Моя малая Родина – доброе сердце моей милой бабушки
проект (3 класс) на тему

 Знать историю своей малой Родины очень важно для современного человека. Ведь без знания прошлого невозможно постичь настоящее и предугадать будущее. В настоящее время у многих ребят пропадает интерес к малой Родине, они забывают о своих предках. Мы живем на земле, которая богата не только недрами и природными ресурсами, но и с богатой историей. Каждый из нас может стать носителем знаний о своем родном крае, об исторических и духовных корнях и связях народов, каждый может стать хранителем культурного наследия.
       Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Эта трепетная любовь, чувство искренней привязанности к ним и выражается в слове «малая Родина». И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у ребенка складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arseniy.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛЖСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЛИЦЕЙ»

«Моя малая Родина – доброе сердце моей милой бабушки»

                                                  Выполнил: ученик 1 «а» класса

                                                                      Михайлов Арсений

                                                  Руководитель: учитель начальных классов      

                                                                            Соколова Светлана Вячеславовна    

2015 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

Осноная часть

Глава 1. Актуальность, цели, задачи и этапы реализации работы ……………5

Глава 2. История жизни моей бабушки ………………………………………... 8

Глава 3. Поездка на Мамаев курган …………………………………………..  12

Глава 4. Анкетирование одноклассников и результаты опроса …………….. 15

Заключение …………………………………………………………………….. 16

Список использованной литературы …………………………………………. 17

Приложение …………………………………………………………………….. 18

                                                                      У каждого есть Родина своя,

                                                                      У каждого есть маленькое солнце.

                                                                      На Родине заботы не томят;

                                                                      На Родине и радостней поется.

                                                                       У каждого есть Родина своя,

                                                                       У каждого есть дом, где он родился,

                                                                       А где родился, там и пригодился –

                                                                       Вот так у нас в народе говорят.

                                                                       У каждого есть Родина своя,

                                                                       А Родина для каждого святая.

 Николай Дружков.

Введение

       Знать историю своей малой Родины очень важно для современного человека. Ведь без знания прошлого невозможно постичь настоящее и предугадать будущее. В настоящее время у многих ребят пропадает интерес к малой Родине, они забывают о своих предках. Мы живем на земле, которая богата не только недрами и природными ресурсами, но и с богатой историей. Каждый из нас может стать носителем знаний о своем родном крае, об исторических и духовных корнях и связях народов, каждый может стать хранителем культурного наследия.

       Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Эта трепетная любовь, чувство искренней привязанности к ним и выражается в слове «малая Родина». И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у ребенка складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

Основная часть

Глава 1. Актуальность, цели, задачи и этапы реализации работы

       Воспитание патриотизма, любовь к своему краю надо начинать с истоков – с семьи. Ребенок тогда будет ценить место, в котором живет, когда более глубоко окунется в историю происхождения своей семьи, своего рода.

       У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья и близкие тебе люди; родители, сестры, братья, дедушки, бабушки.

       Актуальность темы: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В. В. Путин обращает внимание всех граждан России на то, что мы обязаны знать историю своей страны. Только в этом случае мы можем считать себя гражданами своей Родины. Зная свои «корни» - знаем свою историю.

       Цель работы: 

- развитие исследовательской и проектной деятельности;

- пробуждение интереса и бережного отношения к своей семье, родным и близким;

- воспитание патриотического сознания и чувства гордости за своих предков;

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности  к родному дому, семье;

- узнать историю (биографию) своей семьи, о членах семьи, об их жизни, интересах, профессиях.

       Задачи работы: 

- изучить историю своей семьи через рассказы близких, семейные архивы,  систематизировать их и рассказать своим одноклассникам об этом;

- укрепить родственные и семейные связи через погружение в историю жизни своей семьи, почитать семейные традиции для укрепления отношений между представителями разных поколений;

- воспитать чувство любви к своей семье;

- проанализировать знания моих одноклассников о своих бабушках и дедушках (предках);

- обобщить всю собранную информацию и фотографии и создать презентацию «Моя малая Родина»;

- отправить свою работу на разные конкурсы (Городская научно-практическая конференция «Наследники Великой победы» г. Волжск; «Вперед в прощлое» г. Казань).

