Описание долгосрочного воспитательного проекта
методическая разработка на тему

Черемисинова Альфия Избаевна

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников.)
В современное  время экономической и политической нестабильности в обществе, мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые им к человеку, неуклонно меняются. Основными требованиями рынка труда являются не выбор единой для себя профессии и путь к ней, так как в стремительно меняющемся мире многие профессии устаревают и наряду с ними появляются абсолютно новые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_proekta_cheremisinova.docx78.77 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области

446370, Самарская область, Красноярский район, с. Красный Яр ул. Полевая 5  тел: (84657)-20481 kryar@sch.yartel.ru

Номинация:

 «Профессиональное мастерство обучающихся»

Долгосрочный воспитательный  проект особой педагогической и социальной значимости на тему:

«Профессиональные ориентиры  младших школьников»

Автор:

Черемисинова А.И.

Методологическая основа и законодательная  база проекта.

1.        Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

2.        Указ Президента РФ «О национальной  стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденный  Президентом РФ от 01.06.2012 г. № 761).

3.        ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785).

4.        ФГОС основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

5.        Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. –М.: «Просвещение», 2010. – 24с.

6.        Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

7.        Послание Губернатора Самарской области Губернской Думе. – Самара, 2013, 2014, 2015,2016.

8.        СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.

9.        Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.

10.         Федеральный закон Российской Федерации "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.

11.        Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Правительством Российской Федерации 22.11.2012 года № 2148-р.

12.        Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 года № 61.

13.     Государственная  программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 05.12.2010 года № 795.

14. Профессиональный стандарт педагога, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н.

15. Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 года.

16.    План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р г.

17.    Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа».

18.  Постановление Правительства РФ "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" от 4.10.2000, №751.

19. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493.

20.  Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная  Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761.

21. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Правительством РФ, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2015 г.

22. Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р.

23. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Редакция 2.0. Русский перевод.- Корпорация Microsoft, 2011. -115с.

24. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография/Под.редакцией:БадарчаДендева – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 стр.

  1. Формальные параметры

  1.  Наименование педагогического опыта

«Профессиональные ориентиры  младших школьников»

  1.  Разработчик педагогического опыта: учитель начальных классов – Черемисинова А.И
  2.  Тип и вид представляемой образовательной организации:

тип - государственное бюджетное учреждение

вид – средняя общеобразовательная школа.

  1.  Период формирования и функционирования педагогического опыта:

с  2013 года по настоящее время.

  1. Адрес педагогического опыта:

446370,  Самарская область,  муниципальный район Красноярский, с. Красный Яр, ул. Полевая, д. 5,  средняя общеобразовательная школа.

  1. Содержательные параметры

  1. Актуальность педагогического опыта

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников.)
В современное  время экономической и политической нестабильности в обществе, мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые им к человеку, неуклонно меняются. Основными требованиями рынка труда являются не выбор единой для себя профессии и путь к ней, так как в стремительно меняющемся мире многие профессии устаревают и наряду с ними появляются абсолютно новые. Именно поэтому предъявляются требования к личностным качествам и компетентностям личности:

- мобильность рабочей силы

-временная занятость

- знание иностранных языков

- уверенный пользователь компьютера

- вождение автомобиля

- высокий уровень  квалификации

В связи с этим проблема выбора профессии становиться все более актуальной.   Выпускник вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней., По результатам многочисленны опросов и исследований до 70% выпускников, не имеют представления о реальном спросе на специалистов на современном рынке труда. Значит, преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки и в результате этого старшеклассник,  теряет время и веру в свои силы.

 ФГОС дошкольного образования ставит задачи на ориентиры профессионального самоопределения личности, предпрофильная  работа в младшем школьном возрасте расширяет потенциальные ресурсы в профессиональном самоопределении. Основным направлением этой работы вижу развитие вышеупомянутых личностных качеств и компетентностей  обучающихся.

Содержательная форма представления педагогического опыта

Педагогический опыт представлен следующими позициями:

- педагогическая идея, заложенная в основу деятельности

- развитие личностных качеств младшего школьника усиление профориентационного  эффекта воспитания    

-  усиление профилактического эффекта в сфере безопасного поведения.

Активная творческая деятельность школьников, их работа в клубах активного пешехода и гражданина, а затем и в отрядах юных инспекторов движения, тесное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей  с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе, профессиональных сообщест, органов правопорядка, автоинспекций, местных администраций, спонсоров, грантодателей и других учреждений,  позволит улучшить ситуацию с профессиональным самоопределением и детским травматизмом на дороге и в транспорте.

