Внеклассные мероприятия
методическая разработка на тему
Сценарии школьных праздников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9 мая | 31.93 КБ |
Новогодний праздник | 30.82 КБ |
Перед рождством | 17.75 КБ |
Осенний спектакль | 171.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарии праздника «День Победы»
для учащихся начальной школы.
Цель – воспитывать патриотизм, уважение к людям, защищавшим Родину.
Этот праздник - один из самых торжественных. Дети должны понимать и помнить, какой нелёгкой ценой была завоёвана победа. Созданию нужного эмоционального настроя содействует музыкальное сопровождение. В оформлении зала могут быть использованы экспонаты школьного музея, сочинения учащихся о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, плакаты времён войны.
Звучит мелодия довоенного танго «В парке Чаир». К. Листов, П. Арский музыка 1 Слайд 1
Звучит радостная весёлая мелодия. Дети играют, читают книги, скачут, играют с игрушками, шепчутся (5-6 человек). Все остальные стоят около стульев. Неожиданно прерывает звук воздушной тревоги и разрывы падающих бомб. Танцующие замирают. Гаснет свет.
Слайды об объявлении войны. Слайды 2, музыка 2
Мальчик ведущий:
«Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены каземата. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом.
- Война! – крикнул кто-то.
- Война это, товарищи, война!»
Слайд 3 музыка 3
Дети становятся полукругом, некоторые в пилотках, медсестра, письма держат за спиной.
Ведущий. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.
Слайд 4-7 Песня «Вставай, страна огромная» музыка 3
Чтец мальчик: Слайд 8
У эшелона обнимемся,
Искренняя и родная,
Солнечные глаза твои
Вдруг затуманит грусть
До ноготков любимые,
Чтец девушка:
Это будет, я знаю
Не скоро, быть может.
Ты войдешь бородатый, сутулый, иной,
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опаленные временем и войной.
Я рванусь, подбегу
И, наверно, заплачу.
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель.
Ты поднимешь мне голову,
Скажешь: «Здравствуй»,
Непривычной рукой по щеке проведешь.
Я ослепну от слез, от ресниц и от счастья.
Это будет не скоро,
Но ты — придешь!
(Мальчики уходят. Девочки остаются одни.)
Слайд 9
Девочка ведущая:
Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры.
Девочка :
На пороге едва замаячили
и ушли за солдатом солдат...
Все девочки:
До свидания, мальчики, мальчики!
Постарайтесь вернуться назад!
Девочка ведущая:
...И Кама, и Волга на битву сынов провожали,
И матери долго цветными платками махали.
Прощались невесты — косички девчоночьи мяли,
Впервые по-женски любимых своих целовали.
Гремели колеса, литые колеса гремели,
И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели
Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу...
И рвали те песни комбата отцовскую
Душу...
М. Гриезане. «Обелиски».
Слайд 10, музыка 5
Вокальная группа исполняет 1-й куплет песни Э. Галицкого, Г. Максимова «Синий платочек».
Слайд 11
Чтец:
Везет на фронт мальчика
Товарищ военный врач…
“Мама моя, мамочка,
Не гладь меня и не плачь!
На мне военная форма,
Не гладь меня при других!”
На мне военная форма,
На мне твои сапоги.
Не плачь!
Мне уже двенадцать,
Я взрослый почти…
Двоятся, двоятся, двоятся
Рельсовые пути.,.
В кармане моем документы,
Печать войсковая строга.
В кармане моем документы,
По которым я — сын полка.
Прославленного, гвардейского,
Проверенного в огне..;
Я еду на фронт, я надеюсь,
Что браунинг выдадут мне.
Что я в атаке не струшу,
Что время мое пришло...
Завидев меня, старухи
Охают тяжело:
“Сыночек, солдатик маленький...
Вот ведь настали дни... “
Мама моя, мамочка!
Скорей им все объясни!
Скажи, чего это ради
Они надо мной ревут?
Зачем они меня гладят?
Зачем сыночком зовут?
И что-то шепчут невнятно,
И теплый суют калач..,
Россия моя, не надо!
Не гладь меня! И не плачь!
Не гладь меня!
Я просто будущий сын полка,
И никакого геройства
Я не свершил пока!” (Р. Рождественский. «В сорок третьем»)
Выходят ведущие. Слайд 12
Мальчик ведущий:
22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты? Она вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.
Девочка ведущая: Слайд 13
Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна.
Мальчик ведущий: (читает стихотворение А. Твардовского «Война — жесточе нету слова...»).
Война — жесточе нету слова,
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Слайд 14
Ведущий мальчик:
Весь народ поднялся на защиту Отчизны! Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив Время на «довоенное» и «военное», разделив всех нас на «фронт» и «тыл».
Слайд 15,16
Ведущая:
Тыл — это женщины, старики, дети. Тыл жил по закону: «Все для фронта, все для Победы!», самоотверженно переносил все невзгоды, терпел, любил, верил, ждал!
Слайд 17
Ведущий:
Она поседела в разлуке
За годы великой войны.
Ее терпеливые руки Огнем
и трудом крещены.
В те годы пришлось ей несладко:
Ушла вся семья воевать,
А дома она —
И солдатка,
И также солдатская мать.
Но победы она выносила,
Не хмуря высоких бровей,
Пахала она и косила
За мужа,
За старшего сына,
За младших своих сыновей.
И верил я снова и снова,
Что в каждом конверте найду
Ее материнское слово,
Ее сокровенное:
«Жду!»
Я знал в эти годы крутые,
Что каждую строчку письма
С ней вместе писала Россия,
Россия, Россия сама!
Ведущий:
На фронте солдаты сражались за каждую пядь родной земли, за отчий дом, за своих родных и близких!
А между фронтом и тылом ходила полевая почта, треугольниками писем, словно гонкими нитями соединяя то, что разорвала безжалостная война.
Слайд 18
Ведущая:
Фронтовое письмо, не молчи, расскажи
О жестокой войне и о времени том,
Как сражался солдат, как в окопах он жил,
Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.
Ведущий:
Теплее на фронте
От ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь,
И родину слышишь
Как голос за тонкой стеной.
Ведущий. Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой.
Дети зачитывают строки из семейных фронтовых писем.
Слайд 19,20
Ведущий. На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.
Медсестра (девочка в косынке с красным крестом, с сумкой)
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколками снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
«Давай поддержу,
Рану твою я перевяжу!»-
Все позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Много сестричка от смерти спасла.
Ведущий. Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит- 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч ежедневно. Это значит – каждый четвертый житель страны погиб.
Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.
Слайд 21-27 музыка 6
Минута молчания.
Слайд 28 музыка 7
Исполняется песня «Темная ночь». На фоне этой песни инсценировка в танце.
Ведущий:
И всегда наши люди проявляли милосердие и человечность даже к немецким детям!
Слайд 29
Чтец:
Это было в мае на рассвете.
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг,
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг...
Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял...
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской,
Люди, победившие в войну!
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасённой на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он — солдат родной державы —
Охраняет мир на всей земле!
( рисунок 16)
Слайд 30 музыка 8
Звучит песня «Алёша» (слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского).
Ведущий :
Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу больную войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страдания пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами
Такими же, полными слез.
Слайд 31
Ведущий:
У Кремлевской стены, у могилы Неизвестного солдата всегда горит Вечный огонь. Там написаны слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой не забыт».
Слайд 32 музыка 9
Исполняется песня «Поклонитесь, внуки, деду…»
1
Поклонитесь, внуки, деду!
Он сражался за победу!
Он прошел огонь и дым,
И остался молодым.
Шел, врагов с пути сметая,
Шел он, устали не зная.
Отчий дом закрыв собой,
Первым принял первый бой.
Припев:
Деды, наши деды,
Вам спасибо за победу!
Вы спасли Отчизну нам,
Наши деды, слава вам!
Наши деды, слава вам!
2
Поклонитесь, внуки, деду!
Он ковал стране победу!
Сеял он и сталь варил,
Изо всех трудился сил.
Чтобы вдоволь было хлеба,
Чтобы ясным было небо,
Бил фашистов день и ночь,
И враги бежали прочь!
Припев.
3
Поклонитесь, внуки, деду!
Он сражался за победу!
Он прошел огонь и дым,
И остался молодым.
Шел сквозь бури и метели,
Шел сквозь пули и шрапнели,
Чтобы люди всей Земли
В дружбе вечно жить могли.
