Концепция воспитательной системы класса
учебно-методический материал на тему

Вавилова Наталья Николаевна

Материал для портфолио учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_na_konkurs.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Гнездовская СШ

на Региональный конкурс психолого-педагогических программ

специалистов психолого-педагогических служб Смоленской области

номинация: VII. Программа психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации на основе концепции воспитательной системы класса:

 «Будущее начинается сегодня»

                                                                                   Составители:

                                             Учитель начальных

                                                 классов Н.Н.Вавилова

                                                                  Педагог-психолог: О.В.Худобец

                                                     МБОУ Гнездовская СШ

                                                       

                                                          Смоленск

2018

Оглавление:

  1. Актуальность
  2. Цель, задачи
  3. Диагностики, инструментарий
  4. Формы психологической поддержки детей
  5. Психолого-педагогическое сопровождение  родителей, педагогов
  6. Введение
  7. Цель  и задачи воспитательной системы
  8. Направления воспитательной деятельности
  9. Методы, средства обучения
  10. Критериями эффективности воспитательной системы класса
  11. Приоритетные направления воспитательной работы
  12. Литература
  13. Приложения с мониторингами
  14. Выводы

    Актуальность.

      Программа  психолого-педагогического  сопровождения инновационных процессов в образовательной организации взята   на основе концепции воспитательной системы класса: «Будущее начинается сегодня»  и предусматривает непрерывный процесс воспитания и обучения младших школьников на основе жизненных принципов, которые отражают основные идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства. Данная концепция отвечает требованиям ФГОС, где  основными  образовательными результатами, являются компетентности: предметные, метапредметные и личностные. Важное место в образовательном процессе занимает психическое, психологическое и социальное здоровье обучающихся. Создание образовательного маршрута включает в себя психологически комфортную  и безопасную образовательную среду, в которой происходит непрерывное и целенаправленное развитие ребенка с учетом его психологических, личностных, возрастных и  физиологических особенностей.

Цель: планомерное  осуществление  процесса обучения и социализации обучающихся, раскрытие их  интеллектуального и личностного потенциала с применением инновационных технологий, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Задачи:

  • Повысить уровень компетентности педагога  в  инновационной деятельности, при  освоении новых средств, методов и программ в проектной деятельности, которые  позволяют педагогу развиваться, добиваться качественно новых результатов в педагогической деятельности.
  • Установить контакт психолога  с родителями, для их совместного сотрудничества по выявлению стиля детско-родительских отношений,  оказание помощи  родителям в умении применять положительные   методы воспитания и взаимодействия с детьми.
  • Подготовить сопровождение  обучающихся,  провести  мониторинг в динамике, проанализировать, дать соответствующие рекомендации.
  •  Провести психологическую диагностику личностного роста, удовлетворенности и эмоционального состояния участников воспитательного процесса.
  • Проанализировать и выявить факторы успеха и   причины недостатков.
  • Разработать критерии и методы оценки сформированности основ морали, эстетических потребностей и нравственного смысла учения в диагностической системе психологического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение с применением инновационных процессов в проектной деятельности – это непрерывное и плодотворное  взаимодействие  учителя, психолога, родителей  и самих обучающихся в образовательном процессе. Формирование  представлений  ребенка о себе, что я могу и хочу, это и есть эмоциональная составляющая жизнь ребенка, которая хорошо раскрывается как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Происходит становление и закрепление   личностных, коммуникативных и регулятивных действий.

Правильно подобранный инструментарий при составлении и проведении диагностики, где учитывается индивидуальный подход к каждому  ребенку, позволяют дать полную картину происходящих в данный момент у ребенка изменений, выявить его интересы и склонности в той или иной  проектной деятельности.

 О сформированности универсальных учебных действий у ребенка можно проследить при проведении диагностики  поступления  в школу.

Диагностика на этом этапе дает полную картину об уровне развития будущих первоклассников, их интересы и склонности детей, выявит   проблемные места, что поможет в дальнейшем составить маршрут  с основными  направления внеурочной деятельности с будущими первоклассниками.

