Рабочая программа "Виртуальные экскурсии"
рабочая программа (3 класс) на тему

Куликова Мария Петровна

Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания, формирования социальной активности учащихся и их интеллектуального развития   посредством экскурсионно-музейной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnye_ekskursii_kulikova.docx52.54 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

           Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа № 2000»

(ГБОУ Школа  № 2000)

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ года

 «Утверждаю»

Директор

ГБОУ Школа № 2000

 ___________ Шмачкова Т.М.

 «____» ______ 20___ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ»

Направленность: общекультурная

Уровень: ознакомительный

Возраст учащихся: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год (33 часа)

Автор-составитель:

Куликова Мария Петровна

учитель начальных классов

Москва 2016

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):

- направленность (профиль) программы – общекультурная

- актуальность программы

  Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение школьников и направлена на развитие их образовательной культуры;  она несёт в себе  нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое,  профессионально и социально - ориентированные направления.  

        Педагогическая целенаправленность данной программы заключается в формировании активной жизненной позиции детей. Она помогают убедить ребёнка в том, что каждый человек, в том числе и он сам, несёт ответственность за историю своей земли. Любой ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, стать заботливым хозяином того места, где он живёт.

- адресат программы – учащиеся 9-10 лет

- объем программы – 33 часа

- формы обучения и виды занятий

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром  объектов.  

        Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.

- срок освоения программы определяется содержанием программы – 1 год

- режим занятий – 1 час в неделю

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания, формирования социальной активности учащихся и их интеллектуального развития   посредством экскурсионно-музейной деятельности.

     Задачи программы:

образовательные: расширение сферы образования через приобщение к экскурсионно - музейной деятельности,

развивающие:  гармонизация развития творческой личности,

     воспитательные: формирование национальной идеологии, сохранение традиций,    приобщение к  духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества.

 1.3.Содержание программы:

- содержание учебно-тематического плана

РАЗДЕЛ 1.

 « Введение в музейно-экскурсионную деятельность» -3ч

Тема 1.  О чём рассказывает музей (1ч.)

 Информация об основных понятиях и терминах музееведения. Что такое музей , музейное дело, музееведение, экспонат.

Тема 2-3. Роль музеев в жизни человека. Правила поведения юных экскурсантов.

Знакомство  с историей становления и развития экскурсионной деятельности. Обобщить правила поведения во время экскурсий; составить памятку экскурсанта.

РАЗДЕЛ 2.

 «Виртуальные путешествия по московским музеям для детей» -4ч.

Тема 4.  Виртуальное путешествие в Музей народной игрушки (1ч).

Через сказочные сюжеты знакомить детей с   обычаями и традициями русского народа,

 с традиционными русскими игрушками и народными промыслами.

Тема 5.  Игра-путешествие по московским музеям для детей(1ч).

Знакомство с музеями для детей, учиться  правильно  давать им название.

Тема 6. Виртуальное путешествие на киностудию «Союзмультфильм»(1ч).

Знакомство с киностудией, с её основными экспонатами.

Тема 7. Практическое занятие. Экскурсия в «Музей уникальных кукол»(1ч).

РАЗДЕЛ 3.

 «Знакомимся с историей Москвы» -5ч.

Тема 8-9.  Главный город нашей страны. Игра-путешествие  по Кремлю.(2ч).

 Знакомство с достопримечательностями  города страны. Попробовать себя в роли экскурсовода. Ролевая игра «Мой город».

Тема 10-11  Виртуальное путешествие по Красной площади. (2ч).

Научиться называть объекты Московского Кремля, Красной площади и средствами рисования выражать отношение к ним.

Тема 12 Практическое занятие. Экскурсия в Музей истории Москвы.(1ч).

Познакомить с  Музеем истории Москвы, его экспонатами, историей создания.

РАЗДЕЛ 4.

«Храмы и монастыри Москвы» (4ч).

Тема 13-14  Храм Василия Блаженного и храм Христа Спасителя(2ч).

Познакомить с храмами Москвы и  историей их создания.

Тема 15-16  Монастыри Москвы.(2ч).

Знакомство с  монастырями Москвы и их архитектурными особенностями.

Раздел 5.

 «Художественные музеи Москвы» (4ч).

Тема 17-18 Виртуальная экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею. В.М. Васнецов « Алёнушка», «Богатыри».

Знать жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в культурное наследие нашей страны.

Распознавать разные жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой и исторический жанр); внимательно рассматривать и устно описывать музейные экспонаты, называя автора, определяя тему и настроение.

Тема 19 Практическое занятие. Экскурсия в Третьяковскую галерею.

Познакомить с музеем  изобразительного искусства - Третьяковская галерея. Распознавать разные жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой и исторический жанр); внимательно рассматривать и устно описывать музейные экспонаты, называя автора, определяя тему и настроение.

Тема 20 Виртуальное путешествие в Дом-музей В.М. Васнецова.

Знать жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в культурное наследие нашей страны.

РАЗДЕЛ 6.