Припев.
Ведущий:
Победа! Как она досталась?
Каким путем вы к ней пришли?
И раны были, и усталость,
И шрамы на груди земли.
Броня во вмятинах глубоких,
И дали пройденных дорог,
И ордена на гимнастерках,
Где пот нещадно ткань прожег.
Могилы братские, в которых
Друзья погибшие лежат.
(И. Дашков «Победа»)
Слайд 33-видео «Парад Победы» музыка 10
Чтец-1.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май.
Чтец-2.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.
Чтец-1.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли.
Слайд 34 музыка 11
Исполняется песня «Майский вальс», муз. И. Лученка, стихи М. Ясеня. Хореографическая группа танцует вальс. Мальчики в военной форме.
1 чтец ( из группы танцующих)
Отгремела война,
залечила земля свои раны,
Лишь окопов следы кое-где,
словно шрамы видны.
2 чтец:
Кто в сраженьях мужал,
те сегодня уже ветераны.
И в солдатском строю
их места занимают сыны...
Слайд 35,36,37,38
3 чтец
Ветераны войны, не забыть им былые походы,
И могилы друзей, и покрытые пеплом поля.
Не забыть никогда гимнастерок, пропавших от пота,
И фашистских знамен, что бросали под стены Кремля.
4 чтец.
Все — любовь и мечты, наши светлые, мирные планы,
Их бессмертья залог, их Победы Великий Залог.
Я ваш вечный должник, дорогие мои ветераны,
Что живем мы, не зная забот и тревог.
Слайды 39 на фоне песни «День победы» 12
Ведущий.
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Уже нигде не затемняли света
В продымленной Европе города.
Ценою крови куплена Победа,
Пусть мир запомнит это навсегда!
Песня постепенно смолкает.
(Все выходят на сцену)
Ведущий.
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете
Все(хором).
Никогда!
Никогда!
Никогда!
Ведущий.
Пусть солнце утопит всю землю в лучах!
Все(хором).
Пусть!
Ведущий.
Пусть мирные звёзды сияют над ней!
Все(хором).
Пусть!
Ведущий.
Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!
Ребята (хором).
Пусть! Пусть! Пусть!
Ведущий: Слайд 40
Мы учимся в школе,
Растим тополя,
Мы любим природу —
Леса и поля.
Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным,
Хотим мы расти.
Слайд 41, 42, 43, 44
Родине
Клятву даём!
Жизнью клянёмся
Павшим героям:
То, что отцы не допели,
Мы допоём!
То, что отцы не построили,
Мы построим!
Слайд 45 – видео
Слайд 46 музыка 13
Все участники поют песню Л. Ошанина и А. Островского «Пусть всегда будет солнце» и группами выходят из зала.
Дети бросают воздушные шары, с бумажными голубями на них, под музыку.
Тезисы
Я работаю в особенной, кадетской школе, где большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию. Можно много говорить о войне, о подвигах. Но когда дети видят ветеранов, общаются с ними, готовят для них праздники – это во много раз сильнее воспитывает их. В моём сценарии соединены воедино и боль утрат, и радость победы, и гордость за нашу страну.
Предварительный просмотр:
НОВОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАШИ И ВИТИ,
ИЛИ В ПОИСКАХ СНЕГУРОЧКИ
(инсценировка по мотивам русских народных сказок
и к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Госпожа Нравственность. Витя.
Маша. Снегурочка.
Дед Мороз. Кощей Бессмертный.
Баба Яга. Леший.
Кот Матвей. Яблонька.
Печка. Старичок-Лесовичок.
Яблочки. Пирожки.
Шишки. Свита Кощея Бессмертного.
Танцевальный ансамбль.
Пролог
Вся музыка в данном спектакле написана Г. Гладковым, слова В. Лугового. В записи звучит инструментальная музыка. На авансцену выходит госпожа Нравственность.
Госпожа Нравственность. Приветствую вас, мои юные друзья, на нашем долгожданном новогоднем празднике! Сегодня, накануне Нового года, мне хочется рассказать вам одну очень интересную поучительную сказку! Это история о дружбе, взаимовыручке, борьбе добра и зла, стремлении к намеченной цели, в общем, мы расскажем вам старую историю на новый лад!
Прежде чем наша история начнётся, я хочу вас познакомить с двумя очень хорошими ребятами. Но вот беда: Маша в сказки верит, а Витя, увы, нет! (Зовёт.) Маша! (Выходит Маша.) Витя! (Появляется Витя.) Вот они, наши главные герои сегодняшней истории, которая вот-вот начнётся! (Взмахивает волшебной палочкой и уходит.)
Картина 1
В записи звучит песня «Спор Маши и Вити». Маша и Витя в песне спорят о том, бывают ли на самом деле чудеса или нет.
Маша (после песни). Всё-таки зря ты, Витя, в сказки не веришь!
Витя. Какие могут быть чудеса! Рядом с нами настоящие чудеса! А ты всё сказки, сказки! Наш век – это век стремительного научно-технического компьютерного прогресса! А ты…
Маша (перебивает). А я – я верила в сказки и верить буду! Вот, например, сейчас, накануне Нового года, я больше чем уверена, обязательно появится Дед Мороз и произойдёт какое-нибудь чудо-расчудесное!
Витя. Ничего подобного не случится, даже можешь не надеяться, пойдём лучше на компьютере поиграем!
Неожиданно в записи слышен звон серебристых колокольчиков, а затем мелодия танца снежинок. Вот на сцене появляется Дед Мороз в окружении прекрасных Снежиночек. Они танцуют вокруг него, затем исчезают со сцены. Маша очень рада, Витя удивлён.
Дед Мороз. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, Маша и Витя!
Маша (радостно). Вот видишь, я же говорила, что под Новый год могут происходить самые настоящие чудеса! А ты не верил!
Витя. Действительно, вот уж чудеса так чудеса!
Маша. Дедушка Мороз, а где же ваша внучка Снегурочка?
Дед Мороз (вздыхает). Нет, ребятушки, нашей милой Снегурочки! Украл её Кощей Бессмертный, в своё тёмное царство унёс, в подвале запер! Слышите, поёт!
В записи слышна «Песня Снегурочки». Она тоскует в подвале у Кощея Бессмертного.
Маша и Витя (после песни). Бедная! Жалко её!
Дед Мороз. А самое страшное, что без Снегурочки Новый год не придёт!
Маша. А что же теперь делать?
Витя (решительно). Я знаю, что делать! Идти Снегурочку из беды выручать!
Дед Мороз. Смелый ты мальчик, Витя, но если я вас в сказку пущу, вы не испугаетесь?
Дети. Нет!
Дед Мороз. И с дороги не свернёте?
Дети. Нет!
Дед Мороз. Ну, хорошо! Так тому и быть! Крепко друг за дружку держитесь и в сказке лишь только хороших героев слушайте, и я думаю, что вам удастся победить Кощея Бессмертного!
Освещение на сцене становится таинственным. В записи звучит волшебная музыка. Дед Мороз взмахивает посохом и говорит волшебные слова.
Дед Мороз. Эй, Метель, скорей приди,
Ребят в сказку отнеси!
1, 2, 3, 4, 5!
Будем сказку начинать!
На сцене появляется Метелица со своими помощницами – Снежиночками. Они в танце подхватывают Машу и Витю и вместе с ними исчезают со сцены.
Картина 2
На сцене декорация избушки Бабы Яги. В глубине сцены печка, на авансцене стол с двумя стульчиками. Посредине сцены большой экран. В записи звучит «Песня Диких Гитар». Появляется Баба Яга с гитарой в руках, Кот Матвей – с гитарой, Леший – с барабаном. Они громко горланят свою песню. Вот песня почти что закончена, но Леший изо всех сил продолжает лупить по барабану. Баба Яга и Кот Матвей затыкают от грохота уши.
Баба Яга. Леший, Леший! Довольно! К тому же сейчас ты очень фальшиво лупишь в свой любимый барабан!
Кот Матвей (шипит). Ш-ш-ш! Ещё раз такое повторится – поцарапаю!
Леший (хнычет). Ну вот, опять в родном коллективе сироту обижают!
Кот Матвей. Ишь разнюнился! Прекрати сейчас же!
