ФГОС общего образования духовно- нравственного воспитания.
презентация к уроку на тему

Сухих Елена Юрьевна

Главная цель воспитания

«…обретение моральных качеств и воспитание гражданских чувств, привычки к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам»                                                                                               М. Монтень

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon fgos-_vospitanie_v_shkole.ppt389.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «НОШ №5» Разработчик: Сухих Елена Юрьевна учитель МБОУ «НОШ 5» ФГОС общего образования: духовно-нравственное воспитание

Слайд 2

Основные понятия «Воспитание (взъпитание) – возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное» В.И.Даль Воспитание как социокультурный феномен – процесс трансляции культуры, передачи опыта от поколения к поколению Воспитание как педагогический процесс – создание условий для духовно-нравственного становления личности, ее гармоничного развития

Слайд 3

Основные понятия Главная цель воспитания «…обретение моральных качеств и воспитание гражданских чувств, привычки к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам» М. Монтень «… всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека» И. Гербарт «… познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание)» Я.А. Коменский «…воспитание активного, инициативного самостоятельного гражданина, полноценного культурного человека, семьянина и мастера в своем деле, способного к постоянному самосовершенствованию» Г.К.Селевко

Слайд 4

Основные понятия ФЗ «Об образовании в РФ». Статья 2. образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Слайд 5

Основные понятия ФЗ «Об образовании в РФ». Статья 2. воспитание- деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

Слайд 6

Нормативная правовая основа воспитания (2012-2013 гг.) Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ФЗ «Об образовании в РФ» ФГОС общего образования

Слайд 7

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования; представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; определяет характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Слайд 8

ФГОС НОО Стандарт направлен на обеспечение : равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России…

Слайд 9

«Портрет» выпускника НОО любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни…

Слайд 10

Основная образовательная программа НОО разработана в соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие , на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся

Слайд 11

Требования к структуре ООП НОО Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: Должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности , в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование у обучающегося активной деятельностной позиции…

Слайд 12

Требования к структуре ООП НОО (продолжение) Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания - формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры…

Слайд 13

ФГОС ООО Стандарт направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся; единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; доступности получения качественного основного общего образования; преемственности… духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; … условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности

Слайд 14

Личностные результаты освоения ООП ООО воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Слайд 15

Личностные результаты освоения ООП ООО (продолжение) 4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Слайд 16

Личностные результаты освоения ООП ООО (продолжение) 7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9. формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10.осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера…

Слайд 17

Личностные результаты освоения ООП ООО (продолжение) 7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9. формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10.осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера…

Слайд 18

Система оценки достижения планируемых результатов ООП ООО Система оценки освоения основной образовательной программы основного общего образования должна : ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования…

Слайд 19

ФГОС СОО Стандарт направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся; … овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России; реализации бесплатного образования на ступени среднего (полного) общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, …, а также внеурочную деятельность; воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу; создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся; государственных гарантий по… финансированию основной образовательной программы, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность…

Слайд 20

Программы воспитания и социализации обучающихся создаются для каждой ступени общего образования; определяют цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания, основные направления, принципы, особенности содержания, виды, формы, условия деятельности, планируемые результаты…

Слайд 21

Разделы программы (на примере НОО) Раздел 1. Определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества . Раздел 2. Определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Раздел 3. Ф ормулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни. Раздел 4. Раскрывается основное содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе.

Слайд 22

Разделы программы (продолжение) Раздел 5. Приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания. Раздел 6. О пределены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Раздел 7. Р аскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся. Раздел 8. Определены планируемые воспитательные результаты по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Слайд 23

Разработка программы воспитания и социализации ОУ В программе конкретного образовательного учреждения: Анализ воспитательной ситуации, особенностей ОУ, контингента детей, семей. Цели и задачи (ценности и идеи программы). Содержание (тематические блоки). Модель и механизмы реализации программы. Предполагаемый результат. Ступени коллективного и личностного роста участников программы. Выбор основных направлений деятельности: Вариант 1. Выбрать системообразующее направление деятельности. Вариант 2. Поэтапно и последовательно реализовать все направления деятельности

Слайд 24

Модели реализации программы Программа в форме длительной игры (сюжетно-ролевая, игра-путешествие и др.). Программа как калейдоскоп индивидуальных и коллективных проектов. Программа воспитания на основе программы деятельности детской общественной организации, органов ученического самоуправления.