Применяемые формы диагностики:

  • проективные методики (экспресс-диагностика интересов и склонностей);
  • тесты и методики по изучению и выявлению  интересов, склонностей и способностей  детей (Кто ваш ребенок? Темперамент ребенка и выбор кружка, секции, занятий внеурочной деятельности; Карта интересов для младших школьников (Савенков А.И.); Анкета для родителей «Способности  ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста»; Анкета для учителей, родителей, детей «Как определить способности ребенка 5-10 лет»; Методика определения склонностей дошкольника и младшего школьника.
  • методики на изучение психологических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения).
  • адаптационные  диагностики направленные  на изучение мотивационной направленности детей:
  • Методика Гинзбурга «Беседа о школе» (внутренняя позиция школьника);
  • Проективная методика «Что мне нравится в школе» (мотивация детей к учебной деятельности, эмоциональное отношение детей  к школе);
  • Методика «Рукавичка» изучение отношений детей со сверстниками, коммуникация Г.А. Цукерман;
  • Методика по выявлению нравственно-этических ориентаций

Ж. Пиаже;

  • Отношение ребенка к внеурочной проектной  деятельности (анкета для родителей  Худяшова Н.И.)

 Психолого-педагогическая  поддержка обучающихся  проводится во внеурочное время.

Основные  формы психолого-педагогической поддержки детей       включают в себя:

  • различные игры
  • упражнения
  • сказкотерапия
  • арт-терапия

Подобранные и проводимые занятия  по  определенной логике помогают  узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снимают  у ребенка психическое напряжение (как первостепенную задачу), формируют у детей способность к коммуникативным действиям, к установлению межличностных отношений, общения и сотрудничества.

Организация и проведение  групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, в первую очередь  направлена на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию,  формированию познавательных действий, необходимых для дальнейшего  успешного обучения в начальной школе, устойчивой самооценки.

Занятия, с применением инновационных технологий  проходят в виде

  • Игры
  • Упражнений:

                психогимнастические,

 развивающие,

 коммуникативные,

 телесно-ориентированные,

 психодиагностические,

 релаксационные;

  • Беседы с применением  метода ассоциаций, разнообразные образные визуализации.
  • Технологии: арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия.

По результатам диагностики и последующего мониторинга модно с уверенностью сказать, что четко организованная проектная деятельность не является «ненужной» нагрузкой для младшего школьника, а наоборот, способствует  раскрытию и развитию личностного  потенциала ребенка.

Важное значение приобретают  индивидуальные консультации родителей будущих первоклассников и обучающихся 1-х классов, имеющих трудности в развитии, обучении, ситуации неопределенности в интересах, склонностях, способностях ребенка, несформированности учебной мотивации.

Психолого-педагогическое сопровождение  родителей:

  •   предусматривает проведение групповых или индивидуальных  консультаций, разнообразных форм   родительских собраний, где родителям даются  рекомендации по организации режима дня ребенка, проводятся занятия с элементами тренинга, информируют родителей о преобладании  интересов, склонностей, способностей  ребенка.
  • совместная проектная деятельность родителей и ребенка объединяет и сплачивает семейные отношения, дает ребенку уверенность, что родители интересуются его достижениями, что дает ребенку уверенность в нужности и значимости его для родителей, семьи.
  •  проведение  просветительской работы с родителями, где основными задачами является  преодоление трудностей в период первичной адаптации, совместное нахождение путей решения, совершенствование тактикой общения и помощи детям.
  •  повышение психологической культуры родителей предусматривает организация и проведение  групповых и  индивидуальных консультаций, родительских собраний, родительское обучение, изготовление памяток, буклетов,  использование материалов в кабинете психолога.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов

  •  Организация методической работы с педагогами направлена на  дальнейшее построение учебного процесса с учетом  индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся,  их возможностями.
  • Результатом аналитической работы является подведение итогов деятельности и педагогов, и родителей, и психолога  в  течении всего года.
  • Анализирование  результатов работы в течение полугодия и года по психолого-педагогическому  сопровождению обучающихся, представление результатов  на психолого-педагогических совещаниях, педсоветах.
  • Результативность деятельности педагогов, является динамика их  личностного развития, реализующие  свой творческий потенциал в  разных областях профессиональной деятельности, как непременное условие в профилактике профессионального выгорания педагогов.

