Программа дополнительного образования "Маски"
рабочая программа (3, 4 класс) по теме

Делендик Виалетта Георгиевна

Программа дополнительного образования направленная на социализацию и адаптацию учащихся средствами театрального искусства

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка.

   Театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству – ко всему богатству культуры. Но это не единственная сильная сторона театрального образования. Гораздо важнее то, что театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту. Театр обращается к ребёнку, как к целостной личности. Занятия театральным искусством включают в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребёнка, благодаря этому восстанавливается утраченный баланс, и гармонизируются отношения с окружающим миром, активизируются затруднённые процессы общения. Театр это ещё и коллективное искусство. Он приучает ребёнка к совместной продуктивной творческой деятельности.

   Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и нацелена на социализацию детей и подростков средствами театральной деятельности, способствует преодолению таких типичных для современных подростков «болезней», как разобщенность, замкнутость, агрессивность, нетерпимость, непочтительное отношение к старшим, неуважительное отношение к труду, неумение сострадать ближним.

     Новизна программы заключается в том, что занятия предполагают самые разнообразные виды детского творчества. Дети сочиняют, импровизируют, рисуют, шьют, поют, танцуют и т.п. Все эти занятия, вместе взятые, приобретают смысл и цель как часть общего, как результат творческих усилий всего коллектива, т.е. работой над постановкой спектакля с волнующим детей замыслом, при подготовке которого педагог помогает детям действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно, раскрывать содержание доступных детям ролей и всей театральной постановки в действии. Театральная постановка, основанная на действии, которое совершается самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с его личными переживаниями. Именно театральная игра развивает природные свойства и способности детей, помогает педагогу в выполнении поставленных целей и задач.

          Элементы социально-педагогической направленности обеспечиваются погружением обучающихся в литературный и драматургический материал, который специально подбирается в целях нравственного воспитания.

      Актуальность программы и ее педагогическая целесообразность определяются обострившейся в настоящее время проблемой нравственного воспитания детей. Низкий художественный уровень многих телевизионных и радиопередач, обилие безнравственной рекламы на улицах и экранах, развитие новых информационных технологий при деградации их идейного содержания — все это негативно влияет на духовно-нравственное состояние детей. Разобщенность, замкнутость, агрессивность, растущая детская преступность, нетерпимость, непочтительное отношение к старшим, неуважительное отношение к труду, неумение сострадать ближним, неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения требуют лечения, в том числе и средствами театрального искусства и требуют пристального внимания именно к нравственному воспитанию.   

   Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием. Если же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля.  (Платон. О законах)

Отличительные особенности данной программы в том, что основной акцент делается на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для практических занятий, беседы, экскурсии, творческие поездки, просмотр спектаклей — все перечисленное подчинено одному: полезно ли это ребенку, не навредит ли ему? Задача театральных занятий — подготовить почву, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем принесло свои плоды — чем раньше, тем лучше

   Исходя из выше сказанного, цели и задачи настоящей образовательной программы формулируются следующим образом. 

Цель:  развитие и формирование нравственных качеств ребенка средствами театрального искусства.

Задачи: 

1. Обучающие:

  • обучить основам театрального искусства;
  • обучить практическому применению специальных знаний, сформированных умений и навыков, в процессе коллективной творческой деятельности;
  • обучить культуре общения.

2. Развивающие:

  • формирование нравственного отношения к окружающему миру, развитие  способности к сопереживанию, состраданию, участию в судьбе и жизни другого человека, творческого коллектива и т.д.;
  • развитие духовно-нравственной устойчивости и эмоционально-волевых качеств личности ребенка;
  • формирование основ театральной культуры как составляющей общей культуры личности: культуры речи, дикции, пластичности, чувства партнерства, умения убеждать, актерской грамотности (или основ актерского мастерства);
  • развитие внимания, памяти, музыкальности, коммуникабельности, мышечной свободы, эмоциональной отзывчивости;
  • развитие способности действовать в коллективе для достижения общей цели, не теряя собственной индивидуальности;

3. Воспитательные:

  • воспитывать работоспособность, решительность, бережливость, ответственность, выносливость, сопереживание;
  • воспитывать уважение к культурному наследию своего народа;
  • воспитывать стремление к гармоничному развитию личности и совершенствованию духовно-нравственных качеств;
  • формировать правовую культуру и нормы поведения в коллективе;
  • воспитывать толерантное отношение к другим национальностям и религиям;
  • формировать патриотизм и культуру межнационального общения.