       Предполагаемые результаты работы: 

- сформулировать понятия «Родина», «семья», «семейные ценности»;

- научиться работать и анализировать собранную информацию;

- укреплять связь поколений, через чувство гордости за свою семью, свою «малую Родину» и уважение к представителям старшего поколения;

- укреплять семейные отношения и воспитывать в себе патриотические  чувства.

       Этапы работы:

       Организационный:

- обсуждение актуальности выбранной темы, целей и задач данной работы;

- составление плана работ под руководством педагога, сроки выполнения.

       Подготовительный:

- работа учащегося совместно с родителями, поиск информации в различных источниках, подбор фотографий и другого материала, необходимого для выполнения работы;

- провести опрос среди своих одноклассников о знаниях истории своей семьи (предков).

       Этап реализации:

- обсуждение на основе собранного материала;

- обработка данных собранного материала и проведенного опроса среди своих одноклассников;

- обмен идеями (в устной и письменной формах);

- оформление собранного материала и данных.

       Заключительный:

- подготовка и оформление результатов в печатном виде и составление презентации;

- защита работы.

Глава 2. История жизни моей бабушки

 

       Семья – это продолжение нашего рода. Начало уходит в далекое прошлое. В нем, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей.

       Мою семью можно назвать интернациональным союзом, потому что в ней объединены сразу несколько кровей, а значит и культур, образов мыслей – это только повод для гордости. Мне есть, у кого брать пример для подражания.

      Я хочу рассказать о моей бабушке и о ее корнях. Мою бабушку зовут Валеева (Редькина) Светлана Вячеславовна (см. Приложение рис. 1).  Родилась она в г. Зеленодольске Республики Татарстан 14 января 1963 г. До 5 –го класса она жила и училась в г. Зеленодольске, а потом переехала вместе со своими родителями и младшим братом в г. Волжск. И пошла учиться в школу № 2. Именно в школе она познакомилась и сидела за одной партой со своим будущем мужем, моим дедушкой Валеевым Али Галиевичем (см. Приложение рис. 2). После окончания школы она поступила в «Йошкар-Олинское музыкальное училище им. Палантая», окончив в 1985 г. музыкальное училище, она посвятила всю свою трудовую деятельность, воспитывая детей – дошкольников в детском саду № 8 «Ягодка», работая в должности музыкального руководителя (с 1986 г. по 2012 гг.). Она учила маленьких детей петь песни, танцевать и играть на музыкальных инструментах. В этом же детском саду воспитывались все ее 3 –е детей (старший сын – Роман, дочь – Ася, младший сын – Динар). Теперь у моей бабушки 3 внука (старший – Марк; средний – я, Арсений; младший – Захар) (см. Приложение рис. 3).

       После нашего рождения, до того, как мы пошли в детский сад, нашим воспитанием, пока родители были на работе, занималась наша бабушка Света.

       Моя бабушка самая добрая и ласковая, строгая и справедливая. У нее лучистые глаза. Когда она смотрит на меня – они светятся мягким, очень добрым светом. Они будто говорят мне: «Внучек мой, дорогой, я очень тебя люблю!». И я очень люблю свою бабушку. С ней всегда интересно. Она так много знает обо всем: о морях, реках и ее обитателях; о разных странах и где какая погода; о людях, живущих на земном шаре, об их жизни и каким транспортом они пользуются.

       Моя бабушка Света живет вместе с дедушкой Аликом в большом двухэтажном доме в Русской Луговой. Она очень любит животных, заботиться о них, кормит и жалеет. Поэтому в доме моей бабушки живут курочки, голуби, 2 собаки и много кошек с котятами (см. Приложение рис. 4).  

