Целевая нравственная программа "Я среди людей"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Нравственное воспитание младших школьников.Алгоритм прослеживания нравственного взросления с 1-го по 4-ый класс .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Димурина Лилия Андреевна   учитель начальных классов

 ГБОУ СОШ № 180 Красногвардейского района

 Санкт –Петербурга

 «Я среди людей»

Одним из самых важных и актуальных направлений деятельности классных руководителей на современном этапе является нравственное воспитание школьника.

Ни для кого не секрет, что воспитание культурного человека - это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, проявляя это в своём поведении, общении и гражданской позиции.

Воспитание нравственности - основа любой воспитательной системы школы. Это, прежде всего, связано с миром взрослых, который сегодня диктует свои правила, порой достаточно жесткие и циничные, и в котором достаточно непросто быть и остаться человеком. О трудностях жизни во взрослом мире надо с детьми говорить откровенно, но параллельно необходимо демонстрировать им светлую сторону, показывать и убеждать, что в жизни есть и тепло, и радость, и любовь, и человечность.

«Добрые дела красят человека» - гласит народная мудрость. Как побудить детей  не разрушать, а созидать? Как воспитать в учениках добро и сострадание, чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к свершению добрых, полезных дел и поступков? Как научить своё сердце добру?

Главные идеи занятий:

  • принятие учащимися  нравственных ценностей;
  • воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
  • предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
  • осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважения к нему других людей;
  • практическое применение нравственных знаний и умений;

•        проекция сегодняшнего нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей.

Цель занятий:

 воспитание нравственного человека, способного к принятию нравственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Задачи  занятий:

  • создавать условия для  совершения нравственно оправданных поступков;
  • знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений:
  • изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
  • развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;
  • создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
  • способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к совершению безнравственных поступков;
  • создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.

                                                 

    План занятий по классам на протяжении 4-х лет, т.е. начальной школы

Направления развития

Классы

Содержательные линии

1. Формирование отношения к природе как к общему

дому человечества.

2. Осмысление труда как отношения к людям и к себе.

3. Формирование

уважительного отношения к

общественной

собственности и человеку:

чуткость, милосердие, великодушие, альтруизм.

толерантность.

1 класс

Поведение человека по отношению к живым существам природы.

Человек как часть природы. Добро и зло в сказках.

Взаимопомощь между людьми. Умей играть, учиться,

работать вместе с другими. Коллективизм. Справедливость.

Я и моя семья. Бережное отношение к вещам (одежде, книгам).

Воспитай себя сам(самообслуживание,  самоуважение.

любознательность). Школа - дом знаний.

2 класс

Труд как постоянная забота о человеке и себе.

Уважительное отношение к общественной собственности

и человеку: бережливость, альтруизм, честность, доброжелательность, бережное отношение к школьному имуществу. Потребность ухода за растениями и животными, потребность в труде и трудолюбии. Традиции школьной жизни, класса. Воспитай себя сам (самообслуживание, самоуважение, любознательность).

3 класс

Духовная неприкосновенность человека: внимательность,

деликатность, чуткость, великодушие, альтруизм, такт.

Дружба детей разных национальностей.

Умение держать слово (ответственность, честность). Моя семья

- мое богатство. Сохранение школьного имущества. Труд как

помощь другому человеку. Обычаи и традиции.

Воспитай себя сам (самообслуживание, самоуважение.

любознательность).

4 класс

Моральные нормы (навыки и привычки поведения). Национальные особенности жизни людей. Семейное древо. Личная и общественная собственность в жизни человека. Нежность и изящество поведения девочек. Деятельность мальчиков и готовность к помощи любому человеку Нравственная культура личности: альтруизм, справедливость, достоинство, толерантность.

1.          Формы работы:

  • классные часы по теме «Нравственность»;
  • тематические часы общения;
  • посещение театров, музеев, кинотеатра;
  • просмотр видеофильмов;
  • экскурсии  с   целью   знакомства   с   историческими   и  памятными местами города, страны;
  • дискуссии по нравственной тематике;
  • встречи с интересными людьми (семья, школа, город);
  • праздничные поздравления одноклассников, учителей, семей, ветеранов войны, труда;
  • рассказ, беседа, личный пример.

