Произвольность поведения и деятельности младшего школьника
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Статья для уителей и родителей младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Произвольность поведения и деятельности младшего школьника

 

     Поведение школьников всегда вызывало и вызывает интерес у психологов. В период младшего школьного возраста у детей происходят сдвиги в сфере произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором, детерминирующим развитие у младшего школьника произвольности, является появление в его жизни собственной учебной и других видов деятельности, особенно — трудовой. Однако не только учебная деятельность способствует формированию у младшего школьника произвольности поведения. Как показали фундаментальные исследования российского психолога Л. С. Славиной, уже в III классе большое число учащихся принимают участие в домашнем труде. Они не только занимаются самообслуживанием, но и помогают родителям, имеют постоянные трудовые обязанности. В данном случае трудовая деятельность ребёнка носит чётко выраженный произвольный характер. Труд, представленный в виде выполнения постоянных обязанностей, имеет особое значение для развития у младшего школьника произвольности поведения.Таким образом, учебная деятельность и труд в семье и школе являются теми видами деятельности, в которых формируется произвольность.

            Л. С. Выготский полагал, что дифференциация игры и труда, происходящая в жизни ребёнка, поступившего в школу, является отличительной чертой в ситуации развития детей младшего школьного возраста и приводит к формированию главного новообразования данного периода развития ребёнка — произвольности его психических процессов и функций.

             Развитию произвольности в этом возрасте способствует не только умение ребёнка руководствоваться целями, которые ставят перед ним взрослые, но иумение самостоятельно ставить цели и в соответствии с ними контролировать своё поведение и деятельность.Процесс формирования произвольности осуществляется в течение всех лет обучения учащегося в начальных классах школы.

            Воспитание произвольности в младшем школьном возрасте заключается, прежде всего, в том, чтобы систематическиучить детей самостоятельно ставить цели своей деятельности, настойчиво добиваться их достижения и контролировать себя в этом процессе.       Многочисленные исследования Л. С. Выготского и его учеников показали, что в период младшего школьного возраста все психические процессы и функции начинают приобретать внешне опосредованный характер. Для того чтобы сознательно управлять своими психическими Процессами, в этом возрасте ребёнку ещё нужны некоторые средства, выступающие в качестве опоры. Младшие школьники способны гораздо более последовательно и целенаправленно думать, рассуждая вслух. Посредством речи они организуют своё мышление и свою деятельность.

Таким образом, в результате перехода к обучению в начальных классах школы у ребёнка формируется не только произвольность поведения, но и произвольный характер его познавательных психических процессов.

 

О произвольном характере процесса усвоения знаний свидетельствуют и исследования, проведённые в научной школе В. В. Давыдова. По данным этих исследований, усвоение знаний должно осуществляться в форме действий по образцу.Такие действия обязательно требуют сознательности и произвольности их организации. Кроме того, необходим постоянный самоконтроль учащихся (сравнение своих действий с образцом).

       Исследование психолога Э. А. Фарапоновой показало, что при экспериментальной организации обучения труду уже в I классе школьники могут самостоятельно выделить учебную задачу по овладению отдельными трудовыми  операциями. Они способны также овладеть умением планировать свою работу  и контролировать свои действия. Такие же возможности были выявлены у младших школьников и при усвоении ими других учебных предметов.

           Вот почему педагогика и методика обучения должны опираться на психологические возможности детей младшего школьного возраста. И главная задача учителя (и других субъектов образовательного процесса!) заключается в том, чтобы в современной образовательной среде создать полноценные условия для упражнения и функционирования психических процессов и качеств личности каждого ребёнка. Только в этом случае, по мнению Л. С. Выготского, обучение не будет плестись в хвосте психического развития младших школьников, а будет забегать вперёд этого развития и вести его за собой.

          Таким образом, современная развивающая образовательная среда должна являться важным условием совершенствования целей начального образования. Образование при этом понимается нами как форма, способ психического развития человека. «...По своему содержанию психическое развитие — это самостоятельный процесс, но протекает оно в формах общения, присвоения, обучения и воспитания. Его следует рассматривать через призму связи содержания и формы, через диалектику их взаимопереходов».

          В развивающей образовательной среде, которую должны проектировать все субъекты образовательного процесса (учителя, родители, администрация школы, практические психологи и управленцы системы образования), необходимо развивать у младших школьников важное личностное качество — произвольность поведения и деятельности, на которое предстоит опираться и в последующем непрерывном образовании и самообразовании человека.

          Показателями развития произвольности у младших школьников в современной образовательной развивающей среде являются:

- упорство учащегося;

- настойчивость;

- умение преодолевать трудности в поведении и деятельности;

- умение выполнять разные виды самообслуживающего труда и трудовые действия (посильные для этого возраста);

- умение достигать цели, поставленные взрослыми;

- умение самостоятельно ставить цели;

- умение планировать своё поведение и деятельность;

- умение контролировать своё поведение и деятельность;

- умение управлять своим поведением и деятельностью;

- произвольность психических процессов (памяти, мышления, устной и письменной речи на родном и других языках и др.).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию произвольности старших дошкольников и младших школьников с нарушениями поведения

Коррекционная работа по развитию произвольности старших дошкольников и младших школьников с нарушениями поведения...

Статья на тему: «Особенности произвольной активности и воли младших школьников и ее воспитание».

Статья посвящена исследованию особенностей произвольной активности и воли младших школьников, а также преодолению проблем в ее воспитании, поскольку, чем больше развита воля у ребенка, тем большего ус...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

Статья на тему: "Особенности произвольного и непроизвольного внимания младшего школьника ОВЗ (ЗПР)".

Статья о том, какие особенности произвольного и не произвольного внимания встречаются у детей младшего школьного возраста с ОВЗ....

Опыт работы «Формирование произвольного внимания и поведения используя систему заданий при организации проектной деятельности младших школьников»

Опыт работы по теме "Формирование произвольного внимания и поведения используя систему заданий при организации проектной деятельности"...

Формирование духовных ценностей героического поведения в рамках урочной деятельности младших школьников.

Участие в  Витебских областных образовательных Сретенских чтениях «Историческая память народа – основа духовности и патриотизма» в качестве докладчика...

статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»

В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...