Методическое пособие "Использование квест-технологий в воспитании"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Цимерман Вероника Игоревна

Пособие раскрывает понятие "квест" и рассказывает как организовать и провести данное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  образовательное учреждение

Республики  Коми

«Специальная (коррекционная)  школа-интернат № 7»

города Воркуты.

«Использование квест-технологий в воспитании»

Методическое пособие

Разработчик

Цимерман В. И.

г. Воркута.

2017 г

В современном образовании игровая деятельность используется, как активный метод обучения и воспитания, и может быть использован как для групповой, так и для индивидуальной работы, что позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию. 

Данное методическое пособие разработано для воспитателей в реализации своей воспитательской деятельности. Пособие раскрывает понятие «квест» и рассказывает, как организовать и провести данное мероприятие.

Воспитатель: Цимерман В. И.

без категории

Пояснительная записка

Сегодня цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе. Насыщенная информационная  среда окружает современного ребенка  с самого его рождения. Все большее место в жизни школьника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем- либо удивить.

Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны машин, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и воспитания, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной и воспитательной деятельности. Одной из новых форм  в практике образования можно считать квест.

Что такое квест?

Квест ( Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»). Проблемное задание с применением ролевой игры.

Квест – это приключенческая игра, которая приводит из точки А в точку Б, путем решения поставленных задач. Квест действительно похож на игру по станциям, но имеет существенное различие, в первом случае ребятам открыто говорят куда идти (или выдают карту), во втором ребятам выдается задание, выполнив которое они должны понять куда следовать.

Как устроен квест?

Есть определенная цель, к которой движутся участники. События и испытания – разнообразны и неожиданны. Каждый шаг либо приближает, либо отдаляет участников от выполнения цели.

Общая игровая цель

Известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того заложен ли элемент соревновательности, конечная игровая цель – общая для всех команд. Общая цель – главный мотиватор.

Прохождение квеста.

Последовательное движение по этапам, решая учебные задачи. Прохождение каждого этапа позволяет перейти на следующий. Команда получает необходимое снаряжение, подказки для прохождения этапа. Участники могут быть объединены в команды.

! Игроков сопровождает  воспитатель (учитель) – «помощник».

Задача помощника – обеспечение безопасности, консультация по игре и ее задачам, помощь в решении организационных вопросов, и при необходимости, помощь  в организации командного взаимодействия. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к  прямой подсказке. Таким образом, игра стимулирует педагогов от авторитарного стиля  работы к партнерским отношениям.

Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Как заинтересовать ребенка или группу детей в том, чтобы они выполнили то или иное задание, решили головоломку или нашли наиболее простое решение в достижении конечного результата? Все просто. На финише должен быть приз! Это может быть хорошая оценка, поощрение или что-то еще.

План подготовки игры

Включает в себя обязательные пункты:

  1. Написание сценария, включающего информацию познавательного характера.(информация о растениях, животных и т. д.)
  2. Подготовка «продукта» поиска (карта сокровищ, клад и т. д.)
  3. Разработка маршрута передвижения:

Он должен быть непривычным, но безопасным для детей, для повышения интереса детей способ передвижения может быть различным, их должно быть достаточное количество с  посещением малоизученных уголков.

4. При разработке методических заданий необходимо опираться не только уже на имеющиеся знания, умения и навыки, но и на зону ближайшего развития ребенка.

5. Художественное оформление «остановок по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.

6. Подготовка реквизита к каждому заданию.

Основа проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько  актуальной и интересной будет она. Обладая даже небольшими знаниями по данной теме и получив определенную свободу мышления, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут добиться нужного результата. Квест может быть тематическим, когда все игровые задания и костюмы сделаны по мотива фильма, сказки. А может быть просто набором миссий, которые необходимо выполнить как можно быстрее.

Основными критерия качества квеста

  1.  безопасность для участников,
  2. оригинальность,
  3. логичность,
  4. целостность,
  5. подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание  атмосферы игрового пространства.
  6. приветствуется разнообразие заданий:
  • решение ребусов, загадок, кроссвордов, головоломок,
  • игра «крокодил»,
  • тематическое прохождение верёвочного курса,
  • создание плаката, коллажа.

Правила квестов

В мире игровых квестов есть ряд негласных правил.

Правило первое: увидев какой-то предмет, обязательно возьмите его – вдруг пригодится?

Правило второе: встретив нового персонажа, обязательно поговорите с ним – вдруг он скажет что-то важное?

Правило третье: оказавшись на новом месте. Внимательно прочтите описание – вдруг в тексте будет дана какая-нибудь подсказка? Подсказки разбиты на три категории: предметы, персонажи и «что делать?»

Словарь квестов

- Место. Подойдет любое, достаточно просторное помещение. Учитывайте количество участников, по возможности разбейте их на команды.

- Время прохождения – время которое тратиться на прохождение игры.

- Дресс-код. Идеальный дресс-код – футболка и джинсы. Можно подарить всем участникам значки или медальоны, а на них написать тему, дату проведения и замысловатый девиз квеста.

- Декор. Не помешает задекорировать помещение всякими шпионскими штучками, бутафорскими картами, подсказками, картами с флажками. Также можно создать коллажи из вырезок газет. Часть декора может быть непосредственно и частью подсказок и самого квеста.

- Задания – этап сценария игры, который состоит из одного или нескольких вопросов.

- Капитан – обязательный участник команды, который представляет ее интересы перед организаторами.

- Команда – добровольное объединение, зарегистрированное для участия в игре.

- Карта – это карта местности

- Метки – это те самые подсказки, которые позволяют находить и выполнять задания, а иногда и позволяют в расшифровке и выполнении самого задания, что приближает к финалу и победе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока математики в 3 классе УМК Гармония с применением квест-технологии. Тема урока: Нахождение площади прямоугольника

Квест- технологии основаны на проблемном обучении. Квест - это выполнение проблемного задания с элементами игры, где от игроков требуеется решение умственных задач для продвижения по сюжету. Для дости...

"Квест -технология и финансовая грамотность". Возможно ли это?

Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

"Квест - технология как способ активизации учебной деятельности младших школьников

Материал презентации будет интересен учителям начальных классов, желающих разнообразить практическую деятельность, правратить урок в интересное приключение....

Использование квест-технологии в изучении краеведения

Данная статья знакомит с формой обучения - квест-игра для младших школьников в изучении и знакомстве с достопримечательностями и историей Красносельского района Санкт-Петербурга....

Выступление на методическом объединении "Использование квест-технологий в образовательном процессе"

Формирование познавательного интереса происходит при создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включен в творческую дечтельность, ситуацию поиска решения социально-значимых проблем. О...

Статья "ВОЗМОЖНОСТИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ", 2016,сборник статей ОмГПУ

В статье рассматриваются возможности применения новой формы обучения: квест - технологии в патриотическом воспитании младших школьников на уроках музыки....