2. Методы воспитания:

  • осознание, самосознание;
  • воспитывающие ситуации;

•    убеждение;

  • внушение:
  • переживание;
  • упражнение;
  • сопереживание:
  • эмоциональная индукция:

 

4.  Критерии оценки эффективности занятий:

  • наблюдение, учет бескорыстной помощи;
  • анкетирование обучающихся, учителей, родителей;
  • сбор информации;
  • практический результат;
  • самостоятельное высоконравственное поведение;

.Ожидаемые результаты:

  1. Нравственная теоретическая компетентность: доброе начало в человеке, справедливость, трудолюбие, бережливость, честность, ответственность, бескорыстие, толерантность, сострадание, совесть.
  2. Нравственная воспитанность: ценностное отношение к природе как дому человечества, к труду как способу достижения знаний, к семье как существованию друг для друга.

Ключевые мероприятия

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Классный час

«Я и мы»

Классный          час «Нравственность - это разум сердца»

Классный           час   «Основы

нравственной

личности» «Юности    честное зерцало»;

«Поучение Влади- мира Мономаха».

Устный   журнал

«1000     советов

мудрости»

(высказывания

философов       о

нравственности

человека)

Октябрь

Акция

«Озеленим наш класс»

Акция «Милосердие»

Акция  «Я среди людей»

Акция «Я среди людей»

Ноябрь

Беседа «Бережное отношение к природе»

Беседа «Секрет трудолюбия»

Беседа  «Трудно ли быть добрым?»

Беседа-диалог «Честен тот, кто работает         на

совесть»

Декабрь

Праздник «Подари мне улыбку»

Праздник        «Мы разные,     но   мы  вместе»

Праздник       «День подарков»

Праздник «Планета детей»

Январь

Тестирование "Изучение психологического климата в коллективе»

Февраль

Экскурсии

Март

Классный час «Трудно ли         быть добрым?"

Классный час «Чем можно гордиться?»

Классный           час «Учение и труд все перетрут»

Классный      час «Правила, обязательные для всех»

Апрель

Акция «Тропа милосердия»

Май

Вечер           отдыха «Загляните            в мамины глаза»

Вечер отдыха «Моя родословная»

Вечер      отдыха «Семья вместе - душа на месте»

Литература

Алаева М.А. Классные часы и родительские собрания. Ростов-на-Дону, 2006.

Березина В.А.. Виноградова ЛИ. Воспитать человека. М., 2002.

Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность». М.. 2007.

Дереклеева Н.И. Справочник завуча. М, 2006.

Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.. 1998.

Барышников Е. Н. Колесникова И. А. О воспитании и воспитательных системах. -СПб., 1996.

Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М. 2002.

Григорьев Д В., Кулешова И. В.. Степанов П. 3. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. - М_: Тула. 2002.

Караковский 3. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М, 1993.

Караковский В. А.. Новикова Л. И.. Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М_, 1996.

Личностно-ориентнрованный подход в работе педагога: разработка и использование. Под ред. Е. Н Степанова -М., 2003.

Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается.  Пол ред. Л. И. Новиковой. Р. Б. Зендровской, В. А. Караковского. -М., 1996.

Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пел. вузов. - М_, 1999.

Селиванова Н. Л. Класс и его воспитательные функции в современной школе. -М.. 20077.

 Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. Е. И. Соколовой. - М. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа развития классного коллектива "Я живу среди людей"

Становление открытого, гражданского общества в России, продолжение демократических реформ нуждается в консолидации общества. Сохраняется социальная напряженность в обществе, продолжаются межэтни...

Реализация целевых установок « Программы Духовно-нравственного воспитания» на уроках Окружающего мира, УМК «Школа России» в 3-4 классах.

В статье кратко изложен материал о содержании УМК «Школа России», покакзан потенциал для реализации целевых установок Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  Ро...

Реализация целевых установок « Программы Духовно-нравственного воспитания» на уроках Окружающего мира, УМК «Школа России» в 3-4 классах.

В статье кратко изложен материал о содержании УМК «Школа России», покакзан потенциал для реализации целевых установок Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  Ро...

Целевая нравственная программа "Я среди людей"

Нравственное воспитание младших школьников.Алгоритм прослеживания нравственного взросления с 1-го по 4-ый класс ....

Классный час "Ты среди людей. Зачем человеку другие люди?"

Цели:Образовательная: познакомить с правилами общения, учить общатьсяВоспитательная: воспитывать уважение к окружающим людям, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.Развивающая: развивать...

Программа воспитательной работы "Я живу среди людей"

Программа воспитательной работы "Я живу среди людей" предназначена для учащихся начальных классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я среди людей»

Рабочая  программа  внеурочной деятельности «Я среди людей» (социальное направление, кружок), 3 - 4 классы...