Баба Яга. Цыц! Давайте лучше посмотрим, что у нас в лесу-то творится, а то ненароком проморгаем что-нибудь, нам батюшка Кощеюшка тогда устроит трёпку!
Включает телевизор. В записи звучит «Походная песня Маши и Вити». Они появляются на большом экране, идут и дружно поют. Нечисть начинает метаться по сцене. Баба Яга после песни выключает телевизор.
Баба Яга (грозно Матвею). Это что ещё такое?
Кот Матвей (грозно Лешему). Это что ещё такое?
Леший оглядывается, беспомощно пытаясь передать эту фразу дальше, но на нём, к сожалению, всё заканчивается. Он разводит руками и вздыхает.
Леший. Что это ещё такое? (Хнычет.) Я не знаю!
Баба Яга (нервно мечется по сцене). Ишь! Идут себе распевают во всё горло! Я их знаю! Это противные Машка и Витька! Снегурочку они найдут! Не тут-то было! Что делать-то будем?
Кот Матвей (Лешему). Что делать-то будем?
Леший (вновь оглядывается). Что будем делать-то? (Вновь хнычет.) Я не знаю!
Баба Яга и Матвей. Прекрати ныть сейчас же!
Баба Яга (приказывает). Думайте!
Матвей и Леший. Думаем!
Нечисть начинает ходить по сцене, размышлять, думать и, конечно же, чесать в затылке.
Леший (вроде бы придумал). А может быть, это…
Баба Яга и Матвей. Что это?
Леший (пожимает плечами). Забыл!
Баба Яга. Да ну тебя! Думайте!
Леший и Матвей. Думаем!
Вновь ходят по сцене туда-сюда.
Кот Матвей. А может быть, силой? (Прыгает и давит лапой кого-то очень маленького, воображаемого.) Раз и всё!
Баба Яга. Не-а! Тут тонкий подход нужен! Вот хитростью это, пожалуй, подойдёт! Идите сюда ко мне поближе, план действий буду вам рассказывать! Их нужно разлучить!
Леший и Матвей подбегают к Бабе Яге. Она расстилает на столе карту леса.
Баба Яга. Машка с Витькой сейчас находятся вот здесь! (Указывает по карте.) Наверняка они уже устали от долгой дороги. Я сейчас быстренько с вашей помощью превращусь в добренькую-предобренькую фею! Мы Машку с Витькой ко мне в дом заманим… Я их напою… Накормлю… Спать уложу… И когда они заснут, тут мы их и…
Леший и Матвей (потирают руки и хихикают). Съедим!
Баба Яга. Абсолютно верно! Какие вы у меня понятливые! А сейчас давайте-ка быстро мне помогите избушку и меня в добрую фею преобразить.
В записи звучит «Добрая песенка Бабы Яги» («Здесь ждёт вас ужин и ночлег…»). Леший подметает избушку. Матвей ставит на стол самовар, чашечки с блюдцами, пирожки, блинчики, баранки. Баба Яга переодевается в светлый красивый наряд, повязывает на голову бантик. Затем смотрит в бинокль.
Баба Яга. Маша с Витей к избушке приближаются! Прячьтесь!
Леший и Кот Матвей исчезают за кулисами. Из дверей зрительного зала появляются Маша и Витя. Они видят избушку Бабы Яги.
Маша. Ой, Витя, посмотри, избушка на курьих ножках!
Витя. Оптический обман!
Баба Яга. Ой, ребятушки, здравствуйте!
Маша и Витя. Здравствуйте! А вы кто?
Баба Яга. Я? А я – добрая фея!
Маша и Витя (с недоверием). А-а! Понятно…
Баба Яга. Деточки миленькие, что же вы одни-то в лесной глуши делаете?
Маша и Витя. Снегурочку идём из Кощеева царства выручать!
Баба Яга (всплеснув руками). Ой! Да вы что! Не ходили бы вы туда! Кощей сразу вас сожрёт!
Витя. Не посмеет! Мы сильные и смелые!
Баба Яга. Ну ладно, ладно, я вам помогу немного, покажу дорогу в царство Кощея Бессмертного, но потом! А сейчас проходите, подкрепитесь немного, отдохните, ведь для борьбы с Кощеем вам много сил понадобится! Проходите! Проходите! (Сажает детей за столик.) Ешьте, вот чай с молочком, вот блинчики горяченькие, вот пирожочки! Ешьте! Ешьте! (Потирает руки за спиной ребят.) Ешьте! Ешьте!
Маша и Витя подкрепляются блинчиками, пирожками и чаем с молоком.
Баба Яга (заботливо). А теперь полезайте на печь, да поспите чуток. (Прикрывает Машу и Витю одеялом.) Спите! Спите!
Маша засыпает. Витя делает вид, что спит. Баба Яга подаёт знак Коту Матвею и Лешему. Те выносят котёл, очаг, склянки с мухоморами, поганками и волчьими ягодами, а также лягушек и пауков. В записи звучит «Злая песня Бабы Яги» («Кипи, вода, гори, очаг…»). Идёт танец Бабы Яги. Она колдует над котлом, добавляя в него разные ужасные «ингредиенты». Витя видит преображение Бабы Яги и начинает будить Машу.
Витя. Маша! Маша, проснись!
Маша (потягиваясь). Ну чего тебе ещё?
Витя. Маша, посмотри, что происходит!
Маша (ойкнув). Ой, Витя, никакая это не фея, а самая настоящая Баба Яга! Что нам делать, Витя?
Витя (деловито). Спокойно, Маша, мой папа, кандидат технических наук, объяснял мне, как работает пороховой двигатель, а у меня как раз есть с собой немного пороху.
Баба Яга бежит за новой порцией «ингредиентов», Матвей и Леший – за ней. Ребята спрыгивают с печи и бегут к стоящей в углу ступе. Витя что-то делает внизу ступы с порохом, потом помогает Маше влезть в ступу. Дети берутся за руки.
Дети. 1, 2, 3! Полетели!
В записи – звук улетающей ступы. На сцене затемнение, лишь мелькают цветные огоньки. На авансцене в лучах прожектора появляются Баба Яга, Кот Матвей и Леший. Они следят за полётом ступы, грозят кулаками, затем шепчутся и убегают за кулисы.
Картина 3
На сцене освещение. Декорация леса. На авансцене валяется ступа. Возле неё Маша и Витя. Они потирают ушибленные места.
Маша. Ох и покатались!
Витя. Зато от Бабы Яги убежали!
На сцене появляется Печка с пирожками. В записи звучит «Песня Печки». Пирожки танцуют вокруг неё.
Печка (после песни). Здравствуйте, ребятушки, мои хорошие!
Маша и Витя. Здравствуйте!
Печка. Я – русская Печка, очень гостеприимная и хочу вас угостить своими пирожочками! (Протягивает детям два румяных пирожка. Маша хочет их взять, но Витя её останавливает.)
Витя (категорично). Ни в коем случае не бери, вдруг они отравлены!
Печка (смеётся). Да ты что, миленький, неужели я буду малых детушек со света изводить! Смело берите и ешьте, они очень вкусные и безо всякой гадости! Можете не сомневаться!
Маша и Витя берут пирожки.
Печка. А вы куда путь держите?
Маша. Мы за Снегурочкой идём к Кощею Бессмертному, он её похитил!
Витя. Вы не могли бы нам дорогу подсказать?
Печка. С превеликим удовольствием, не только подскажу, а ещё и покажу! Вот, возьмите волшебный уголёк, куда он покатится, за ним идите, он вас к Кощею и приведёт!
Дети берут уголёк.
Дети. Спасибо вам, тётенька Печка!
Печка. Не за что! Будьте по пути осторожны, ведь вам всякие опасности могут встретиться! Друг за дружку покрепче держитесь! Счастливого вам пути!
Дети. Спасибо вам! До свиданья!
Печка уходит. В записи звучит «Походная песня Маши и Вити». Они бросают впереди себя уголёк и, взявшись за руки, весело шагают и поют. На сцене, озираясь по сторонам, появляется Леший.
Картина 4
Леший (оглядываясь). Ну и куда этот противный уголёк запропастился? (Ищет.) А, вот же он! (Хватает уголёк. Он обжигает его. Леший жонглирует угольком.) Ой! Ай! Ой-ёй-ёй!
На сцене появляются Маша и Витя.
Маша. Витя, наш уголёк куда-то подевался!
Витя. Не беспокойся, сейчас найдём!