       Также вместе со своей бабушкой Светой и прабабушкой Надей я хожу в церковь, ездим в разные монастыри и храмы, которые находятся вне г. Волжска, читаем православную литературу, учат меня молиться. У бабушки очень много разных икон.

       Каждое лето я, моя бабушка и мой дедушка ездим отдыхать на машине на юг, например в г. Анапу, в г. Сочи, на Украину, там у нас живут родственники (в г. Судак). Мне с ними очень интересно и поездка получается очень познавательной (см. Приложение рис. 5). Как-то на обратном пути мы заехали в г. Волгоград на Мамаев курган. Это удивительное место.

       На каникулы все трое внуков приезжаем к бабушке. И мы с утра до вечера все время проводим вместе: придумываем разные игры, ходим гулять на улицу, купаемся в бассейне, который находится в огороде, катаемся на качели, устраиваем концерты, спектакли, бабушка играет на фортепиано и разучивает с нами разные песни, разгадываем ребусы, а перед сном читаем какую-нибудь интересную книгу (о вере, о надежде, о любви, о справедливости) или сказку (см. Приложение рис. 6).

       Бабушка всегда рядом, помогает нам. Если вдруг мы поссоримся, она обязательно всех помирит, или подскажет правильное слово в ребусе, а особенно она любит смотреть наши концерты (см. Приложение рис. 7). Когда мне плохо, она поможет делом и советом. А когда мне хорошо, то порадуется вместе со мной.

      Все она умеет, моя бабушка! У нее золотые руки. Они умеют все. Эти руки не знают усталости, они всегда найдут себе дело. Рисует картины, лепит из пластилина красивые панно. В доме и палисаднике у нее очень много цветов! Вместе с бабушкой мы учились поливать их, ухаживать как за цветами, так и за посаженными на огороде овощами и фруктами. Научила нас подметать, мыть пол, а также с моим старшим братиком учила нас печь оладьи. И у нас все получилось! Потом дружно за обеденным столом пили чай с нашими оладьями с малиновым вареньем (см. Приложение рис. 8).

       Стол у нас большой. За ним может поместиться вся наша большая и дружная семья. Так и бывает по субботам и воскресеньям, когда собираются все бабушкины дети – наши папы и мамы, а еще дедушка, прабабушка и ее сын, мой дядя. В это время мы все общаемся, спрашиваем как друг у друга дела, как здоровье и у кого какие планы на ближайшее будущее. Наша бабушка слушает всех очень внимательно. Я знаю, что она за каждого переживает всем своим сердцем и душой.

       Рядом с обеденным столом, на стене висят фотографии наших родственников, как со стороны бабушки, так и со стороны дедушки, которые жили раньше нас, в другом столетии. Мы все знаем их по именам. Знаем кто как жил, чем занимался, у кого какая судьба. Это очень занимательно и интересно.

       Например, мои прабабушка и прадедушка, Редькина (Яшагина) Надежда Петровна и Редькин Вячеслав Неонович (см. Приложение рис. 9). Так же как и моя бабушка Света, мои прабабушка и прадедушка познакомились в школе и сидели за одной партой. Бабушка Надя всю свою жизнь (42 года) проработала на заводе им. Серго в г. Зеленодольске в должности инженера-конструктора, это очень кропотливая и ответственная работа. Дедушка Слава всю свою трудовую деятельность проработал на руководящих должностях (начиная с мастера до начальника инструментального производства).

       Мои прапрабабушка Яшагина (Антропова) Агнея Семеновна и прапрадедушка Яшагин Петр Александрович (см. Приложение рис. 10). Агнея Семеновна – была профессиональной портнихой, в годы Великой Отечественной Войны она шила обмундирование на фронт. Петр Александрович – в годы войны получил бронь, как высококвалифицированный работник и трудился в тылу.

      Мои прапрапрабабушка Антропова Синклитикия Васильевна и прапрапрадедушка Антропов Семен Максимович (см. Приложение рис. 11). Семен Максимович был священников и во времена репрессии на священнослужителей пропал безвести, а Синклитикия Васильевна прождала его всю свою жизнь, так и не вышла замуж, воспитывая одна 4-х детей.

       Я очень горжусь своей бабушкой! Своей большой семьей! Своими предками!

       

Глава 3. Поездка на Мамаев курган

       

      Моя бабушка воспитывает во мне патриотические чувства и чувства гордости за своих предков. Пример этому наша поездка в г. Волгоград на Мамаев курган.

      Это самый большой мемориальный комплекс, посвященный победе советских солдат в Великой Отечественной войне.

       В период Великой Отечественной войны Мамаев курган, возвышающийся над центральной частью города, служил важнейшим звеном в системе обороны Сталинградского фронта, потому что позволял тому, кто контролировал вершину кургана, контролировать не только город, но и Заволжье, а так же переправы через реку Волгу. Высота 102 – так обозначали курган на военных картах, это одно из самых ожесточенных мест сражений Второй мировой войны. Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы. По завершении биты на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. Здесь похоронено около 34,5 тысяч человек.

       На Входной площади расположена вводная многофигурная скульптура «Память поколений» - это каменная стена, где изображено шествие: люди с венками, цветами и приспущенными знаменами. Это шествие является отображением того, что великий подвиг не будет забыт, а память о нем будет передаваться из поколения в поколение (см. Приложение рис.12).

       На Аллею пирамидальных тополей выводит широкая лестница (см. Приложение рис. 13). Пешеходная часть выложена гранитными плитами на бетонной подушке. Аллея выводит на площадь «Стоять на смерть».

     Площадь символизирует самые трудные этапы Сталинградской битвы. В ее центре расположен бассейн со скульптурой «Стоять на смерть» - изображает как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города (см. Приложение рис. 14).

        Поднимаясь выше от площади «Стоявших насмерть» с обеих сторон окружают стены-руины (см. Приложение рис. 15). Левая сторона стен усеяна фразами – клятвами советский солдат. Правая часть – изображает сцены ожесточенных боев под Сталинградом.

       За стенами – руинами следует площадь Героев (см. Приложение рис. 16).  В центре площади – огромный бассейн, наполненный водой, который является символом победы добра над злом и неискоренимость жизни на Земле. Слева от бассейна расположена небольшая зеленая зона из елей. Правая же часть заполнена шестью скульптурами, отражающими моменты из военной жизни.

       Дальше предстает подпорная стена (см. Приложение рис. 17), за которой находится Зал Воинской Славы – его часто называют Пантеоном славы (см. Приложение рис. 18).

       На золотом фоне по всему периметру изображены 34 приспущенных красных знамени с именами воинов, павших в Сталинградской битве. В центре зала Воинской славы расположен Вечный огонь – 5-ти метровое изображение руки, которая сжимает факел с начертанными на нем словами: «Слава, слава, слава». В зале звучит траурная мелодия Роберта Шумана «Грезы». Здесь несут службу солдаты, ежечасно происходит смена караула.

       Пройдя Зал Воинской Славы, попадаем на площадь Скорби – скульптура «Скорбь матери» (см. Приложение рис. 19). Над погибшим воином, склонилась мать. Трудно передать словами, что чувствует эта женщина – она потеряла сына. Лицо воина закрыто знаменем – символом последних воинских почестей.

       Дальше главная скульптура Мамаева кургана «Родина – Мать зовет!» (см. Приложение рис. 20). Это железобетонная скульптура, представляющая собой женщину с мечом в руке. Высота статуи вместе с мечом – 85 метров. 33-х метровый меч выполнен из стали и весит 14 тонн. Скульптура занесена в книгу рекордов Гиннесса.

      Также к 50-летию Великой Победы на Мамаевом кургане открылось воинское мемориальное кладбище, где перезахоронены останки советских воинов. А к 60-летию Победы на окраине возвышенности был возведен храм Всех Святых (см. Приложение рис. 21).

       Мамаев курган входит в число семи российских чудес.

       Люди со всех концов нашей планеты стремятся попасть на Мамаев курган, чтобы прикоснуться к памяти, к подвигу народа. Побывав на мемориале Славы, увидев Озеро слез и Мать, оплакивающую погибшего сына, невозможно самому сдержать слез. Я шел вместе с бабушкой и дедушкой и думал, что невозможно победить народ, который так любит свою Родину. Возвращаясь домой, я понимал, что смог соприкоснуться с историей своего народа.

Глава 4. Анкетирование одноклассников и результаты опроса

       Я решил узнать историю своих предков, свои корни. Мне стало интересно, а ребята моего класса много ли знают о своих бабушках.

       В анкетировании участвовало  30 человек. Были следующие вопросы:

1. Есть ли у тебя бабушка? (Положительно ответило 30 человек).

2. Знаешь ли ты как ее зовут? (Положительно ответило 18 человек).

3. Знаешь ли ты о ее детстве, работе и жизни? (Положительно ответило 6 человек).

       Проведенное среди одноклассников анкетирование показало, что у всех моих одноклассников есть бабушка, но большинство ребят из моего класса мало что знают о детстве, работе и жизни своей бабушке.

       

Заключение

        Моя работа была посвящена жизни моей бабушки и жизни моих предков со стороны бабушки. В ходе проведенной работы можно сказать, что достигнуты все задачи, которые я поставил. Все этапы работы были выполнены. Составлена презентация. Я глубоко познал историю своей семьи, своих предков. Мне очень понравилось проводить исследования, связанные с историей моей семьи. Надеюсь, что после моего выступления перед моими одноклассниками, они тоже заинтересуются историей своей семьи и проведут свое исследование.    

       Хотелось бы думать, что никогда не прервется связь поколений – каждое поколение трудится, любит, решает большие и малые проблемы своего времени, а когда нужно – с оружием в руках защищает свою Родину.

      Современным детям есть чему поучиться у детей тех далеких лет. Пройдя холод, голод, нищету, они не теряли цель своей жизни, сохранили облик настоящего человека. Нужно дорожить каждым мигом, каждым часом, проведенным с ними, чтобы потом было, что рассказать своим детям, внукам.

       На примере жизни моей бабушке и ее корнях, мне хочется сказать всем: «Любите, берегите и интересуйтесь». Может быть, моя работа поможет другим детям провести свое исследование и узнать больше о своих предках. Ведь это очень важно знать и помнить о людях, которые являются частичкой нашей Малой Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Милый сердцу уголок - моя малая родина"

Классный час по краеведению (3 класс)...

Классный час «Милый сердцу уголок - моя малая родина» 3 класс

Цель: познакомить  с понятием « моя малая родина».Задачи:способствовать формированию у учащихся понимания значения выражения «малая родина»; воспитывать  чувства уважения, гордости, пат...

Классный час для учеников 1-2 класса "Моя малая Родина. Добро и милосердие Сергия Радонежского."

Материал классного часа содержит рассказ с иллюстрациями об основателе  города Сергиев Посад святом Сергии Радонежском. Старалась обращать внимание детей на силу добра и его неизменную окончатель...

Внеурочное занятие для учащихся 3-4 класса «Моя милая малая родина» (технология педагогических мастерских)

Внеурочное занятие для учащихся 3-4 классов  на тему «Моя милая малая родина» предусмотрено программой духовно-нравственного направления развития личности детей в  соответствии с Федеральным...

Классный час "Моя малая родина, милый сердцу Рославль - Городок!"

Формирование патриотизма, интереса к истории малой родины....

"Моя малая родина - сердцу милый уголок!"

Методическая разработка классного часа «Моя малая родина — милый сердцу уголок!»Актуальность данной темы обусловлена тем, что у подрастающего поколения необходимо воспитывать чувство патриотизма, любв...

Воспитательное мероприятие "Милый сердцу уголок. Моя малая Родина"

Данное воспитательное мероприятие воспитывает у детей чувство гордости за свою Родину....