 «Музеи патриотической направленности» (3ч).

Тема 21-22 Виртуальная экскурсия в Музей Обороны Москвы.

Познакомить учащихся с  историей величайшего события истории России  - Московской битвы 1941-1942 гг. Познакомить с биографиями и подвигами участников Великой Отечественной Войны. Знать основные факты, связанные с Великой Отечественной войной и подвигом нашего народа.

Тема 23 Виртуальная экскурсия в музей танка Т-34.

Знакомство с военной техникой, историей её создания.

РАЗДЕЛ 7.

 «Дома-музеи писателей» (4ч).

Тема 24-25 Виртуальная экскурсия в Дом-музей К.И. Чуковского.

Расширить представления о творчестве К.И. Чуковского.

Тема 26  Подведение итогов. Поделка «Чудо-дерево».

Знать название и содержание произведений К.И. Чуковского.    Выразить отношение к стихам К.И. Чуковского через поделку «Чудо- дерево».

Тема 27  Виртуальная экскурсия в  Дом-музей Л.Н. Толстого.

Расширить представления о творчестве Л.Н. Толстого.

РАЗДЕЛ 8.

 «Музеи экологической направленности» (3ч).

Тема 28 Игра - путешествие в Музей Ледникового периода.

Знакомство с современными и древними видами животных.

Тема 29  Виртуальное путешествие в Парк птиц.

Формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие   бережного отношения к её природным ресурсам. Приобщение их к позитивной экологической деятельности.

Тема 30 Практическое занятие. Экскурсия в Московский зоопарк.

Формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие   бережного отношения к её природным ресурсам.

РАЗДЕЛ 9.

 «Экскурсии, посвящённые знакомству с профессиями» (3ч).

Тема 31 Практическое занятие. Экскурсия на хлебозавод.

Расширить кругозор о мире профессий, знакомство с профессией пекарь.

Тема  32  Виртуальная экскурсия в Московский областной музей народных художественных промыслов.

Расширить кругозор о мире профессий, заинтересованность в развитии своих способностей, участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,   способность добывать новую информацию из различных источников.

Тема 33 Итоговое занятие. Познавательная игра «Все профессии нужны».

Учить детей брать на себя различные роли, в соответствии с сюжетом игры; обогащение социально-игрового опыта; уточнять и расширять словарь  и речевой материал.

- учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

теория

практика

Раздел1

1

Введение в музейно-экскурсионную деятельность.(3ч)

О чём рассказывает музей.

1

1

2-3

Роль музеев в жизни человека. Правила поведения юных экскурсоводов.

2

1

1

Тестирование

Раздел2

Виртуальные экскурсии для младших школьников(4ч)

4

Виртуальное путешествие в музей народной игрушки

1

1

5

Игра-путешествие по московским музеям для детей.

1

1

Практическая работа

6

Виртуальная экскурсия на киностудию «Союзмультфильм»

1

1

7

Практическое занятие. Экскурсия в Музей уникальных кукол.

1

1

Раздел3

Знакомимся с историей Москвы.(5ч).

8-9

Главный город нашей страны. Игра-путешествие по Кремлю.

2

1

1

Творческая работа

10-11

Виртуальное путешествие по Красной площади.

2

1

1

12

Практическое занятие. Экскурсия в Музей истории Москвы.

1

1

Раздел4

Храмы и монастыри Москвы.(4ч).

13-14

Храм Василия Блаженного и храм Христа Спасителя.

2

1

1

15-16

Монастыри Москвы

2

1

1

Раздел5

Художественные музеи Москвы.(4ч).

17-18

Виртуальная экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею В.М. Васнецов «Алёнушка», «Богатыри».

2

1

1

19

Практическое занятие Экскурсия в Третьяковскую галерею.

1

1

20

Виртуальное путешествие в Дом-музей Васнецова.

1

1

Раздел6

Музеи патриотической направленности(3ч)

21-22

Виртуальная экскурсия в Музей Обороны Москвы.

2

1

1

23

Виртуальная экскурсия в Музей танка Т-34.

2

1

1

Творческая работа

Раздел 7

Дома - музеи писателей(4ч).

24-25

Виртуальная экскурсия  в Дом - музей К.И. Чуковского.

2

1

1

26

Подведение итогов. Поделка «Чудо-дерево»

1

1

Творческая работа

27

Виртуальная экскурсия в Дом – музей Л.Н. Толстого.

1

1

Раздел 8

Музеи экологической направленности.(3ч)

28

Виртуальная экскурсия в Дом – музей Л.Н. Толстого

1

1

29

Виртуальное путешествие в Парк птиц.

1

1

30

Практическое занятие. Экскурсия  в Московский зоопарк.

1

1

Раздел9

Экскурсии, посвящённые знакомству с профессиями.(3ч).

31

Практическое занятие. Экскурсия на хлебозавод.

1

1

32

Виртуальная экскурсия в Московский областной музей народных художественных промыслов.

1

1

33

Итоговое занятие «Все профессии важны»

1

1

Практическая работа

Итого:

33 часа.

1.4. Планируемые результаты

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные результаты:

  • Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик»;
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

                Ученик получит возможность для формирования:

  • Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • Адекватного понимания причин успешности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • Адекватно воспринимать оценку учителя;
  • Различать способ и результат действия;
  • Выполнять учебные действия в материализованной,  речевой и умственной форме.
  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в музеях родного города.
  • Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
  • Внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить  указанные детали, а затем самостоятельно открывать  подробности, характеризующие их;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;
  • Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
  • Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
  • Различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя  в целом;
  • Представлять логику развития культурного наследия родного края;
  • Проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух экспонатов одного и того же периода истории;
  • Осознанно и произвольно  строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • Строить понятные  высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • Задавать вопросы;
  • Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

        

2.1 Календарный учебный график

№ п/п

дата

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения –занятия

Форма контроля

1

коллективная

1

О чём рассказывает музей.

класс

взаимоконтроль

2-3

коллективная и групповая

Роль музеев в жизни человека. Правила поведения юных экскурсоводов

класс

самоконтроль

4

парная

1

Виртуальное путешествие в музей народной игрушки

класс

тест

5

коллективная

1

Игра-путешествие по московским музеям для детей.

класс

Практическая работа

6

групповая

1

Виртуальная экскурсия на киностудию «Союзмультфильм

класс

самоконтроль

7

коллективная

1

Практическое занятие. Экскурсия в Музей уникальных кукол.

музей

взаимоконтроль

8-9

индивидуальная

2

Главный город нашей страны. Игра-путешествие по Кремлю.

класс

Творческая работа

10-11

групповая

2

Виртуальное путешествие по Красной площади.

класс

устный опрос

12

групповая

1

Практическое занятие. Экскурсия в Музей истории Москвы.

музей

13-14

коллективная

2

Храм Василия Блаженного и храм Христа Спасителя.

класс

взаимоконтроль

15-16

коллективная

2

Монастыри Москвы

класс

тест

17-18

парная

2

Виртуальная экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею В.М. Васнецов «Алёнушка», «Богатыри

класс

19

коллективная

1

Практическое занятие Экскурсия в Третьяковскую галерею

музей

20

Коллективная и групповая

1

Виртуальное путешествие в Дом-музей Васнецова

класс

21-22

индивидуальная

2

Виртуальная экскурсия в Музей Обороны Москвы

класс

Творческая работа

23

коллективная

1

Виртуальная экскурсия в Музей танка Т-34.

класс

взаимоконтроль

24-25

коллективная

2

Виртуальная экскурсия  в Дом - музей К.И. Чуковского.

класс

26

коллективная

1

Подведение итогов. Поделка «Чудо-дерево»

класс

Творческая работа

27

индивидуальная

1

Виртуальная экскурсия в Дом – музей Л.Н. Толстого

класс

28

индивидуальная

1

Виртуальная экскурсия в Дом – музей Л.Н. Толстого

класс

29

парная

1

Виртуальное путешествие в Парк птиц.

класс

30

парная

1

Практическое занятие. Экскурсия  В Московский зоопарк.

зоопарк

31

групповая

1

Практическое занятие. Экскурсия на хлебозавод

хлебозавод

32

групповая

1

Виртуальная экскурсия в Московский областной музей народных художественных промыслов.

класс

33

групповая

1

Итоговое занятие «Все профессии важны»

класс

Практическая работа

Итого:33 часа

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мишакина Т. Л., Гладкова С.А.  Москва музейная Дневник юного экскурсанта. Пособие для учащихся 1 – 4 класса. – М.: Ювента

2. Шедевры Государственной Третьяковской галереи  Издательство: Государственная Третьяковская Галерея 2007 г

3. «Мы входим в мир прекрасного»: Образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов   А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В. Зуева [и др.]. – СПб. 2012г.

4. Андрей Коткин  "Путеводитель по парку птиц "Воробьи". РПК "Полиграфик"  2011г.    

5. Лобов Л., Васильева К. « Переделкино, сказание о писательском городке» М.: Бослен, 2011

6. http://school-collection.ed


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )

Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...

Виртуальная экскурсия "Сторона родная" "Экскурсия в поселок Гузерипль"

Экскурсия в посёлок Гузерипль  поможет детям проявить интерес к истории  родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од...

Экскурсии по окружающему миру: ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)

Примеры экскурсий по окружающему миру ("ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)) помогут молодым учителм и студентам при подг...

Разработка экскурсии "Көзге экскурсия"

Укучыларны үсемлекләрдәге көзге үзгәрешлр, яфраклардагы көзен төсләр төрлелеген күререгә өйрәтү.Яфраклы һәм ылыслы агачларга аңлатма бирүТуган ягыбызда үсүче агачлар белән танышуУкучыларда ихтибарлылы...

Создание виртуальной экскурсии инструментами сайтостроения на примере обзорной экскурсии по школьному музею

Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России, пробуждает в подрост...