Организация обучения.

   Эстетическое воспитание детей средствами театра направлено не только на формирование в ребёнке готовности к творчеству, но и, как сказано выше, гармонизирует отношения ребёнка с окружающим миром, активизирует затруднённые процессы общения, а так как театральная постановка - это продукт коллективного творчества, то и приучает ребёнка к дисциплине и совместной деятельности. Поэтому данная программа, в первую очередь, рассчитана на привлечение к обучению в  творческом объединении учащихся, у которых наблюдаются трудности в социализации и школьной адаптации, учащихся  с дивиантным и делинквидным поведением.

Сроки реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся:  10-12 лет

Количество детей в группе: 12-15 человек

Формы и режим занятий

   Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, с 10-минутным перерывом после  академического часа.

   В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: игры, беседы преподавателя с обучающимися, совместное комментирующее прочтение драматургического материала, упражнения, этюды, выбор тем для практических занятий, репетиции, экскурсии,  творческие поездки, просмотр спектаклей.

Основными методами реализации данной программы можно считать:

  • метод творческих мастерских;
  • метод театрализации;
  • метод работы «от простого к сложному»;
  • игру

Основная форма проведения занятий:

  • Мастер-класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:

                         - актёрского мастерства;

                         - культуры речи;

                         - сценического движения;

                         - работы над художественным образом.

  • Репетиция – разбор сюжетной линии, определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.
  • Показ спектакля (других форм театрализации)- публичное выступление.
  • Воспитательные формы работы – беседы, видеопросмотры, прогулки, посещение театров, совместные праздники, выставки детского творчества и т.п.. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Обучающиеся после года занятий должны

знать:

  • основы театрального искусства;
  • правила поведения на сцене и в общественных местах;
  • культуру восприятия замечаний;
  • предлагаемые обстоятельства;

уметь:

  • управлять своим вниманием;
  • активизировать свою фантазию;
  • осмысливать поведение в собственных работах;
  • работать в коллективе (в «команде»);
  • различать разное поведение в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
  • распределять себя в сценическом пространстве;
  • владеть и пользоваться словесными воздействиями;
  • анализировать свою работу и товарищей;
  • быть ответственными перед партнерами и зрителями;
  • активно участвовать в репетиционной работе;
  • выполнять домашнюю работу;
  • вносить коррективы в свое исполнение;
  • практически применять  знания, умения и навыки сформированные в процессе коллективной творческой деятельности;
  • избегать конфликтных ситуаций или находить возможные пути решения конфликта;

    Так как данная образовательная программа является развивающей, она не предполагает зачётно-экзаменационной системы контроля за результатами обучения. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий, для этого используются такие формы как: концерты, праздничные вечера, творческие отчёты, спектакли и т.п.

II. Учебно-тематический план.

№ п\п

Название темы

Теория

Практика

Общ.

кол-во

часов

1

Организационная работа

2

2

1

Вводное занятие.

(Беседа о задачах и особенностях занятий в театральном коллективе. Инструктаж по технике безопасности на занятиях)

2

2

2

Беседы о театральном искусстве, в том числе о просмотренных спектаклях профессиональных и самодеятельных театров, просмотр спектаклей (в театрах, в записях) Проводятся в течение всего учебного года.

8

8

3

Работа над театральным проектом:

-выбор и обсуждение сценария (пьесы, инсценировки) для постановки;

-работа над художественным оформлением спектакля (от эскизов костюмов и декораций до их изготовления);

- работа над музыкальным оформлением спектакля (поиск и обсуждение музыки к спектаклю)

-работа над спектаклем (разбор пьесы, распределение ролей, репетиции и т.п.)

8

(2)

(2)

(2)

(2)

32

(6)

(2)

(24)

40

(2)

(8)

(4)

(26)

4

Итоговый показ, обсуждение.

4

4

Итого

18

38

56

III. Содержание курса

Беседы о театре

   Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр — искусство коллективное, спектакль — результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре.

      Народные игры, искусство скоморохов и рождение театра в России.  Общественное назначение театра.

      Театр драматический, кукольный, музыкальный (общее и различное).

     Действие как главное выразительное средство актерского искусства. «По действиям и поступкам мы судим о людях, изображенных на сцене, и понимаем, кто они» (К.С.Станиславский).

Работа над театральным проектом

1. Выбор и обсуждение сценического материала.

    Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения педагогом с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения. Обмен впечатлениями. Пересказ учащимися сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев. (О чем рассказывается в пьесе, как развиваются события, чего добиваются действующие лица?)

2. Работа над художественным и музыкальным оформлением спектакля.

    Обсуждение костюмов и декораций будущего спектакля. Подборка и обсуждение музыкального материала к спектаклю. Создание эскизов костюмов и декораций. Изготовление костюмов и декораций к спектаклю под руководством педагога.

3.  Работа над спектаклем.

     Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов (в условиях примерной выгородки).  Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа в данном эпизоде. (Что происходит, что делается, почему, с какой целью?) Этюды-импровизации на события пьесы (у каждого персонажа свои линии действия). Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков. Повторное обращение к тексту пьесы. Воспроизведение в действии целых картин. Уточнение и проверка на основе авторского текста намерений персонажей, мотивов их поведения, предлагаемых обстоятельств, действенных задач; создание у детей на основе текста пьесы конкретных образных, представлений (видений). Практическое закрепление и проверка логики поведения персонажей в живом действии и взаимодействии исполнителей. Работа над словом.

4.Итоговый показ

      Показ спектакля зрителям: сверстникам, родителям и учителям. Обсуждение итогов работы.

IV. Методика и технология.

1. Вводное занятие

      Знакомство с учащимися. Выявление их возможностей для распределения ролей (голос, дикция, внешние данные). Беседа о театре, его отличие от других видов искусства. Сценическое действие как основа актёрского творчества. Первостепенная роль актёра. Воспитывающая функция театра.

2. Читка материала, его разбор, обсуждение. Упражнения.

      Выявление идеи, определение сверхзадачи (во имя чего ставить данную пьесу, отрывок, инсценировку и т. д.). Разбор по событиям: встреча, столкновение, примирение и т. д. Определение главных и второстепенных событий. Анализ поступков и поведения действующих лиц. Задачи по оформлению. Как руководитель представляет себе (видит) декорации, костюмы.

3. Работа над текстом. Читка по ролям. Упражнения.

      Активное отношение к тексту. Стремление сделать его своим. Определение текста предлагаемыми обстоятельствами, в которых действуют персонажи. Анализ взаимоотношения действующих лиц (чего добиваются друг от друга, как оцениваю друг друга).

4. Работа над текстом. Словесное действие. Упражнения.

     Воздействие текстом на партнёров. Каждая фраза – активное действие: убедить, упросить, обвинить, оправдать, защитить и т. д. Дать возможность исполнителям продвигаться, сочетая словесное действие с физическим.

5. Общение. Взаимодействие. Импровизация. Этюды.

      Слушать партнёра, стараться его понять, оценить его слово и поведение. Воздействовать на партнёра в заданном направлении: убеждать, ругать, хвалить, призывать, просить, требовать, разоблачать и т.д. Дать возможность исполнителям продвигаться, сочетая совместное действие с физическим.

6. Мизансценирование. Этюды.

    Знакомство с эскизами декораций, их обсуждение. Определение выгородки (планировки) декораций. Репетиция с учётом будущего оформления. Поиск мизансцены – мест нахождения действующих лиц в каждый отдельный момент, определение (зачем, почему делаю то или иное: стою, крадусь, прячусь). Всё это делается в сочетании с текстом. Этюды на предлагаемые обстоятельства отрывка, куска, сцены.

Требование:

      Давать детям заучивать текст роли наизусть на начальных этапах работы не надо. Приучая их периодически рассказывать о линии своих действий по роли, обогащая их воображение, привлекая внимание к особенностям авторского текста, выразительному значению тех или иных определений, сравнений, эпитетов, к стилевому своеобразию языка действующих лиц (скажем, в народной сказке), подводить таким образом исполнителей к точному авторскому тексту.

      Параллельная работа над оформлением: изготовление деталей декораций, костюмов, реквизита и др. (Подобные задания полезно давать детям и во время репетиции пьесы и на дом.)

7. Репетиция в выгородке. Работа с оформлением.

        Репетиции с деталями декораций. Развитие у детей представления о выразительном значении отдельных компонентов спектакля (декорации, костюмы, музыка, свет). Овладение сценическим пространством. Уточнение и закрепление мизансцен. Уточнение соответствия текста и физического действия. Освоение элементов оформления, реквизита.

8. Прогоны. Замечания.

    Репетиции со всеми готовыми элементами оформления. Проигрывание пьесы целиком, с включением готового оформления, музыки и т. п. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия пьесы и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций всей пьесы. Установление порядка перестановки деталей декораций, выделение ответственных за перестановку.  Прогон без остановки пьесы, отрывков. Генеральная репетиция. Обсуждение. Замечания. Доработка отдельных сцен, кусков.

9. Подготовка к показу. Показ спектакля зрителю.

      Подготовка к спектаклю. Монтировка (установка) декораций, проверка готовности всех компонентов: музыки, света, костюмов, реквизита. Прогон. Показ спектакля зрителю.

10. Поездки в театр. Экскурсии.

     Для расширения кругозора, для ознакомления с работой профессиональных актёров в течение года необходимо вывозить ребят на экскурсии в музеи, выставочные залы, театры. Знакомится с работами других самодеятельных театров, театров где играют дети.

  1. Список используемой литературы.
  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Л.: 1986.
  2. Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. – М., 1979г.
  3. Букатов В.М., Ершова А.П.. Я иду на урок. (Хрестоматия игровых приёмов обучения) – М., «Первое сентября», 2002г.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991г.
  5. ЕршовА.П., В.М.Букатов. Сценическое действие. (Программа)
  6. Ершов П.М. Технология актёрского искусства.//Собр. соч. в 3-х т.// Т.1. – М., ТОО «Горбунок», 1992г.
  7. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М.. Общение на уроке или Режиссура поведения учителя. – М., «Флинта», 1998г.
  8. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. (Программа, методические рекомендации, сборник упражнений)
  9. Индивидуальные варианты развития младшего школьника. /Под ред. А.В.Занкова , М.В. Зверевой – М., Педагогика, 1973г.
  10. Кох И.Э.. Основы сценического движения.
  11. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - М., Искусство,1963г.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
  12. Ласкавая Е. Сценическая речь.
  13. Молчанов Ю. А. Первые уроки театра. – М.: Просвещение, 1986
  14. Основы актёрского мастерства по методике Корогодского З.Я. / образовательная программа первого уровня обучения «Развивающие театральные игры по методике З.Я.Корогодского»; Образовательная программа второго уровня обучения «Актёрское мастерство».// - М., Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусства», №1(125), 2008г.
  15. Попов П. О методе. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир Искусств», №2 (90), 2005г.
  16. Ремез О. Ваш первый спектакль. – М.,  1971.
  17. Савостьянов А. Рождение артиста. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир Искусств», №3 (103), 2006г.
  18. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учрежд. /Научн. рук. Ю.А.Лебедев. – М., ВЛАДОС, 2001г.
  19. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов \ Под ред. А.Б.Никитиной. – М., ВЛАДОС, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....