внеучебное занятие «Приглашаем в путешествие по книге»
классный час (1 класс) на тему

Алексеева Нина Леонидовна

познакомить учащихся со структурой книги, дать первые навыки самостоятельной работы с книгой, закрепить полученную на занятии информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ЗАНЯТИЕ О КНИГЕ63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Тайгинского городского округа

«Приглашаем

в путешествие по книге»

(внеучебное занятие)

Составила педагог

дополнительного

образования:

Алексеева Н. Л.

                                                           МБОУ ДОД «ДДТ» ТГО      

2014

Цель: познакомить учащихся со структурой книги, дать первые навыки самостоятельной работы с книгой, закрепить полученную на занятии информацию.

Форма проведения: беседа, просмотр мультимедийной презентации.

Материалы и оборудование: книги для практических заданий, ПК, мультимедийный проектор.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит «Песенка юных читателей» (слова С.Михалкова, музыка. А.Островского)

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга – лучший спутник мой и друг.

– Наше занятие сегодня мы посвящаем ей – книге!

Давайте знакомые книжки откроем
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
(Слайд 2)

Игра «Кто мы и откуда?»

(угадать сказочного героя и назвать сказку)

Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)

С букварем шагаю в школу,
Деревянный мальчуган.
Попадаю вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовут меня, детишки? (Буратино)

Появилась девочка
В чашечке цветка
И была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала,
Вот какая девочка,
Как она мала!
Кто читал такую книжку?
Знает девочку-малышку?(Дюймовочка)

Фруктово-огородная страна,
В одной из книжек-сказок есть она.
А в ней герой – мальчишка овощной, –
Он храбрый, справедливый, озорной.(Чиполлино)

Девочка хорошая по лесу идет, 
Но не знает девочка,
Что опасность ее ждет.
За кустами светится
Пара злющих глаз,
Кто-то страшный встретится
Девочке сейчас.
Кто расспросит девочку
Об ее пути?
Кто обманет бабушку,
Чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка?
Кто же этот зверь?
На загадку можете 
Отвечать теперь!(Красная Шапочка)

В этой книжке именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, 
Чуть ее не погубил, 
Но коварному злодею
Комар голову срубил. (Муха-цокотуха)

(Слайд 3)

Книги входят в нашу жизнь  с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, и мы привыкли к ней. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. 
Кажется, ни одна не похожа на другую. Ребята часто долго выбирают книгу, которую хочется им прочитать. Некоторые смотрят на обложку, думая, что если она красивая, то, наверное, и книга интересная. Другие ищут книгу с интересными иллюстрациями или крупными буквами. И лишь немногие знают все элементы книги, которые помогают при ее выборе. Каждая книга очень много рассказывает о себе. Надо только знать нашего друга – книгу. И вот сегодня мы познакомимся с книгой  поближе, узнаем, как построена книга, из каких элементов  она состоит. Возьмите, пожалуйста, каждый свою книгу и внимательно посмотрите. Из чего же она состоит?

(Ответы детей)

Правильно. Книга состоит из: обложки, титульного листа, аннотации, предисловия, текста книги, может быть послесловие, обязательно содержание и справочный материал.

(Слайд 4)

Педагог: А с чего начинается любая книга? 

(Ответы детей)

Педагог: Правильно, книга начинается с ОБЛОЖКИ. ОБЛОЖКА – бумажное покрытие книги, обычно содержит  сведения об издании (автор, название), а также является элементом внешнего оформления. Обложка знакомит читателя с книгой. Она как вход в книгу, и чтобы вам хотелось открыть книгу, обложки делают яркими и интересными.
Обложка сберегает книгу, книга в обложке меньше мнется, дольше живет. Еще лучше сберегают книги твердые, картонные переплеты.

(Слайд 5)

Впервые книги в твёрдых бумажных переплётах появились в России в середине 18 века. Многие книги одеты в СУПЕРОБЛОЖКУ. Суперобложка – бумажная обложка, надеваемая на переплёт или основную обложку. Для повышения прочности часто покрывается лаком или синтетической плёнкой. Итак, знакомство с книгой начинается с обложки, но обложка  дает не полные сведения о книге.

 (Слайд 6)

Давайте откроем книгу и первая страница книги – ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. С титульного листа мы начинаем изучать книгу. Он дает нам первое представление о книге. Титульный лист – начальная страница книги, на которой размещаются её основные выходные сведения. На титульном листе сверху мы видим фамилию автора книги: Сутеев. Ниже, красивыми крупными буквами – название книги: «Сказки и картинки». Под названием мы видим фамилию художника, нарисовавшего картинки в нашей книге. 
Теперь мы знаем, что книга называется «Сказки и картинки» и написал её Владимир Сутеев.

(Дети читают автора, название на своих книгах)

Каждый знает, что книги печатают, издают. Дом, где была издана наша книга, находится в Москве и издательство называется «Детская литература». Мы даже можем узнать, когда книга была напечатана. На титульном листе написано – 1991 г. – это и есть год издания. А где ваши книги были напечатаны и в каком году?

(Ответы детей)

(Слайд 7)

Перелистнув страничку, на обороте титульного листа, мы видим мелким шрифтом написанный текст. Это важная часть аппарата книги – аннотация. Аннотация – это короткий рассказ о книге. Иногда это всего две-три фразы, но о самой главной теме произведения. Аннотации чаще всего печатаются на обороте титульного листа или в конце книги. 

(Показать  на примере)

В книгу замечательного детского писателя Сутеева В. вошли сказки и сказочные истории для самых маленьких. Многие из них знакомы детям по мультфильмам. Теперь нам понятно, что, прочитав аннотацию, мы сразу поймем, о чем написана книга. Это очень удобно. Запомните, перед тем, как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор.