  • педагогическая концепция, заложенная в основу деятельности по данному проекту: это популяризации в Красноярском районе деятельности и организации широкой программы предпрофильного ориентирования, для этого  необходимо развивать работу детских клубов и объединений,  организовать работу по просвещению школьников, проведению тренингов, соревнований, творческих мастерских с привлечением до1000 школьников  7 - 17 лет (в т.ч., детей с особыми образовательными потребностями и девиантным поведением, одарённых и талантливых детей, активистов школьного самоуправления).

  • программа  по внеурочной деятельности «Клуб активного пешехода и гражданина», является одним из основных инструментов реализации проекта. Программа направлена на усиление эффекта предрофильной подготовки и  профилактике дорожно - транспортного травматизма детей, на воспитание в каждом учащемся активного гражданина  и патриота ответственного за личную безопасность и безопасность окружающих, на раскрытие способностей и талантов учащихся.

Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения.

  • результаты работы обучающихся в клубах активного пешехода и гражданина  и отрядах юных инспекторов движения соответствуют интересам детей и их родителей, региональным особенностям и потребностям социально-экономического и технологического развития страны.

Деятельность клубов активного пешехода и гражданина, отрядов юных инспекторов движения, а именно, проведение таких работ, как создание безопасных маршрутов, обустройство пришкольных территорий, закладка детских тренировочных площадок, дежурство на дороге у школы в «час пик» до уроков и сразу после уроков. Привлечение к проекту и обучение дошкольников, установка плакатов, а также участие в массовых акциях является важной формой воспитания, социальной практики, духовно-нравственного и физического развития детей.

Результативность деятельности обучающихся – участников проекта:

- у обучающихся сформированы навыки познания себя и окружающего мира, стремление к саморазвитию и улучшению мира вокруг себя, а также умение «жить вместе, в ладу с самим собой и с окружающим миром»;

- школьники - участники проекта обучатся начальным навыкам профилактической, общественной, социальной, и рекламной работы;

- у школьников - участников проекта будет формироваться чувство ответственности, желание активно участвовать в профилактической и общественной работе;

- у школьников - участников проекта сформируются навыки общения, взаимопомощи, социализации и выживания в природной среде; навыки здорового образа жизни, активного здорового досуга, природоохранной и другой общественно полезной деятельности.

у школьников - участников проекта сформируются компетентности социально активной и развивающейся творческой личности.

  • Результативность трансляции личного педагогического опыта: создание личного портфолио педагога, выступления на педагогических конференциях, семинарах, круглых столах, распространение опыта в ОО округа и области и страны посредством размещения методических материалов в сети педагогических интернет-сообществ.

  1. Инновационная направленность педагогического опыта

Критерии инновации

Содержательная интерпретация критериев

1. Новизна и оригинальность идеи

   Новизна заключается в том, что она направлена не на жесткий выбор, а на мобильность, расширение потенциальных ресурсов, личностных качеств ребёнка в его профессиональном самоопределении.

Новым в реализации проекта является системный подход к проблеме, обозначенной в проекте в отборе и оптимальном сочетании педагогических технологий.

Оригинальность проекта заключается в создании его участниками индивидуальных творческих проектов.

2. Масштабность внедрения

Системный характер инновации обеспечен длительным сроком внедрения, постепенным включением в проект всех учащихся младшего и среднего школьного возраста, презентацией результатов проекта для всех школ района с последующим расширением до масштабов всего района.

3. Широта охвата

Обучающиеся начальной школы - 1-4 класс.

 В колличестве 150 человек

4. Сфера осуществления

Профессиональная ориентация младших школьников.

Освоение школьниками правил безопасного поведения  с помощью интерактивных творческих проектов.

4.1. Новое содержание воспитания

Система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззенческих и нравственно-эстетических идей, которыми должны овладеть участники проекта, позволят им успешно действовать в реальных жизненных ситуациях, освоиться в социуме, в окружающем техногенном мире.

Использование инновационных подходов –практико-ориентированного, личностно-ориентированного и компетентностно-ориентированного.

Воспитание школьников через использование случайно возникших и специально созданных проблемных ситуаций.

4.2. Новые технологии и формы организации

Дистанционные, сетевые, ИТ, с использованием презентаций, творческих лабораторий, проектных мастерских, тренингов, участие в конкурсах, защита личных творческих проектов .

Использование инновационных средств повышения познавательной активности школьников и профессиональной активности педагогов – карты индивидуального образовательного маршрута, личного портфолио обучающегося, профессионального портфолио педагога;

4.3. Новообразования личности

Обучающиеся определяют собственные цели учебной работы и планируют их достижение. Это включает умения обучающегося выявлять, что ему уже известно; оценивать свои сильные и слабые стороны; разрабатывать план освоения материала; последовательно его реализовывать; оценивать его выполнение и двигаться вперед с учетом своих успехов и неудач.