  • Участники проекта: обучающиеся 1, 2, 3, 4- х классов, родители обучающихся, классный руководитель, психолог.
  • Продолжительность проекта: среднесрочный
  • Проект реализуется в 4 этапа(план проектной деятельности в 1, 2, 3 и 4 классе.
  •  Оценка результатов проводится в виде мониторинга, где применяются количественные и качественные оценки, показывающие сформированность у обучающихся  тех конкретных требований, которые соответствуют образу выпускника начальной школы.

        Авторским коллективом взята за основу  программа «Концепция воспитательной системы класса: «Будущее начинается сегодня»», в которой отражен  переход к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая,  в свою очередь, связана с изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт.

Изменились  и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. Применение инновационных технологий (игровые технологии, проектные технологии, групповые технологии, технологии сотрудничества) позволяют устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создают  условия для смены разнообразных  видов деятельности обучающихся, что  позволяет реализовать принципы здоровьесбережения,  с учетом  возрастной категории обучающихся.

 Введение    

                                                 Концепция воспитательной системы класса:

        «Будущее начинается сегодня»

   Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание - старейшее из человеческих дел.

Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни так же активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения. Большую роль в воспитании играет семья.

Привитое, усвоенное в первые школьные годы, сказывается на протяжении всей жизни. Сегодняшние дети через несколько лет будут полновластными хозяевами жизни. Учитель должен понимать, что в его сегодняшней работе зреет  Завтра, набирает силу Будущее.

Это предъявляет высокие требования к учителю. Еще А.С. Макаренко писал: « Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом». Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам, поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей и учителей.

Чтобы воспитательный процесс был более эффективным, необходимо тесное сотрудничество учитель – родитель – психолог.

Гипотеза

Если учитель будет  знать, чем наполнена жизнь ребенка, чем заняты его мысли, чувства, что движет его поступками, к чему он стремится, то в  педагоге дети увидят человека и друга, способного эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир.

 Как найти контакт с детьми? Как проникнуть в их маленький мир? Уверены, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть!  Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и  задача учителя - быть им другом и помочь раскрыться личности ребёнка.

И как заповедь воспитателя звучат  слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя».

Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью.

Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира.

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, и в таком обществе возникают проблемы в воспитании подрастающего поколения.

 Проблемы сегодняшнего дня в нашей стране - безработица, преступность, разводы, алкоголизм и наркомания, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей - делает процесс воспитания еще более сложным.

Сегодня взят курс на демократизацию и гуманизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

Цели и задачи

Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства.

В основе программы лежат  воспитательные   принципы:

  • Ребенок  - субъект собственной жизни.

Ребенок сам, в меру своих сил, должен определить, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.

  • Каждый ребенок талантлив.

Помощь в  раскрытии  ребенка найти себя, проявлении своих способностей.

  • «Ситуация успеха» - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию.

Представление каждому ребенку максимальную возможность испытать радость успеха, ощущение своей нужности, востребованности и полезности.

  • Принцип толерантности.

Создание атмосферы взаимной ответственности участников образовательного процесса, создание ситуации сопереживания, взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности.

  • Принцип индивидуализации воспитания.

Предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно – творческого и др.) развития каждого обучающегося.  Раскрытие потенциалов личности в учебной, внеурочной и других видах деятельности. Представление каждому обучающемуся  возможности для самореализации и развития.

В ходе психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

  • Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: трудности в обучении, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями и родителями;
  • Создание специальных психолого-педагогических условий  для оказания помощи детям, имеющим проблемы в развитии;
  • Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов;
  • Создание условий для получения социально-психологической помощи (педагога-психолога, социального педагога).

