Рабочая программа внеурочной деятельности по ОПК Бородина 1-4 классы
календарно-тематическое планирование на тему

Ерёменко Елена Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности ОПК Бородиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_opk_1-4_borodina.docx55.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика курса

Нормативно-правовая и концептуально-методологическая основы современного образования выдвигают в качестве приоритетного направления духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание.

В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) основные образовательные программы общего образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

«Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника», - говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны охватывать урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность обучающегося.

Наиболее подходящим для светского образования средством достижения глубокой осознанности учащимися духовно-нравственных ценностей и формирования уважения к культурным и духовным традициям признаётся историко-культурологический подход к изучению религиозного содержания, позволяющий обучать и воспитывать подрастающее поколение на событиях истории и произведениях культуры, в том числе церковной. Это подтвердила в очередной раз успешная апробация Программы в школах различного типа г. Москвы, Калужского, Псковского, Нижегородского, Тверского, Брян¬ского, Владивостокского, Саратовского, Волгоградского и многих других регионов России и Зарубежья, начиная с 1996 г.

Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести рост самосознания и интерес к национальной культуре и истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России. В центре внимания граждан России оказываются проблемы сохранения лучших педагогических и культурных, в том числе духовных, отечественных традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Другой причиной является необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Следующей важной причиной является разрушение русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, художественно-образного языка всё более осложняется из-за непонимания значений духовной, религиозно-философской, культурологической лексики. Эта проблема обусловила включение в Программу раздела, посвящённого духовным основам и истории русского (государственного) языка.

Неотделима от выше названных ещё одна причина - снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования, в том числе путём включения и систематизации применения знаний о религиозных и духовно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Нельзя не учитывать также и потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства через освоение знаний о религии, как важнейшем историческом явлении и мировоззренческой основы культуры, литературы, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории - определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.

Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творческого развития школьников. Нельзя не учитывать и тот факт, что среди школьников светских школ подавляющее большинство - верующие дети, которые не должны чувствовать, что их убеждения запрещены в демократической стране.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

Изучение и анализ этих причин и результатов многолетнего опыта использования Программы позволил определиться с содержанием и концепцией курса.

Цель учебного курса «Основы православной культуры» — совершенствование школьного образования средствами включения в содержание образования систематических знаний о христианской религиозной культуре и её духовно-нравственного воспитывающего ресурса.

Задачи курса:

1)        организация систематического и системного изучения основ православной культуры;

2)        духовно-нравственное развитие младших школьников;

3)        ознакомление с особенностями церковного искусства;

4)        приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

5)        ознакомление с православными святынями мира;

6)        формирование представлений о единстве православной культуры наро¬дов мира;

7)        создания условия для реализации прав школьников на убеждения;

8)        формирование целостного восприятия мира;

9)        воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

10)        формирование культуры общения;

11)        предупреждение возможных тупиков личностного развития;

12)        воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

13)        выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

14)        предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

15)        воспитание патриотизма;

16)        формирование представлений о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

17)        формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав каждого человека на религиозные и иные убеждения;

18)        обогащение языка школьника путём включения и активизации лексики духовного и историко-культурологического значения;

19)        оказание помощи младшим школьникам в успешной социализации в отечественной культуре;

20)        укрепление православных основ семьи;

21)        пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

22)        воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости;

23)        творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

24)        формирование потребности школьника в творческом участии в жизни Рос¬сии, в сохранении русского языка, природы и созидании культуры Отечества.

 

Место Программы учебного курса в системе общего образования,

в учебном плане

Программа учебного курса «Основы православной культуры» призвана восполнить недостающие в содержании общего образования знания о религиозной культуре и актуализировать в школьном образовании задачи духовно-нравственного совершенствования личности ребенка. Курс является

педагогически организованным компонентом целостного учебно-воспитательного процесса и представляет собой образовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка процессов духовно-нравственного развития школьников.

Оптимальная форма использования программы - обязательный предмет в учебном плане для всего класса. Такая форма создаёт наилучшие условия для наиболее эффективного применения полученных знаний, умений, навыков и ценностных установок во всём педагогическом процессе, начиная с базовых дисциплин и кончая внеклассной работой и работой с родителями, то есть этом в случае курс максимально способствует повышению качества базового образования всего класса и формированию культурно-педагогической среды.