Направленность на успешную самореализацию в личной и профессиональной жизни.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

долгосрочный воспитательный  проект

особой педагогической и социальной значимости на тему:

«Профессиональные ориентиры  младших школьников»

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПРОЕКТА

Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность школьника, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека, тогда как текущие проблемы профориентации школьников включают в себя:

  • Нестабильные всплески интереса к профессиям и труду.
  • Отсутствие навыков определения, своих личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям.
  • Затруднённые определение и оценка своих перспектив развития в различных профессиях.
  • Гнетущая необходимость сделать выбор профессии самостоятельно и нести за него ответственность.
  • Увеличившиеся требования к выпускникам школ и их недостаточный уровень подготовленности к профессиональному определению.
  • Отсутствующая или неквалифицированная помощь в выборе профессии для школьника.
  • Отсутствие постоянно действующей, широко распространённой программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями

ПРОТИВОРЕЧИЯ

  1. Имеющиеся потребности общества часто идут вразрез с личными планами и желаниями школьников. Даже зная о перенасыщении рынка труда представителями «модных» и «престижных» специальностей, выпускники школ осознанно затрудняют себе дальнейшее трудоустройство, выбирая их в качестве желаемой профессии.
  2. Выбранная профессия не всегда соответствует возможностям старшеклассника. Получив соответствующее образование и приступив к работе человек понимает, что выбор был ошибочным и для успешной реализации себя на данном поприще у него нет требуемых качеств личности. Смена профессии или переквалификация приводят к большим потерям времени и сил.
  3. Сочетание острой нехватки ведущейся профориентационной работы и необходимости обязательного выбора. К последнему классу школьники обычно осознают, что сложный выбор карьерного пути по душе приведёт к длительным последствиям.
  4. Отсутствие у школьников навыков планирования, прогнозирования вкупе с необходимостью выстраивать долговременные планы своей будущей жизни и карьеры одновременно. В такой ситуации выпускник школы более-менее может представлять желаемые жизненные пути и предполагаемые профессии, но способы достижения данных целей будут ускользать от него без посторонней помощи.
  5. Потребность школьников в профессиональном обучении и отсутствие или недостаточная квалификации школьных психологов и профконсультантов, способных вести длительную профориентационную деятельность начиная с начальных классов и сопровождая ребёнка до самого выпуска.
  6. Желая попробовать себя в той или иной профессии, школьник понимает, что такой возможности в школе или ближайшем окружении просто не существует. Профориентационные уроки в игровой форме не проводятся, экскурсии на предприятия не осуществляются и т.д.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В настоящее время остро стоит проблема предпрофильной поготовки обучающихся, профилактики безнадзорности, асоциального поведения и вредных привычек у детей и подростков. Растёт число школьников с девиантным поведением, втянутых в экстремальные подростковые игры, организации и течения. Обращает на себя внимание и безответственное поведение школьников в обществе на улице, в транспорте, на дороге.

С другой стороны, в последние годы  уменьшилось количество школьников, занимающихся  социальнозначимой творческой деятельностью. Оставляет желать лучшего система профориентационной работы и допрофессиональной подготовки со школьниками.

Организация на высоком уровне воспитания и образования школьников в сфере допрофессиональной подготовки и их безопасного поведения в жизни вообще и на дороге в частности,  поможет  частично или полностью решить эту проблему.

Система формирования профессионального самоопределения

ФГОС ДОО

ФГОС НОО

ФГОС ООО

Формирует интерес в  профессиональном самоопределении.

Формирует мотивацию к осознанной потребности профессионального выбора.

Формирует потребность в профессиональном самоопределении.

ПРИНЦИПЫ

Доступность, эмоциональность, ориентированность на практику и личностное развитие участников проекта. Использование инновационных подходов – практико-ориентированного, личностно-ориентированного и компетентностно-ориентированного.

ЦЕЛЬ:   Формирование у воспитанников качеств мотивированной компетентной личности, готовой к самообразованию и саморазвитию, способной социализироваться в современном мире и решать возникшие проблемы на основе полученных знаний и навыков.

ЗАДАЧИ

- воспитывать гражданское самосознание

- формировать у обучающихся ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих

- развивать личностные качества

- обучить правилам дорожного движения РФ

- организовать инновационную деятельности обучающихся в области социального проектирования.

- повышение социальной мобильности обучающихся.

