Концепция воспитательной системы класса
учебно-методический материал на тему

Евстафьева Валентина Константиновна

Воспитательную систему своего класса я рассматриваю как форму интеграции средств урочной и внеурочной деятельности, воспитательных воздействий  в целостный воспитательный процесс, позволяющий добиться конкретного результата в решении задач основных образовательных программ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vopitatelnaya_sistema.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция воспитательной системы класса

Воспитательную систему своего класса я рассматриваю как форму интеграции средств урочной и внеурочной деятельности, воспитательных воздействий  в целостный воспитательный процесс, позволяющий добиться конкретного результата в решении задач основных образовательных программ.  

  • Главной задачей в соответствии с требованиями ФГОС НОО является раскрытие способностей каждого ребенка в целях успешного овладения УУД.
  • Школа должна научить  ребенка самостоятельно действовать, ценить  и развивать  свою собственную уникальную личность  (Е. Погат «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать  - и я научусь»).
  • Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом функционирования  воспитательной системы является  ЛИЧНОСТЬ ученика начальной школы, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного  пространства, испытывающая постоянное воздействие макросоциума.

Исходя из этого, вся воспитательная деятельность класса была разделена на блоки направления воспитания.

  1. Развитие познавательного потенциала (ступени личностного роста): приобретение знаний, их систематизация  - «Мой индивидуальный мир», «Мой мир знаний», «Мой мир отношений».
  2. Формирование мотивационно – ценностного поведения: (направление воспитательной системы): формирование потребностей, мотивов, отношений, помыслов, устремлений.

         Этот блок  ориентирован на физическое, семейное, нравственное, гражданское воспитание.( «Здоровье», «Я и Семья», «Я- и Отечество», «Я и природа», «Мой мир знаний», «Я-Человек»)

3. Деятельностное  направление воспитания.

 Принципы воспитательной системы  ориентированы на создание условий (воспитывающей среды) для реализации воспитанниками своего  познавательного, нравственного, коммуникативного, творческого потенциала. («Самоумение реализовать себя», «Творческая активность», «Успешность», «Общение»).

Компоненты содержания воспитательной системы

  • «Здоровье» (здоровый образ жизни, спорт, гармония тела, духа и разума).
  • «Я и Отечество» (национальные традиции, народное творчество).
  • «Я и природа» (эстетическое воспитание, искусство, культура, поведение, творчество).
  • « Мой мир знаний» (культура учебного труда, самостоятельность учебной деятельности, успешность учебного труда).
  • «Я-Человек» (культура общения, воспитания, толерантности, основы правовой культуры, доверие).
  • «Я и семья» (семейное воспитание, совместные мероприятия)

Методы, формы и средства реализации концепции воспитательной системы начальной школы

(некоторые аспекты урочной и внеурочной деятельности)

Задачи:

  1. Помочь ребенку раскрыться.
  2. Оценивать достигнутые результаты.
  3. Подчеркивать его развитие и продвижение в сравнении с предыдущими достижениями.
  4. Отметить старания ребенка.

Воспитательные технологии при личностно-ориентированном обучении и воспитании:

  • коллективно-творческие дела (проекты: «День рождения», «Страна Мурляндия» и др.),
  • Тренинг общения, социализации (проекты: «Веселая семейка», «Умей сказать НЕТ!»

Ранее акцент делался на сплочение классного коллектива, сейчас ФГОС НОО ставится задача использовать возможности коллективной  творческой деятельности  для развития  личностного потенциала ребенка: человек – индивид – личность – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

  Таким образом, ценностно-ориентированным ядром концепции воспитательной системы моего класса  является создание условий для развития общечеловеческих качеств личности младшего школьника, способной к творческому самовыражению, самореализации и самоопределению, которые содействуют успешному овладению УУД.        Основой технологии воспитательного процесса при личностно-ориентированном образовании (обучении, воспитании) является единство урочной и внеурочной работы.

      Ребенок сам включается в деятельность, проявляет активность. Три безусловных и безупречных мотива ученика : нравственный мотив (добро всем), познавательный мотив (хочу знать), эстетический мотив (чтобы было красиво).

