Внеклассное мероприятие по окружающему миру 2 класс Тема «Золотая осень»
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Горбунова Людмила Николаевна

Внекласное мероприятие по окружающему миру во 2 классе в рамках изучения темы "Явления природы". Мероприятие насыщено разнообразными видами деятельности. Дети рассказывают стихи об осени, поют частушки, показывают сценку, отгадывают загадки, отвечают на вопросы. Все задания способствуют развитию творческих способностей учащихся, развивают память, смекалку, воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа № 41»

Внеклассное мероприятие

по окружающему миру

в рамках изучения темы

«Явления природы»

2 класс

«Золотая осень»

Подготовила мероприятие:

учитель начальных классов

Горбунова Людмила Николаевна

МОУ «Средняя школа № 41»

г. Саранск

Сценарий внеклассного мероприятия

«Золотая осень»

Цель мероприятия:

• обогащение знаний учащихся о приметах осени.

Задачи мероприятия:
образовательные:
расширять представление детей об окружающем мире;

• пополнять знания учащихся о приметах осени; 
• обогащать духовный мир детей через чтение стихов о природе;
развивающие:

• развивать у детей познавательный интерес к природе своей Родины;

• развивать творческие способности, навыки устной речи и выразительного чтения;
развивать интерес, познавательную активность, выдержку, целеустремленность, кругозор;
• создавать условия для активного и творческого развития личности и стимулировать интерес учащихся к изучению окружающего мира;
воспитательные:
• воспитывать чувство любви к природе;
• воспитывать мотивированное стремление беречь и охранять природу родного края;

• воспитывать ответственность за порученное дело, самостоятельность, чувство сопереживания.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, ИЗО, музыка.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Дидактический материал: карточки.

2. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Ход мероприятия:

I. Самоопределение деятельности (организационный момент)

1. Вступительное слово учителя

- Ребята, сегодня мы проведём интересное мероприятие, на котором присутствуют гости. Чтобы занятие прошло успешно, давайте настроимся на хорошую работу и пожелаем друг другу удачи.

(Хлопки в ладони друг друга с соседом по парте)

2. Психологический настрой

  • Добрый день!- тебе сказали.
  • Добрый день!- ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1. Отгадывание загадки

- Ребята, отгадайте загадку, о каком месяце я говорю?

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем.
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)

2. Выступление ученика. Стихотворение «Сентябрь» (И. Токмакова)

Кончается лето, кончается лето,

И солнце не светит, а прячется где-то.

И дождь-первоклассник, робея немножко,

В косую линейку линует окошко.

III. Актуализация опорных знаний

1. Беседа по вопросам

- Сентябрь - первый месяц осени. Это время, когда природа одевается в новые красочные одежки, на ветках деревьев начинают желтеть листочки, земля покрывается опавшей листвой.

- Какие грибы можно собрать в сентябре? (Опята)

- Какие цветы распускаются в сентябре на клумбах? (Астры, георгины, гладиолусы)

- Какие овощи собирают в сентябре? (Капусту, морковь, редьку, репу)

- В древней Руси сентябрь носил названия «листопадник», «румянец осени», «ревун» (из-за рева лосей), «златоцвет». На Украине и в Белоруссии сентябрь называют «вересень».

2. Определение темы мероприятия

- Ребята, прослушайте стихотворение и ответьте, о каком времени года идёт речь?

Выступление ученика. Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…» (С. Есенин)

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

- Угадали, о каком времени года идёт речь? (Об осени)

3. Целевая установка

- На классных часах, уроках и внеклассных мероприятиях мы много говорили о природе.

Хотели бы вы узнать, какие существуют приметы об осени?

Сегодня мы узнаем много нового и интересного. Будем петь частушки, рассказывать стихи, поиграем, проведём интересную викторину, покажем сценку.

IV. Подведение итогов самостоятельной работы учащихся

1. Просмотр и анализ работ учащихся

- Ребята, перед мероприятием вы выполняли задание дома. Вы делали поделки из природного материала. Давайте рассмотрим ваши работы.