Организационная цель:

Создание системы условий, способствующих самоопределению и саморазвитию учащихся.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Воспитанники детских объединений «Клуб активного пешехода и гражданина» - участники конкурсов и соревнований для школьных агитбригад ЮИД; на 4-м году обучения участвуют в качестве тьюторов в проведении тренингов по получению школьниками навыков проведения профилактических акций учрежденческого уровня, выступают в качестве помощников судей на этапах в конкурсных мероприятиях учрежденческого и районного уровня, участвуют в слётах областного уровня (30 детей);

Вид деятельности

Средство

Социальные роли

Профессиональные ориентиры

Агитбригады ЮИД

Конкурсы

Акции

Агитатор

Волонтёр

Инспектор ГИБДД, ДПС

Артист

Изучение ПДД

Программа «Активный пешеход и гражданин»

Обучающийся

Водитель

Инструктор

Педагог

Участие в акциях

Акции

Участник

Активный гражданин

Социальный работник.

Общественный деятель

Руководитель

Создание проектов

Проекты

Автор

Посещение музеев

Музеи

Исследователь

Турист

Посетитель

Краевед

Историк

Культуролог

Экскурсовод

Эксперт

Реставратор

Археолог

Посещение библиотек

Библиотеки

Читатель

Автор

Писатель

Критик

Журналист

Библиотекарь

Участие в научно-исследовательской работе

НПК

Исследователь

Научный сотрудник

Технолог

Химик

Эколог

Педагог

Экскурсии на авиазавод «Аэроволга»

Предприятие

Посетитель

Исследователь

Инженер

Пилот

Архитектор

Механик

Сварщик

Токарь

Посещение Самарской филармонии

Театр

Зритель

Режиссёр

Актёр

Осветитель

Художник

Дизайнер

Музыкант

Вокалист

Кассир

Экскурсии в пожарную часть

Подразделение №

Экскурсант

Пожарный

Работник МЧС

Водитель

Экскурсии в Конно-спортивную школу « Серебряная подкова» с Красный Яр

Конно-спортивная школа

Посетитель

Наездник

Тренер

Ветеринар

Конюх

Животновод

Коневод

Посещение спортивных сооружений

Стадионы

Спортивные центры и школы

Посетители

Спортсмен

Тренер

Инструктор

Посещение досуговых и сервисных центров центров

Центры

Посетители

Ведущий

Режиссёр

Аниматор

Парикмахер

Дизайнер

Повар

Кондитер

Оформитель

Участие в военно-спортивных играх

Игры

Участники

Военный

Медработник

Тренер

Педагог

Соисполнители проекта/программы:

Воспитанники детских объединений фотографов и журналистов второго и  третьего года обучения - участвуют в освещении мероприятий и публикации материалов на сайтах школ, в печатных изданиях учрежденческого и районного уровня (20 детей).

Консультанты проекта/программы: специалисты центра занятости населения по муниципальному району Красноярский, инспектор по пропаганде ГБДД по муниципальному  району Красноярский – Ларионова В.С, старший  методист  Самарского областного  ЦДЮТТ- Хамитова Э.А.

ЭТАПЫ И ХОД РЕАЛИЦИИ ПРОЕКТА

  1. Сентябрь – октябрь 2012 г. – предпроектные работы.

Основные позиции периода:

- мониторинг ситуации в с. Красный Яр,

- анализ полученных данных,

- выявление проблемного поля,

- выработка гипотезы и предполагаемого результата.

2.  Ноябрь - декабрь 2012 г. – планирование хода проекта.

Основные позиции периода:

- постановка целей и задач,

- выявление участников проекта, выбор членов проектной группы,

- определение объема проекта,

- расчет количества ресурсов, необходимых для выполнения проекта.

3. Январь 2013 - Июнь 2016 гг.   – реализация проекта.

Основные позиции периода:

- создание конечного продукта проекта,

- отслеживание продвижения проекта,

- решение возникающих проблем,

- информирование участников и заинтересованных сторон о ходе проекта.

4. Сентябрь – декабрь 2016 г. – завершение, подведение итогов проекта и его доработка для перспективного продолжения.

Основные позиции периода:

- оценка достигнутых результатов, приобретенного опыта,

- презентация итогов проекта в социуме,

- планирование нового проекта, постановка новых целей и задач,

- выбор членов новой проектной группы.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

- проектные мастерские,

- социальные акции

- творческие лаборатории,

- презентации,

- участие в конкурсах.

МЕТОДЫ РАБОТЫ

- проектный

- частично-поисковый

- исследовательский.

ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА:

Инновационный характер самого процесса и использование инновационных подходов – системно-деятельностного, практико-ориентированного, личностно-ориентированного и компетентностно-ориентированного.

Воспитание школьников через использование случайно возникших и специально созданных проблемных ситуаций.

Использование инновационных средств повышения познавательной активности школьников и профессиональной активности педагогов – карты индивидуального образовательного маршрута, личного портфолио обучающегося, карт  групповых проектных маршрутов,  профессионального портфолио педагога.

Использование инновационных технологий: ИКТ, дистанционных, сетевых.