Слайд 25

Воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции Общая цель данного направления деятельности: создание условий для ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому, гражданской ответственности, уважения к государственной символике, родному языку, прогрессивным народным традициям, истории, культуре, природе своей страны, готовности к самостоятельному выбору в пользу демократических ценностей и исполнению гражданского долга, самосознания гражданина Российской Федерации; в создании условий для формирования уважительного отношения к закону, Конституции, демократических ценностных установок; развития представлений о правах и обязанностях граждан России и инфраструктуре правовой сферы жизнедеятельности общества

Слайд 26

Нравственно-этическое воспитание, развитие у школьников представлений о нравственности и этических нормах Общая цель данного направления деятельности: создание условий для освоения учащимися гуманистических ценностей отечественной и мировой культуры, подготовки детей к самостоятельному выбору в пользу нравственного образа жизни, формирования у них представлений о нравственной сфере жизни общества, этических нормах; стремления к совершенствованию личностных качеств и воплощению духовно-нравственных идеалов в жизненной практике

Слайд 27

Воспитание трудолюбия, уважения к труду и интереса к профессиям Общая цель данного направления деятельности: создание условий для интеграции экономического образования с практической подготовкой учащихся к труду, осознания детьми общественно и личностно значимых целей труда, формирования потребности в труде для целей успешной социализации и самоопределения. Поддержка детей в процессе жизненного, профессионального самоопределения, экономическое и трудовое воспитание как система социально-педагогических мер нацелены на успешную социализацию и интеграцию детей в активную жизнь, в современную систему социально-экономи­ческих отношений, на осознание ими общественной и личной значимости труда, перспектив своего личного участия в нем, трудолюбия, трудовых умений и навыков

Слайд 28

Воспитание ценностного отношения к учебе и познавательных интересов Общая цель данного направления деятельности: создание условий для мотивации детей к познавательной деятельности, развития интереса к учению, познавательной активности, интеллектуального потенциала личности, формирования у детей ценностного отношения к интеллектуальной деятельности, образованию, достижениям науки и культуры; содействие повышению их общей культуры, эрудиции, любознательности, расширению познавательных интересов, потребности в интеллектуальном развитии и продуктивной реализации своих знаний в социальной практике

Слайд 29

Формирование основ здорового образа жизни и физической культуры Общая цель данного направления деятельности: создание условий для формирования у школьников ценностного отношения к здоровью; системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющей сознательно вести здоровый образ жизни; условий для активизации субъектной позиции ребенка в реализации норм здорового образа жизни, формирование культуры здоровья, готовности поддерживать здоровье в оптимальном состоянии, умения выработать индивидуальную программу охраны здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом

Слайд 30

Развитие экологической культуры личности Общая цель данного направления деятельности: создание условий для формирования у школьников экологической культуры - ценностного отношения к природе, людям, собственному здоровью, готовность к экологически адекватному взаимодействию с окружающим миром; экологических знаний, бережного, нравственного и эстетического отношения к природе, практических навыков экологической деятельности, опыта соблюдения норм экологической этики; выработку экологически целесообразной жизненной позиции, усвоение ценностей добра, созидания, гармонии с окружающим миром

Слайд 31

Эстетическое воспитание, приобщение детей к художественному творчеству Общая цель данного направления деятельности: создание условий для формирования у школьников эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, представление об эстетических и художест­венных ценностях отечественной и мировой культуры; потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности

Слайд 32

Оценка результатов «Личность – НЕ предмет стандартизации. Портрет выпускника – НЕ модель для оценки…» И.В. Вагнер, д.п.н., профессор РАО Необходимо и достаточно для оценки результативности реализации воспитательного компонента ФГОС в общеобразовательном учреждении ограничиться оценкой услови й , созданных в соответствии с требованиями ФГОС для воспитания, социализации и духовно-нравственного развития личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в системе интеграции общего и дополнительного образования"

Данная статья рассказывает о духовно- нравственном воспитании обучающихся в системе музыкальной школы и общеобразовательной.Содержит описание проведения предметной  недели музыки....

Духовно- нравственное воспитание обучающихся на ступени начального общего образования на уроках гуманитарного цикла.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм».( А. С. Макаренко)...

Духовно-нравственное воспитание и развитие на ступени начального общего образования

В статье кратко изложен опыт работы классного руководителя в направлении духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников в урочное и внеурочное время....

"Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...

Программа развития духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с тр...

Обобщение опыта воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению на ступени начального общего образования

Обобщение опыта воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению на ступени начального общего образования Ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/M9iG/hYHGM8JUD...

«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...