"Тропинками народной культуры"
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Чернова Надежда Анатольевна

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе. Рассчитана на 1 год обучения - 34 учебных часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.d.tropinkami_narodnoy_kultury.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Грязенятская  основная школа»

Рассмотрено

Руководитель ШМО

учителей гуманитарного цикла

_________ /Н.А.Иванькова/

Протокол  №1от «29» августа 2016г

Согласовано

Зам. директора школы  по УВР

_________ /  М.В.Орлова /

«30» августа 2016г.

Утверждено приказом директора  МБОУ  «Грязенятская основная школа» ОД № 70 ОТ 01.09.2016г.

Директор школы _____ / А.П.Рысева ./

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Тропинками народной культуры»

Возраст учащихся: 8 - 9  лет

Сроки реализации Программы: 1 год

Учитель изобразительного искусства

Чернова Надежда Анатольевна

Высшая квалификационная категория

 

д.Грязенять

Год разработки Программы: 2015

Рассмотрено на заседании  

педагогического совета школы,  

пр.  №  1 от  «30»августа 2016г.

1.Пояснительная записка

  1. Направленность программы.

Программа имеет общекультурную направленность. Изобразительно- пластическая, поэтическая, музыкальная, трудовая культура русского народа рассматривается не как «музейное», а живое, творческое явление, которое развивается и включается в жизнь подрастающих поколений. Народная культура и декоративно-прикладное искусство России донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стёрты урбанизационной массовой культурой. Активное усвоение обучающимися традиций народной культуры даёт возможность восстановить в России национальные основы становления и развития личности. Программа представляет возможность каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни.

  1. Актуальность  Программы.

   В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли крупные социально-политические изменения, повлекшие за собой смену ценностных ориентиров, что было обусловлено быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни и привело к девальвации ценностей старшего поколения, деформации традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Наступил распад фундаментального ядра, вокруг которого тысячелетиями складывался русский национальный характер. По данным ООН, в 2004 году Россия была по человеческому духовно-нравственному потенциалу на 15-м месте, в 2008 году – на 54-м, в 20011 году – на 66-м, а сегодня – на 72-м месте. В посланиях Президента России Федеральному собранию РФ подчёркивалось: « Духовное единств народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность.. и общество лишь тогда способно решать масштабные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков.»

   Сегодня в Смоленской области активно реализуется Концепция развития системы духовно-нравственного воспитания личности в культурно-образовательной среде региона. Согласно Концепции источниками нравственности и человечности являются, в том числе и искусство, творчество, труд. Истинное образование определяется задачей формирования духовно-нравственной личности возросшей  в русле национальной  культуры и её плодотворных традиций. Инновации не должны быть направлены на отсечение национальных  традиций, природных корней, народного творчества.

   Известный искусствовед М.А.Некрасова говорит, что народный мастер – это особая творческая личность, духовно связанная со своим народом, с культурой и природой края; это носитель традиций коллективного опыта, носитель народного эпоса; человек трудолюбивой души. Так как любое мастерство включает в себя духовный опыт, то эти слова могут служить ориентиром в работе с учащимися по передаче им духовного наследия, без которого немыслимо уважать историю и культуру своего народа, а также себя и других.

В Концепции духовно-нравственного воспитания сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, построена данная Программа, определены её цели и задачи

  1. Новизна Программы.

   Программа построена на важнейшем свойстве народной культуры – живой, органической системности, позволяющей формировать личность с целостным мировосприятием и миропониманием. Использование в ходе реализации Программы народных песен, загадок, пословиц и поговорок, демонстрация произведений народного творчества позволяет сформировать у школьников правильное понимание смысла жизни каждой отдельной личности и целого народа, помогает восстановить преемственность в развитии духовной культуры своего государства. Занятия строятся в игровой форме. Учитель, как народный мастер «путешествует» с детьми, раскрывает секреты рождения художественных изделий, их символическое значение. Такая ситуация позволяет ребёнку погрузиться в мир труда и творчества, способствует перевоплощению и возможности смены ролей. Программой предусмотрены музейные занятия ( используется помещение и экспонаты школьного музея старины), результаты практической деятельности школьников используются для экспозиций музея. Практическая деятельность занимает 70% учебного времени.

    Каждое занятие соответствует определённому годовому циклу. Внимание детей обращается на связи человека и природы, человека и семьи, человека и истории.

1.4.Цель программы:

формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной,  приобщение детей к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Для достижения поставленной цели необходимо:

- содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения обучающихся, созданию их собственными силами нравственно-эстетически полноценной среды общения с народным искусством;

- способствовать формированию чувства национального достоинства через развитие творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны;

- развивать сознание того, что самобытная культура народа – наследие, достойное уважения и сохранения в веках.

