Коррекционное занятие. Работа с текстом. Спор животных. Спор растений
методическая разработка (4 класс) по теме

Алейникова Анджела Николаевна

ЦЕЛЬ: продолжить коррекцию техники осознанного выразительного чтения в процессе работы над текстом.

1.                Воспитательные

-                     воспитание интереса и любви к чтению, литературе и  русскому языку; сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; духовно развитой личности, готовой к самосовершенствованию; любви и уважению к литературе и ценностям отечественной культуры;

-                     обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

-                     формирование гражданской позиции.

2.                Образовательные:

-  владеть умением подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- научить осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями и ситуацией общения в собственной речевой практике;

-  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- способствовать обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- способствовать формированию практических способностей и умений учащихся применять на практике полученные знания, реализуя свой потенциал;

- формировать умение работать самостоятельно с текстами, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

3.                Коррекционные:

- развивать умения самостоятельно опознавать, анализировать, сопоставлять;

- самостоятельно осуществлять информационный поиск материала на определенную тему и преобразовывать необходимую информацию;

- развивать овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;

- развивать пространственное мышление;

- научить правильному произношению звуков, как отдельных, так и в речи, автоматизация правильного звукопроизношения.

 

Оборудование:  карточки, интерактивная доска, зеркала, суджок, мультимедийное оборудование, презентация, декорации, книги К.Д. Ушинского, С. Михалкова.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

воспитатель Алейникова А.Н. ГБОУ школа №26 г. Краснодара Коррекционное занятие Работа с текстом «Спор животных», «Спор растений»

Слайд 2

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

Слайд 3

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. Носом нюхает собачка. Фу! Невкусно пахнет кис ка.

Слайд 4

ЗАГАДКИ. Сама пёстрая, Ест зелёное, Даёт белое, вкусное И полезное.

Слайд 5

Он стройный и красивый, У него густая грива. Он копытами стучит, по дороге быстро мчит

Слайд 6

Все следы находит точно, Охраняет склады ночью. Уши чуткие и нос- Это друг и верный

Слайд 7

СПОР ЖИВОТНЫХ. К. Д. Ушинский.

Слайд 8

СЛОВАРЬ. Борона – Соха – Добро – Спорить по-пустому. земледельческое орудие для распахивания земли земледельческое орудие для рыхления почвы. личное имущество, пожитки.

Слайд 9

ВОПРОСЫ. Как называется рассказ и кто его автор? О чём поспорили животные? Как считает корова? Чем полезна лошадь человеку? О чём ворчала собака? Как человек разрешил их спор?

Слайд 10

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Корова. Мычит корова важно, Что из пальцев я – не важно, Главное, что у меня Очень острые рога Лошадь. Руки я соединяю, Их в лошадку превращаю. Грациозна и быстра, Но скакать на ней нельзя. Пёс. Мой верный пёс Всегда со мной. Его я сделаю рукой.

Слайд 11

ТЕАТР ТЕНЕЙ.

Слайд 12

ФИЗМИНУТКА. Ты скачи, скачи, лошадка, Скок, скок, скок, скок. По дорожке ровной, гладкой, Скок, скок, скок, скок. Ты скачи всё прямо, прямо, Скок, скок, скок, скок. Мимо дома, стой – тут яма, Цок, цок, цок, тпру.

Слайд 13

Спор деревьев. К.Д. Ушинский

Слайд 14

СЛОВАРЬ. В ТРИ ОБХВАТА – МОЛВИТЬ - ПОХВАЛЯТЬСЯ -

Слайд 15

Вопросы. Как называется рассказ? Какие деревья спорили и почему? Что говорил дуб? О чём рассказала яблоня? Что молвила сосна? А как вы считаете, кто из них лучше? Сравните два рассказа: что в них общее, а чем они отличаются.

Слайд 16

СПОРИТЬ – ЭТО ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

Слайд 17

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ. Народная мудрость о споре. - Спор с дураком бесполезен. - О пустяках спорить, дело упустить. - Спор себе дороже. - В споре рождается истина.

Слайд 18

Правила ведения спора. * Не спорьте по мелочам. * Говорите спокойно, не кричите. * Выслушивайте собеседника, не перебивайте. * Приводите в поддержку своего мнения аргументы. * не используйте грубых слов. * не отвечайте не подумав. * если спор превращается в ссору, прекратите разговор.

Слайд 19

*Смотреть на собеседника, не отворачиваться от него * Не перебивать, внимательно слушать аргументы спорящего с вами. *Вежливо задавать вопрос, не кричать, не употреблять грубых слов. * Свои аргументы, доводы высказывать спокойным, доброжелательным тоном.

Слайд 20

СУДЖОК.

Слайд 21

Графический диктант.

Слайд 22

. Рефлексия. Что нового вы узнали на занятии? Как называются рассказы и кто автор? О чём эти рассказы? Какие пословицы о споре вы запомнили? Правила ведения спора. Придумайте рассказ о споре полезных ископаемых, овощей, воде воздухе, солнце… Какое у вас настроение после занятия, нарисуйте.

Слайд 23

Спасибо за старание!



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение Краснодарского края

специальная (коррекционная) школа № 26 г. Краснодара.

Коррекционное  занятие:

Работа с текстом

«Спор животных». «Спор растений»

Воспитатель:                             Алейникова А.Н.

                                         2017г.


ЦЕЛЬ: продолжить коррекцию техники осознанного выразительного чтения в процессе работы над текстом. 

  1. Воспитательные
  • воспитание интереса и любви к чтению, литературе и  русскому языку; сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; духовно развитой личности, готовой к самосовершенствованию; любви и уважению к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
  • формирование гражданской позиции.
  1. Образовательные:

-  владеть умением подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- научить осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями и ситуацией общения в собственной речевой практике;

-  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- способствовать обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- способствовать формированию практических способностей и умений учащихся применять на практике полученные знания, реализуя свой потенциал;

- формировать умение работать самостоятельно с текстами, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  1. Коррекционные:

- развивать умения самостоятельно опознавать, анализировать, сопоставлять;

- самостоятельно осуществлять информационный поиск материала на определенную тему и преобразовывать необходимую информацию;

- развивать овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;

- развивать пространственное мышление;

- научить правильному произношению звуков, как отдельных, так и в речи, автоматизация правильного звукопроизношения.

Оборудование:  карточки, интерактивная доска, зеркала, суджок, мультимедийное оборудование, презентация, декорации, книги К.Д. Ушинского, С. Михалкова. 

Ход занятия:

1.Артикуляционная гимнастика:

Цель: научить правильному произношению звуков, как отдельных, так и в речи, автоматизация правильного звукопроизношения, подготовка речевого аппарата учащихся.

C:\Users\Домашний\Desktop\4 а фото\DSC05933.JPG

1.Улыбочка

2.Лопаточка

3. Лошадка

2. Дыхательная гимнастика.

( глубокий вдох, на выдохе произнести всё   предложение)

 Носом нюхает собачка.

Фу! Невкусно пахнет жвачка

3. Вступительное слово:

Цель: активизировать внимание учащихся,  нацелить на   восприятие нового материала, подвести учеников к самостоятельному обозначению  темы занятия.

   Сегодня на занятии мы поговорим о ситуации, часто возникающей в повседневной жизни, если вы не согласны с мнением другого человека. Мы поговорим о споре. Чей спор описал К. Д. Ушинский, вы сейчас сами догадаетесь.

Загадки:

C:\Users\Домашний\Desktop\4 а фото\DSC05937.JPG

Сама пёстрая, ест зелёное,

даёт белое, вкусное, полезное (корова).

Он стройный и красивый,

У него густая грива.

Он копытами стучит,

 по дороге быстро мчит (конь).

Все следы находит точно,

Охраняет склады ночью.

Уши чуткие и нос-

Это друг и верный … (пёс)

4. Выразительное чтение рассказа.

 Цель: отработка техники  и выразительного чтения рассказа.

Спор животных.

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

- Конечно, меня, - говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

- Нет, хозяин любит больше меня, - говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.

- Нет, меня, – ворчит собака. – Я его добро стерегу.

Подслушал хозяин этот спор и говорит:

- Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

Словарь: борона, соха, добро, спорить по-пустому.

5. Работа над содержанием рассказа.

Цель: проверка понимания прочитанного.

Вопросы:

  1. Как называется рассказ и кто его автор?
  2. О чём поспорили животные?
  3. Как считает корова?
  4. Чем полезна лошадь человеку?
  5. О чём ворчала собака?
  6. Как человек разрешил их спор?

6. Чтение рассказа по ролям.

  1. Пальчиковая гимнастика.

C:\Users\Домашний\Desktop\4 а фото\DSC05940.JPG  C:\Users\Домашний\Desktop\4 а фото\DSC05941.JPG 

  1. Инсценировка рассказа. Теневой театр.

  1. Физминутка:

Ты скачи, скачи, лошадка,

Скок, скок, скок, скок.

По дорожке ровной, гладкой,

Скок, скок, скок, скок.

Ты скачи всё прямо, прямо,

Скок, скок, скок, скок.

Мимо дома, стой – тут  яма,

Цок, цок, цок, тпру.

  1. Выразительное чтение рассказа.

                             Спор растений.

Заспорили деревья между собой: кто из них лучше?

Вот дуб говорит:

- Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата. Верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья, будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

- Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосёнка, иглистой верхушкой качает.

-  Погодите, - говорит, -  похваляться.  Вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки,  а на мне всё же останутся мои зелёные колючки. Без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю. 

Словарь: в три обхвата, молвить, похваляться.

  1. Работа над содержанием рассказа.

Цель: проверка понимания прочитанного.

Вопросы:

  1. Как называется рассказ?
  2. Какие деревья спорили и почему?
  3. Что говорил дуб?
  4. О чём рассказала яблоня?
  5. Что молвила сосна?
  6.  А как вы считаете,  кто из них лучше?
  7. Сравните два рассказа: что в них общее, а чем они отличаются.

  1. Упражнение.  Хорошо – плохо.

Цель: научить критически относится к себе, своим поступкам, анализировать поведение и действия в социуме, формировать понятия «хорошо – плохо».

Воспитатель: Как вы думаете: Спорить – это хорошо или плохо? Найдите в тексте, что пишет о споре автор. Что об этом гласит  народная мудрость (поговорки и пословицы)? Как вы понимаете следующие пословицы и поговорки?

Пословицы и поговорки о споре.

Спор с дураком бесполезен.

О пустяках спорить,  дело упустить.

Спор себе дороже.

В споре рождается истина.

14.   Правила ведения спора.

Воспитатель: Давайте все вместе вспомним и сформулируем правила ведения спора.

- Не спорьте по мелочам.

- Говорите спокойно, не кричите.

- Выслушивайте собеседника, не перебивайте.

- Приводите в поддержку своего мнения аргументы.

- не используйте грубых слов.

- не отвечайте не подумав.

- если спор превращается в ссору, прекратите разговор.

Словарь: аргумент – это пример, объяснение или доказательство, довод в споре.

- Смотреть на собеседника, не отворачиваться от него.

-  Не перебивать, внимательно слушать аргументы спорящего с вами.

- Вежливо задавать вопрос, не кричать, не употреблять грубых слов.

- Свои аргументы, доводы высказывать спокойным, доброжелательным тоном.

  1. Суджок (самомассаж рук).

  1. Графический диктант.                      C:\Users\Домашний\Desktop\4 а фото\DSC05936.JPG C:\Users\Домашний\Desktop\4 а фото\DSC05943.JPG

17.   Рефлексия.                                                  

  1. Что нового вы узнали на занятии (словарные слова)?
  2. Как называются рассказы и кто автор?
  3. О чём эти рассказы?
  4. Какие пословице о споре вы запомнили?
  5. Правила ведения спора.
  6. Придумайте рассказ о споре полезных ископаемых, овощей, воды, воздуха, солнца…
  7. Какое у вас настроение после занятия, нарисуйте.

Источники:

  1. Беседы по рисункам «Уроки К.Д. Ушинского»  Дедова М.В.
  2. «Школа физминуток»     В.И. Ковалько
  3. «1000 загадок» Н.В. Елкина.
  4. «У тётушки Совы» Д.А. Субботин, А.В. Евстратов.

Приложение:

Карточка №1.

Спор животных

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

- Конечно, меня, - говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

- Нет, хозяин любит больше меня, - говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.

- Нет, меня, – ворчит собака. – Я его добро стерегу.

Подслушал хозяин этот спор и говорит:

- Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

Вопросы:

  1. Как называется рассказ и кто его автор?
  2. О чём поспорили животные?
  3. Как считает корова?
  4. Чем полезна лошадь человеку?
  5. О чём ворчала собака?
  6. Как человек разрешил их спор?

Спор растений

Заспорили деревья между собой: кто из них лучше?

Вот дуб говорит:

- Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата. Верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья, будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

- Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосёнка, иглистой верхушкой качает.

- Погодите, - говорит, -  похваляться.  Вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки,  а на мне всё же останутся мои зелёные колючки. Без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Вопросы:

1.Как называется рассказ?

2.Какие деревья спорили и почему?

3.Что говорил дуб?

4.О чём рассказала яблоня?

5.Что молвила сосна?

6.А как вы считаете,  кто из них лучше?

7.Сравните два рассказа: что в них общее, а чем они отличаются.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №2.

Правила ведения спора.

- Не спорьте по мелочам.

- Говорите спокойно, не кричите.

- Выслушивайте собеседника, не перебивайте.

- Приводите в поддержку своего мнения аргументы.

- Не используйте грубых слов.

- Не отвечайте не подумав.

- Если спор превращается в ссору, прекратите разговор.

- Смотреть на собеседника, не отворачиваться от него

 - Не перебивать, внимательно слушать аргументы спорящего с вами.

- Вежливо задавать вопрос, не кричать, не употреблять грубых слов.

- Свои аргументы, доводы высказывать спокойным, доброжелательным тоном.

Правила ведения спора.

- Не спорьте по мелочам.

- Говорите спокойно, не кричите.

- Выслушивайте собеседника, не перебивайте.

- Приводите в поддержку своего мнения аргументы.

- Не используйте грубых слов.

- Не отвечайте не подумав.

- Если спор превращается в ссору, прекратите разговор.

- Смотреть на собеседника, не отворачиваться от него

- Не перебивать, внимательно слушать аргументы спорящего с вами.

- Вежливо задавать вопрос, не кричать, не употреблять грубых слов.

- Свои аргументы, доводы высказывать спокойным, доброжелательным тоном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие по работе с текстом во 2 классе (VII вид)

Занятие предназначено для обучающихся 2-ого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, направлено на формирование умений сознательного чтения, повышения скорости чтения, р...

Групповое занятие с младшими школьниками с ОВЗ по развитию диалогической речи по рассказу Л.Н.Толстого "Спор животных"

Работа над развитием диалогической речи является базой для овладения наиболее сложной формой связной речи монологической для детей с нарушениями развития.Начинается эта работа с первого класса.Для это...

Презентация к коррекционно-развивающему занятию "Учимся работать с текстом"

Презентация к коррекционно- развивающему занятию "Учимся работать с текстом"...

Конспект внеурочного занятия "Работа с текстом"

В файле находится конспект внеурочного занятия "Работа с текстом" по теме "Плохо"...

Карточки для индивидуальных занятий "Работа с текстом"

Предлагается подборка заданий непунктированного текста, заданий по восстановлению слов в предложении, восстановлению порядка предложений, составление рассказа по вопросам, продолжение рассказа по его ...

Карточки для индивидуальных занятий "Работа с текстом"

Предлагается подборка заданий непунктированного текста, заданий по восстановлению слов в предложении, восстановлению порядка предложений, составление рассказа по вопросам, продолжение рассказа по его ...

Конспект коррекционного занятия "В гостях у диких животных"

Конспект  Логопедического занятияпо  развитию мелкой моторики рук  Тема: «В гостях у диких животных»....