Однако возможности в каждом регионе, в каждой школе и в каждом классе различные, и в педагогической практике используются разные формы применения Программы: предмет по выбору, факультативные занятия и даже формы работы в системе дополнительного образования.

Программа рассчитана на 34 урока по каждому разделу, по 1 часу в неделю.

Программа построена с учётом возрастных особенностей школьников и программ учебных базовых дисциплин с целью применения в государственных и муниципальных (светских) школах обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания,

основные идеалы и ценности, составляющие воспитательную основу курса

Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания обусловлено особенностями данного курса как курса светского, историко-культурологического, но религиозного содержания. Такие особенности определяет-ся Российским законодательством, которое запрещает установление одной государственной религии или идеологии, вместе с тем гарантирует свободу вероисповедания, права на национальную культуру, родной язык, воспитание детей в соответствии со своими убеждениями.

Поэтому изучение религии в государственном и муниципальном образовании допускается в светской форме. Сочетание, таким образом, принципа светскости образования с неограниченной полнотой и глубиной содержания стало главным требованием, предъявляемым к использованию религиозного содержания. Современная педагогическая практика и заказ социума убедительно доказали достоинства именно историко-культурологического подхода в решении данной проблемы, то есть изучения основ религии через культуру, историю формирования отечественной культуры и историю христианства. Такой подход гарантирует личностную свободу религиозных и иных убеждений и вместе с тем позволяет использовать весь воспитывающий потенциал христианской культуры, отечественной и всемирной истории. Любовь к ближнему, к Отечеству, забота и жертвенное служение, уважение к власти, к культурным, в том числе религиозным, семейным, традициям своего и других народов становятся доступными главными традиционными ориентирами для подрастающего поколения.

Программа курса «Основы православной культуры» позволяет приобщать школьников к базовым национальным ценностям, определённым Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:

•        Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

•        Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

•        Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

•        Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

•        Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

•        Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

•        Традиционные российские религии 1 представление о вере, духовно¬сти, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, формируемые на основе межконфессионального диалога;

•        Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

•        Природа - родная земля, планета Земля, экологическое сознание;

•        Человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Результаты освоения учебного курса

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.

Личностные результаты. Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика:

-        осознающий свою российскую гражданскую идентичность;

-        сознающий свою национальную принадлежность;

-        патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-        умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), национальную культуру, родной язык;

-        обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;

-        обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;

-        обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;

-        имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;

-        понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;

-        умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;

-        доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;

-        умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеж¬дения;

-        владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации;

-        отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, това¬рищах, чужих людях;

-        имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-        имеющий представления о традиционных нравственных установках;

-        имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, про¬являющий осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому;

-        уважительно относящийся к святыням;

-        владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию;

-        способный к организации собственной деятельности;

-        готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

-        способный к творческому труду;

-        бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты. Курс способствует формированию мета- предметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом:

-        владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб¬ной деятельности, поиска средств её осуществления;

-        освоивший разные способы решения проблем творческого и поисково¬го характера;

-        умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; опреде¬лять наиболее эффективные способы достижения результата;

-        способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельно¬сти; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;

-        освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;

-        умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;

-        умеющий использовать знаково-символические средства информации;

-        активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познава¬тельных задач;

-        использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебно¬го предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и гра¬фическим сопровождением);

-        овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову;

-        овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, об¬общения, выводов, установления причинно-следственных связей, постро¬ения рассуждения;

-        готовность слушать собеседника, вести диалог;

-        умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

-        умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный конт¬роль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.

Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:

-имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознан¬ной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному самораз¬витию;

-владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни челове¬ка и общества;

-        знающий историю формирования отечественной культуры;

-        имеющий понятие о церковнославянском языке как о культурном до¬стоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви;

-        владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;

-        овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятия¬ми православного вероучения;

-        имеющий знания о православии как традиционной, культурообразую¬щей и исторической вере в России, о её роли в  становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;

-        имеющий представления об основах православного вероучения и осно¬вах христианской нравственности;

-        имеющий представление о Священном Писании и Священном Преда¬нии, знающий содержание основных событий Священного Писания, раскры¬вающих важнейшие этапы спасения человечества;

-        имеющий представление о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;

-        знающий основные православные праздники, их происхождение и осо¬бенности празднования;

-        имеющий представления о таинствах Церкви;

-        знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-при¬кладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитье и др.);

-        имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами;

-        осознающий ценность человеческой жизни;

-        нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероиспове¬дания на отечественных духовных традициях.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕ-НИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Успешность преподавания курса в немалой степени зависит от материаль¬но-технического и информационного обеспечения образовательного процес¬са. Никаких особых условий для преподавания курса не требуются: стандарт¬ной организации образовательного процесса для начальной школы вполне достаточно, важно, чтобы образовательный процесс был обеспечен учебными пособиями для учащихся, пособиями для учителей и комплектами демонстра-ционных материалов.

Все разделы данной программы обеспечены учебно-методическими пособиями в привычных и удобных жанрах учебно-методической литерату¬ры:

1)        учебные пособия для учащихся;

2)        рабочие тетради для учащихся;

3)        хрестоматии для тех разделов, где требуются дополнительные тексты и фрагменты Священного Писания;

4)        пособия для учителей;

5)        словарь-справочник;

6)        демонстрационные материалы (комплекты плакатов - 12 листов);

7)        тесты к демонстрационным материалам (плакатам) для учащихся.

Кроме этого, создан мультимедиацикл, включающий:

-        серию передач по теме «Основы православной культуры», которые вос¬требованы как в педагогической среде, так и используются в работе с роди¬телями (мультимедиацикл доступен на сайте: http://www.opk.orthodoxy.ru (сайт А. В. Бородиной) и распространяется бесплатно);

-        уроки и фрагменты уроков в начальной школе разных учителей из раз¬ных школ и регионов (мультимедиацикл доступен на этом же сайте: http://www.opk.orthodoxy.ru (сайт А. В. Бородиной) и распространяется бесплатно);

-        демонстрационные материалы в электронном виде.

Информация о новых материалах по данной программе регулярно раз¬мещается на сайте http://www.opk.orthodoxy.ru, а также сообщается на авторских курсах и семинарах, которые периодически организуются для учителей в разных регионах страны.

Условия реализации программы

и основные методические рекомендации

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

—        учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать ис¬торический и духовный опыт русского и других народов России;

—        педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать воз¬растные особенности воспитанников, основные закономерности интеллек-туального и психологического развития школьников;

—        педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на ус¬тоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические фак¬ты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, науч¬ные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

—        необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

—        необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

—        учитель организует уроки по традиционным моделям при соответ¬ствии типа урока его целям и задачам;

—        используются разнообразные методы и приёмы обучения, традицион¬но применяемые в школьном образовании;

—        основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

—        теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музе¬ев.

При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обя¬зательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

•        приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

•        единства образовательного и воспитательного процессов;

•        рефлексивного обучения;

•        принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех ус¬воения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотрен¬ных учителем, или предложенных учениками на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок, 5) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; 6) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 7) работа с текстами, картами, составление крос¬свордов и др

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Часть I

(начальная школа)

«РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

1 класс

РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» — 30 часов

Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» — 3 ч.

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость прояв¬ления заботы человека о природном мире.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек - созидатель культуры. Святость. Творчество. Пре¬подобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре. Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» -5 ч.

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокрови¬щами Оружейной палаты. Евангелие.

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Ико¬на Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

Библиотеки - хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари - основатели крупнейших библиотек России.

Человек - хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении об¬щенародного достояния.

Представление о единстве культуры России.

Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» -6 ч.

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культу¬ре. Напрестольное Евангелие.

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художествен¬но-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой куль¬туры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Ни-колай Чудотворец. Андрей Рублёв.

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм - дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, ба¬рабан, держава, апсида.

Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

Представление о православном богослужении. Понятие о богос¬лужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Доль¬ний мир.

 Тема 4. «НАША РОДИНА» - 10 ч.

Россия — наша Родина. Россия - общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.

Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

Москва - столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.

Поэты и художники России - о Москве.

Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о ду¬ховном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

Народ как общество людей, объединённых общими целями, идея¬ми, языком, культурой.

Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России - Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Перес¬еет и Андрей Ослябя.

Понятия «Отечество», «Отчизна», «отечественная культура». Тра¬диции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «рус¬ский народ», «Русское государство», «Русская земля».

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель.

Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» - 3 ч.

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечест¬во», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

Тема 6. «СЕМЬЯ» — 3 ч.

Представление о семейных православных традициях в русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

Владимирская и Казанская иконы Божией Матери.

ИТОГОВЫЙ УРОК — 1ч. Обобщение знаний о Спасителе и пра¬вославии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РАЗДЕЛА 1 ПРОГРАММЫ

Основные пособия

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культу¬ра. Учебное пособие для 1 класса. — Изд. 7-е. — М., 2014.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культу¬ра. Рабочая тетрадь для 1 класса. — Изд. 2-е. — М., 2014.

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культу¬ра: 1 класс. Пособие для учителей. — Изд. 3-е. — М., 2010. Демонстрационные, контрольно-измерительные материалы и справочная литература

Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы правос¬лавной культуры. Демонстрационный материал. Ч. 1 (1—4 классы). — Изд. 4-е. — М., 2015.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонст¬рационным материалам. (1—4 классы). — М., 2014.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-спра¬вочник. — Изд. 3-е. — М., 2014.

2класс

РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» - 34 часа

Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» - 3 ч.

Самая древняя книга о духовном мире — Библия.

Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообра¬зие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в уст¬роении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы.

Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нём? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружаю¬щим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.

Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешне¬го, видимого и невидимого на примере: впечатление - настроение - здоровье - отношение к окружающим - отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.

Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек - венец тво¬рения. Адам и Ева. Человек наделён бессмертной душой, имеет сво¬боду воли и владеет разумной речью.

Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Воз¬никновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.

 Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА

И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» - 30 ч.

С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос - Спаситель мира. Евангелие - книга о Спасителе и спасении. Рож¬дество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Бого¬родицы.

Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Свя¬той. Праздник Благовещения.

Рождество Христово.

Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рожде¬ства Христова у православных народов. Отражение евангельских со¬бытий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.

Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвра¬щение в Назарет.

Сретение Господне.

Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рожде¬ние Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.

Крещение Иисуса Христа.

Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. На¬чало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.

Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.

Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.

Исцеление расслабленного.

Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.

Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.

Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.

Чудесное приумножение хлебов и рыб.

Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воск¬ресении. Преображение Господне.

Воскрешение Лазаря.

Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскре¬сенье.

Тайная вечеря.

Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.

Суд над Иисусом Христом. Крестный путь Иисуса Христа на Голго¬фу. Распятие и смерть Иисуса Христа.

Снятие с Креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.

Пасха Господня. Празднование главного православного праздни¬ка — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица.

Пребывание Воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Гос¬подне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.

Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходя¬щие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.

ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РАЗДЕЛА 2 ПРОГРАММЫ

Основные пособия

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 2 класса. — Изд. 6-е. — М., 2015.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Рабочая тетрадь для 2 класса. — Изд. 6-е. — М., 2014.

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей. — Изд. 6-е. — М., 2011. Демонстрационные, контрольно-измерительные материалы и справочная литература

Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы правос¬лавной культуры. Демонстрационный материал. Ч. 1 (1—4 классы). — Изд. 4-е. — М., 2015.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонст¬рационным материалам. (1—4 классы). — М., 2014.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-спра¬вочник. — Изд. 3-е. — М., 2014.

3класс

РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» - 34 часа

Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» -2 ч.

Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого - «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказываю¬щая о Спасителе и спасении.

Распространение Евангелия на Руси.

Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» — 7 ч.

Библия - Священное Писание, записанное Откровение. Храм как образ Вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Господь Все¬держитель.

Язык иконы. Особенности изображения святости. Представлен¬ность тварного мира в иконе.

Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконографии.

Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников.

Иконы апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных.

Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Богоро¬дицы и «Нечаянная радость».

Понятие об иконоборчестве и утверждении иконопочитания.

Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ

ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» -6 ч.

Иконы - о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христо¬ва, Сретения, Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господня в Иерусалим, Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. История и духовный смысл иконы Кресто- воздвижения.

Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» - 18 ч.

Повествование о сотворении мира.

Сотворение неба - невидимого духовного мира. Сотворение зем¬ли — видимого вещественного мира.

Первые люди. Представление о рае.

Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя.

Каин и Авель. Первое человекоубийство.

Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп.

Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осужде¬ние Хама.

Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство.

Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Рублёва «Троица».

Гибель Содома и Гоморры. Солёное море - Мёртвое море.

Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея.

Неопалимая Купина. Выход израильтян из Египта.

Синайское законодательство. Золотой телец. Земля Обетованная.

Пророк Илия.

Ветхозаветные пророки о Мессии.

Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэ¬зии и музыке.

ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РАЗДЕЛА 3 ПРОГРАММЫ

Основные пособия

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказы¬вают икона и Библия. Учебное пособие для 3 класса. — Изд. 7-е. — М., 2014.

Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказы¬вают икона и Библия. Рабочая тетрадь для 3 класса. — Изд. 5-е. — М.,

2014.

Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказы¬вают икона и Библия. Хрестоматия для 3 класса. — Изд. 3-е. — М.,

2015.

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказы¬вают икона и Библия. 3 класс. Пособие для учителей. — Изд. 3-е. — М., 2010.

Демонстрационные, контрольно-измерительные материалы и

справочная литература

Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы правос¬лавной культуры. Демонстрационный материал. Ч. 1 (1—4 классы). — Изд. 4-е. — М., 2015.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонст¬рационным материалам. (1—4 классы). — М., 2014.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-спра¬вочник. — Изд. 3-е. — М., 2014.

 

4класс

РАЗДЕЛ 4. «ПРАВОСЛАВИЕ - КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ

РЕЛИГИЯ РОССИИ» - 34 часа

Тема 1. «КУЛЬТУРА - ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» -Зч.

Великая русская культура — достояние всех россиян. Образова¬ние в IX веке государства Русь.

Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.

Религия - неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире.

Язык - особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку - проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Ду¬ховная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды.

Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» -8 ч.

Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозван¬ным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого

апостола. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель.

Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и мо¬настыри, посвящённые святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мо¬щей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест.

Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и доку¬ментов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия.

Религиозные верования восточных славян и русов до принятия христианства. Почитание предков и природы - два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранение некото¬рых элементов языческих верований в народном искусстве, названи¬ях праздников до наших дней.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Оль¬ги. Прославление княгини Ольги Православной Церковью. Князь Святослав.

Святой равноапостольный князь Владимир. Изготовление новых идолов. Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси - варяги Иоанн и Фёдор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.

Крещение Руси. Общепринятая дата Крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения.

День памяти святого князя Владимира.

Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» -5 ч.

Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви - Еди¬ная Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Понятие о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах.

Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митропо¬лии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церк¬ви. Патриаршество. Патриарх - предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход.

Понятие о государственной и культурообразующей религии. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.

Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, При-

частие, Соборование, Венчание, таинство Священства. Священник — иерей, священнослужитель, особо посвящённый человек, совер¬шающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» и «Священного Предания».

Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» -2 ч.

Храм (церковь, собор, часовня) - общий дом христиан, посвящён¬ный Богу, место общественного православного богослужения. Ос¬новные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искус¬ства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.

Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» -4 ч.

Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причаще¬ния, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборо¬вания), Брака (Венчания), Священства.

Происхождение церковного богослужения.

Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Ли¬тургия - главное богослужение Православной Церкви.

Молитва - общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской ху¬дожественной культуре.

Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» -4 ч.

Виды и названия колоколов.

Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру.

Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские зво¬ны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.

Колокололитейное искусство.

Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» -2 ч.

Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.

Русские монастыри - стражи духовности и земли Русской: Пско¬во-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спа- со-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курс¬кая Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь.

Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые муче¬ники царской семьи последнего императора Николая II.

Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» - 3 ч.

Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья - малая Церковь.

Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские.

Образец семейной святости царственных мучеников Николая II, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.

Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ» -2 ч.

Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Бо¬городицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушни- ца», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери.

Легенда о граде Китеже.

Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери.

Образы Святой Руси в русской художественной культуре.

ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РАЗДЕЛА 4 ПРОГРАММЫ

Основные пособия

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие — культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. — Изд. 6-е. — М., 2014.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие — культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. Изд. 4-е. —М., 2014.

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие — культурообразующая религия России. 4 класс. Пособие для учите¬лей. — М., 2010.

Демонстрационные, контрольно-измерительные материалы и

справочная литература

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы правос¬лавной культуры. Демонстрационный материал. Ч. 1 (1—4 классы). — Изд. 4-е. — М., 2015.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонст¬рационным материалам. (1—4 классы). — М., 2014.

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справоч¬ник. — Изд. 3-е. — М., 2014.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АВТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

в помощь учителю начальной школы

1 Бородина А В. 1025-летие Крещения Руси. Православие в России // Кораблик. — № 4(38), 2013. — С. 4-7.

2.        Бородина А. В. Вход Господень в Иерусалим // Кораблик. — № 2(36), 2013. - С. 8-9.

3.        Бородина А. В. Икона и картина//Искусство. — №5 (413), 2009. — С. 14-17.

4.        Бородина А. В. Иконостас // Искусство. — № 5 (389), 2008. — С. 10- 11.

5.        Бородина А. В. Исаакиевский собор//Искусство. — № 5 (389), 2008. — С. 18-19.

6.        Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция религиозно-познавательного историко-культурологи¬ческого образования. — Изд. 2-е, перераб. — М., 2009.

7.        Бородина А. В. История религиозной культуры: Концепция учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — № 48, 28 ноября 2002.

8.        Бородина А. В. История религиозной культуры: Методология курса // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — № 51, 19 декабря 2002.

9.        Бородина А. В. История религиозной культуры: Назначение, особенности и задачи курса // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — № 47, 21 ноября 2002.

10.        Бородина А. В. История религиозной культуры: Нормативно-правовое обоснование курса // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — № 49, 5 декабря 2002.

11.        Бородина А. В. История религиозной культуры: Преподавание курса в средней школе // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — № 50, 12 декабря 2002.

12.        Бородина А. В. История религиозной культуры: Причины введения рели¬гиоведения в содержание образования // Сто друзей (приложение к «Учи¬тельской газете»). — № 52, 26 декабря 2002.

13.        Бородина А. В. Киево-Печерская Лавра// Кораблик. — № 4(43), 2014. — С. 16-25.

14.        Бородина А В. Княжеская архитектура // Искусство. — №6 (342), 2006. — С. 5-7.

15.        Бородина А. В. Когда не видно было неба // Кораблик. — № 6(40), 2013.

—        С. 28-31.

16.        Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. Лекции по курсам: ОПК, ИРК.— Изд. 2-е, испр. — М., 2007.

17.        Бородина А. В. Пасха Господня// Кораблик. — № 3(37), 2013. — С. 8-9.

18.        Бородина А. В. Собор Василия Блаженного // Искусство. — № 5 (389), 2008.-С. 14-15.

19.        Бородина А. В. Сретение Господне// Кораблик. — № 1(35), 2013. — С. 10-11.

20.        Бородина А. В. Уроки религии — норма светского государства // Человек и закон. — № 2, 2009. — С. 76-82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Общественно-полезный труд» 1 – е класс

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Общественно-полезный труд» 1 – е  класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению для 1 класса "Нам птицы просигналили подъём!"

Эта аторская программа составлена для занятий с учащимися 1 класса. Цель программы: формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом. Деятельность программы предполагает включе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Подвижные игры» для 1-х классов

Рабочая программа по внеурорчной деятельности  для учащихся 1 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Донские узоры" для 2-3 классов

Данная программа содержит курс занятий, на которых ребята знакомятся с семикаракорской росписью, а также учатся сами расписывать посуду по семикаракорским мотивам....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" для 4 класса.

Цели программы — активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком...