Главные вкладки

    Образовательная программа "Путь во взрослую жизнь"
    рабочая программа на тему

    Настоящая программа «Путь во взрослую жизнь» направлена на повышение социальной компетентности воспитанников, для того чтобы, выйдя из детского дома, они могли жить и общаться с окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им предстоит жить, работать, создавать семью, растить детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл put_vo_vzrosluyu_zhizn.docx55.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Краевое государственное казенное учреждение

    для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    «Назаровский детский дом»

    Принято на заседании методического совета

    № 1 от 10 октября 2017 года

    Директор КГКУ

    «Назаровский детский дом»

    ___________Г.А. Козлова

    «____»___________2017 г.

    Образовательная программа

    по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни:

    «Путь во взрослую жизнь»

    Автор-составитель:

    воспитатель Иванова Н.С.

    Срок реализации: 2 года.

    Назарово 2017

    Пояснительная записка.

    Актуальность. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой проблемой. Система государственного попечения создает материальные предпосылки для полноценного развития воспитанников детского дома и подготовки их к взрослой жизни. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.

    Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жилье, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно.

    Настоящая программа «Путь во взрослую жизнь» направлена на повышение социальной компетентности воспитанников, для того чтобы, выйдя из детского дома, они могли жить и общаться с окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им предстоит жить, работать, создавать семью, растить детей.

    Программа представляет собой комплексную программу, состоящую из трех теоретико-практических блока:

    1. блок - «Школа будущего семьянина». В первом разделе программы воспитанники знакомятся с понятием «семья», значением семьи в жизни человека, расширяют представления о семейных взаимоотношениях, традициях семьи, получают навыки ведения домашнего хозяйства.
    2. блок - «Основы семейной экономики». Во втором разделе воспитанники знакомятся с основами семейной экономики, учатся рационально распределять семейный бюджет.
    3. блок – «Я и социум». Третий раздел направлен на получение знаний о предприятиях и учреждениях города и района, которые призваны помочь в успешной адаптации выпускника детского дома в социуме. Здесь рассматривается проблема развития навыков ориентировочного поведения, знакомство и отработка норм поведения в наиболее типичных ситуациях.

    Кроме основной части в программе предусмотрены дополнительные курсы:

    1. Творческая мастерская «Самоделкины».
    2. Трудовой практикум «Мужчина в доме».
    3. Кулинарный практикум «Поваренок».

    Цель этих занятий – дать более подробные, глубокие знания и сформировать навыки, необходимые для ведения домашнего хозяйства.

    Цель программы: формирование полноценной, социально-мобильной, устойчивой и ответственной личности, способной в будущем успешно строить собственную модель жизни, семьи.

    Задачи программы:

    1. Формировать основы знаний о семейно-брачных отношениях, семейном законодательстве, потребности в создании собственной семьи, умений правильно строить внутрисемейные отношения.
    2. Обучать основам семейной экономики, практическим навыкам ведения домашнего хозяйства.
    3. Прививать нормы и правила общежития и социального взаимодействия.
    4. Вовлекать воспитанников в коммуникативную, трудовую, творческую и исследовательскую деятельность как фактор личностного развития.

    Формы организации занятий:

    • конкурсы, викторины;
    • экскурсии;
    • виртуальные экскурсии;
    • образовательные экспедиции;
    • мастер-классы;
    • акции;
    • практикумы;
    • ролевые игры;
    • работа с пословицами о семье, семейных отношениях;
    • ситуативные задания;
    • просмотр учебных фильмов;
    • встречи с сотрудниками организаций социальной направленности.

    Планируемые результаты:

    • знают понятия «семья», «состав семьи», «наличие родственных связей», «значимость семьи в жизни человека»;
    • имеют представление о семейном очаге, о составляющих благополучной семьи;
    • умеют различать виды семей, стремиться к созданию благополучной семьи;
    • знают, какими путями можно избежать семейный конфликт;
    • имеют представления об обязанностях и ответственности родителей в воспитании и содержании детей;
    • умеют проявлять заботу об окружающих, близких людях;
    • имеют представления о составляющих семейного бюджета, его доходов и расходов;
    • имеют представления о бережливости семейного бюджета;
    • имеют знания и навыки ведения домашнего хозяйства;
    • умеют заполнять квитанции по оплате услуг.
    • имеют представления о кредитах, страховании.

    Мониторинг освоения воспитанниками образовательной программы:

    1. Диагностический этап:
    • анкетирование (прил. 1);
    • тестирование (прил. 2);
    • наблюдение;
    • опрос.
    1. Мониторинговая программа «Портрет воспитанника».
    2. Практический этап:
    • квест - игра «Путешествие в город Мастеров»;
    • турнир «Знатоки житейских премудростей».