1.5. Срок реализации Программы: 1 год

1.6. Возраст детей, участвующих в реализации Программы.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста: 9 – 10 лет.

1.7. Ценностные ориентиры: Добро, радость жизни, творчество, дом, семья, любовь.

1.8. Формы и режим занятий

Занятия проводятся по одному часу в неделю в течение года, всего 34 часа.

Основные формы : игровые уроки, экскурсии, практическая деятельность, творческие проекты, презентации.

1.9.Ожидаемые результаты.

Личностные.

Первый уровень результатов:

- приобретут знания о духовных ценностях через общение с народной культурой и традициями;

- получат представления об организации собственной частной жизни и быта.

Второй уровень результатов:

- получат опыт переживания и позитивного отношения  к  базовым ценностям общества (человек, семья, природа, труд, культура, Родина);

- обретут потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности.

Третий уровень результатов:

-  получат  первичный  опыт самостоятельного общественного действия, включая способы решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проектов в сфере художественного творчества;

- научатся презентации собственных проектов зрителям, экспертам.

Метапредметные:

- научатся адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

 - прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

2.Учебно-тематический план.

Разделы Программы, темы

Общее кол-во часов

В том числе

теории

практики

1

Введение. Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность.

2

2

-

2

Осень – припасиха

8

2

6

3

Зима - рукодельница

12

4

8

4

Весна ярмарочная

12

3

9

3.Содержание изучаемого курса

Раздел, тема

Содержание

1

Введение. Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность.

Экскурсия в школьный музей. Представление о народной эстетике, как о культурном пространстве, охватывающем многообразный круг предметов, явлений материальной и духовной жизни.

Родовая сущность народной эстетики и семейного лада, формирующая культурную память, создающая особый миропорядок.

Просмотр видеофильма.

Искусство дома русского народа. Жилище и предметы быта как отражение народного мировоззрения, организация человеческого поведения, способствующего возникновению семейного лада.

«Биография» вещей.

2

«Осень – припасиха»

Связь народной культуры с природой.

Работа с природным материалом.

 Поиск и сбор выразительного, разнообразного по форме, цвету и размеру материала.

Свойства материала.

Хранение материала. Подготовка материала к работе.

Народные поверья и приметы.

Единство моральных ценностей славян с христианскими ценностями и заповедями.

Домашние обереги.

Символика оберегов.

Народный календарь осени.

Игра «Осенний хоровод»

Примерный перечень практических работ:

Кукла-стригушка из соломы,

Соломенный конь, игрушки из сена,

Работа с тестом: лепка и украшение каравая, калача, кренделя, аппликация из природного материала, бусы с осеннего куста, оберег-плетень, коса-домовушка, семейный оберег, сувенир «Лапоть», «Домовой», «Счастливый дом», веничек-оберег, мозаика из яичной скорлупы, фигурки животных из скорлупы фисташек, аппликация из соломки и т.д.

3

«Зима – рукодельница»

«В сельской мастерской хозяина дома» (мальчики)

«В сельской мастерской хозяйки дома» (девочки)

Зима – время рукоделия и ремесла в семьях наших предков.

Мужские и женские ремёсла и обязанности в семье.

Народный календарь зимы.

Знакомство с созданием предметов крестьянского быта - предметами народного искусства, которые крестьянин обычно сам делал для нужд своей семьи: изготовление изделий из бересты, лозы, глины.

Общее представление о значении этих изделий в жизни предков.

Освоение традиционных видов плетения, приёмов лепки.

Примерный перечень практических работ:

Изготовление солонички-кубика,  корзиночки, лепка посуды из глины, роспись посуды.

Выполнение проекта по выбору.

Знакомство с созданием предметов крестьянского быта - предметами народного искусства, которые крестьянки обычно сами делали для нужд своей семьи: вышивание, шитьё из лоскутов, ткачество, тряпичная кукла, шитьё бисером.

Общее представление о значении и месте народной вышивки, значение использования различных тканей, ниток.

Символика цвета и изображения.

Освоение приёмов работы.

Чувство меры и внутренней гармонии, общего покоя и уравновешенности.

Примерный перечень практических работ:

Составление лоскутных узоров «колодец», «мельница», очёчник из лоскутков, лоскутная птичка, рыба-ёрш, шкатулка, вышитая бисером, лоскутный заяц, балалаечник, тряпичные куклы-домоделки.

4.

«Весна ярмарочная»

Народный календарь весны.

Ярмарка как народный праздник.

Беседа о художественных промыслах России.

Работа над коллективным проектом «Ярмарка»

Презентация проекта.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Материалы

Дата

план

факт

1

Экскурсия в школьный музей

02.09

2

Просмотр и обсуждение видеофильма «Русская изба»

09.09

3

Природа-художница. Возможности природных материалов.