Ищут по всей сцене и натыкаются нечаянно на Лешего, который только что сунул уголёк в карман штанов и теперь подпрыгивает, как ужаленный.
Маша. Дяденька, а вы не видели наш уголёк?
Леший. Не видел! Ой! Не знаю! Ай! Не помню! Ой-ёй-ёй! (Кричит.) Этот уголёк сам на меня прыгнул!
Вытаскивает уголёк из кармана и выбрасывает его. Слышен всплеск воды. Дети охнули и замерли. Леший вздохнул с облегчением.
Маша. Что вы наделали, дяденька, зачем наш уголёк в речку выбросили?!
Леший (рыдает). А-а-а! Такая маленькая девочка, а несчастного Лешего обижаешь! Сироту лесную, неприкаянную!
Дети (вместе). Так вы сирота?
Леший. Да!
Дети. Извините, дядя Леший, мы не знали!
Гладят его по голове.
Леший (Маше). Вот у тебя мама с папой есть?
Маша. Есть!
Леший (Вите). А у тебя?
Витя. Да, есть!
Леший (рыдает). А у меня мама – ведьма была, а папа – чёрт! Да и те куда-то подевались! Никому-то меня не жалко!
Маша. Ну успокойтесь, успокойтесь, дядя Леший!
В записи звучит «Песня Лешего». Он танцует и поёт вместе с другой нечистью.
Леший (после песни). Вот такая у меня грустная история! (Маше.) Девочка, иди-ка сюда, а ты, мальчик, пока что погуляй, вон, грибочки пособирай!
Витя. Ладно! (Отходит от них.)
Леший (Маше). Послушай, ты такая хорошая девочка, а дружишь с этим противным мальчишкой! Брось ты его, а я тебе за это дорогу в Кощеево царство покажу!
Маша (отпрянув от Лешего). Да вы что, дядя Леший, это же не по-товарищески!
Леший (как ни в чём не бывало). Ну, не хочешь, как хочешь! Это твоё дело! Иди-ка лучше погуляй!
Маша отходит. Леший подзывает к себе Витю.
Леший. Мальчик, иди сюда, что скажу, интересное-преинтересное! Не пожалеешь!
Витя подходит и что-то прячет в руке.
Витя. Ну, что случилось?
Леший. Послушай, парнишка, брось ты эту девчонку. Они все плаксы и тюти! Зачем она тебе нужна. А я тебе дорогу в Кощеево царство покажу! Ну что, по рукам?
Витя (немного подумав). По рукам! (Хлопает Лешего по руке.)
Леший. Ай-яй-яй! Ой-ёй-ёй! (Его трясёт словно от электрического разряда.)
Витя. Говори, кем подослан?
Леший (трясясь). Ба-ба-бой Я-я-ягой!
Витя (не отпуская Лешего). С какой целью?
Леший (трясясь). Ч-что бы-бы ва-вас раз-раз-разлучи-чи-чить! От-отпус-пусти-ти-ти, по-по-пожалуй-луй-ста-ста!
Витя (отпускает Лешего). Так-то лучше будет! Не надо было нас обманывать!
Леший (потирая руку). Ну мы ещё с вами встретимся в тёмном лесу! Мы вам покажем! Мы вам устроим!
Витя. Убирайтесь-ка лучше подобру-поздорову! Иначе я вам…
Леший. Уже ухожу! (Убегает, грозя детям кулаком.)
Маша. Витя, что ты ему сделал?
Витя (спокойно). Ничего сверхъестественного, просто я применил обычный электрошокер! (Показывает его Маше.)
Маша. Какой ты умный, Витя! Но как же нам быть дальше, ведь уголёк Леший в речку выбросил?
Витя. Пойдём, Маша, пока наугад, а там, может быть, какой-нибудь указатель будет.
Маша. Пойдём!
Дети подают друг другу руки, в записи звучит «Походная песня Маши и Вити». Дети идут по зрительному залу и поют. На авансцене появляется Баба Яга, у неё в руках указатель, на нём надписи: «В лес», «В болото», «К Бабе Яге», «В Кощеево царство», «К Лешему», «К Коту Матвею».
Баба Яга (злорадно). Сейчас мы указатель им наоборот перевернём и они вместо Кощеева царства прямо в лапы к Коту Матвею попадут!
Переворачивает указатель. Убегает. Маша и Витя скрываются в дверях зрительного зала.
Картина 5
В записи звучит «Песня Яблоньки». На сцене появляется Яблонька, она поёт, вокруг неё танцуют Яблочки Наливные. Выходят Маша и Витя.
Яблонька. Здравствуйте, ребятушки дорогие! Возьмите мои наливные яблочки, отведайте!
Маша берёт яблочки, одно протягивает Вите.
Маша. Спасибо!
Витя. Ты что, они же немытые!
Маша. Тише, Витя, неудобно!
Яблонька. Куда путь держите?
Дети. Снегурочку идём из Кощеева царства выручать, да вот заблудились.
Яблонька. Я вам помогу, вот возьмите моё золотое яблочко, куда оно покатится, туда и идите!
Дети. Спасибо вам, Яблонька!
Яблонька. Не за что! Удачи вам, ребята! (Уходит.)
Витя. Пойдём, Маша, нам торопиться надо!
Маша. Да, нам обязательно Снегурочку нужно разыскать, из лап Кощеевых выручить, иначе не бывать Новогоднему празднику!
В записи звучит «Походная песня Маши и Вити». Дети, взявшись за руки, шагают навстречу новым приключениям.
Картина 6
В записи звучит «Песня Кота Матвея». Идёт танец Кота Матвея. Вот на сцену выкатывается золотое яблочко. Матвей хватает яблочко. Появляются Маша и Витя, они видят яблочко в лапах Кота.
Кот Матвей. Ну что, детишки, пришли! (Смеётся.) Сейчас я вами обедать буду! Попрощайтесь, поплачьте напоследок! Ну, что-то я не слышу! Плачьте, плачьте!
Витя (шепчет Маше). Маша, отвлеки его! Я кое-что придумал!
Маша согласно махнула головой.
Маша (Коту). Дяденька Кот, а хотите я вам сказку расскажу?
Кот Матвей. Сказку? Сказки я люблю! Давай рассказывай!
Сажает Машу на руки.
Маша. Сказка называется «Репка».
Кот внимательно слушает.
Маша. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая! Стал дед репку тянуть. Тянет-потянет – вытянуть не может.
Кот Матвей (сочувственно). Слабый, значит, дед попался!
Маша. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут!
Кот Матвей. Значит, каши мало ели!
Маша. Дяденька Кот, да вы слушайте внимательно и не перебивайте!
Кот Матвей. Ладно, не буду.
Маша (продолжает). Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала внучка Жучку.
Кот Матвей. Кого?
Маша. Ну Жучку, Жучку! Собачку такую! Гав-гав!
Кот сбрасывает Машу с рук, шипит, фыркает, выгибается дугой.
Кот Матвей. Фр-р-р! Не нравится мне эта сказка, где есть собачка! Ш-ш-ш!
Маша. Да вы успокойтесь, дяденька Кот, сядьте и слушайте дальше, это же ещё не конец сказки!
Кот Матвей (успокаивается и садится). Ну ладно, давай дальше! Только безо всяких там собачек!
Маша. Хорошо! Позвала Жучка кошку Мурку. Мяу-мяу!
Кот Матвей (довольный). Вот это другое дело! Это уже по-нашему! А то собачка, собачка!
Маша. Кошка Мурка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку! Тянут-потянут, вытянуть не могут!
Кот Матвей. Ну надо же!
Маша. Позвала Мурка…
Витя выпускает из рук механическую мышку.
Маша. Мышку!
Кот с воплями: «Мяу! Мяу! Мяу!» хватает мышь и убегает, играя с ней, за кулисы.
Витя (подмигивает Маше). Как мы его провели!
Маша. На отметку «5» с плюсом! Ну что, идём дальше?
Витя. Идём!
В записи звучит «Походная песня Маши и Вити», дети, взявшись за руки, убегают со сцены.
Картина 7
На сцене появляется большой дуб, на сучке которого висит Старичок-Лесовичок. Он зацепился и не может никак освободиться. От отчаяния Старичок-Лесовичок запел. В записи звучит «Песня Старичка-Лесовичка». На сцене появляются Маша и Витя. Они видят Старичка-Лесовичка, жалобно просящего о помощи.
Маша. Ну что, Витя, поможем Старичку-Лесовичку?
Витя. Конечно, поможем! Давай, Маша, раз, два, три, взяли!
Подходят к Старичку-Лесовичку и снимают его с дерева.
Старичок-Лесовичок. Спасибо вам, ребята, самому мне было никак не освободиться! Куда вы так торопитесь?
Дети. За Снегурочкой к Кощею Бессмертному!
Старичок-Лесовичок. Вот возьмите чудо-шишку, она вас туда и приведёт!
Дети. Спасибо, Старичок-Лесовичок!
Старичок-Лесовичок. Счастливого вам пути!
Старичок-Лесовичок уходит в одну сторону, Маша и Витя – в другую.
Картина 8
На сцене затемнение. Мелькают огоньки, очень напоминающие глаза летучих мышей. В записи слышен жуткий смех Кощея Бессмертного, далее звучит «Песня Кощея Бессмертного». На сцену даётся неяркое освещение. Кощей вместе со своей свитой, состоящей из летучих мышей, пляшет и поёт. После песни Кощей водружается на трон, украшенный пауками и черепами. На сцене декорация Кощеева царства.
Голоса Маши и Вити (из-за кулис). Эй, Кощей Бессмертный! Немедленно отдавай Снегурочку детям!
Кощей (хохочет). Это что там за козявки-букашки пищат?
Свита. Девчонка с мальчишкой пожаловали!
Кощей. Девчонка с мальчишкой? Ну мальчишки, как правило, невкусные, а девчонки очень даже ничего – сладенькие! Подать девчонку сюда!
Свита. Есть, подать девчонку к его Кощейскому Величеству!
Убегают и приводят упирающуюся Машу.
Голос Вити (из-за кулис). Ах ты, Кощей-Злодей! Немедленно отдавай Машу и Снегурочку!
Кощей (хохочет). Ой, не могу, уморил! Тоже мне богатырь на соломенных ножках! Ой, держите меня!
Свита хохочет вместе с Кощеем. Неожиданно у Кощея на бледном лице появляется гримаса, которая обычно появляется при какой-то боли.
Кощей (взвывает). Ой, ой, ой! Зубки мои! Зубки! Ой, ой, ой! Болят, болят!
Маша. А я знаю одно хорошее средство от зубной боли!
Кощей. Так говори, скорее! Не тяни!
Маша. А вот и не скажу!
Кощей. Почему? Ой, зубки мои! (Хватается за щёку.)
Маша. Отдашь Снегурочку, тогда скажу!
Кощей. Отдам, только скажи!
Маша. Стакан воды и ложку соды!
Кощей. Понятно! Стакан воды и ложку соды!
Приносят. Маша разводит Кощею полоскание и протягивает ему стакан.
Маша. Полощи!
Кощей (с сомнением). А что, это поможет?
Маша. Поможет! Полощи!
Кощей полощет. Ему явно становится легче. Он доволен.
Кощей. Чудненько! Теперь и Машку никуда не отпущу, и Снегурочку тоже!
Маша. Но ты же обещал!
Кощей. Ха-ха-ха! А ты мне поверила и зря, между прочим, ведь я никогда не держу своих обещаний! Ха-ха-ха! Глупенькая!
Голос Вити (из-за кулис). Я повторяю, Кощей, отдай сейчас же Машу!
Кощей. Не видать тебе твоей Маши, как собственных ушей!
Голос Вити (из-за кулис). Вызываю тебя на бой, Кощей!
Кощей. Ну всё, этот мальчишка совсем вывел меня из терпения! Подать сюда моё боевое снаряжение!
Свита. Есть, подать боевое снаряжение Кощея!
Выносят боевое снаряжение Кощея: доспехи, шлем с рожками, щит и меч. Одевают всё это на Кощея, он еле-еле стоит, потому что доспехи и другие предметы снаряжения очень тяжёлые. Но Кощей пытается держаться гордо и независимо.
Кощей. Ну вот я готов к бою! Где твой Витя?
Появляется Витя. Он соорудил из палки и магнита своеобразное копьё и щит из куска дерева. Увидев такое снаряжение у Вити, Кощей и его подданные закатываются от смеха.
Витя. Вот он я, Кощей!
Кощей. Ну, сейчас я тебе покажу!
Бросается на Витю, который спокойно примагничивает Кощея, тот не устоял и рухнул наземь.
Витя. Кощей, ты побеждён! Отдавай сейчас же Машу и Снегурочку!
Кощей (подданным). Отдать сейчас же эту противную Снегурку и Машку!
Свита. Но, ваше Бессмертное величество…
Кощей. Никаких но! Отдать, я сказал! Ой, как мне плохо!
Свита приводит Снегурочку. Маша вместе с ней подбегают к Вите.
Витя. Маша! Снегурочка! Бежим, пока Кощей не опомнился! Быстрее, бежим!
Все. Бежим!
Убегают. На сцену выбегают Баба Яга, Кот Матвей и Леший.
Баба Яга (увидев Кощея поверженного, голосит). Ой, касатик ты наш! Да кто же тебя так?
Кот и Леший. Кто ж тебя так?
Свита. Витя!
Баба Яга. У, противный мальчишка!
Кот Матвей. Тихо все! Давайте прослушаем сердце!
Прикладывает ухо к груди Кощея. Сердце начинает биться.
Свита (считает). 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10!
Все (дружно). Жив! Ура!
Кощей. Конечно, я жив, я же ведь бессмертный! Олухи! Лучше немедленно поднимите меня!
Все (дружно). Будет сделано, ваше Кощейское Величество!
Поднимают Кощея на ноги.
Кощей (кряхтит). Ох-хо-хох! Догнать!
Все. Догнать!
Кощей. Поймать!
Все. Поймать!
Кощей. Разорвать!
Все. Разорвать! Будет исполнено!
Все разбегаются и сваливают Кощея с ног.
Кощей (лёжа). Ну и помощнички у меня! И вот так всегда!
На сцене затемнение.
Картина 9
В записи звучит песня «Погоня за Машей и Витей». На сцене декорация леса. Маша, Снегурочка и Витя убегают от подданных Кощея Бессмертного. Печка, Яблонька и Старичок-Лесовичок мешают Бабе Яге, Коту Матвею и Лешему поймать Машу и Витю. Нашим героям удаётся уйти от погони.
Финал
На сцене декорация зала, украшенного по-новогоднему, на заднике изображение большой нарядной ёлки. Появляются Дед Мороз, Снегурочка, Маша и Витя.
Дед Мороз. Спасибо вам, ребятушки, уважили деда! Спасли мою внученьку, из лап Кощеевых вырвали! А иначе не было бы у детей новогоднего праздника!
Снегурочка. Низкий поклон вам, Маша и Витя, выручили вы меня! Больше всего я боялась, что дети Нового года лишатся, но сейчас всё будет хорошо!
Маша и Витя. Конечно же, наша милая Снегурочка!
Дед Мороз. Провели вы время славно,
Сказку слушали исправно!
Снегурочка. Мы желаем вам удачи!
Дед Мороз. Без удачи трудно жить!
Снегурочка. На «отлично», не иначе,
И учиться, и дружить!
Дед Мороз. К вам я вновь пришёл сегодня,
Видеть мне вас нравится!
Снегурочка. Пусть же праздник новогодний…
Все герои (вместе). Дальше продолжается!!!
В записи звучит песня «Тот и есть волшебник». На сцене появляются все персонажи новогодней сказки. Идёт финальный номер, после которого занавес закрывается.
Предварительный просмотр:
ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ
(театрализованное музыкальное занятие)
Цель: воспитывать уважение к народным традициям, развивать чувство милосердия, сострадания.
Оборудование: фонограмма, костюмы персонажей, репродукции картин русских художников о зиме, видеоряд.
Действующие лица: ведущий, мальчик, действующие лица сцены «Суд над декабрем», персонажи инсценировки «Весть о рождении Спасителя».
Загадка. Кто? Угадай-ка!
Седая хозяйка:
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки.
Дети. Зима!
Мальчик (читает).
К. Бальмонт
К ЗИМЕ
Лес совсем уж стал сквозистый,
Редки в нем листы.
Скоро будет снег пушистый
Падать с высоты,
Опушит вам окна наши,
В детской и везде.
Загорятся звезды краше,
Лед прильнет к воде.
На коньках начнем кататься
Мы на звонком льду.
Будет смех наш раздаваться,
В парке на пруду.
Ведущий. Красивое стихотворение. Дети ждут зимы!
Затихли капели предзимья, и водворилась тишина зимнего покоя: первый мороз, зима встает на ноги, сыплет снег, а иней на солнце серебристым становится. Появляются первые белые тропы. Зимушка-красавица от души старается. Она трем месяцам владыка: декабрю, январю и февралю. Люди представляли зиму в образе волка, который нападает на мир и мертвит его своими острыми зубами-холодами. Народ приметил: «Стужайло на всю зиму землю студит, саням ехать дает».
Сказочник. Слушайте сказку Н. Сладкова, как однажды собрались на озере птицы и звери. Для чего же они собрались? Декабрь судить. Уж очень от него все натерпелись. Итак!
Н. Сладков
СУД НАД ДЕКАБРЕМ
(сказка)
Ворон (каркает). День Декабрь нам сократил, а ночь сделал – предлинной. Засветло теперь и червячка заморить не успеешь. Кто за то, чтоб осудить Декабрь за такое самоуправство?
Все (хором). Все, все, все!
Филин (вдруг). Я против! Я в ночную смену работаю, мне чем ночь длиннее, тем сытнее.
Ворон (чешет коготком затылок). В декабре скучища в лесу – ничего веселого не происходит. Того и гляди от тоски сдохнешь. Кто за то, чтоб Декабрь за скукоту осудить?
Все (хором кричат). Все, все, все!
Налим (из полыньи). Я против! Какая уж тут тоска, если я к свадьбе готовлюсь? И настроение у меня, и аппетит. Я с вами не согласен!
Ворон (моргает глазами, но продолжает судить). Снега в Декабре очень плохие: сверху не держит и до земли не дороешься. Измучились все, отощали. Кто за то, чтобы Декабрь вместе с плохими снегами из леса выставить?
Все (хором). Все, все, все!
Тетерев и Глухарь (бормочут). Нам в рыхлом снегу спится здорово: скрытно, тепло, мягко. Пусть Декабрь остается.
Ворон (крыльями разводит). Судили, рядили, а что с Декабрем делать – неизвестно. Оставлять или выгонять?
Все (кричат). А ничего с ним не делать, сам по себе кончится. Месяц из года не выкинешь. Пусть себе тянется!
Ворон (трет нос об лед, каркает). Так уж и быть, тянись, Декабрь, сам по себе! Да очень-то, смотри, не затягивайся!..
Ведущий. Декабрь суров. За ним следует холодный январь. Название ему дано по имени бога Януса – покровителя входа и выхода, а также начала. Январь смотрит одновременно вперед – в будущее, и назад – в прошлое. В каждом зимнем месяце есть свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому-то суд над Декабрем у животных не состоялся. А что же январь? Это месяц праздников: 1 января – Новый год; 6 января (24 декабря) – Рождественский сочельник; 7 января (25 декабря) – Рождество Христово; 19 января – Крещение. Из «Сказаний о Христе» мы узнаем, как человек принес весть о рождении Спасителя.
Действующие лица: человек, собаки, овцы, пастух, Младенец, Мать Младенца, ангелы, бабушка, внучка.
Бабушка (огорченно). Сегодня Рождественский сочельник. Все уехали в церковь. А мы не можем. Я стара, а ты еще мала.
Внучка. Хотелось бы услышать песнопения, увидеть священные огни.
Бабушка (начинает рассказ). Однажды глубокой ночью человек пошел искать огня. Он ходил от одного дома к другому и стучался.
Человек (в поисках огня). Добрые люди, помогите мне! Дайте горячих углей, чтобы развести огонь, мне нужно согреть только что родившегося младенца и его мать.
Бабушка. Ночь была глубокая, все люди спали, и никто ему не отвечал. Человек шел все дальше и дальше. Наконец он увидел вдали огонек. Он направился к нему и увидел, что это – костер. Множество белых овец лежало вокруг костра; овцы спали, их сторожил старый пастух. Человек подошел к стаду; три огромные собаки вскочили, заслышав шаги. Они раскрыли свои широкие пасти, но звук лая не получался.
Человек (в ужасе). Ах!
Одна собака хватает его за руку, другая – за ногу, а третья вцепилась ему в горло. Челюсти и зубы не слушаются собак, которые так и не смогли укусить незнакомца (пантомима).
Человек. Как же подойти к костру, чтобы взять огня? Овцы так близко лежат друг к другу, что их спины соприкасаются, идти дальше невозможно. Тогда придется идти по спинам животных…
Ни одна овца не проснулась.
Внучка (бабушке). Почему же овцы не проснулись?
Бабушка. Это ты узнаешь немного погодя.
Пастух (хватает остроконечную палку). Я убью тебя!
Палка отлетает в сторону.
Внучка. Бабушка, почему палка не ударила человека? (Бабушка ничего не отвечает.)
Человек (подходит к пастуху). Добрый друг! Помоги мне, дай мне немного огня. Только что родился младенец; мне надо развести огонь, чтобы согреть малютку и его мать.
Пастух. Возьми, сколько тебе надо.
Человек голыми руками берет угли, кладет их в край плаща. Угли не жгут руки и не прожигают край плаща.
Внучка. Бабушка, почему уголья не обожгли человека и не прожгли ему плащ?
Бабушка. Ты скоро это узнаешь.
Пастух (в удивлении). Что это за ночь, в которую собаки не кусаются, овцы не пугаются, палка не ударяет и огонь не жжет? (Окликает незнакомца.) Послушай, человек! Что сегодня за чудесная ночь? Почему животные и предметы оказывают тебе милосердие?
Человек. Я не могу тебе этого сказать, если ты сам этого не увидишь.
Удаляется.
Пастух (встает и идет за человеком). Да это не дом и не хижина, а пещера. Как здесь холодно! Бедный Младенец (снимает с плеч мешок, вынимает теплую, пушистую овечью шкуру, передает незнакомцу). Заверни в нее Младенца.
Человек. А теперь оглянись вокруг!
Пастух (с благоговением). Я вижу множество ангелов с серебряными крыльями, в белоснежных одеждах. Все они держат в руках арфы и громко поют, славя родившегося в эту ночь Спасителя, который освободит людей от греха и смерти.
В записи звучит музыка арфы.
Пастух (падает на колени). Я рад, что открылись мои глаза и уши. Благодарю Тебя, Боже!
Бабушка. С тех пор каждую Рождественскую ночь летают над землею ангелы и славословят Спасителя. Только чистое открытое сердце поможет любому, чтобы наслаждаться лицезрением красоты небесной.
Хор (детский). Рождество Христово,
Ангел пролетел,
Он летел по небу,
Людям песню пел:
«Все люди, ликуйте,
В сей день торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!..»
Ведущий. Что есть Рождество? День рождения Богочеловека. Рождество – время думать о своей душе, возвращаться к мудрости веков, к высочайшей мудрости Христова учения, обращенного к сердцу человека. Когда в душе воцарятся доброта, любовь, покой, христианин бережет свою душу от невольного прегрешения.
Ведущий. А теперь просмотр видеоряда «Рождественское богослужение».
Предварительный просмотр:
Здравствуй, осень!
Осенняя история
Сценарий осеннего спектакля для детей 7-10 лет
Количество комментариев: 12
Оставить свой комментарий
ПОДЕЛИТЬСЯ
Действующие лица:
Белка Алла, Белка Майя, Медведь, Дуняша, деревенская девочка, Ваня, ее брат, Король, Принцесса, Шут, Начальник стражи, Главный охотник-птицелов, Охрана короля (двое ребят), Премьер-министр, Жар-Птица, Водяной, Лягушки (две девочки), Осень, Осенний дождь, Осенний ветер.
Первое действие
Сцена задекорирована под лес. Появляется Медведь с подстилкой в лапах, бродит, громко охая и вздыхая, а затем укладывается на подстилку, явно собираясь поспать. С громким смехом и криками "А я быстрей! А я выше! А я ловчей!" - вбегают белки.
Медведь: Цыц! Чего расшумелись, неугомонные! Осень уж в лес пришла, настроение сонное, а они устроили тут…
Майя: Не сердись, дедушка Медведь! Это тебе спать пора, а нам - самое веселье!
Алла: И платья у нас новые, рыжие! И в лесу угощения полно - грибы выросли, орехи созрели!
Майя: Хочешь, мы тебе покажем, какой мы номер на наш осенний концерт приготовили?
Медведь: Что еще за номер? Орехи, что ли, будете на время щелкать?
Алла: Ничего подобного! Я буду петь - недаром же меня зовут Аллой, как Пугачеву. А Майя будет танцевать…
Майя: Недаром меня зовут Майя, как Плисецкую.
Медведь: Ну что ж, покажите своей номер, потешьте меня, старика.
Алла и Майя исполняют песенку и танец под фонограмму "Я печальной не бываю...» В это время появляются Дуняша и Ваня, смотрят со стороны, а в конце апплодируют.
Медведь: Ну вот, еще и зрители заявились. Осталось только плату за билеты взять. Чего смотрите? Щас как съем вас…
Ребята начинают дразнить Медведя, напевая "У медведя во бору грибы ягоды беру…". Медведь бегает за ними, потом падает на подстилку, отдувается…
Ваня: Да ладно тебе, Михайла Потапыч. Мы с Дуняшей в нашем лесу всех знаем, вон, даже белки нас не боятся. А мы - тебя не боимся. Ты ведь добрый.
Дуняша: И мы с Ваняткой в лес с добром пришли - за грибами да за орехами. Их нынче много - и нам хватит, и Майе с Аллой, и другим лесным зверюшкам.
Алла: Тссс… Я слышу какую-то песню.
Майя: И я…
Медведь: Эй, рыжие артистки! Нам лучше в чащу убежать. До свидания, Ваня! Прощай, Дуняша.
Алла, Майя и Медведь уходят, дети остаются. На сцене под песню "Куда идет король…" появляются: Король, Принцесса, Премьер-министр, Главный охотник-птицелов, Шут, Начальник стражи, охрана. Охранники несут два трона, Шут - шлейф Принцессы. Король и Принцесса садятся на троны. Охрана прогоняет детей, и они уходят.
Король: Ну и зачем мы притащились в этот лес? Я жду Вашего ответа, Премьер-министр.
Премьер-министр: Я, Ваше Величество, притащил, как Вы изволили тонко и деликатно выразиться, Вас в этот лес для того, чтобы на местности объяснить свой совершенно гениальный план, который позволит Вашему Величеству стать не только самым мудрейшим, самым умнейшим, самым сильнейшим, но и самым богатейшим королем мира.
Король: Так говорите же скорее!
Премьер-министр: Ваше Величество! Большую часть территории Вашего чудеснейшего королевства занимает этот лес. Пользы от него - кот наплакал!
Принцесса: Что это Вы такое говорите? Как это - от леса пользы нет? А грибы? А ягоды? А пение птиц? А красота? И воздух, какой здесь свежий воздух!
Премьер-министр: Ваше Величество, я не могу излагать свой план, если ее Высочество, Ваша очаровательнейшая дочка, будет перебивать меня!
Король: Я приказываю всем молчать, кроме премьер-министра!
Премьер-министр: Спасибо. Итак, я предлагаю следующее. Этот никому не нужный лес уничтожить. Деревья срубить, спилить и продать дрова крестьянам. Птиц и зверей выловить и продать в зоопарки. А на месте леса построить что-нибудь нужное… Ну, например, новую казарму для Вашей охраны и новый дворец для Вашего Премьер-министра.
Шут: По-моему, лучше продать в заграничный зоопарк нашего Премьер-министра, посадить в клетку для хищников и повесить табличку: "Глуп, жаден, хитер и очень опасен!".
Премьер-министр: Ваше величество! Я протестую! Он нарушил Ваш запрет и заговорил! Оскорбляя меня при этом!
Шут: Я всего лишь шут, а шут может говорить правду даже тогда, когда она кому-то не нравится!
Король: Не обращайте внимания на шута. Мне очень понравился Ваш план.
Принцесса: Но, папа…
Король: Молчать! Если еще слово скажешь, я тебя в башню заточу! Мне план нравится, но сможем ли мы его выполнить? Хватит ли у нас лесорубов и дровосеков? И согласятся ли они сразу вырубить весь лес?
Премьер-министр: Но нам вовсе не нужны никакие лесорубы-дровосеки. Лес могут рубить и Ваши гвардейцы. Не так ли, Начальник королевской стражи?
Начальник стражи: Так точно, Ваше Величество! Дайте только пилы - все порубим, дайте только топоры, все попилим! То есть наоборот: все попилим, дайте только топоры, все порубим, дайте только пилы! То есть…
Король: Ладно, ладно, верю, верю. А с птицами-зверями управимся ли? Где мой главный охотник-птицелов?
Птицелов: Я здесь, Ваше Величество. Все сделаем! Сам, лично займусь! Ни одна синичка не улетит, ни одна белка не ускачет!
Король: Ну что ж. Вы, премьер-министр, обеспечьте гвардейцев топорами и пилами, а Вы, Главный охотник-птицелов, сейчас же приступайте к лову. А то, когда лес рубить начнут, все зверье разбежится, все птицы разлетятся! А сейчас - во дворец! Мы изволили проголодаться!
Под песню "Куда идет король" все уходят. Задерживаются Принцесса и Шут.
Принцесса: Шут, милый шут, что же это? Неужели ничего нельзя сделать? Неужели, кроме нас, у леса не найдется заступников?
Шут: Не отчаивайтесь, Ваше высочество!
Принцесса: Да не называй хоть ты меня этим высочеством! И никакая я не принцесса, я Марья-царевна. Это все премьер-министр папашу на иностранный лад сбивает! А теперь еще из-за своей выгоды лес погубить хочет! Что делать? Что делать?
Шут: Не убивайся так, милая царевна! Отправляйся со всеми во дворец, а я в лесу задержусь, поищу здесь друзей. Может, сообща и придумаем что-нибудь!
Принцесса уходит в одну сторону, а шут - в другую. Через некоторое время Шут возвращается с Медведем, Аллой, Майей, Дуняшей и Ваней.
Медведь: Вот, значит, какое темное дело задумано!
Алла: А птицелов, я видела, уже к поляне с сетью для ловли птиц подходит.
Медведь: Не бывать этому! Отстоим свой лес! А поможет нам в этом та, кто сейчас в лесу главная.
Дуняша и Ваня: Кто?
Медведь: Осень. А где живет Осень, как ей знак подать о беде нашей, о том только Водяной знает. Вы, Дуняша и Ванятка, отправляйтесь-ка к Водяному. Он на большом болоте живет, дорогу найдете?
Дуняша и Ваня: Найдем! (убегают).
Медведь: Ты, Шут, иди во дворец. Спасибо и тебе, и Марье-царевне, что нас спасти хотите (шут уходит). А мы с вами, подружки мои рыжие, займемся птицеловом. Вон он, близко уже, Жар-Птицу нашу поймать хочет. Вы Птице знак подайте, чтоб улетела, а я с главным охотничком-птицеловом по-свойски, по медвежьи поговорю. А пока - прячьтесь.
Медведь и белки прячутся. Под песню "Птицелов" появляется Главный охотник-птицелов, устанавливает капкан и прячется с другой стороны сцены. Под балетную музыку появляется Жар-Птица, подлетает к самому капкану.
Жар-Птица: Какая вкусная еда! Вот повезло мне, так повезло!
Выскакивают Алла и Майя.
Майя: Это ловушка! Улетай!
Жар-Птица (улетая): Спасибо, подружки!
Птицелов (выскакивая из засады и не замечая, что сзади к нему подкрадывается Медведь) : Ах вы, рыжие нахалки! Да я вас уничтожу! На чучела пущу!
Медведь: А, по-моему, из тебя чучело тоже получится! Отличное такое чучело, загляденье просто…
Птицелов: А-а-а… Я-а-а… Я больше не буду-у-у-у! На помощь!!!
Птицелов убегает, за ним Медведь и белки.
Второе действие
Сцена изображает болото. На кочке сидит Водяной, по сторонам - лягушки. Водяной поет песню "Я Водяной…" и танцует.
Лягушка: И чем это тебе, милый Водяной, мы не угодили? Разве мы с тобой мало разговариваем?
Водяной: Просто у меня настроение такое, осеннее, грустное.
Лягушки: А настроение мы тебе сейчас исправим… Лягушачья ламбада!
Лягушки танцуют "Лягушачью ламбаду", с последними тактами которой у болота появляются Дуняша и Ваня.