    Продолжительность реализации программы, объем программы.

    Программа рассчитана на 2 года (64ч.) и разработана для воспитанников детского дома в возрасте от 12 до 18 лет. Календарно–тематическое планирование на каждый год обучения включает в себя 32 часа теоретических и практических занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью от 30 до 40 минут.

    Календарно-тематическое планирование 1 года обучения:

    Дата проведения

    Тема занятия.

    Содержание.

    Форма

    занятия.

    Диагностический этап

    Сентябрь

    3-я неделя

    «Семейные ценности»

    Диагностика представлений семейных отношений, ведении домашнего хозяйства, правил общежития.

    Тестирование.

    Приложение 1

    4-я неделя

    «Готовность воспитанников к самостоятельной, семейной жизни».

    Диагностика уровня подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, выявление основных проблем группы.

    Тестирование. Приложение 2

    1. Блок. «Школа будущего семьянина»

    Октябрь

    1-я неделя

    «Русская семья. История и современность».

    Знакомство детей с историей, укладом и традициями русской семьи. Создание положительного образа семьи.

    Экскурс в историю становления семейных отношений на Руси.

    2-я неделя

    «Родные люди - кто они?»

    Создание представлений о родственных отношениях. Познакомить с понятием «кровные» и «некровные» родственники.

    Составление таблицы «Родственные узы».

    Практическая работа.

    3-я неделя

    «Кто в семье хозяин?».

    Расширять представления воспитанников о роли родителей и детей в семье. Распределение трудовых обязанностей в семье.

    Притча «Распределение обязанностей», игра пантомима «Пойми меня»

    Конкурсо-игровое занятие.

    4-я неделя

    «Я – будущий отец, глава и опора семьи»

    Дискуссия на тему:

    «Хороший отец - большое счастье».

    Составление памятки «Советы отцам»

    Дискуссия.

    Ноябрь

    1-я неделя

    «Семейные праздники и традиции»

    Систематизировать и обобщить знания о семейных праздниках и традициях. Игра: «Угадай праздник».

    Создание семейного альбома «Наша дружная семья»

    Занятие с элементами КТД.

    2-я неделя

    «Мы выбираем, нас выбирают…»

    Раскрыть понятие приёмной семьи, её особенностях и отличиях от других форм устройства. Игра «Ассоциации», упражнение «Строим дом».

    Занятие с элементами

    3-я неделя

    «Когда все вместе, тогда и душа на месте»

    Познакомить воспитанников с понятиями «полная семья», «неполная семья», «неблагополучная семья», «приемная семья». Воспитывать положительную мотивацию к созданию собственной благополучной семьи.

    Беседа

    4-я неделя

    «Семейные конфликты»

    Выявить основные причины возникновения конфликтов в семье и определить пути их решения.

    Занятие тренинг.

    Декабрь

    1-я неделя

    «Секреты счастливой семьи»

    Создание модели благополучной семьи.

    Занятие с элементами КТД

    2 блок. «Основы семейной экономики».

    2-я неделя

    «Деньги. Деньги стран Мира»

    Знакомство с историей возникновения денежных купюр.

    Презентация.

    3-я неделя

    «Семейный бюджет»

    Сформировать общее представление учащихся об экономике домашнего хозяйства. Типы семейного бюджета.

    Практическое занятие. Анкета «Экономны ли вы?»

    4-я неделя

    «Доходы и расходы семьи»

    Выявить основные источники формирования семейного бюджета.

    Практическое задание. Учет семейных расходов.

    Решение экономических задач.

    Январь

    1-я неделя

    «Потребности семьи»

    Дать представления о материальных и духовных потребностях. Рациональные и ложные потребности семьи

    Занятие- с элементом тестирования.

    Практическая работа «Разумные покупки»

    2-я неделя

    «Доходы и расходы в первый год самостоятельной жизни»

    Показать, как рационально расходовать денежные средства, планировать покупки.

    Занятие – практикум.

    3-я неделя

    «Расходы на питание».

    Учить составлять «смету» на покупку продуктов.

    Практическое занятие.

    4-я неделя

    «Расходы по оплате коммунальных услуг».

    Познакомить с видами коммунальных услуг, учреждениями по приему

    коммунальных платежей. Упражнять в заполнении квитанций

    Практическое занятие.

    Февраль

    1-я неделя

    Оплата электроэнергии.

    Учить воспитанников снимать показания счетчика, производить расчет потребления электроэнергии, заполнять квитанцию.

    Практическое

    занятие.

    2-я неделя

    «Потребитель и его права»

    «Знакомство с Законом РФ «О защите прав потребителя»

    Правовой час совместно с социальным педагогом.

