Занятие по внеурочной деятельности ко Дню пожилого человека.
план-конспект на тему

Шибалова Наталья Владимировна

Тема занятия "Только тот род велик, где старость почитается".

Цель:  прививать уважительное отношение, внимание к пожилым людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по внеурочной деятельности «Я люблю тебя, Россия!»

ко Дню пожилого человека.

Тема: Только тот род велик, где старость почитается.

Цели: прививать уважительное отношение, внимание к пожилым людям; совершенствовать умение работать в парах.

Оборудование: сочинения, презентации детей, солнышко, лучики, пословицы в конвертах, выставка работ бабушек и дедушек, поделки для бабушек и дедушек.

1.Оргмомент.

-Ребята, посмотрите на доску. Что здесь написано?

бадебушдушкики

-Какое-то загадочное слово. Попробуйте расшифровать. (Бабушки, дедушки.)

-Предположите тему нашего занятия. (Будем говорить о пожилых людях.)

У меня есть дедушка, как зима седой.
У меня есть дедушка с белой бородой.
Много знает дедушка былей-небылиц:
про луну и солнышко, про зверей и птиц.
Я вопросы разные задаю ему:
— Где? Зачем?
— А скоро ли?
— Сколько? Почему?
Мне на всё мой дедушка может дать ответ.
И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет...  
 Р. Гамзатов

2.Работа над темой.  

 -В нашей стране 1 октября отмечают Международный День пожилых людей. В этот день мы спешим поздравить наших бабушек и дедушек с праздником, пожелать им крепкого здоровья и долгих лет жизни.

   -На Руси всегда старость почиталась: ласковое слово старику, лакомый кусочек и обоим почётное место на празднике.

  -Бабушки и дедушки – хранители домашнего очага.  Зачастую бабушки и дедушки знают о вас больше, чем ваши родители.

Бабушка.  

У мамы – работа,

У папы – работа.

У них для меня

Остаётся суббота.

А бабушка дома всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

-Да ты не спеши.

Ну что там стряслось у тебя,

Расскажи?

-Я говорю, а бабушка

не перебивает,

по крупинкам гречу

сидит перебирает…

Нам хорошо –

Вот так, вдвоём.

Без бабушки –

Какой же дом?   Е. Григорьева

-Бабушки и дедушки играют с вами, делают уроки, рассказывают сказки. Из бабушкиных сказок рождается  наша первая любовь к родной земле. С детства мы впитываем от людей старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи.

-К этому занятию мы с вами готовились: делали презентации, сообщения, поделки. Кто хочет рассказать о своих бабушках и дедушках?

Рассказы детей о бабушках и дедушках. (Настя, Лиана, Максим, Амир)

-Пожилые люди не только ухаживают за внуками, пекут пироги и варят варенье, но и занимаются творчеством и рукоделием.

 Выставка работ, выполненных руками бабушек и дедушек.

-Ваши бабушки и дедушки, в основном, ещё молодые, могут сами себя обслуживать. А я предлагаю вам послушать басню Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК
(Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

-Подумайте и продолжите предложения:

-Я почувствовал…

-Я задумался…

-Почему заплакали отец с матерью?

-Можно ли назвать басню поучительной? Какую мысль  хотел донести до нас Л. Н. Толстой?

Идея: как ты любишь и уважаешь своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя.

-Прочитайте пословицы об уважении к пожилым людям:

Корми деда на печи: и сам будешь там.

Только тот род велик, где старость почитается.

-Как вы понимаете эти пословицы? (Обсуждение в парах, ответы детей).

-Люди старшего поколения очень чувствительны и ранимы. (Старый, что малый.) Любят поговорить о своих болезнях.

-К пожилым людям нужно быть снисходительными, уступать им, не замечать их слабостей.

-На долю ваших бабушек и дедушек выпали тяжёлые испытания: это и Великая Отечественная война, и трудные послевоенные годы. Но они всё смогли пережить. Нам стоит учиться у них стойкости, умению переносить трудности и оптимизму.

-Послушайте стихотворение:

Дора Хайкина

Ходит наша бабушка, палочкой стуча,
Говорю я бабушке: "Позову врача,
От его лекарства станешь ты здорова, 
Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.

Ты потерпишь чуточку, а уедет врач, 
Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.
Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,
Видишь, как я прыгаю, это так легко".

Улыбнулась бабушка: "Что мне доктора,
Я не заболела, просто я стара,
Просто очень старая, волосы седые,
Где-то потеряла я годы молодые.

Где-то за огромными, за лесами темными,
За горой высокой, за рекой глубокой.
Как туда добраться, людям неизвестно".
Говорю я бабушке: "Вспомни это место!
Я туда поеду, поплыву, пойду,
Годы молодые я твои найду!

-Очень трогательное стихотворение.

-Какие взаимоотношения у бабушки с внучкой? Какую мысль хотела донести до нас автор этого стихотворения?

-Конечно, мы не можем вернуть нашим бабушкам и дедушкам молодость и здоровье. Это не в наших силах.

-Как мы можем помочь пожилым людям? (Нужно стараться выслушать их, посочувствовать. Уступить место в автобусе, помочь перейти через дорогу, принести чашку чая, выразить простое человеческое внимание – самое простое, что может сделать каждый – и разглаживаются морщинки у глаз, светлее становится взгляд, теплее на сердце пожилого человека.)

-Какое качество пожилых людей считается самым ценным? (Мудрость.) Об этом сложены пословицы. Прочитайте их:

-Слово дедов – источник разума.

Молодость плечами покрепче, старость – головою.

Стар да умён – два угодья в нём.

У молодых дерзанье, у старых – опыт.

-Как вы их понимаете? (Обсуждение в парах, ответы детей).

-К людям старшего поколения всегда можно обратиться за советом, как поступить в трудной ситуации.

3.Рефлексия.

-Почему нужно говорить о пожилых людях, их  проблемах? (Мы должны вспоминать о них не только в день пожилого человека.)

4.Итог.

На доске солнышко. Каждый ребёнок по очереди говорит доброе слово о своих бабушках и дедушках  и прикрепляет лучик.

-Много добрых слов прозвучало в адрес ваших бабушек и дедушек. Посмотрите, сколько лучиков несут тепло и свет пожилым людям. Пусть наше солнышко согревает всех бабушек и дедушек на планете.

-Я надеюсь, вы станете более чуткими, внимательными к вашим родным, окружите их вниманием и заботой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеурочной деятельности. Школа здоровья. "Глаза - главные помощники человека"

Внеурочная деятельность. Школа здоровья. "Глаза - главные помощники человека"...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...

Открытое занятие по внеурочной деятельности "Осанка человека"

Деятельностный метод как средство формирования УУД. Используемые технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие....

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...

Конспект занятия по внеурочной деятельности по теме "Одна у человека родная мать, одна у него и родина"

Занятие проводится в 3 классе по программе внеурочной деятельности "Я и мой мир". На занятии предусмотрены различные виды работ. Обучающиеся работают в группах....

Конспект занятия внеурочной деятельности "Кто такой сердечный человек?"

На занятиях внерочной деятельности "Тропинка к своему Я" с второклассниками мы изучаем качества человека. Каждое занятие -  новое качество. Тем самым, к концу курса ребята смогут расска...

Интегрированное занятие по внеурочной деятельности "Влияние двигательной активности на здоровье человека" в 3 классе.

Представлен сценарий интегрированного занятия по внеурочной деятельности "Я за здоровый образ жизни" и "Юный исследователь" в 3 классе по теме "Влияние двигательной активности...