Концепция воспитательной системы составлена в соответствии с «Образовательной программой начального общего образования»,  включающей следующие воспитательные блоки:

  1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка  становление т развитие высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

  1. Программа формирования здорового и безопасного образа жизни.

Цель: всестороннее воспитание личности младшего школьника в физической, социальной, эмоциональной и познавательных сферах.

Направления воспитательной деятельности

Опора  на « Концепцию воспитания в  МБОУ ГНЕЗДОВСКАЯ СШ»,  в системе  работы  включены следующие приоритетные направления:

  • "Здоровье" (формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей).
  • "Интеллект" (определение "зоны ближайшего развития" обучающихся, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами).
  • "Общение" (формирование классного коллектива, формирование культуры социального поведения, обучение способам преодоления коммуникативных проблем, проблем передачи социального опыта).
  • "Нравственность" (формирование у учащихся нравственной культуры и миропонимания).
  • "Досуг и Семья" (создание условий для проявления учащимися своих индивидуальных способностей в равной степени посредством включения в активные и нестандартные формы деятельности, для развития умения адекватной оценки своих и чужих ошибок и достижений, для организации социализирующего досуга).

В центре организации учебно-воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная задача учителя и  классного руководителя - создать в классе такие условия, при которых дети могут учиться в силу своих способностей. С самого начала работы с классом создание психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам. Мы за сотрудничество. Как утверждает известный педагог С.Соловейчик: « Сотрудничество –  одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Вот поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают – поле сотрудничества с людьми».

Сотрудничество родителей, школы и детей, организация совместной работы, классно – семейное проектирование становится реальностью. В слове « сотрудник» хороший корень: труд. «Труд и должен быть основной формой воспитания. Сотрудничать – значит разделять труд».

Цель  воспитательной системы - формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.

Задачами воспитательной деятельности являются:

  • Формирование гражданско-патриотической позиции и основных принципов социальных норм общежития у младших школьников;
  • Обеспечение личностного и физического развития детей через внеурочную деятельность;
  • Совершенствование форм работы с семьёй;
  • Воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся и ценностного отношения к дому, где ты живёшь.

Методы:

- Обучения:

- объяснительно- иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- исследовательский.

- Воспитания:

- методы воспитания словом;

- методы воспитания делом;

- методы воспитания ситуацией;

- методы воспитания игрой;

- методы воспитания общением;

- методы воспитания отношениями.

Средства:

- Обучения:

- создание проблемных ситуаций;

- интеграция на уроках содержания разных предметных областей.

- Воспитания:

- различные виды деятельности: игровая, учебная, трудовая, творческая, совместная деятельность семьи и класса;

- совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемые для педагогической работы;

- развивающая среда.

Распределение функций в структуре самоуправления  в  классе происходит следующим образом:

классное собрание

  • планирует работу в классе;
  • подводит итоги работы;
  • распределяет поручения между творческими группами.

               Воспитательная система – единое целое и все направления работы в её рамках связаны воедино. Также это динамичная система, изменяющаяся со временем, поэтому, учитываются  возрастные изменения детей, изменения, происходящие в жизни школы, общества, класса. Во всей системе работы реализуется идея сотрудничества и формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Это способствует достижению в  классе положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.

Детское самоуправление

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  • Познай себя – это интересно!
  • Сотвори себя – это необходимо!
  • Утверди себя – это возможно!
  • Прояви себя – это реально!

На становление жизненных позиций школьника особое влияние оказывает детское самоуправление. Под этим выражением мы с детьми понимаем совместную деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью. Главной задачей самоуправления мы считаем привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса и школы. Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Также, в начале года, на общем собрании в  классе избирается глава самоуправления – командир и творческие группы, отвечающие за разные направления деятельности.

Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие:

  • уровень воспитанности учащихся;
  • уровень успеваемости и качества знаний;
  • отношение ребёнка к своему « Я»;
  • уровень сформированности классного коллектива;
  • нравственная направленность личности;
  • степень удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе и школе, заинтересованность и активность в общешкольных мероприятиях и делах.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса, такие как:

  • Выявление уровня воспитанности
  • Занятие-практикум «Как помочь товарищу, если он попал в беду?»
  • Анкетирование «Межличностные отношения школьников»
  • Опрос «Какой у нас коллектив».
  • Сочинение – рассуждение «Каким я стал за этот год и почему»
  • Оформление летописи – фотоальбома « Это – мы» (итоги года)

Применение данных  методик позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности классного коллектива, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы.

Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности:

  • нравственный (ценностно-ориентировочный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как “семья”, “природа”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства;
  • познавательный потенциал: наблюдательность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
  • коммуникативный потенциал: (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции;
  • художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
  • физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким и закаленным;
  •  трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитание  уважения к чужому труду, осознание полезности обществу, знакомство с распространенными профессиями.

      Апробация данной концепции показывает, что ученики становятся более воспитанные, умеющие сдерживать свои эмоции, отличаются целеустремленностью, умением высказывать, отстаивать свою жизненную позицию, указывать на недостатки другого в корректной форме. Они успешны, легки в общении,  деятельны, не боятся проблем – смело берутся за  их решение и более адаптированные к условиям постоянно меняющегося мира.

Приоритетные направления воспитательной работы

  • Направление «Здоровье»

Девиз: здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его.

Одно из направлений воспитательной деятельности: создание ценности здоровья как основы всех дальнейших успехов в формировании личности ребенка.

Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того имеет тенденцию к нарастанию. Важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Опыт работы со школьниками показал, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее адаптироваться в окружающем их мире.  А ведь, в современных условиях, жизнь заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.

Для развития целостного понимания ценности здоровья у детей,  определены  следующие задачи:

  •  Содействовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей.
  •  Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни (физическое совершенство, психическое здоровье, социальная безопасность, правила гигиены и др.)
  • Сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических  знаний.

Основные моменты деятельности классного руководителя

1.Сотрудничество с медицинским работником школы и детской поликлиникой, с целью изучения состояния        физического здоровья учащихся класса.

2. Сотрудничество с родителями в рамках обозначенной проблемы.

3. Сотрудничество с нешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую работу с учащимися и их родителями.

4. Организация школьной жизни детей (режим учебных занятий, интенсивность учебной нагрузки, эмоциональный климат в классе).

         Работу с детьми строится по перспективному плану, который дает возможность вести работу системно и комплексно. Мероприятия валеологической направленности органично вплетаются в режимные моменты и деятельность детей. В основу составления перспективного плана  включены следующие мероприятия:

1 класс

  • « Что такое режим дня?» (Беседа с примерами)
  •  « Чистота – залог здоровья!» (Практическая игра)
  •  « Самые ловкие и умелые». ( Спортивные соревнования)
  •  « Свет зелёный всем мигает - в путь-дорогу приглашает». ( Игра- викторина)

2 класс

  • « Полезные и вредные привычки». (Беседа с обсуждение)
  •  « Быстрый бутерброд до добра не доведёт». ( Беседа о культуре питания)
  •  « Что будет, если никогда не умываться?». ( Беседа с обсуждением)
  • « Сильные, ловкие, смелые». (Соревнования)
  • « Где нас подстерегает опасность». (Разбор ситуаций)

3 класс

  • « Зачем нужны витамины и прививки». (Беседа с обсуждением)
  •  « Наше настроение и здоровье». (Беседа, разбор ситуаций)
  •  « Все на лыжи!» ( Спортивные соревнования)
  •  « Моё здоровье». (Конкурс рисунков и плакатов)
  • « Не шути с огнём». (Правила пользования электроприборами, поведение с огнём)

4 класс

  • « Правильное питание – залог здоровья!» (Беседа)
  •  « Путешествие в зелёную аптеку». (Игра – путешествие)
  • « Спортивная карусель». (Соревнования)
  •  « Правила учи – себя береги». (Викторина о правилах безопасности)
  • « Значение режима дня в жизни школьника» (Диспут)

Работа по этой системе  дает положительные результаты, т.к. имеющиеся у ребенка знания, благодаря их неоднократному практическому и действенному воспроизведению в игре, опытной деятельности, приобретают более прочный и более осознанный характер.

