Методическая разработка "Одежда и обувь наших предков"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

     Методическая разработка в помощь педагогам – организаторам, педагогам дополнительного образования.. Конспект занятия составлен для учащихся начальных классов. Все теоретические материалы, а также творческие задания подобраны с учетом возрастных особенностей и интересов детей данного возраста.

     Конспект занятия будет полезен педагогам при планировании содержательного досуга младших школьников, а также по приобщению младших школьников к национальной культуре при сохранении народных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл senkiv_s.v._.docx221.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Одежда и обувь наших предков»

С.В. Сенькив

МБУ ДО ДТДиМ города Белово, г.Белово Кемеровской области

Белово 2017

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………………..3

Конспект занятия…………………………………………………………………………………...4

Список литературы………………………………………………………......................................8

Приложение 1 ………………………………………………………………………………………9

Приложение 2……………………………………………………………………………………..10

Пояснительная записка

     В XXI веке: веке инноваций, современных технологий, новых методов обучения и воспитания, новое поколение стремится познать что-то неизвестное, актуальное, модное, забыв о прошлом. Но, как писал Максим  Горький: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Сложно с этим не согласится. Культурный, образованный человек всегда строит свое будущее, опираясь на мудрость предков. Поэтому так важно, с самого детства рассказывать детям об истории родной страны, ее традициях и обычаях, костюмах и песнях.

     Данный конспект занятия малая часть программы по народной культуре по внеурочной деятельности, в которой органично прослеживаются связи со школьными предметами, что позволяет с разных сторон рассмотреть факты нашей истории.  А помогает этому игровые технологии. Они, не навязывая какую – либо точку зрения, позволяют младшему школьнику легко усвоить материал. Играя, ребенок запоминает новые слова, учится общаться, расширяет кругозор и знакомится с бытом и историей предков и получает стимул узнать больше об истории  своей  страны.

     Педагогический смысл занятия в том, что не теряется связь поколений. Ребенок, расширяя свои знания по народной культуре, интересуется историей своей семьи, ее традициями.

     В ходе занятия учащиеся работают в парах, формулируют предложения, основываясь на собственном опыте, отстаивают свою точку зрения. Это позволяет лучше усвоить новый материал и наладить контакт со сверстниками. 

   Методическая разработка предназначена  в помощь педагогам – организаторам. Конспект занятия составлен для учащихся начальных классов. Все теоретические материалы, а также творческие задания подобраны с учетом возрастных особенностей и интересов детей данного возраста.

Одежда и обувь наших предков

Конспект занятия в рамках программы «Истоки русской культуры», предмет Народный обрядовый календарь

Тема занятия: Одежда и обувь наших предков

Цель. Знакомство учащихся  с русским народным мужским и женским костюмом.

Задачи:

  1. Образовательная: расширить знания и  словарный запас по народной культуре.
  2. Развивающая: развивать интерес к народным традициям приобщить к русской культуре через игру.
  3. Воспитательная: воспитывать  умения к  совместной работе .

Оборудование: проектор, ноутбук, элементы народного костюма, карточки с заданиями, лента для игры.

Возраст  участников: младшие школьники.

Форма занятия: учебное занятие с элементами игры.

Тип занятия: знакомство с новым материалом.

Оформление: заставка на экране.

Методические рекомендации по проведению занятия: для погружения в тему педагог одет в русский народный костюм, используется музыкальное сопровождение народные мотивы.

Методы:  словесные методы обучения: диалог  педагога с учащимися и учащихся  друг другом;   беседа: постановка проблемы, основных понятий, определений, терминов, самостоятельная  формулировка  цели, фактов, доказательств.

      Активные формы познавательной деятельности:  заочное путешествие во времени и пространстве,  диспут, элементы игры, ИКТ.

Основные этапы занятия:

  1. Организационный этап (3 мин).
  2. Основной этап (32 мин)
  3. Итоговый (10 мин)

Продолжительность занятия 45 мин.

Ход занятия.

Организационный этап занятия (3 мин)

На слайде – юноша и девушка  в народных костюмах.