Ваня: Вот вы тут веселитесь, а не знаете, какая в лесу беда!
Водяной: Это еще что такое? Пришли незваными, поздороваться забыли, да еще замечания старшим делаете?
Дуняша: Ах, простите нас, дорогой Водяной! Мой брат очень волнуется, потому что над лесом беда нависла. Глупый наш Король хочет весь лес вырубить, зверей-птиц переловить! Нас к тебе Медведь послал. Он говорит, что лес спасти теперь только Осень может, потому что она нынче в лесу главная.
Водяной: Лес погубить? Зверей переловить? Ну уж нет, не позволим.
Ваня: Скажи скорей, как нам Осень найти?
Водяной: Ну, вот что. Никого вам искать не надо, возвращайтесь туда, откуда пришли.
Дуняша и Ваня: Как? Ты не хочешь нам помочь?
Водяной: Ух, ну и беспокойные же вы! Кто сказал, что я вам помочь не хочу? Я сам Осень отыщу и к вам приведу!
Дуняша и Ваня: Спасибо, дорогой Водяной!
Дети убегают в одну сторону, Водяной и лягушки уходят в другую
Третье действие
На сцене - та же полянка, что и в первом действии. На полянке - Медведь, белки, Жар-Птица, Дуняша и Ваня.
Жар-Птица: Король уже приближается! Но где же, где же Осень? Неужели подведет нас Водяной?
Медведь: Водяной не подведет, и Осень поможет, но и нам самим трусить не надо. Хватит прятаться! Встретим врага открыто.
Под песню "Куда идет король" появляются Король и вся свита в том же порядке, что и в первом действии. Но, увидев зверей и детей, стража смолкает и прячется за спинами, побросав троны.
Птицелов: Ваше Величество, Ваше Величество! Это та самая Жар-Птица, которую я для Вас поймать хотел! А вон тот монстр в виде медведя мне помешал!
Король: Начальник стражи! Взять его!
Начальник стражи: Стража! Взять его!
Стражники робко приближаются к Медведю, он рычит и делает вид, что бросается на них, стражники с криками ужаса убегают. В это время появляется Осень с Водяным, Осенним дождем, Осенним ветром и лягушками, и громко хохочет.
Осень: Ну и храбрая же у тебя стража, царь-государь!
Премьер-министр: Как смеешь ты называть так его Величество? Разве ты не слышала указа и не знаешь, что перед тобой теперь не царь, а Король?
Осень: Я глупых указов не читаю. А что передо мной царь Семен, то я и сама знаю. А еще мне известно, что ты, подлая твоя душа, хочешь своего государя одурачить, дворец себе заиметь и лес мой загубить.
Король: Да кто ты такая?
Осень: Эх ты, царь-государь, совсем ты поглупел. Меня не узнал, хоть уже сорок годков со мной каждый год встречаешься. А вот дочка твоя, милая Марья-царевна, меня признала. И Шут, и ребятки, и зверятки. Ну, скажи-те же своему царю, кто я?
Все, кроме Короля, премьер-министра, начальника стражи и птицелова: Осень! Золотая Осень!
Король: Ну что ж, здравствуй, Осень. Зачем пожаловала?
Осень: Сейчас скажу. Но сперва с придворными моими познакомься. Вот - Осенний ветер…(Ветер под музыку танцует). А это - Осенний дождь (танцует дождь). А пожаловала я сюда, чтобы запретить тебе лес трогать.
Премьер-министр: Ваше Величество! Я поражен Вашим долготерпением! Какая-то самозванка разговаривает с Вами как с мальчишкой, а Вы терпите! Прикажите сейчас же ее схватить, да в тюрьму посадить!
Вокруг Осени группируются Медведь и прочие положительные персонажи, включая Принцессу и Шута.
Король (тихо, Премьер-министру): В тюрьму бы, конечно, хорошо, да стража разбежалась. Их вон сколько, а нас…(Осени): послушайте, милая… Я - Король. На моей стороне - деньги, власть и сила. Не спорьте со мной, разойдемся по-хорошему.
Осень: Ну а если я докажу, что не ты здесь самый богатый, самый могущественный и самый сильный, оставишь лес в покое?
Король: Докажешь? Ты? Мне? Ладно, если ты убедишь меня в этом, я оставлю лес в покое.
Все положительные персонажи: Слово Короля?
Король: Слово Короля!
Осень: Начнем же. Ты считаешь себя самым богатым. Почему?
Король: Глупый вопрос. Потому что у меня много золота.
Осень: Ты так думаешь? А теперь открой пошире свои глаза и посмотри вокруг. Подними, подними голову! Гляди на деревья! Что ты видишь?
Сверху начинает сыпаться дождь из золотых листьев.
Король: Золото! Золотой дождь! Я вижу золотые листья! Чьи они? Почему я их раньше не замечал?
Жар-Птица: Это - золото Осени. А не замечал ты его потому, что никогда не видел ничего дальше собственного кармана!
Осень: Надеюсь, теперь ты убедился, что я богаче тебя?
Король: Убедился.
Премьер-министр: Но, Ваше Величество, у Вас есть еще власть и сила.
Осень: Власть? И что же ты, царь-государь, можешь приказать своей властью?
Король: Я? Да я что хочешь могу приказать! Могу войну начать! Могу кому хочешь приказать голову отрубить!
Жар-Птица: Разве это власть? А может ли по твоему приказу земля родить? Могут по твоему приказу грибы вырасти, орехи созреть, все деревья, все кусты, все травы плоды принести? Могут? Что ж молчишь?
Осень: Эй, белки! Внести сюда осенние дары леса! Ты, Ванятка, принеси дары полей осенних, а ты, Дуняша - то, что в садах к осеннему празднику урожая уродилось!
Белки приносят корзину с грибами и орехами, Ваня - сноп пшеницы, Дуняша - блюдо с фруктами.
Король: Что ж, ты могущественна, признаю это. Но все-таки я - король. У меня есть армия, я могу победить в любом сражении.
Осень: Армия, говоришь? Такая же, наверное, храбрая, как твои гвардейцы-охранники? Ну что ж, я с собой лишь двух своих помощников взяла, но и они тебе мою силу показать могут. А ну-ка, Осенний Ветер и Осенний Дождь, покажите Королю свою силу.
Осенний Ветер:
Я - Ветер Осенний, холодный и злой,
Я вам не советую спорить со мной,
Ломаю деревья, сношу я дома,
Скрывайся, и прячься, и бойся меня!
Осенний Дождь:
От Осеннего Дождя убегает и смельчак,
От Осеннего Дождя наступает сырость, мрак,
Заливаю я леса, заливаю я поля,
От меня болеют люди. Берегитесь вы меня!
Дождь и Ветер исполняют танец, вовлекая в него отбивающихся от них Короля, Премьер-министра, Начальника стражи и Главного охотника-птицелова.
Король: Стойте! Хватит! Прикажи им остановиться! Я оставлю в покое лес!
Осень движением руки останавливает танец Ветра и Дождя.
Король: Я... Я не буду губить лес. Я не испугался тебя, Осень. Просто я понял, что золотой осенний лес прекрасен.
Принцесса: Наконец-то, папочка! И весенний, и летний, и зимний лес прекрасен! А ты слушался этого Премьер-министра.
Король: Он больше не Премьер-министр!
Премьер-министр: Но Ваше Вели…
Король: И убирайтесь прочь из моего королевства. Вместе с вашим другом Птицеловом.
Премьер-министр и Главный Охотник-птицелов уходят, сопровождаемые смехом остальных персонажей.
Осень: Ну что ж, друзья, все вместе мы спасли наш лес. Посмотрите, как он прекрасен!
Под музыку "Рассвет-чародей" все танцуют и кланяются.
Подобрать и сшить костюмы к спектаклю можно по
каталогу костюмов портала "Солнышко"
© Источник: детский портал «Солнышко»
http://www.solnet.ee/holidays/s2_15.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.
Цели занятия:1. Познакомить детей с правилами дорожного движения.2. Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.
Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...
"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...
Самоанализ внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие, защита проекта «Моя семья»
Самоанализ внеклассного мероприятия....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс
Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....
Внеклассное мероприятие « Старичок-боровичок» с презентацией к внеклассному занятию «36 занятий для будущих отличников».
конспект внеурочного занятия для 3 класса...