  • Направление « Интеллектуальная (познавательная) деятельность»

Задачи деятельности классного руководителя в этом направлении:

1. Формирование интеллектуального потенциала детей на основе учебной и творческой деятельности;

2. Приобретение знаний как условия нормальной жизнедеятельности в современном мире.

   Примерные темы классных часов и внеклассных мероприятий:

1 класс

  • « Мы стали школьниками!» (Беседа о правилах поведения в школе)
  •  « Школа моей мечты» (Праздник посвящения в первоклассники)
  •  « Азбука – к мудрости ступенька». (Игра)
  • « Учебная книга – наш друг и помощник!» ( Библиотечный урок)

2 класс

  • « Мои любимые книжки» (Литературные посиделки)
  •  «Счастливый случай». (Интеллектуальные соревнования)
  •  Экскурсии в музеи; поездки в  театры, выставки.
  • « Покорители космоса». (Выставка рисунков)

3 класс

  • « Времена года в творчестве разных писателей». (Литературные посиделки)
  • Участие в олимпиадах  по предметам.
  •  Открытые уроки для родителей.
  • « Путешествие по морю знаний» (Игра – викторина)
  • « Семейный эрудит» (Конкурс кроссвордов)

4 класс

  • « Турнир умных и находчивых» (Игра – викторина)
  • Участие в олимпиадах и интеллектуальных марафонах по предметам.
  •  Открытые уроки для родителей.
  •  « Отечества достойные сыны» (Встречи с известными людьми, ветеранами войны)
  • Экскурсии в музеи; поездки в театры, выставки.

Реализация намеченных мероприятий по программе повысит уровень развития нравственных представлений учащихся, окажет положительное влияние на личностное развитие  (повышается  позитивная активность, развивается  эмоциональная сфера, повышается стремление к сотрудничеству, взаимодействию, взаимопомощи), в первичной социализации. При этом сохраняется индивидуальность ребенка, физическое и психическое здоровье, формируется умение взаимодействия с окружающими.

                                                   

                                                         

Литература

1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 208 с.

2. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!», М.: «Просвещение» 1988 г.

3. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания в 1-11 классах», М.Вербум-М, 2001 год.

4. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы». М.: «ВАКО» 2004 год.

5. Журнал «Классный руководитель» №4, 2001; №1 1999 год.

6. Журнал «Начальная школа» №1-2 2001 г, №4, 6, 9 2002 г, №2 2003 г, №2,4 2004 г.

7. Инновационная деятельность учителя как фактор его саморазвития // Материалы научно-практической конференции. – Чита: Изд-во ЧГПИ, 1995. – С. 53-57.

8. Кузнецова Л.В. «Гармоничное развитие личности младшего школьника». М.: «Просвещение» 1988 год.

9.  Максимова В.И. «Теоретические основы и методика воспитания младших школьников», М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2006 г.

10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

11. Чепель Т.Л. Психологическое просвещение как путь к развитию креативности педагогов и их готовности к инновационной деятельности. concord.websib.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Концепция воспитательной системы класса "Будущее начинается сегодня"

Материал к конкурсу классных руководителей "Классный, самый классный -2010"...

Концепция воспитательной системы класса: «Ступеньки знаний»

Концепция воспитательной системы класса:«Ступеньки знаний»...

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося. Цель воспитательной программы:создание условий для формирования «счастливого человека» и ...

Концепция воспитательной системы класса

Воспитательную систему своего класса я рассматриваю как форму интеграции средств урочной и внеурочной деятельности, воспитательных воздействий  в целостный воспитательный процесс, позволяющий доб...

Концепция воспитательной системы класса «Быть здоровым - это здорово!»

Формирование  культуры здорового и безопасного образа жизни(тематическое планирование)...

Концепция воспитательной системы класса: «Будущее начинается сегодня»

Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни так...