    3-я неделя

    "Семейная экономика и ведение домашнего хозяйства"

    Обобщить знания воспитанников об экономической жизни семьи, семейном бюджете, источниках доходов, рациональном расходовании средств.

    Деловая игра.(В инете)

    3 блок «Я и Социум»

    4-я неделя

    «Путешествие по страницам истории родного города».

    Знакомство с историей города, с развитием и предназначением социальной инфраструктуры города.

    Презентация.

    Март

    1-я неделя

    «Зачем нужны полиция, суд, армия».

    Выпуск памяток «Полиция. Ее назначение. Как обратиться в полицию. Как вести себя, если задержали сотрудники полиции».

    Исследовательская работа.

    2-я неделя

    «Осторожно, мошенники»

    Как уберечься от мошенничества. Игромания. Как уберечься от вовлечения в преступление.

    Разбор ситуаций

    3-я неделя

    «Службы спасения 01, 02,03 – всегда на страже»

    Правила вызова экстренных служб.

    Практическое занятие

    4-я неделя

    «Вирус сквернословия»

    Виды общения. Привитие положительных коммуникативных общений.

    Просмотр М/ф «Урок правильных коммуникаций»

    Апрель

    1-я неделя

    Медицинские учреждения

    Виды и типы медицинских учреждений. Правила поведения в мед. учреждениях.

    Деловая игра.

    2-я неделя

    Сфера обслуживания:

    Знакомство с услугами организаций из сферы услуг: парикмахерская, прачечная, химчистка и т.п.

    Интеллектуальная викторина

    3-я неделя

    «Основные средства связи»

    Отправление письма. Посылки. Правила упаковки и отправления. Заполнение извещения на получение посылки. Телеграмма. Составление текстов телеграмм.

    Практическая деятельность.

    4-я неделя

    Общественный транспорт

    Как пользоваться различными видами городского и междугороднего транспорта.

    Занятие с элементами викторины.

    Мониторинг.

    Май

    1-я неделя

    «Готовность воспитанников к самостоятельной семейной жизни».

    Выявить уровень готовности к самостоятельной жизни

    Анкетирование.

    2-я неделя

    «Путешествие в город Мастеров»

    Закрепление знаний по программе.

    Квест-игра.

    Календарно-тематическое планирование 2 года обучения:

    Дата проведения

    Тема занятия

    Содержание

    Форма

    занятия

    Диагностический этап.

    Сентябрь

    3-я неделя

    «Готовность воспитанников к самостоятельной семейной жизни».

    Диагностика уровня готовности к самостоятельной жизни.

    Анкетирование. Приложение 3

    4-я неделя

    «Уровень сформированности брачно-семейных представлений»

    Диагностика уровня сформированности представлений о будущей семье, выявить основные проблемы группы.

    Тестирование.

    Приложение 4

    1 Блок. «Школа будущего семьянина».

    Октябрь

    1-я неделя

    «Как я представляю свою будущую семейную жизнь».

    Формирование представления о семье как многофункциональном явлении.

    Осознание подростками ответственности брачного выбора и построения семейных взаимоотношений.

    Создание коллажа

    2-я неделя

    «Качества, необходимые человеку в семье».

    Составление перечня качеств «настоящего» мужчины и женщины. Обсуждение полученных результатов

    Практическое занятие.

    3-я неделя

    «Регистрация брака.

    Брачный договор. Венчание».

    Планирование семьи и построение дальнейших отношений в семье. Законодательство о браке и семье. Практическое задание: «Заполнение заявления в ЗАГС»

    Информационный час.

    4-я неделя

    «Культура взаимоотношений в семье»

    Этика и эстетика семейных отношений.

    Занятие с элементами игры.

    Ноябрь

    1-я неделя

    «Здоровые родители – здоровый ребенок!»

    Здоровый образ жизни - как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя, никотина и наркотиков»

    Интегрированное занятие с мед. сестрой.

    2-я неделя

    «Права и обязанности родителей и детей»

    Способствовать формированию правовых компетенций воспитанников в вопросах брака и семьи, прав и обязанностей родителей и детей.

    Правовой час

    3-я неделя

    «Поддержка семьи государством»

    Знакомство с различными формами поддержки семьи:

    «Программы поддержки молодых семей».

    «Жилищные субсидии»

    «Налоговые льготы» и др.

    Интегрированное занятие совместно с социальным педагогом.

    4-я неделя

    «Споры не ради ссоры»

    Причины и последствия разлада семейных отношений. Знакомство с основными проблемами семейных отношений и путями их решения.

    Дискуссия «Расторжение брака или сохранение союза?»

    Декабрь

    1-я неделя

    «Большая семейная викторина».

    Закрепление знаний о семье и семейных отношениях.

    Интеллектуальная викторина

    2 блок. «Основы семейной экономики».

    2-я неделя

    «Прожиточный минимум и моя потребительская корзина»

    Дать понятия «прожиточный минимум» и «потребительская корзина», и показать, как они связаны между собой и какова из роль в экономической жизни человека.

    Экономическая игра

    3-я неделя

    «Экономия в быту».

    Познакомить с основными правилами экономии на продуктах, бытовой химии и т.д.

    Игра «Экономим денежку»

    Памятка «Советы бывалых домохозяек»

    Практическое занятие.

    4-я неделя

    «В магазине промышленных товаров»

    Как сэкономить при покупке мебели, бытовой техники.

    Практическое занятие.

    Январь

    1-я неделя

    «Случайные покупки».

    Как уберечься от совершения необдуманных, незапланированных трат.

    «Правила совершения покупок»

    Проблемные ситуации

    2-я неделя

    «Планирование крупных покупок для семьи. Накопить или взять в долг?»

    Познакомить воспитанников с разными видами кредитования.

    Занятие с элементами игры.

    3-я неделя

    «Как сохранить и приумножить семейные сбережения»

    Знакомство с разными видами денежных вкладов: все за и против.

    Экономические задачи.

    4-я неделя

    «Хобби или бизнес?»

    Показать, как любимое занятие может приносить доход.

    Презентация.

    Февраль

    1-я неделя

    «Посещение сберегательного банка РФ»

    Узнать об основных услугах, предоставляемых банком «Как открыть счет в банке»

    Банкомат и его возможности.

    Экскурсия. Практическое занятие.

    2-я неделя

    «Кредит – жизнь в долг или способ удовлетворения потребностей?»

    Дать понятие кредита, виды кредитов, (потребительский, ипотечный) познакомить с ответственностью заемщика перед банком.

    Занятие - кейс.

    3-я неделя

    «Грамотный потребитель»

    Закрепление знаний о семейной экономике.

    Конкурс.

    3 блок «Я и Социум»

    4-я неделя

    «Общие правила поведения в общественных местах»

    Воспитать культуру поведения в общественных местах.

    Занятие с элементами театрализации разбор проблемных ситуаций.

    Март

    1-я неделя

    «Культурные и спортивные учреждения города. Учреждения для детей»

    Виды детских учреждений, их назначение.

    Какие кружки, секции в них имеются;

    Правила поведения в ДК и библиотеке.

    Квест-игра.

    2-я неделя

    «Уважительное отношение к общественной и частной собственности».

    Порча имущества и ответственность за нее.

    Правовой час.

    3-я неделя

    «Жилищные проблемы».

    Знакомство со службой ЖКХ. Подача заявлений, экстренный вызов коммунальных служб. Причины потери жилья. Игра «Риелторы».

    Мозговой штурм

    4-я неделя

    Страхование. Виды страхования

    Познакомить с понятием «страхование», видами страхования и их предназначением.

    Занятие-викторина.

    Апрель

    1-я неделя

    «Центр социальной защиты населения, биржа труда».

    Знакомство с государственными услугами, предоставляемыми ЦЗН.

    Информационное обеспечение подростков по вопросам трудоустройства.

    Практическое занятие.

    2-я неделя

    Единый рассчетно-кассовый центр. (ЕРКЦ)

    Оплата за коммунальные услуги. Размер квартплаты. Тарифы на электричество. Порядок оплаты. Передача показаний счетчиков.

    Экскурсия.

    3-я неделя

    «Гос. услуги»

    Знакомство с МФЦ и возможностями интернет сайта «Гос. услуги»

    Виртуальная экскурсия.

    4-я неделя

    «Будь готов»

    Закрепление полученных знаний.

    Игра по социально-правовой ориентации.

    Мониторинг.

    Май

    1-я неделя

    «Готовность воспитанников к самостоятельной семейной жизни».

    Выявить уровень готовности к самостоятельной жизни

    Анкетирование.

    2-я неделя

    «Знатоки житейских премудростей».

    Закрепление полученных знаний.

    Турнир знатоков.

    Список используемой литературы:

    1. .Агарков С. Интимный мир молодой семьи // Воспитание школьников, 1995, №1, с. 38-41.
    2. Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи // Воспитание школьников, 1998, №3, с. 31-34.
    3. Мартынин В. Твоя родословная // Воспитание школьников, 1999, №6, с. 16-17.
    1. Мартынин В. Твоя родословная // Воспитание школьников, 2000, №5,

    с. 7-9

    1. Правовой путеводитель подростка. – Калуга: НП «Ассоциация многодетных семей», 2000. – 38 с.
    2. Плясова, Г. И. Образовательное пространство программы «Воспитание семьянина в условиях детского дома. Плясова // Философия образования: спецвыпуск // Издательство СО РАН. – Новосибирск. – 2006. –С. 199-201
    3. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учебное пособие. / Байбородова Л. В., Жедунова Л. Г., Посысоев О. Н., Рожков М. И. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. – 196 с.