(Просматриваем и анализируем работы детей, выполненные дома)

2. Выступление ученика. Стихотворение «Опустел наш сад…»

Опустел наш сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ

Что за праздник к нам пришёл?

V. Торжественная часть мероприятия

1. Выступление ученика. Стихотворение «Здравствуй, осень!»

Журавли на юг летят.

Здравствуй, здравствуй, Осень!

Приходи на праздник к нам,  

Очень-очень просим:

Дети: - Осень, Осень! В гости просим!  

2. Выступление Осени

Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Не виделись мы целый год.

За летом следом мой черёд.

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд  лесной,

Осенние сады и парки?

Дети: - Да, хороши твои  подарки!

3. Выступление детей. Стихотворение «Осень»

Ученик 1. - Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград –

Все поспело для ребят.

Ученик 2. - Журавли на юг летят,

Здравствуй, здравствуй, осень!

Приходи на праздник к нам,

Очень, очень просим.

Ученик 3. - Здесь мы праздник радостный

Весело встречаем,

Приходи, мы ждем тебя,

Осень золотая.

4. Исполнение частушек (исполняют девочки)

1. Ой, подружка дорогая,
Вот и осень к нам пришла!
Задождила, закрутила,
В школу всех нас позвала.
2. Ой, подружка дорогая,
Всё короче нынче день.
Солнце в тучах нам не видно,
И уроки делать лень.
3. Ой, подружка дорогая,
Но не стоит унывать.
Вон капуста уродилась:
И вдвоём – то не поднять!
4. Ой, подружка дорогая,
Да, с тобой согласна я:
Но ведь птицы улетают 
Скоро в тёплые края!
5. Ой, подружка дорогая,
А в саду, ты посмотри:
Сливы, яблоки и груши
Не собрать нам до зари!
6. Ой, подружка дорогая,
Посмотри ты на леса:
Где же летнее убранство?
Где ж зелёная листва?
7. Ой, подружка дорогая,
Посмотри ты на леса:
Там хозяйничает осень,
Там осенняя краса!

5. Выступление Осени

Как люблю я платье шить, хлопотать по дому.
Люблю в поле ворошить жёлтую солому. 
Люблю в поле погрустить и поплакать вволю,
На закате побродить по пустому полю.
Люблю песни распевать, сердцу потакая,
И не надо мне мешать, раз уж я такая!
Всё мне, Осени, под стать, и как натружусь я,
В белоснежную кровать сразу заберусь я.

6. Рассказ учителя

- Раннюю осень называют «золотой». Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета». На деревьях появились желтые, лиловые и багряные листья. Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди.

В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. Многие деревья теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются. Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы. По ночам бывают заморозки.

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.

7. Выступление ученика. Стихотворение «Ласточки пропали» (А. Фет)

Ласточки пропали, а вчера зарёй

Всё грачи летали да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится, на дворе темно.

Лист сухой валится, ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад!

Словно как с испугу раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь – поневоле, тяжело - хоть плачь!

Смотришь - через поле перекати-поле

Прыгает как мяч.

8. Сценка по стихотворению «Овощи»

Действующие лица: Автор, Осень, Горошек, Свёкла, Капуста, Морковь, Помидор, Лук, Картошка.

Осень: - Собирают осенью урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

И мы тебя встречаем богатым урожаем.

Урожай у нас хорош, уродился густо:

И морковка, и картошка, белая капуста.

Баклажаны синие, красный помидор

Затевают длинный и серьёзный спор.

Кто из них, из овощей и вкуснее и нужней?

Кто при всех болезнях будет всех полезней?

Выскочил горошек - ну и хвастунишка!

Горошек: - Я такой хорошенький

Зелёненький мальчишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

Автор: - От обиды покраснев

Свёкла проворчала:

Свёкла: - Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Свёклу надо для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай –

Лучше свёклы нету!

Капуста: - Ты уж, свёкла, помолчи!

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Зайчики – плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

Морковь: - Про меня рассказ не длинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку –

Будешь ты всегда дружок

Крепким, сильным, ловким.

Автор: - Тут надулся помидор

И промолвил строго:

Помидор: - Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Автор: - Витаминов много в нём,

Мы его охотно пьём.