-  тестирования и анкетирования;

-  проведения мастер- классов

-  общения в социальных сетях

-  обучения детей- инвалидов

-  общения со специалистами

ИЗМЕНЕНИЕ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Использование ИКТ, дистанционных и сетевых технологий обеспечит возможность выполнения на высоком уровне творческих заданий, подготовки ИТ-презентаций, проведения удалённой диагностики, анкетирования детей и их родителей, в индивидуальной работе с одарёнными и не посещающими школу детьми, участия в сетевых конкурсах.

Использование интерактивной технологии в тьюторской работе (обучение тьюторов на тренингах и последующая работа тьюторов с другими членами учебных групп на местах, выполнение тьюторами роли ведущих и судей викторин, соревнований и др.), в проектных мероприятиях активизирует творческую деятельность учащихся и провоцирует их активное саморазвитие.

РЕЗУЛЬТАТЫ  РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА 

Результаты работы обучающихся в клубах активного пешехода и гражданина соответствуют интересам детей и их родителей, региональным особенностям и потребностям социально-экономического и технологического развития страны.

Основным результатом развития проекта является создание системы профессионального самоопределения обучающихся и преемственность на каждой ступени обучения.

Система взаимодействия с семьями обучающихся строится исключительно на сотрудничестве, создан родительский актив 18 чел, через который осуществляется основная координация взаимодействия с  родителями, родители основные спонсоры  мероприятий и инициаторы массовых поездок и посещения досуговых центров. Организовано общение, консультации всеобуч в социальных сетях, информирование  и рассылка методических материалов посредством электронной почты.        

Формы работы с родителями обучающихся:

  • родительские круглые столы,
  • часы общения.
  • индивидуальные консультации
  • общение в социальных сетях
  • информирование посредством электронной почты
  •  совместная организация экскурсий, поездок
  •  конкурсы
  • Акции

В основе сотруднического взаимодействия семьи и  педагога лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Система взаимодействия с родителями обучающихся, является важным дополнительным ресурсом. А  родитель прежде всего, партнёр и заказчик. Именно в семье находится ,то ценностное поле в котором и закладываются основы воспитания.

Значительное место в системе работы педагога с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Взаимодействие с родителями младших школьников является основным ключевым моментом в построении воспитательной работы.

Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Семья играет решающую роль на любом возрастном этапе развития ребенка, выполняя следующие важнейшие функции:

  • регулирование физического и эмоционального развития;
  • влияние на развитие психологического пола;
  • влияние на умственное развитие;
  • ознакомление ребенка с социальными нормами;
  • формирование ценностных ориентаций;
  • социальная поддержка

Выполнению этих функций способствуют климат семейных отношений, режим семейной жизни, содержание деятельности, присущее различным поколениям членов семьи.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отделяется от родителей.

Главной цели в педагогическом общении с родителями – доверия – педагог  достигает с помощью определенных педагогических приемов. Нужно учитывать, что аудитория в данном случае является взрослой, методы следует выбирать, направленные на повышение грамотности родителей в отношении воспитания ребенка, но учитывать, что каждый родитель обладает собственным, сформированным взглядом на этот процесс.

Педагог  «показывает» родителям их ребенка с новой, доселе неизвестной стороны, которая не открывалась в течение повседневной жизни. Информацию о школьной жизни ребенка  представляет в позитивном свете. Налажен диалог с родителями, дабы получить максимальный отклик на свою работу.

Процесс взаимодействия семьи и школы  направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

- информационная – учитель дает максимально достоверные и полные сведения об этапах развития ребенка-школьника.

- воспитательно-развивающая – взаимодействие учителя и родителей имеет целью воспитать и развить верное отношение родителей к ребенку, которое приведет в конечном итоге к повышению успеваемости и улучшению психологического развития школьника.

- формирующая – учитель с помощью педагогических приемов формирует у родителей идею о ребенке как субъекте учебной деятельности.

- охранно-оздоровительная – правильное представление родителей о ребенке школьнике приводит к сохранению здоровья учащихся.

- контролирующая – с помощью взаимодействия родителей и учителя учитель может контролировать уровень развития осознанности родителей по отношению к детям.

- бытовая – верное понимание родителями своих функций по отношению к школьнику ведет к улучшению и бытовых отношений в семье, повышению понимания между родителями и детьми.

Задачи взаимодействия:

- формирование активной педагогической позиции родителей;

- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

- активное участие родителей в воспитании детей

Однако взаимодействие с семьями воспитанников складываются по-разному. Выяснить воспитательные возможности семьи помогает педагогическая диагностика [Сластенин, 2004, с. 129].

Родительские круглые столы - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только школы, но и ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе.

Наиболее эффективными являются родительские круглые столы, занятия в которых проводятся в параллели классов.

Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться.

Индивидуальные и тематические консультации преподаватель может давать в любой момент по желанию, либо может определить часы приема для родителей на неделе. В процессе консультирования родители могут получить ответы на любые вопросы, связанные с процессом воспитания и обучения своих детей. Такая форма обеспечивает конфиденциальность и, как следствие, большую открытость и доверие между родителем и педагогом.

Часы общения выполняют различные функции: 

- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);

- психолого-педагогическое просвещение родителей, разъяснение особенностей конкретного возраста, объяснение условий успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

- совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Тематика часов общения определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей.

Планируемый результат: 

- Выбор родителями эффективных типов взаимодействия с детьми.                                                                                              

- Признание родителями ценности ребенка, принятие его права быть таким, какой он   есть.                                                

Критерии оценивания результативности:

- Анкетирование родителей.

- Диагностика взаимодействия родителей с детьми.

- Мониторинги психологической диагностики детей (личностная, эмоциональная,   волевая, познавательная, мотивационная сфера и т.д.).

Вывод: формы взаимодействия педагогов и родителей разнообразны, но имеют общую цель – улучшить развитие ребенка в целом, создать единообразие между взглядами родителя и педагога на воспитание, сформировать здоровое отношение родителя к воспитанию ребенка. Формы отличаются друг от друга по особенностям организации процесса.

Система работы, направленная на развитие самостоятельности  обучающихся, активизацию самостоятельных инициатив и работу органов самоуправления.

В настоящее время наибольшее значение в развитии общества приобретает человеческий фактор. В первую очередь требуются творческие и самостоятельные, ответственные и предприимчивые работники, способные к непрерывному развитию и самообразованию. В связи с этим главной целью индивидуального человеческого прогресса становится развитие самостоятельности и полное раскрытие возможностей и способностей личности.

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания обучающихся.

Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов, - одна из предпосылок успешной учебной деятельности, причем ведущая для детей младшего школьного возраста, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения, и связана с изменением социального статуса младшего школьника.

К основным психолого-педагогическим условиям эффективности социальной адаптации младших школьников  в рамках гуманистической концепции личностно ориентированного обучения можно отнести:

1. Преобразование традиционной классно-урочной системы в систему организации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса.

2. Достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних особенностей развития личности младшего школьника.

3. Опора учебно-воспитательного воздействия педагога на "зону ближайшего развития" ребенка при формировании мотивации достижения успеха.

4. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе воспитания.

5. Положительное воздействие педагога на эмоциональную сферу школьников.

6. Формирование адекватного самоанализа и самооценки школьников.

 Система работы, направленная на развитие самостоятельности  обучающихся, активизацию самостоятельных инициатив и работу органов самоуправления строится на основе воспитательной программы «Дружный городок» младшие школьники приобретают знания, умения, навыки согласно основной образовательной программы образовательного учреждения, преломленные через освоение воспитательной программы

         Программа воспитания младших школьников « Дружный городок» содержит 4 этапа:

     I класс – « Я – школьник ».

     Ребенок меняет свой социальный статус, он становится на новую ступень – школьника. Начинается новая жизнь – жизнь   ученика. Главная задача этого этапа найти друга, найти свое место в новом коллективе. Умение находить друзей и оценивать их по поступкам, а не по словам. Научить этому задача педагога на данном этапе. Кроме того мы должны научить ребенка размышлять и рассуждать самостоятельно, находить и формулировать выводы.              

  II класс –   « У меня все получается».

     Теперь дети повзрослели, стали более самостоятельными. Учим детей, приняв решение, немедленно приступать к его исполнению и планировать свои дела, составлять распорядок дня. Воспитываем умение владеть своими желаниями, контролировать себя.

III класс  –  « Вместе мы сила».

     Воспитываем стремление к  узнаванию нового, приносить радость, пользу себе и окружающим людям. Что такое доброта, и на что должна быть она направлена. Учим тому, что в школе учащиеся получают не только знания, но и учатся жить. Школа – источник формирования необходимых качеств  гражданина.

IV класс – « Я – будущий пятиклассник»

На этом этапе начинаем подготавливать детей к среднему звену, к тому, что они будущие пятиклассники, что у них будут новые требования, наметив направление своей жизни,  быть таким, каким должен, не только в мечтах, но и на деле.

Самоуправление осуществляется по следующим направлениям:

1. Дума – в этом направлении проводит воспитательные мероприятия гражданско-патриотической направленности. Воспитываем патриотизм, любовь к Отечеству; получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и гимном г. Самара, гербом и гимном  села Красный Яр; ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения; ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта; участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими. В тематическом плане, например, тема «По знаменитым местам нашего края» беседуем о таких местах, приглашаем людей на встречи или совершаем экскурсии по таким местам.

2.Дом культуры – в этом направлении воспитываем правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным .Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России; ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края; обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома; получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества. Например, тема «Вежливая речь» -  проводим беседу по этой теме, в практическом плане проводим игры, с помощью которых показываем, что может вежливая речь и для чего она нужна.

3. Больница (МЧС и ДПС) – в этом направление воспитываем чувства милосердия, сострадания, почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; бережное, гуманное отношение ко всему живому. В плане, например, по  тема «Я люблю своих родителей», дети рассказывают о семейных традициях, отношении друг к другу в их семье, на практических занятиях изготавливают подарки для родителей.

4. ЖКХ – в этом направлении воспитываем уважение к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях; ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; навыки коллективной работы; умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей, умение трудиться и получать от этого удовольствие. Например, тема «Совместный труд объединяет» не только изучаем художественную литературу, но и совершаем трудовой десант на детскую площадку по уборке мусора.

5. ООН – в этом направление воспитываем толерантность, национальную терпимость, интерес к культуре других народов, избегание национальных конфликтов, умение общаться с разными людьми. Так, например, по теме «Наш многонациональный класс» выясняем кто из ребят какой национальности, объясняем, что надо гордиться своим корнями, а на практике организуем чаепитие с использованием традиций и блюд разных национальностей.

6. Стадион – в этом направлении в жителях нашего городка воспитываем ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека. Например, тема «Мы за здоровый образ жизни» не только рассказываем о  том, что это такое, но и проводим спортивную эстафету под таким девизом.

7. Дом советов  (центр психологической помощи) -  в этом направлении учим детей справляться с плохим настроением, выплескивать агрессивное поведение в  вполне мирное русло, саморегуляции и  взаимодействию в команде, развитию своих способностей и возможностей. Так, например, по теме «Можешь ли преодолеть трудности быть терпеливым?», беседуем с детьми и проводим игровой тренинг с таким же названием.

Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и  семьей, внешкольными учреждениями, учреждениями дополнительного образования.

Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов  развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов  педагогической работы с учреждениями дополнительного образования.

9. Родительский дом - Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

Дума основной орган управления где представители вышеперечисленных направлений собираются для координации действий и принятия решений.

Состав групп может меняться по желанию детей. Самоуправление направленно на формирование профессиональных ориентиров обучающихся и решения основных задач воспитательной системы.

Помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам.

 «Детство – важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш » В.А.Сухомлинский.

В.А. Сухомлинский указывал, что младший школьный возраст является благодатным периодом для пробуждения у детей добрых чувств к людям, а средства эмоционального воздействия (красота поступков, красота природы, эмоциональность коллектива, слово, искусство, труд и игра, роль учителя и др.) Василий Александрович рассматривал как важнейшие факторы учебно-воспитательного процесса.

Актуальность программы:

В современном мире, во времена компьютеризации, дети разучились общаться друг с другом, зачастую утратили такие человеческие качества как уважение, сострадание, отзывчивость. И только усилиями родителей, педагогов можно воспитать у ребенка эти качества.

Актуальность программы «Радость ближнему» очевидна: обучающиеся проявляют чувства милосердия, гуманности, толерантности по отношению к близким людям, у них формируется чувство ответственности за окружающий мир, также привлекается внимание школьников к таким позитивным проявлениям личности как улыбка, доброта, помощь, забота, труд.

Проблема.

В нашей стране очень много людей, которым необходимо простейшее чувство внимания и милосердия. Это пожилые люди, больные, нуждающиеся в помощи, да и просто наши близкие родственники. Для них очень важно участие, проявление внимания, чтобы почувствовали, что они нужны, о них помнят. Старость и одиночество чаще всего идут бок о бок. К сожалению, мы не всегда думаем об этом, пока, молоды.

Мы поняли и решили, что нам, подрастающему поколению, нужно дарить заботу, внимание, частичку теплоты старшему поколению, да и просто окружающим людям. И мы решили заняться данной проблемой.

Участие в  этом направлении проекта позволило обучающимся освоить навыки социального проектирования, что очень важно для становления воспитательной системы, духовно-нравственного развития детей.

В 2013-2016 учебном году участники проекта реализовывали программу «Радость ближнему».

 Цель программы состояла в том, чтобы окружить вниманием и заботой пожилых людей нашего села. Нашим вниманием были охвачены ветераны войны, труженики тыла, ветераны труда, инвалиды, дети сироты  и просто жители села. Ребята с удовольствием участвовали в программе, дарили тепло, внимание, проявляли заботу о пожилых людях. Даря тепло окружающим людям, ребята сами испытывали радость от своей работы. Они проявляли лучшие человеческие качества: добросердечность, сострадание, милосердие.

Участники проекта активно участвуют в социально-значимых мероприятиях. Организуют акции, проекты, выступления агитбригад для пожилых людей, инвалидов, детей сирот: «Бессмертный полк», « Мой герой», « Наш ветеран»,  « Профессии моих дедушек и бабушек»  «От всей души»,  «Есть такая профессия Родину защищать», «Добрая дорога», «Забота о самых дорогих людях», «По дороге вместе», «Сохраним маленькую жизнь», «Дети – детям», «Письмо другу», «Весенняя неделя добра».

Ожидаемые результаты.

Созданные условия для организации социально-значимой проектной деятельности поспособствуют вовлечению максимального числа учащихся и их родителей в процесс духовно-нравственного воспитания.

Будет осуществлена моральная и материальная поддержка пожилым людям, людям из реабилитационного центра.

Участие в социально-значимой проектной деятельности поспособствует формированию социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков, положительных ценностных ориентаций всех участников проекта.

Отработанная на практике модель реально действующего социального проекта, может стать традицией  коллектива, объединяя и воспитывая и взрослых и детей.

Улучшение качества окружающей среды.

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Проблема экологического воспитания в настоящее время является весьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно, в школьные годы.

У детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии; интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Задачи:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом),

- воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней

- обучение школьников методам познания окружающего мира;

 - воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;

- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни.

Большим и важным  подспорьем являются теоритические и практические навыки,  получаемые на уроках окружающего мира, в семье, из СМИ.

    Участники проекта заботятся о сохранении и улучшении  окружающей среды. Организуют и участвуют в проектах, акциях, субботниках, конкурсах: «Сохраним природу вместе», «Скворечники», «Накорми птиц», «Водитель, соблюдай чистоту!», « Чтобы мир был чистым»

Ожидаемые результаты

   - Вовлечённость в деятельность экологического содержания.

    - Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении экологических мероприятий.

   - Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими.

   -  Обогащение знаниями о природных богатствах родного края, его экологических проблемах и способах их решения.

   -  Проявление экологической культуры, выражающейся в переводе знаний в норму поступка.

Эстетизация образовательной среды.

    Современные процессы модернизации начального образования ориентируют на создание условий для формирования целостного восприятия художественно-образной картины мира и эстетически развитой личности младших школьников. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования делается акцент на формирование эстетических потребностей, ценностей, развитие эстетических чувств, понимания и сопереживания чувствам других, эмоционально-нравственной отзывчивости.

     В свете внедрения ФГОС возросло внимание к проблемам эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. 

    Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. 

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.  Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство. 

И именно посредством искусства осуществляется передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях.

Участники проекта инициаторы  проведения конкурсов рисунка, плаката, листовок: « Профессии наших родителей», « Мы за ПДД», «Я лучший пешеход», « Конкурс несуществующих знаков», «Безопасность на дороге», «Добрая дорога домой», « Я пассажир». Педагог активный участник создания и оформления кабинета по ПДД, размещения в школе на каждом этаже и  в каждом классе уголков безопасности. Выполняемые нами работы оформляются эстетично и размещаются в самых удобных, благоприятных для просмотра и ознакомления местах.

Достоверность предоставленных материалов подтверждаю:

директор ГБОУ СОШ с. Красный Яр                                            Жаднова С.Н.

01.06.2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

долгосрочный экологический проект "Расту я- растет яблонька моя"

Работа над проектом началась в сентябре 2009 года, когда я  набрала первоклашек. В нашей школе решили разбить сад. Мы с родителями и детьми посадили яблоньки и вот уже третий год ухаживаем за сад...

«Мы наследники Курской земли» Внеурочный долгосрочный учебный проект для обучающихся 3-4 классов

Проект призван помочь воспитанию в младших школьниках чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю родной земли;дать  общее представление о месте и роли Курского края в истории Рос...

Долгосрочный исследовательский проект "Игра-дело серьёзное"

Основой проекта"Игра-дело серьёзное" стал анализ,внедрение в практику,а также создание собственных линвистических игр, способствующих активизизации учащихся на уроках русского языка.Целью проекта явля...

02. Долгосрочный экологический проект «Земля – наш общий дом»

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaПредлагаемый проект проводится в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Технология», «Из...

Реализация долгосрочного творческого проекта "Праздник света и тепла", посвященного Дню матери.

Реализация долгосрочного творческого проекта "Праздник света и тепла", посвященного Дню матери....

Долгосрочный образовательный проект «Никто не забыт, ни что не забыто» для детей старшего дошкольного возраста к 75 - летию Победы в Великой Отечественной войне.

В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне .Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изм...

Долгосрочный педагогический проект «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка...