Экологический проект "Всё в твоих руках"
проект (4 класс) на тему

Летуновская Светлана Александровна

Среднесрочный проект по созданию экологических пиктограмм. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vse_v_tvoih_rukah.doc327 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проект по созданию экологических  пиктограмм

«Все в твоих руках»

Номинация: «Природа и человек»

Авторы: учащиеся 4 «В» класса

муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 9  имени  заслуженного  учителя  школы  Российской Федерации  А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда»

Казарян Артем,

Матевосян Ангелина,

Любина Валерия

Руководитель:

Летуновская Светлана Александровна, учитель начальных классов

Волгоград

2017

Практическая значимость проекта. Необходимость воспитания у людей экологического сознания, заботливого, бережного отношения к природе была осознана давно. Не секрет, что каждый из нас ежеминутно испытывает на себе влияние  ухудшающейся экологической обстановки.

Экологические проблемы непосредственно связаны с процессом образования населения - его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе.

Очень часто мы наблюдаем, что в лицее,  около столовой,  во время завтрака или обеда ребята забывают закрывать кран с водой, а выходя из класса, не выключают свет. Каждый из нас, бывая на природе, видел горы мусора среди зелени, пластиковые бутылки в реке или озере. Природа не сможет сама избавиться от мусора, который оставил человек, да и ресурсы воды, древесины, полезных ископаемых, конечно,  небесконечны.

Мы решили создать плакаты-«напоминалочки» для детей и взрослых, чтобы они не забывали о необходимости бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный выход из сложившейся ситуации.

Именно экологическое воспитание с самого раннего возраста имеет важное социальное значение. Необходимо, чтобы с детских лет каждый человек учился понимать и ощущать теснейшую, неразрывную связь людей и природы, экономики и экологии. Бережное, заботливое отношение к природе должно стать элементами нашей культуры и повседневной жизни.

Исходя из этого, мы выбрали название для проекта: «Все в твоих руках»,  определили цель и задачи работы.

Цель: формирование экологической культуры младших школьников, с помощью создания экологических пиктограмм.

Задачи:

1) изучить экологические проблемы планеты;

2) разработать и создать экологические пиктограммы;

3) способствовать воспитанию ответственного отношения к природе посредством проведения мастер-класса для учеников начальной школы по созданию экологических пиктограмм.

Тип проекта: практико-ориентированный, групповой, среднесрочный, монопроект.

Продукт: экологические пиктограммы

Этапы работы над проектом:

  1. Мотивационный этап.

        В начале работы была определена волнующая нас проблема, поставлены цель и задачи.

  1. Планирующий-подготовительный.

        На этом этапе был составлен план действий, распределены роли, отобрана литература и информационные сайты.

  1. Информационно-операционный

        Была изучена литература по вопросу загрязнения окружающей среды, изучена статистика объема запасов и расходования водных ресурсов, лесов и т.д., изучены Интернет-ресурсы.

        Нами были рассмотрены виды пиктограмм, которые можно встретить в повседневной жизни, разработаны эскизы экологических пиктограмм и отобраны самые лучшие. По ним были созданы образцы пиктограмм, которые напоминали бы и призывали детей и взрослых бережно относиться к природным ресурсам, беречь природу и поддерживать чистоту окружающего мира.

        Затем мы организовали презентацию созданных пиктограмм и провели мастер-класс для учеников начальной школы по изготовлению экологических пиктограмм.

        

        Пиктограммы были размещены у раковин для мытья рук в столовой, в классе около выключателей, на входе в лицей и на его территории. Ребята с энтузиазмом отнеслись к изготовлению пиктограмм, с удовольствием размещали их у себя дома, у подъездов многоквартирных домов, около магазинов и детских садов.

 

«Все в твоих руках»

- Вы любите мечтать? Наверное, все дети, да и взрослые тоже, любят мечтать.

Ах, как часто, глядя в поднебесье,

Мы мечтаем покорить пространство.

И, как Маленькие принцы, в одночасье

На других планетах оказаться.

Удивляться их могуществу, величью,

Раскрывать секрет небесной выси.

И, конечно же, ловить себя на мысли:

Им с Землею нашей не сравниться.

        Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля. Неслучайно, именно на неё посоветовал отправиться географ Маленькому принцу из фантастической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

        На Земле проживает около 7 млрд. человеки все пользуются её ресурсами – а именно водой, полезными ископаемыми, лесами,  все дышат воздухом и т.д. Как вы думаете? Бесконечны ли запасы, ресурсы нашей планеты?

        Самое большое сокровище, которое мы не можем ничем заменить – это воздух вокруг нас. Без него жизнь невозможна. Человек, животные, растения  не могут прожить без воздуха, без чистого воздуха. За год промышленные предприятия выбрасывают в воздух около 119 млн. тонн загрязнённых веществ. А это значит, что эти вещества попадают к нам в легкие, оседают на листьях растений.

        Из-за нас живительный воздух, некогда чистый и прозрачный, быстро превращается в смесь ядовитых газов, вредных не только человеку, но и всем растениям и животным на нашей планете.

        «Все хорошо в природе, но вода – краса всей природы»

                                                                               Сергей Тимофеевич Аксаков

Проблема загрязнения водоемов  сточными водами волнует многих людей, ведь около 155 млн. куб. м  сточных вод ежегодно попадают, например, в  нашу реку, в результате чего создаются неблагоприятные условия для проживания и произрастания рыбы, животных, растений, водоемы теряют свою природную привлекательность.

        Леса и зелёные насаждения – важнейшая часть экологического каркаса планеты. Они оздоравливают  среду обитания человека: выделяют кислород, поглощают углекислый газ, осаждают пыль, снижают интенсивность инфракрасного  солнечного излучения, смягчают климат, создают «зеленое кольцо» вокруг города, у нас задерживают юго-восточный ветер, насыщенный песком и пылью, так называемый  «волгоградский дождь».

        За 1 день 1 га леса поглощает 280 кг углекислого газа, выделяет 220 кг кислорода, ежегодно задерживает 50-70 т пыли. Но зеленым насаждениям наносят ущерб свалки, пожары, незаконные вырубки. Это значит, что каждую секунду с лица планеты исчезает лес размером с футбольное поле! 

От деятельности человека только бытовых отходов образуется около 4 млн. тонн в год! Особое место среди отходов занимают пластмассы и синтетические смолы, так как они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время находиться в природе.

- Как быть человеку, что делать с экологическими проблемами?

- Как помочь природе?

А начать нужно с самого элементарного: с экономного, бережного отношения к природным ресурсам. Но сплошь и рядом люди забывают выключать свет, уходя из комнаты, или, когда  ярко светит солнце, и в комнате уже достаточно светло.  Очень часто в школе  можно наблюдать такую картину: около столовой бежит из-под крана вода, когда все ребята уже сидят за столами …

На улице то и дело под ногами оказываются фантики, пластиковые бутылки, коробочки из-под сока. А ведь рядом стоит урна! Так часто поступают не только дети, но и взрослые. Хотя все знают, что так поступать нельзя.

Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.  Цель нашего проекта создать «напоминалочки»  для правильного, экологически грамотного поведения. Это будут  пиктограммы, которые можно прикрепить дома, в школе, около подъезда.

        Что такое пиктограмма?

         Пиктогра́мма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления,  чаще всего в схематическом виде.

Пример пиктограммы - дорожные знаки, значки-элементы графического интерфейса пользователя ЭВМ, знаки на упаковках.

МегаСкидки - "Зеленый" flashmob                               

- А. де Сент-Экзюпери сказал: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда». Только в наших силах сохранить красоту Земли, сделать её краше.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.

Терзал за веком век,

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов.

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

4)Рефлексивно-оценочный

        На этом этапе мы проанализировали свою работу и отметили, что ученики лицея, стали более ответственно относиться к расходованию воды и электроэнергии. Это подтвердили и показания счетчиков учета расхода воды и электроэнергии. Да и возле лицея стало гораздо чище.

Заключение

        В ходе работы над проектом, мы поняли, что в силах каждого человека заботиться о природе, бережно относиться к природным ресурсам. Для этого нужно формировать экологическую культуру, которая включает в себя:

- экологические знания  и умения;

- экологическое мышление;

- ценностные ориентации;

- экологически оправданное поведение.

        

Ведь иногда люди наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.

Наш проект и его продукт помог людям внимательнее относиться к проблемам окружающей среды.

 

Список литературы:

  1. «Береги живое» (Игровой дидактический материал по экологии). Киров, «Весна-дизайн», 2006.
  2. С.В. Шевченко. «Классные часы». Волгоград, «Учитель», 2003.
  3. С Вохринцева. «Деревья и листья. (Дидактический материал). Екатеринбург, «Страна фантазий», 2006.
  4. Т.И. Тарабарина. «И учёба, и игра: природоведение». Ярославль, «Академия развития», 2001.
  5. Интернет-ресурсы: http://ecology.volgadmin.ru/, www.volganet.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Твое здоровье - в твоих руках

Познавательная спортивная игра...

Твое здоровье в твоих руках

Сценарий внеклассного мероприятия......В условиях ФГОС, большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям.....Данный материал посвящен именно этой теме.......

Классный час "Твое здоровье - в твоих руках"

Классный час проводится в форме игры-практикума. Дети в начале игры дают самооценку отношения к собственному здоровью, а затем в конце игры делают выбор: вести здоровый образ жизни или другой путь. В ...

Эссе "Твоя рука в моей руке"

Размышления о роли педагога в жизни и воспитании его учеников....

Твой мир - в твоих руках

Музыкальная презентация с цитатами о жизни...

Урок "Твое здоровье- в твоих руках"

Урок "Твое здоровье- в твоих руках" общешкольного проекта гимназии 52 "Будь здоров, гимназист!"....

Сценарий экологического мероприятия "Природа в твоих руках" для учащихся 4-х классов

Сценарий экологического мероприятия "Природа в твоих руках" для учащихся 4-х классов. Цель: формирование потребности и стремления учащихся бережно и внимательно относиться к природе....