- Здравствуйте, люди добрые. Проходите скорей девчонки мальчишки. Будем учиться и играть,  старину вспоминать.

Дети проходят и рассаживаются за столы.

- Посмотрите внимательно на мой наряд. Что о нём можете сказать? Что в нем необычного?  (Дети внимательно рассматривают и отмечают, что сейчас так никто не одевается).

- Правильно. В такой одежде ходили наши предки давно – давно. О том, во что  они одевались и обувались мы и поговорим сегодня на занятии (на экране тема занятия).

Основной этап занятия (32 мин).

- У наших предков не было большого разнообразия в фасонах, тканях при выборе одежды. А зачем, люди вообще носят одежду? (Ответы детей – для тепла, для красоты, чтобы прикрыть наготу).

- Скажите, чем одежда наших предков отличается от современной? (Дети делают выводы на основе собственного опыта – она не модная, из других тканей, с вышивкой, без пуговиц и резинок).

- Платье, сарафан рубаха отличались оригинальностью, так как каждый сам шил себе одежду (слайды на экране)  А из какой ткани они шили? (Ответы детей – льна, хлопка, шерсти).

- Простой народ шил из льна и хлопка, а те, кто побогаче могли позволить себе рубаху из шелка или парчи. (слайды на экране)

- Посмотрите на себя и скажите, как называется одежда, в которой вы пришли (Ответы детей – рубашка, джинсы, брюки, платья, свитшоты, бомберы и др.)

- Конечно, и раньше люди ходили в сарафанах и рубахах, но назывались они иначе. Например, панева, порты, кушак, косоворотка. Вам знакомы эти названия? Давайте, рассмотрим подробнее, внимание на экран. (на экране демонстрируется одежда и ее описание: порты, кушак, косоворотка, панева, онучи, красота, сорочка, сарафан).

- Перед вами на столе лежат картинки, на которых изображены юноша и девушка в национальных костюмах и карточки с названиями одежды, о которых мы сейчас говорили. Соотнесите название и одежду (на экране дублируется задание).

- Все справились? Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте. Поменяйтесь карточками (Дети выполняют задание).

- Назовите, что сейчас носят вместо портов? Онучи? Сорочки? (Дети называют джинсы, брюки, штаны, носки, гольфы, свитшоты, водолазки т.д.)

- Мы говорим о разнообразии одежды наших бабушек и дедушек. А что же они носили на ногах?

- В деревнях часто ходили босиком или в лаптях, а богачи носили сапоги, (слайд сшитые на заказ. Вы знаете из чего плели лапти? Из коры какого дерева?

- Лапти очень мягкая и легкая обувь, плетеная из коры липы, такие носили каждый день, а из коры березы – по праздникам. Чтобы лапти не сваливались к ним приделывали завязки.

- Как вы думаете, лапти носили летом или зимой? (Дети высказывают предположения).

- Летом лапти носили на онучи, а зимой еще и на теплые шерстные носки. Таким образом, в лаптях ходили круглый год.

 - Одно плохо – лапти быстро снашивались: летом за три дня, зимой за десять. Почему летом лапти снашивались быстрее? (Ответы детей – летом много ходили).

Итоговый этап занятия (10 мин).

- Теперь вы знаете, как одевались наши предки. А во что они играли, знаете? А хотите узнать? Выходите и стройтесь в хоровод. Ведущий, сегодня им будет …….(имя ребенка), стоит в центре и держит ленточку в руке, остальные взявшись за руки идут по часовой стрелке и говорят следующее:

- Вышел _____(имя) погулять,

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать.

(Круг останавливается)

Поклонись, поклонись

Да за ленточку возьмись.

(подает конец ленточки перед ним стоящему)

Даю тебе ленточку, потому что ты самый (ая)……

(говорит и меняется с ним местами)*

- Сегодня мы говорили об одежде наших предков. Вы можете назвать, во что одевались наши бабушки и дедушки?

- Молодцы. Запомнили вы хорошо, но давайте проверим. У меня в руках карточки с названиями одежды наших предков и современного человека. Подходите ко мне по одному, берите карточку, прочитайте. И если это носит современный человек, становитесь справа от меня, держа карточку перед собой, если это одежда предка – слева от меня, также держа карточку перед собой (Дети выполняют задание).

- Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас те, кто встал неправильно?

- а теперь посмотрите на юношу и девушку на нашем стенде. Они стоят на поляне среди цветов. Давайте для них сплетем венки. Перед вами цветы, если вы узнали сегодня что-то новое и полезное для себя вы берете ромашку, если же вам было скучно и неинтересно – берете василек. Цветок можно прикрепить юноше или девушке (перед детьми на столе цветы – ромашки и васильки, их крепят на свухсторонний скотч к стенду. Таким образом, ребенок высказывает свое мнение о занятии).

- Все справились с заданием. Теперь вы знаете, в какой одежде и обуви  ходили наши предки. А на следующем занятии мы  узнаем, как и чем украшали свои вещи в далекие времена. А также, что означают рисунки, на рукавах и вороте рубах.

- Помните, как говорили в старину: «По одежке встречают, а провожают по уму».

- Наше занятие окончено. Всего доброго.

Список литературы

1. Максимов, С.В. Крестная сила. Нечистая сила. Неведомая сила. [Текст]: трилогия/ С.В.Максимов. - Кемеровское книжное издание, 1991. 350- с.

2. Латышина, Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа [Текст] /  Д.И.Латышина .- М.: Издательство: Школьная Пресса, 2004.-128с.

3. Русский дом. Универсальный свод  календарей [Текст]/ составитель З.И.Бармина.- Н-Новгород, 1994. - 240 с.

4. Круглый год. Русский земледельческий календарь [Текст]/  составитель А.Ф. Некрылова - М.: Правда, 1991. - 496 с.

5. Русский национальный календарь [Текст]/ составители Н.Е Екимчева.,     И.О.Иофина. - Москва, 2005.- 368 с.

Приложение 1.

Структура занятия

(технологическая карта)

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Время

УУД

1.Организационный

Приветствие детей, озвучивание темы занятия.

Рассаживаются, делают предположения, основываясь на собственном опыте.

3 мин

Общеобучающие, коммуникативные

2. Основной

Дает историческую справку, дает возможность проанализировать уже имеющиеся знания и сформулировать новые.

Дает задание на закрепление, полученных знаний.

Дает задание на синтез полученных знаний и уже имеющихся.

Дает историческую справку, затем вопросы на логику и сообразительность.

На основе исторической справки анализируют свои знания и формулируют ответы.

Выполняют задают на карточках, работа в группах.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы, основываясь на полученные данные.

32 мин

Коммкникативные, личностные, регулятивные.

3.Итоговый.

Пролведение игры по теме.

Подведение и обобщение материала в игровой форме.

Дает возможность осознать важность и практичность полученных знаний (рефлексия).

Принимают участие в игре.

Играют, применяя полученные знания на занятии.

Выражают свое мнение действием – прикрепляют цветок к стенду.

10 мин

Коммуникативные, регулятивные.

        Приложение 2.

Карточки для задания « Соотнести понятие с картинкой»

C:\Users\СВЕТЛАНА\Desktop\русская-евушка-59577480.jpg                        C:\Users\СВЕТЛАНА\Desktop\plakat_figurniy_malchik_v_yujno-russkom_kostyume_siniy_niz_beliy_verh.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки".

Открытый урок  по окружающему миру в 3 классе.Тема: «Как зимовали наши предки»( По учебнику О.Т.Поглазовой и В.Д.Шилина  «Окружающий мир»)...

Куда и как селились наши предки

Наши предки очень внимательно выбирали место для застройки, место будущего поселения. Они очень многое принимали во внимание, заботились и о красоте самого места поселения, и о красоте возводимых ими ...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Урок окружающего мира "Наши предки - древесные жители"

Материал содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме "Наши предки - древесные жители" (4 класс, "Школа 2100")...

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Как лечились наши предки» 3 класс УМК Гармония

В ходе урока ученики познакомятся с тем, как лечились наши предки, как сохраняли здоровье. Знание того, как устроен организм, как работает, в чём он нуждается, как уберечь его от микробов и вредных ве...