Лук: - Я - приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я ваш друг,

Я простой зелёный лук!

Картошка: - Я, картошка, так скромна –

Слова не сказала.

Но картошка так нужна

И большим и малым!

Осень: - В каждом польза есть и вкус

И решать  я не берусь!

Кто из вас вкуснее!

Автор: - Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключения,

В этом нет сомнения.

9. Выступление ученика. Стихотворение «В лесу»

Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.

10. Выступление Осени «Русские народные приметы об осени»

- Ребята, вы знаете много пословиц о временах года. А я хочу познакомить вас ещё с приметами.

Теплая осень - к долгой зиме. 

Гром в сентябре - к теплой осени.

Большой урожай рябины - к большим морозам. 

Много желудей на дубе - к лютой зиме.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая. 

Много шишек на соснах и елях - к холодной зиме.

Дождливые дни в сентябре – весь январь в серебре.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы. 

11. Исполнение частушек «Грибные частушки» (исполняют мальчики)

1. Начинаем мы запевку
Первую, начальную
Мы хотим развеселить
Публику печальную.

2. Осень - чудная пора, 
Любит осень детвора! 
В лес с корзинками мы ходим, 
Много там грибов находим! Ух! 

3. Вот растёт гриб-боровик,
И красив он, и велик.
В толстой шапке набекрень
Ножка крепкая, как пень.

4. Шоколадная папаха
Белый шёлковый мундир.
Посмотрев, опёнок ахнул:
Настоящий командир.

5. Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
Возраст мой — всего два дня.

6. Спрятались под елками
Рыжики с иголками.
Не малы, не велики
И лежат, как пятаки.

7. А во мху, как на подушке,
Чьё-то беленькое ушко.
Это груздь нас просит взять,
А за ним ещё штук пять.

8. Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать,
И его придётся взять.

9. Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной,
Обойдём их стороной.

10. Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Смотрит, улыбается,
Хочет всем понравиться.

11. Мы частушки вам пропели, 
Вы скажите от души, 
Хороши частушки наши, 
И мы тоже хороши! Ух! 

12. Выступление детей. Стихотворение  «Осень» (Е. Трутнева)
Ученик 1. - Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Ученик 2. - Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Ученик 3. - Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Ученик 4. - Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.

13. Выступление ученика. Стихотворение  «С летом год решил проститься» (В. Марахин)

С летом год решил проститься,
Помутнела вдруг река,
Дружной стаей стали птицы
Собираться в отпуска.
И чтоб стало всё как в сказке,
Красоту земле даря,
Год разлил на осень краски
Из коробок сентября!

14. Выступление ученика. Стихотворение «Осень в парке» (И. Винокуров)

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый - осинке,
Бусы красные - рябинке,
Зонтик жёлтый - тополям,
Фрукты осень дарит нам.

VI. Развлекательная часть мероприятия

1. Задание «Отгадай осенний месяц»

1) Уходит лето со двора,
Снова в школу, детвора,
К атласам и букварям.
Что за месяц в гости к нам?
(Сентябрь)
2)
 Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
3)
 Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(Ноябрь) razumniki.ru

2. Задание «Отгадай пословицу»

- Соотнеси запись первого столбика со вторым.

Лето со снопами -

да сыт.

Холоден сентябрь,

осень с пирогами.

Весной дождь растит,

с осенью борется.

В ноябре зима

а осенью - гноит.

3. Задание «Закончи предложение об осени»
- На смену лету пришла ...
осень.
- Солнышко все реже выглядывает ...
из-за туч.
- Деревья надели ...
разноцветный наряд.
- Птицы собираются в стаи и …
 улетают в теплые края.
- Зверям делают ...
запасы на зиму.
4. Задание «Угадай-ка»

- Осенью оно часто от нас прячется. А как только покажется из-за тучек, как мы рады! (Солнце)

- С приходом осени их так много в лесу! Это лакомство для зверей и людей. (Грибы)

- Эта птица обитает по берегам водоёмов, но не плавает. Имеет серо-белый окрас крыльев. Улетает на зиму в тёплые страны. (Журавль)