Аппликация из листьев.

Демонстрационные материалы для учителя. Засушенные листья, клей ПВА, цветной картон,ножницы

16.09

4

Систематизация и хранение материалов. Экскурсия в природу. Сбор материалов.

23.09

5

Соломенная игрушка.

Кукла-стригушка.

Солома, нитки, клей ПВА

30.09

6

Домашние обереги.

Коса-домовушка.

Трава, нитки, мешковина, семена и плоды растений, засушенные цветы, клей ПВА

07.10

7

Поверья предков.

Сувенир «Батюшка домовой».

Выбор материалов и подготовка основы.

Ткань, мешковина,

Клей ПВА, ножницы, нитки

14.10

8

Сувенир «Батюшка домовой»

Декоративная отделка изделия.

Природные материалы: трава, шишки и т.п.

21.10

9

Хлебушко – калачу дедушка.

Лепка по мотивам традиционного печева.

Солёное тесто

28.10

10

Возможности «выеденного яйца».

Мозаика из яичной скорлупы

Подготовленные листы из скорлупы, рисунки для перевода, канцелярские ножи, клей ПВА

11.11

11

Хозяин и хозяйка дома.

Беседа о традиционных ремёслах.

18.11

12

Плетение.

Кубик -солоничка

По возможности береста или бумага, основа-кубик

25.11

13

Плетение из лозы.

Плетень.

Лоза

02.12

14

Плетение из камыша.

Корзиночка.

Камыш, основа для плетения

15

Узоры лоскутного шитья.

Птичка.

Лоскутки цветной ткани, нитки, иглы, бусы, блёстки, пуговицы, бисер

09.12

16

Куклы-домоделки.

Кукла-завёртыш.

Ткань, цветные нитки, ножницы.

16.12

17

Куклы-мамки.

Работа в группах

Ткань, цветные нитки, ножницы.

23.12

18

Куклы-зернушки.

Ткань, цветные нитки, ножницы. Ткань, цветные нитки, ножницы, зерно любое.

3012

19

Оформление выставки кукол в школьном музее.

13.01

20

Работа над творческим проектом.

Выбор темы и составление плана работы.

Материалы по выбору.

20.01

21

Работа над проектом по плану.

27.01

22

Работа над проектом по плану. Презентация проекта.

03.02

23

Весна-красна. Весенние календарные праздники.

Пословицы, поговорки, заклички

10.02

24

Встречаем весну с птицами.

Лепка жаворонков.

Солёное тесто

17.02

25

Мамин праздник.

Подарок для мамы.

В зависимости от выбора

03.03

26

Ярмарка звонкая, шумная, нарядная.

10.03

27

Игра «Художественные промыслы России»

Компьютер, проектор, презентация

17.03

28

Проект «Сам себе мастер»

В зависимости от выбора

07.04

29

Работа по плану

14.04

30

Работа по плану

21.04

31

Работа по плану

28.04

32

Работа по плану

05.05

33

Защита проекта.

12.05

34

Оформление итоговой выставки.

19.05

Ролевая игра «Экскурсия»

26.05

Список используемой литературы

           1.Артамонова Е.Симпатичные самоделки Москва ЭКСМО 2006 год

          2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В.Программы внеурочной деятельности Москва,

 

                                                                 Просвещение 2011 год

           3.Дайн Г. и М. Русская тряпичная кукла « Культура и традиции» 2007 год

   4.Иванова    Ю. Игра в лоскуты Веры Щербаковой  «Культура и традиции»  2007 год

          5. Шептуля А.Домашние обереги своими руками Москва, ЭКСМО 2006 год

           6.Шпикалова Т.Я.Художественный труд  Методическое пособиеМосква,

                                                       

                                                                                               Просвещение 2005 год

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Воспитание младших школьников средствами народной культуры

Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, он...

Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной  культуре.Задачи исследования:Познакомит...

Урок литературного чтения в 3 классе "Тропинками народной мудрости. Жанровые особенности произведения о природе Н. Сладкова "Почему ноябрь пегий"

Урок литературного чтения в 3 классе по произведениям Н.Сладкова. В процессе урока учащимся предлагается работа не только  по учебным книгам, но и работа в группе на ПК - сборка пазлов ...

Развитие языковой культуры с использованием элементов народной культуры и краеведческого материала

Слово- истина, нерукотворное хранилище исторической памяти. Слово связывает  все поколения.  Еще в первой половине 21 века В. Гумбольдт высказал  мысль, что «язык –  живая деятельн...

Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"

Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....

Программа интегрированного курса обучения по народной культуре "Народный календарь - месяцеслов"

Программа расчитана на изучение истории наших предков, их обычаев и традиций....