(Слайд 8)

Автор обычно хочет сказать несколько слов тому, кто взял в руки его книгу. И он делает это в ПРЕДИСЛОВИИ. В древности всякий рассказ, историю называли «словом». Это значение сохранилось и до наших дней в слове «ПредиСЛОВИЕ», то есть то, что перед «словом» (т.е. перед основным текстом книги). Предисловие  расскажет вам об авторе, его жизни и творчестве, о книге, об истории ее создания, о героях книги, их дальнейшей судьбе и о многом другом. Давайте прочитаем предисловие к нашей книге.
Итак, если не очень понятно название книги – смотрите предисловие.

(Слайд 9)

При знакомстве с книгой мы приступаем к следующему элементу – тексту. Тест – это и есть сказки, рассказы, стихи. Рассмотрим его внимательно.

(Слайд 10)

Часто вы выбираете книги с картинками. Это не случайно. Ребята, а для чего нам нужны ИЛЛЮСТРАЦИИ?

(Ответы детей)

Правильно. Картинки, а точнее иллюстрации, дополняют текст, помогают лучше его понять. Иногда писатели сами иллюстрируют свои произведения.

(Слайд 11)

Некоторые книги имеют ПОСЛЕСЛОВИЕ, в котором автор или создатель книг обращаются к читателю, дают советы.

(Слайд 12)

А теперь мы подошли к еще одному секрету книги – это СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ КНИГИ. Некоторые из вас, ребята любят читать детскую научно-познавательную литературу, которая есть у нас в кабинете. В основном это энциклопедии. И в каждой такой книге есть свой справочный аппарат. Он может состоять из:

– указателя имён, который  имеет ссылки на страницы, где упоминается то или иное имя;

– предметного указателя, который дает краткое словесное обозначение предмета и указывает нужную страницу;

– словаря терминов, объясняющего нам непонятные слова, термины;

– словаря географических названий, имеющего ссылки на страницы, где упоминается то или иное географическое название.

(Слайд 13)

И завершая наше путешествие, рассмотрим последний раздел – это СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ. Содержание книги в первую очередь помогает понять структуру книги, содержит темы книги, перечень названий глав или параграфов (в учебнике) с указанием страниц.

(Находят на примере книги).

Итог урока. Рефлексия.

Вот мы и совершили наше путешествие по книге. Мы познакомились с элементами  книги, с их  помощью вы можете понять, о чем книга, нужна ли она вам, будет ли вам интересно ее читать. А теперь повторим, о каких элементах книги мы сегодня услышали? Давайте с вами поиграем. Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд:

(Слайд 14)

1. Бумажное покрытие книги (Обложка)
2. Перечень включенных в книгу произведений и других материалов с указанием страниц, на которых они расположены. (Содержание)
3. Элемент книги, который расположен в начале и рассказывает о жизни и творчестве автора. (Предисловие)
5. Изображение в книге, помогающее ярче представить тот или иной эпизод книги (Иллюстрация)

(Слайд 15)

– Молодцы! Правильно – КНИГА.

Педагог:  Ребята, наше занятие подошло к концу.

Хорошая книжка привыкла к прочтению,
И тот получает пятерку по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать
И книжки, как старших, привык уважать!

Звучит «Песенка юных читателей» (слова С.Михалкова, музыка. А.Островского)

Педагог раздает каждому ребенку памятки

«Правила обращения с книгой».

Список литературы:

  1. Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Кн. палата, 1989. – 216 с.
  2. Кузякина Н.Любите книгу и цените библиотеку [Текст]: методическое пособие для школьных библиотекарей / Н.Кузякина // Библиотека в школе. – 2004. – № 13.
  3. Средь умных книг, хранящихся на полке [Текст]: сценарии библиотечных уроков и праздников / сост. Н.М. Макарова. – М.: Школьная библиотека, 2002. – 168с. – (Приложение к журналу «Школьная библиотека»).
  4. http://www.lenagold.ru/
  5. http://www.nivagold.ru/raznoe/rasnoe.html
  6. http://www.yarfoto.ru/vector.html
  7. http://www.art-apple.ru/
  8. http://www.gotikmoda.gotikmoda.gotikmoda.gotikmoda.design-warez.ru/photoshop/ramki/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по внеучебному занятию "лепка из соленого теста"тема: "Новогодние блюда "

Внеучебное занятие в условиях введения ФГОС по авторской программе "лепка из соленого теста". Тема: «Новогодние блюда»  (Яйчница , торт.)       Цели: Закреплять...

Внеклассное занятие. Тема "Путешествие по страницам Красной книги Тюменской области"

Занятие ориентировано на умк "Перспективная начальная школа". Может быть использовано на уроке окружающего мира по теме :Природа родного края" или на занятиях в клубе "Мы и окружающий мир"...

Конспект внеучебного занятия "Ветка сирени"

Конспект внеучебного занятия "Ветка сирени" для учащихся 3-4 классов....

«Брошь к празднику 9 МАЯ» внеучебное занятие

украшение к празднику Победы, подарок ветеранам. развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение. прививать интерес к искусству, декоративно-прикладному творчест...

Внеучебное занятие по здоровому образу жизни «Самые полезные продукты» 2 класс Романенко Н.А.

Внеучебное занятие по здоровому образу жизни «Самые полезные продукты» 2 класс Цель урока:- Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы для нашего...

Библиотечный урок «Структура книги. Путешествие по книге». 4-й класс

Обложка знакомит читателя с книгой. Обложки делают яркими и интересными.Обложка сберегает книгу, книга в обложке дольше сохраняется.Многие книги одеты в Суперобложку. Суперобложка &nda...

Внеучебное занятие "День славянской письменности и культуры"

Представлена методическая разработка внеучебного занятия "День славянской письменности и культуры" для учащихся 4 класса начальной школы....