    Приложение 1

    Диагностическая методика «Семейные ценности»,

    составленная М. С. Константиновой, М. В. Мартыновой

    Для проведения исследования разработан диагностический опросник «Семейные ценности». Он включает вопросы, сгруппированные в блоки по следующим темам:

    1.         любовь (забота, активный интерес к любимому человеку, умение

    2.        принимать другое мнение и т.п.);

    3.         уважительное отношение к родителям;

    4.         осознанное, заботливое отношения к старшим;

    5.        осознанное, заботливое отношения к младшим;

    6.         представление о гендерных семейных ролях и уважение к ним;

    7.        культура быта.

    Диагностические материалы по теме «Семейные ценности» используются

    для диагностики детей от 10 до 17 лет.

    В опроснике «Семейные ценности» используются закрытые вопросы и

    стандартизированные ответы (да, нет, иногда). Цель – определить представления детей о взаимопонимании между членами семьи, почитании

    родителей, продолжении рода, заботе о младших и старших. Данная методика проста в применении, содержит 30 вопросов, бланк ответов в виде таблицы, имеет ключ для обработки.

    Опросник «Семейные ценности».

    1.1 Как вы думаете, это правильно, если члены семьи часто

    обращаются друг к другу за помощью?

    А) Конечно, для этого и нужна семья.

    Б) Это трата времени, у каждого и так много своих дел.

    В) Все зависит от ситуации.

    2.2 По вашему мнению, интересно ли изучать историю своего рода,

    узнавать новое о своей семье из рассказов родителей, бабушек и

    дедушек?

    А) Это очень интересно и нужно.

    Б) Не интересно, есть множество других более интересных

    занятий.

    В) Я никогда об этом не думал.

    3.3 Как вы считаете, обязательно ли поздравлять родителей и др.

    родственников с Днем рождения и другими праздниками (Днем 8

    марта, Днем Защитника Отечества и др.)?

    А) Обязательно, ведь это хороший повод показать свое хорошее

    отношение к родным.

    Б) Не обязательно, человек может быть слишком занят, чтобы

    тратить на это время.

    В) Это важно, но иногда люди забывают об этом.

    4.4 Считаете ли вы плохим поступком, когда старший обижает

    младшего?

    А) Да, старшие должны всегда только защищать младших, а не

    обижать.

    Б) В этом нет ничего плохого.

    В) Это нехорошо, но если младший не прав, можно его и

    проучить.

    5.5 Как вы считаете, у всех ли членов семьи должны быть свои

    обязанности по дому?

    А) Да, у всех.

    Б) Нет, каждый делает, что захочет.

    В) В разных семьях по-разному.

    6.6 Как вы считаете, надо ли помогать родителям и другим членам

    семьи, если они оказываются в трудной ситуации?

    А) Да, семья нужна для того, чтобы всегда выручать друг друга.

    Б) Нет, каждый может справиться с трудностями

    самостоятельно.

    В) Только если они сами попросят о помощи.

    7.1 Представьте себе семью: мама, папа, двое детей. У каждого есть

    определенные обязанности. Но так случилось, что родители

    просят одного из детей сделать работу, которая обычно входит в

    обязанность другого члена семьи (брата/сестры и т.п.)? Как он

    поступит, по вашему мнению?

    А) Спокойно выполнит просьбу.

    Б) Не будет ничего делать, скажет, что это не входит в его

    обязанности.

    В) Выполнит просьбу кое-как, лишь бы к нему не приставали.

    8.2 Хотели бы вы в будущем создать свою семью?

    А) Да.

    Б) Нет.

    В) Затрудняюсь ответить.

    9.3 Хотели бы вы иметь такую же профессию, как у родителей?

    А) Да, мне очень нравится то, чем занимается мама/папа.

    Б) Нет, профессия родителей мне неинтересна.

    В) Не знаю, не думал об этом.

    10.4 Представьте себе семью: мама, папа, двое детей. Младший

    расстроился из-за того, что проиграл в игре. Как поступит

    старший, ваше мнение?

    А) Объяснит, что нет ничего страшного, и научит играть.

    Б) Не обратит на это никакого внимания.

    В) Посоветует научиться играть лучше.

    11.5 Как вы думаете, нужно ли следить за своим здоровьем, вести

    здоровый образ жизни, правильно питаться?

    А) Да.

    Б) Нет, пока молод и здоров, можно не обращать на это

    внимание.

    В) Только если на этом настаивают родители.

    12.6 Представьте себе семью: мама, папа и двое детей. Младший

    заметил, что старший чем-то очень расстроен. Что, по-вашему

    мнению, сделает младший?

    А) Предложит старшему свою помощь и моральную поддержку.

    Б) Сделает вид, что ничего не заметил.

    В) Поможет и поддержит, если старший попросит об этом.

    13.1 Как вы думаете, должны ли все члены семьи участвовать в

    принятии решения, которое касается жизни семьи?

    А) Да, решение должно быть принято совместно.

    Б) Нет, решение принимает главный член семьи.

    В) Бывает по-разному, все зависит от ситуации.

    14.2 Как вы считаете, в семье должны быть дети?

    А) Да, обязательно.

    Б) Нет, можно обойтись и без детей.

    В) Может быть по- разному.

    15.3 Как вы думаете, нужен ли каждой семье альбом с семейными

    фотографиями (родителей, бабушек, дедушек и других

    родственников)?

    А) Конечно, у нас в семье тоже есть такой альбом.

    Б) Это только лишний хлам.

    В) Может и нужен, а может, и нет.

    16.4 Представьте семью, где есть младшие братья и сестры. Как вы

    думаете, обязательно ли старшим детям разделять заботу о

    младших с родителями?

    А) Да.

    Б) Не обязательно, это дело родителей.

    В) Только если родители об этом попросят.

    17.5 Как вы думаете, все ли члены семьи (и дети тоже) должны уметь

    готовить хотя бы простейшие блюда?

    А) Да, все должны уметь готовить, это в жизни пригодится.

    Б) Нет, для этого есть мама (или другой конкретный член семьи).

    В) Может быть по-разному, зависит от того, как все договорятся.

    18.6 Представьте себе семью: мама, папа, двое детей, бабушка и

    дедушка. Вдруг старики заболели. Им сложно выполнять какую-

    либо работу. Что в этой ситуации могут сделать младшие члены

    семьи?

    А) Могут предложить свою помощь и помочь конкретными

    делами.

    Б) Могут ничего не делать, у них и так много своих забот,

    старики пусть выживают сами.

    В) Могут помочь, если старики сами попросят.

    19.1 По вашему мнению, должны ли родители интересоваться

    событиями, которые происходят с их детьми?

    А) Конечно, родители должны знать о своем ребенке все.

    Б) Нет, у каждого своя жизнь, и родители не должны вмешиваться.

    В) Да, если дети сами хотят поделиться впечатлениями.

    20.2 Как вы думаете, сколько детей должно быть в счастливой семье?

    А) Два и больше.

    Б) Можно и без детей

    Г) Хватит и одного.

    21.3 Представьте себе семью: мама, папа, двое детей. Один из детей

    совершил неблаговидный проступок, родители его ругают. Как

    он себя поведет, ваше мнение?

    А) Признает, что был не прав, и извинится.

    Б) Станет доказывать свою правоту и выяснять отношения на

    повышенных тонах.

    В) Будет молча слушать родителей, но извиняться не будет.

    22.4 Как вы думаете, нужно ли старшим детям заботиться о младших,

    помогать им?

    А) Конечно, это очень важно.

    Б) И так много своих дел, заботиться о младших должны

    родители.

    В) Нужно, но только если об этом попросят родители.

    23.5 Как вы думаете, может ли ребенок старше 11 лет самостоятельно

    ходить в магазин и делать покупки для всей семьи? (продукты

    питания, средства гигиены и т.п.)

    А) Да.

    Б) Нет, для этого есть родители.

    В) Можно делать покупки только вместе с родителями.

    24.6 Как вы думаете, нужно ли морально поддерживать людей

    пожилого и преклонного возраста (звонить, писать, посещать)?

    А) Да, конечно.

    Б) Это не обязательно, тем более на это уйдет слишком много

    времени.

    В) Иногда.

    25.1 Как вы думаете, насколько часто члены семьи должны проводить

    выходной день вместе?

    А) Как можно чаще, лучше, если каждые выходные.

    Б) В выходные надо отдыхать друг от друга.

    В) Каждый должен проводить выходные так, как хочет.

    26.2 Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на ту, где

    вы сейчас живете?

    А) Конечно, ведь моя семья самая хорошая.

    Б) Нет.

    В) В чем-то – ДА, а в чем-то – НЕТ.

    27.3 Представьте себе семью: мама, папа, двое детей. Дети хотят

    пойти погулять с друзьями, но родители их не пускают. Как

    поступят дети?

    А) Постараются спокойно поговорить с родителями и убедить их

    отпустить на прогулку.

    Б) Устроят скандал и уйдут.

    В) Никуда не пойдут, но останутся при мнении, что родители не

    правы.

    28.4 Представьте себе семью: мама, папа, двое детей. Младший не

    выполняет просьбу старшего. Как поступит старший?

    А) Спокойно поговорит с младшим, повторит свою просьбу еще

    раз.

    Б) Будет злиться на младшего, выяснять с ним отношения на

    повышенных тонах, угрожать.

    В) Не станет настаивать на своем, но перестанет с младшим

    общаться до исполнения им просьбы.

    29.5 Как вы считаете, надо ли самостоятельно следить за своим

    внешним видом, одеждой, прической?

    А) Да.

    Б) Нет, об этом напоминают родители.

    В) Иногда, в особо торжественных случаях.

    30.6 Как вы считаете, нужно ли поддерживать людей пожилого и

    преклонного возраста материально (покупать продукты,

    лекарства, оплачивать счета и т.п.)?

    А) Да, им очень необходима эта помощь.

    Б) У них есть пенсия, они в состоянии позаботиться о себе сами.

    В) Иногда, если им чего-то не хватает, и они просят об этом.

     Ответы заносятся в бланк-таблицу для ответов. После проведения опроса необходимо суммировать одинаково выделенные ответы обучающихся по каждому блоку:

    1 Любовь

    2 Продолжение рода

    3 Почитание родителей

    4 Забота о младших

    5 Забота о старших

    6 Культура быта

    Ключ к ответам:

    А «Да» – 2 балла

    Б «Нет» – 0 баллов

    В «Иногда» – 1 балл

    Максимальный результат – 60 баллов всего, по каждому показателю – 10

    баллов. Уровень сформированности представлений подростков о той или

    иной ценности определяется, исходя из следующего ранжирования:

    • 8-10 баллов – высокий уровень;

    • 5-7 баллов – средний уровень;

    • 0-4 – низкий уровень;

    по всем показателям:

    • 50-60 баллов – высокий уровень;

    • 30-49 – средний уровень;

    • менее 30 – низкий уровень.

    Обработка ответов может проводиться как педагогом, так и детьми. Далее педагог вносит данные по группе в сводную таблицу «Карту отслеживания

    воспитательного результата», осуществляет качественный анализ проведенного опроса и определяет для данной группы подростков блоки семейных ценностей, представление о которых сформированы слабо (находятся на низком и среднем уровне). При желании, педагог может провести анализ сформированности представлений о семейных ценностях у мальчиков и девочек. При интерпретации результатов исследования необходимо учитывать возрастные особенности испытуемых, что предполагает модель формирования семейных ценностей у детей и подростков. На основании результатов качественного анализа педагог планирует дальнейшую воспитательную работу с данной

    Приложение 2

    Готовность воспитанников к самостоятельной жизни.

    1. Ваша фамилия, имя, возраст___________________________________.

    2. Семья в отличие от других малых групп характеризуется?

    а) высокой политической активностью

    б) общностью быта

    в) общими увлечениями

    г) профессиональным ростом

    3. Соедини линиями кровных и не кровных родственников.

    • Кровные родственники                                           Мама

                                                                                         Отчим

                                                                                         Бабушка

                                                                                         Сестра

                                                                                          Зять

    •  Некровные родственники                                       Невестка

                                                                                          Мачеха

                                                                                          Внук

    1. Главой семьи может быть: 

    • Муж
    • Жена
    • Равноправие.

    1. Отметь те обязанности, которые должен выполнять в семье папа.

    • забота о детях.
    • проверка домашнего задания.
    • посещение родительских собраний.
    • решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям.
    • организация семейных праздников
    • организация детских торжеств в саду и в школе.
    • выполнение тяжёлой физической работы по дому.
    • выполнение домашней работы, которая требует большой сосредоточенности.
    • покупка продуктов.
    • уборка квартиры.
    • стирка белья.
    • мелкий ремонт по дому (электроприборы, мебель и т. п.)
    • поддержание контактов с соседями.
    • текущий ремонт квартиры.
    • планирование семейного бюджета.
    • оплата коммунальных услуг и электроэнергии.
    • покупка одежды и обуви.
    • покупка мебели, бытовой техники.
    • кормление и уход за домашними животными.

    1. Определи, что относится к семейным праздникам, а что к семейным традициям, соедини с правильными ответами.

    • Семейные праздники                                               Рыбалка

                                                                                          День Свадьбы

                                                                                          День рождение

                                                                               Ведение семейного альбома

                                                                                           Гостеприимство

    •  Семейные традиции                                                 Нового года,

                                                                                           8 марта

                                                                      Уважение к старшему поколению

    7. Твоя семья, как ты ее себе представляешь?

    • Брак зарегистрирую.
    • Гражданский брак.
    • Предпочитаю одиночество.
    • Буду жить у друзей.
    • Брак по расчету.

    1. Семейный бюджет – это:

    • Доходы семьи.
    • Расходы семьи.
    • Доходы и расходы семьи за определенный промежуток времени.

    1. Что относится к источникам доходов семьи, отметь:
    • Заработная плата.
    • Пенсия.
    • Коммунальные платежи.
    • Стипендия.
    • Кредит.
    • Социальные пособия.
    • Страховка.
    • % по вкладам.
    • Деньги на лечение.
    • Налоги.
    • Деньги с подсобного хозяйства, хобби.

    1. Что называется, осознанной необходимостью иметь что-либо материальное или духовное?

    • Желание.
    • Потребность.
    • Жажда.

    11. Выбери правильные ответы. Материальные потребности – это …

    • Еда.
    • Жильё.
    • Путешествие.
    • Одежда.
    • Общение.

    12. Выбери правильные ответы. К видам расходов семейного бюджета относят:

    • Питание.
    • Обязательные платёжные сборы (налоги, оплата квартиры и др.)
    • Непродовольственные товары (одежда, обувь, мебель и др.)
    • Пенсии, стипендии, пособия.

    13. К обязательным платежам относятся:

    • оплата коммунальных услуг;
    • подоходный налог;
    • оплата туристических поездок;
    • оплата за детский сад;
    • оплата культурно-массовых мероприятий.

    14. Рассчитай оплату электроэнергии. 

    Показания в прошлом месяце 1800, новые показания 1950, 1 квт/ч стоит 2 руб. Выбери правильный ответ:

    • 250 руб.
    • 1000 руб.
    • 300 руб.
    • 450 руб.

    15. Определите последовательность совершения покупки:

    • сбор информации о товаре;
    • составление списка необходимого товара;
    • момент совершения покупки;
    • выбор магазина в соответствии со списком товаров;
    • оценка товара и услуг.

    16. В какой срок покупатель может предъявлять требования продавцу относительно качества товара?

    • в течение одного года со дня покупки;
    • в течение гарантийного срока или срока годности товара;
    • в течение 6 месяцев со дня покупки товара.

    17. С какого момента начинается исчисление гарантийных сроков на сезонный товар?

    • с момента покупки товара;
    • со дня изготовления товара;
    • с момента наступления соответствующего сезона.

    18.  Выбери услуги, предоставляемые почтой:

    • доставка писем, посылок, бандеролей
    • денежные переводы
    • прием коммунальных платежей
    • продажа лекарственных средств
    • выплата пенсий
    • подписка на печатные издания (журналы, газеты)
    • продажа продуктов питания.

    1. Поставь номер к правильному утверждению

    1. Конверт                                                          небольшая посылка.
    2. Марка                                                             праздничное поздравление.
    3. Бандероль                                                      пакет из бумаги для письма.
    4. Открытка                                        оплата услуги почты по доставке письма.
    5. Денежный перевод                             сообщение, посланное по телеграфу.
    6. Телеграмма                       перевод денежных средств по территории РФ.

    20.Что не относится к городскому транспорту?

    • автобус
    • трамвай
    • поезд
    • троллейбус

    21. Перевозка пассажиров на дальние расстояния – главная специализация …

    • автомобильного транспорта;
    • авиационного транспорта;
    • железнодорожного транспорта.

    1. Соедини стрелками правильные ответы.

    • Суд.                                              
    • Армия.  
    • Полиция.
    • ДПС.

    •  охрана общественного порядка, пресечение и раскрытие преступлений.
    •  следит за соблюдением правил дорожного                    движения.
    •  защищает страну от вооружённого нападения.
    • осуществляет правосудие.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка "Подготовка к взрослой жизни"

    Правила, которые могут помочь родителям и учителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди одноклассников в школе в период адаптационного периода...

    Конспект урока литературного чтения "Мечты о взрослой жизни" (В. Драгунский «…Бы», Е. Габова «Вареная сосулька»). Образовательная система "Школа 2100" (Бунеевы)

    В уроки литературного чтения можно включать произведения писателей вашего региона. В данном конспекте представлено переплетение двух произведений, схожих по тематике....

    Мечты о «взрослой» жизни. В. Драгунский «…Бы»

    Урок чтения  в 3 классе с презентацией...

    Общеобразовательный проект «Вступая во взрослую жизнь, готовим с Сан Марино

    Развитие человека - очень сложный процесс. Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо ...

    Урок литературного чтения в 3 классе Тема: О взрослой жизни в шутку и всерьёз.

    Урок литературного чтения в 3 классе Тема:  О взрослой жизни в шутку и всерьёз.  ...