспитания детей в семье.

    Обобщение опыта работы.

    «ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

    Составитель: Труханова И.В.

    Целевое назначение плана: построение системы внеклассной воспитательной работы   классного  руководителя   на    основе   диагностической   деятельности   направленной на отслеживание личности ребёнка.

    Задачи плана:

    1. Изучение личности ребенка.
    2. Педагогическая диагностика.
    3. Приобщение к здоровому образу жизни.
    4. Отслеживание динамики развития класса.
    5. Воспитание гражданской позиции.
    6. Взаимодействие с семьёй.
    7. Осуществление преемственности ДОУ, начальной школы и школы среднего звена.

    Основные разделы плана

    Содержание

    1. Цели и задачи.

     - общешкольная воспитательная проблема.

     - цели и задачи классного руководителя.

     - что должен учитывать учитель в воспитании.

    2. Характеристика класса.

     - количественный состав класса

     - психолого–педагогический анализ класса

     - социальная карта класса

     - воспитанность учащихся

    3. Классный коллектив.

     - сведения об обучающихся

     - поручения

     - листок здоровья

     - дни рождения учащихся

     - дополнительное образование

     - работа с одарёнными детьми

     - работа с трудными детьми

    4. Спортивная и военная патриотическая деятельность.

    5. Сотрудничество семьи и школы.

     - сведения о родителях

     - родительский комитет

     - заседания родительского комитета, родительские собрания.

     - протоколы родительских собраний

     - индивидуальная работа с родителями.

    6. Планирование внеклассной работы.

    7. Отчёты, документы классного руководителя.

    8. Анализ работы классного руководителя.

    9. Журнал по технике безопасности

    Приложение.

    №1. «Психолого – социальная и педагогическая диагностика».

    №2. «Классная жизнь замечательного класса» (наша копилка достижений и творчества).

    №3. «Правила нашей классной жизни» (здоровье, правила дорожного движения, техника безопасности, правила пожарной безопасности, культура школьника).

    №4. «Родительская копилка» (анкеты, отзывы, рабочие материалы).

    Показатели эффективности работы

    Критерии                                        Проценты

    Участие во внеклассных мероприятиях                                                100%

    Занятость в кружках                                                                         91%

    Удовлетворенность родителей воспитательной системой класса                91%

    Качество обучения                                                                        66%

    Уровень воспитанности                                                                83%

    Удовлетворенность детей воспитательной системой класса                        91%

    Уровень организованности коллектива                                                75%

    Учащиеся на специальном учете                                                        нет

    Наши достижения в учёбе.

    Качество обучения – 66%

    Отличники – 2ч. = 8,8%

    Хорошисты – 14 ч. = 58%

    С одной «4» – 2 ч. = 8,8%

    С двумя «4» - 1 ч. = 4,4%

    С одной «3» - 1 ч. = 4,4%

    Конкурс чтецов (внутри класса)

    1 место – Сергеев К.

    2 место – Малышева Д, Басковцев Ю.

    3 место – Лекандер А., Кудрявцева Д.

    Результаты игры-конкурса «Русский медвежонок – 2008

    Количество участников – 10 человек – 41%

    Учащиеся 3 класса

    Место в школе

    Место в районе

    Курушин Д.

    1

    1

    Марков М.,

    Лекандер А.

    2

    2

    Малышева Д.

    3

    3

    Удовлетворённость родителей образовательным процессом.

    Удовлетворенность родителей:

            1) всегда могут обратиться за помощью к учителю – 92 %

            2) ребенок не перегружен домашними заданиями – 90 %

            3) учитель учитывает индивидуальные особенности ребенка – 92 %

    Удовлетворенность учащихся:

    1. довольны обучением в школе– 100 %
    2. ученикам интересно учиться – 83 %
    3. всегда могут обратиться за помощью к учителю – 80 %

    Наше творчество.

    Учащиеся 4 класса активно принимают участие в подготовке и проведении различных внеклассных мероприятий.

    1. «День знаний».
    2. Подготовили и провели совместно с 8 классом праздник для первоклассников «Посвящение в первоклассники».
    3. Принимали участие в празднике «День учителя».
    4. Принимали участие в конкурсе осенних букетов и поделок «Природа и фантазия».
    5. Приняли участие в празднике «Школьная осень».
    6. Принимали участие в праздновании Нового года. Готовили классное помещение к новому году. Приняли участие в новогодних конкурсах: плакатов, рисунков.
    7. Участвовали в конкурсе презентаций посв. 65-летию победы в ВОВ по теме «Города - герои».
    8. «Приняли участие в соревнованиях по флорболу».
    9. В этом учебном году некоторые учащиеся 4 класса были приняты в пионеры (Холошевская Г., Викторов А., Сергеев К., Малышева Д., Марков М.)
    10. Приняли участие в «Зарничке ».

    Наши награды.

            Кудрявцева Дарья награждена грамотой за 2-е место в конкурсе «Природа и фантазия», в конкурсе «Неделя пятёрок», Холошевская Галина получила грамоту в конкурсе «Природа и фантазия», Малышева Дарья в конкурсе «Природа и фантазия», Малышева Дарья награждена грамотой в конкурсе «Неделя пятёрок», Награждены грамотами за участие в Новогоднем конкурсе рисунков Малышева Д.,Холошевская Г.

            Награждены грамотой и кубком за первое место в соревнованиях по флорболу. Заняли 2-е место в конкурсе классных помещений «Подготовка к Новому году». Награждены дипломом за участие в конкурсе презентаций «Города-герои» за 3 место.

    Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

    Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

    Концепция воспитательной системы класса "Будущее начинается сегодня"

    Материал к конкурсу классных руководителей "Классный, самый классный -2010"...

    Концепция воспитательной системы класса: «Ступеньки знаний»

    Концепция воспитательной системы класса:«Ступеньки знаний»...

    Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

    Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося. Цель воспитательной программы:создание условий для формирования «счастливого человека» и ...

    Концепция воспитательной системы класса

    Воспитательную систему своего класса я рассматриваю как форму интеграции средств урочной и внеурочной деятельности, воспитательных воздействий  в целостный воспитательный процесс, позволяющий доб...

    Программа воспитательной системы класса "Создание основ самоуправления"

    Образец разработки программы воспитательной системы класса для начальной школы, рассчитанный на 4 года работы....

    Концепция воспитательной системы класса «Быть здоровым - это здорово!»

    Формирование  культуры здорового и безопасного образа жизни(тематическое планирование)...