         Значительное внимание уделяется формированию у младших школьников устойчивой мотивации к учебной деятельности. Это находит свое подтверждение в широком и содержательном арсенале форм, методов и способов организации учебной деятельности, в частности:

  1. Отбор содержания учебного материала (рабочая программа по предметам).
  2. Организация учебной деятельности (личностная ориентация обучения).
  3. Стиль педагогической деятельности учителя (общение, поощрение).
  4. Коллективные, групповые формы урочной и внеурочной работы (комплексный проектный подход).
  5. Оценка учебной и творческой  деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике .
  6. Личностные качества учителя  (максимальная гибкость, сопереживание, сочувствие, восприимчивость к потребностям учащихся, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе).

Критерии эффективности воспитательной системы класса

(мотивационно-ценностный потенциал)

Формальные критерии:

  1. План воспитательной работы.
  2. Программы  по различным предметам, направлениям воспитательной работы.
  3. Участие младших школьников в различных конкурсах.
  4. Разработка и реализация социальных акций и проектов.
  5. Уровень воспитанности учащихся начальных классов.
  6. Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе, в школе.
  7. Репутация класса и педагогов начальной школы.
  8. Анализ воспитательной работы.

Неформальные критерии:

  1. Освоение содержания образования.
  2. Фактические знания: уровень освоения, системность, креативность.
  3. Метазнания: интеллектуальный, академический и коммуникативный компоненты.
  4. Ценностно-смысловой компонент знаний: мотивация, значимость знаний, компетентность как потребность реализации знаний.
  5. Личностный рост эмоциональной, познавательной, регулятивной сферы.

Вывод: Мотивационно-ценностный потенциал воспитательной системы – это основа для реализации ее функций:

  • Развивающей (положительные изменения в личности ребенка, поддержка процессов самовыражения и способностей детей).
  • Регулирующей (системное взаимодействие всех участников воспитательного процесса).
  • Корректирующей (коррекция поведения, общения детей).
  • Интегрирующей (взаимодействие всех субъектов единого воспитательного процесса).
  • Защитной (социальная защищенность учащихся, педагогов от влияния негативных факторов окружающей среды).
  • Компенсирующей (компенсация недостаточного участия семьи и социума в УВП).

Моделирование личности выпускника начальной школы

(ценностный потенциал воспитательной системы )

Ценностный потенциал: восприятие ценности семьи и своей жизни, любит свою школу, авторитет педагога, понимание ценности дружбы со сверстниками, ярко выражен мотив достижений, доброта, честность, аккуратность.

Познавательный потенциал: ЗУН, соответствующие характеристике конкретного школьника, умение быстро и осмысленно читать, навыки этикета, внимание, воображение.

Творческий потенциал: навыки поискового мышления, элемент умения анализировать свою деятельность, объективно оценивать свой труд и труд одноклассников.

Коммуникативный потенциал: умение слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со сверстниками, умение общения со взрослыми.

Физический потенциал: соблюдение режима дня, правил личной гигиены, физическая выносливость, стремление быть ловким, сильным, смелым.

Художественный потенциал: художественная активность в творческих сферах – музыкально-песенной, декоративно-прикладной, танцевальной, литературной декламации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Концепция воспитательной системы класса "Будущее начинается сегодня"

Материал к конкурсу классных руководителей "Классный, самый классный -2010"...

Концепция воспитательной системы класса: «Ступеньки знаний»

Концепция воспитательной системы класса:«Ступеньки знаний»...

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося. Цель воспитательной программы:создание условий для формирования «счастливого человека» и ...

Концепция воспитательной системы класса «Быть здоровым - это здорово!»

Формирование  культуры здорового и безопасного образа жизни(тематическое планирование)...

Концепция воспитательной системы класса

Материал для портфолио учителя...

Концепция воспитательной системы класса: «Будущее начинается сегодня»

Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни так...


 

Комментарии

Палхаева Надежда Геннадьевна

Спасибо,очень познавательно.