- Меняет цвет шубки, ничего не запасает на зиму, всех и всего боится. (Заяц)

- Шустрая, ловко прыгает по деревьям, готовит на зиму грибы, орехи. (Белка)

- Ложится в спячку на зиму (Медведь)

VII. Заключительная часть мероприятия

1. Выступление Осени

- Хорошо мне у вас. Но пришла пора расставаться. Ждут меня дела. Спасибо вам, мои друзья,
Еще побуду с вами я и дам такой наказ:

Быть хорошим без прикрас - это раз,

Попусту не трать слова – это два,

Кто слабее помоги - это три,

Помогай прибрать в квартире, вот тебе, мой друг, четыре,

Больше умных книг читать – это пять,

Дружбу принимай за честь – это шесть,

Будь внимательным ко всем – это семь,

А еще мы вас попросим, весело встречайте осень - это восемь,

Девять – петь и танцевать,

Десять - жить, не унывать!

2. Выступление ученика. Стихотворение «Обращение к Осени»
Осень, осень золотая!
Каждый год мы ждём тебя.
Приходи к нам с урожаем!
Мы зовём тебя, любя.

3. Заключительное слово учителя

- Сколько всего хорошего принесла нам осень! И грибы, и овощи. И листопад, и дождик. И солнышко, и первый снежок. Осень - прекрасная пора. Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние - более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу. Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.

4. Выступление детей. Стихотворение «Уходит тихо лето …»

Ученик 1. - Уходит тихо лето, одетое в листву,
И остается где-то - во сне иль наяву?

И ручеёк стеклянный, и тёплая земля,
И над лесной поляной  жужжание шмеля.

Ученик 2. - Приходит тихо осень, одетая в туман,
Она дожди приносит из зарубежных стран.

И листьев жёлтый ворох, и аромат лесной.
Осенний бал весёлый  несёт она с собой.

XII. Итог мероприятия

1. Беседа по вопросам

- Какие осенние месяцы ты знаешь? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Что делают лесные звери, готовясь к зиме? (Заготавливают корм, меняют шубки)

- Какие деревья сбрасывают листву? (Лиственные)

- Какие птицы улетают в тёплые края? (Ласточки, стрижи, журавли, жаворонки, грачи)

- Назовите народные приметы об осени.

2. Слово учителя

- Осенью не все птицы улетают от нас на юг. Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.

3. Выступление детей. Стихотворение «Осень»

Ученик 1. - Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Ученик 2. - Это первая примета, 
Что от нас уходит лето.
А вторая - куст малины
В нитях белой паутины.
Ученик 3. - Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река -
Ученик 4. - Третья верная примета: 
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
Ученик 5. - А потом уж, жди не жди, 
Моросящие дожди
Пеленой затянут  просинь -
Значит, наступила осень.

XII. Список литературы и Интернет-ресурсов

1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса. - М.: Просвещение, 2016.

2. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2016.

3. nsportal.ru

4. zagadka.yaxy.ru

5. mamamozhetvse.ru

6. deti-online.com

7. razvitierebenka.com

8. ucthat-v-skole.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему "Красная книга России"

этот урок может использоваться как во внеклассной работе по окружающему миру, так и на уроке...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: "Земля-наш общий дом"

Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: "Земля - наш общий дом"...

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему: "Времена года. Осень".

Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: "Времена года. Осень".Внеклассное мероприятие во 2 классе.Праздник  « Осенины».Цели: 1) сформировать представление о времени года; о...

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему «Весна! Весна! И все ей рады…» (предметная декада начальных классов)

создать условия для знакомства со старинными обычаями проводов зимы и встречи весны, для расширения и углубления знаний и представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны; способст...

Презентация к внеклассному мероприятию по окружающему миру на тему "Здоровье и труд - рядом идут"

Тема ЗОЖ в начальной школе имеет особо важное значение, так как именно в этом возрастном периоде закладываются базовые компоненты всей дальнейшей жизни....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему "Россия - Родина моя", 4 класс

Сценарий внеклассного мероприятия по окружающему миру "Россия - Родина моя", 4 класс...