Статья "Воспитание ответственности на уроках окружающего мира в начальной школе"
статья на тему

Полищук Ольга Константиновна

Статья была создана в рамках участия в семинаре-практикуме по теме:

"Реализация технологии воспитания ответственности школьников на уроках и внеурочной деятельности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«МБОУ Баскаковская средняя школа»

«Формирование ответственности на уроках окружающего мира в начальной школе»

\

автор статьи

                                                             учитель начальных классов

                                                                          «МБОУ Баскаковская средняя школа»

                                                                       Полищук Ольга Константиновна

2016

 Только там, где мы несем ответственность за свои действия,

Где наша жертва свободна и добровольна,

Решения, принимаемые нами, могут считаться моральными.

Фридрих Август фон Хайек

         Качество, которое особенно ценится в людях, следует воспитывать у себя и в детях – это ответственность. Можно определенно сказать, что без ответственности, вряд ли удастся добиться высоких результатов в карьере, семье, дружбе, любви, в  жизни.

  Что же это за качество? В научной методической литературе это понятие трактуется так.

  Отве́тственность — это особое отношение между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом.

  Ответственность – это уверенность в себе и своих силах, она помогает контролировать внешние жизненные ситуации, вызывает уважение со стороны окружающих, дает возможность принимать решения в сложных ситуациях, учит исполнять свои обещания, а также дает понимание последствий своих действий. Таким образом, это полная организация своей жизни путем ее контроля.

    В основе Федерального Государственного образовательного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает, что учитель не дает само понятие или знание  детям, а дает возможность им его «открыть».  То есть, если придерживаться ФГОСа, то задача современного учителя не заключается в том, чтобы беспрерывно рассказывать о том, что ответственность это хорошо или плохо и зачем она нужна. Необходимо научить ребенка самого понимать важность ответственности, открыть ее в себе, уметь определять это качество в других людях, научиться делать самооценку своих и чужих поступков.

      Деятельностный подход в обучении и воспитании невозможен без когнитивного компонента педагогики.  В нем  учащийся является не только предметом обучения, но также становится его участником. Ребенок должен понять, исследовать, сделать вывод на основе своего собственного опыта, определить важность ответственности в его жизни.

    Ответственность помогает формировать регулятивные УУД. Выполняя поставленные перед ним задачи, контролируя себя, регулируя и планируя свою деятельность, ребенок учится ставить себе конкретную цель, добиваться ее выполнения, учится планировать свою жизнь, прогнозировать возможные негативные и позитивные ситуации, а также их разрешение.  Ученик начинает понемногу контролировать свои эмоции и, таким образом, управлять силой воли, а значит совершать правильные поступки. К воспитанию ответственности в самом себе подключается эмоционально-волевая сфера психики ребенка. Он начинает испытывать позитивные эмоции при приложении определенных усилий, а значит, воспитание ответственности в самом себе начинает ему нравиться.

      Самым удобным предметом для формирования ответственности у младших школьников, на мой взгляд, является урок окружающего мира. Он вмещает в себя элементы таких наук, как, психология, социология, экология, биология, география, история, философия, физика, химия, астрология. Окружающий мир дает разнообразный спектр возможностей для воспитания ответственности у школьника в процессе урока. Многообразие тем позволяет использовать на нем большое количество  методов обучения.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

При подборе методов обучения, в самом начале я хотела разъединить их на подгруппы, в зависимости от того, развитие какого компонента ответственности хотелось добиться больше. Согласно технологии воспитания ответственности, выделяют пять компонентов: когнитивный, эмоционально-волевой, регулятивный, деятельностный.  Подобрав и распределив все методы между компонентами, я пришла к выводу, что каждый метод, который я использую на своих уроках, так или иначе относится ко всем компонентам ответственности. Потому, я создала одну общую таблицу методов и подобрала к ним примеры воспитания ответственности на уроках окружающего мира. Теперь приведу примеры.

Словесные методы:

- рассказ ;

- учебная дискуссия ( Активизирует деятельность учащихся на уроке. Задав основной вопрос, на примере какого-нибудь рассказа, наблюдения, ситуации, можно рассмотреть ответственно ли поступили главные герои этих текстов. Учащихся прошу привести примеры, обсудить кто за, или кто против поступков данных героев.);

- работа с учебником и книгой ( Наиболее часто используемый метод на всех уроках и не только в воспитании ответственности. Прочитав статью, к примеру, о негативном влиянии человека на природные зоны России, можно обсудить нашу ответственность перед природой, животными, растениями.);

Наглядные методы:

- иллюстраций (Рассмотреть иллюстрации учебника, таблицы, рисунки учащихся на экологические темы, обсудить их, сделать выводы.);

- демонстраций (Лучшим примером, будет фильм о катастрофе на ЧАЭС. После просмотра стоит назвать количество пострадавших людей, животных, территории непригодной для жизни. Сделать вывод о необходимости ставить в известность об опасности государственными органами в критических ситуациях, об ответственности каждого человека за свое рабочее место, и о последствиях к которым может привести невнимательность.);

Практические методы:

- эксперимент (Наблюдение, анкетирование, психологическое моделирование ситуации, в которой каждый ученик проявит себя с какой-либо стороны; опрос на тему: «Считаешь ли ты себя отвественным?» Проанализировать ответы и на их базе составить рекомендации по работе над собой.);

- экскурсия;

- метод проекта (Выполнить анализ или синтез какого-либо материала. Само создание проекта, уже косвенно воспитывает ответственность, так как при его выполнении ребенок отвечает за какой-либо этап коллективной или индивидуальной работы, переживает за результат.);

 Когнитивные методы обучения (методы учебного познания).

- метод эмпатии (Сложный психологически, но очень действенный. Предложить ребенку попробовать вжиться в погибающее животное, растений, почувствовать и описать их боль. Сделать вывод должен ли человек думать, принимая решения по их уничтожению.);

- метод сравнения (Сравнить поступки различных людей, можно на примере собственной семьи, при отдыхе на природе. Кто и как оставляет после себя территорию. );

- метод образного видения (Выразить в словесной форме свое отношение к предмету, его поступкам);

- метод эвристических вопросов. (Задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?  Ответы на эти решения могут породить нестандартные решения касательно объекта. Тема: «Загрязнение воздуха». Выяснить причины, последствия, решить каким образом можно исправить ситуации. Сделать вывод об ответственности экологических организаций за решение таких вопросов.);

- Метод конструирования правил. ( При изучении в 4 классе темы история, археология, создать список своих правил по изучению исторических источников. Определить степень ответственности археологов за сохранение каждого исторического объекта).  

        Подбирая методы для воспитания ответственности, в этой статье, я указала только самые необходимые или интересные. Ответственность не является чем-либо новым, только, что открытым, но при этом, ребенок, взрослый, не имеющий в себе этого качества, очень тяжело добивается в жизни успеха. И потому, формировать ее необходимо уже сейчас, пока ребенок не вырос, и впитывает в себя новые знания, как губка.

Литература:

   

  

Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. – Ижевск: Удмуртский университет. 2000

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996

Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926

Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика. 2000

Имакаев В.Р. Феномен учительства в социально-философском и гуманитарно-проектном измерениях. Дисс. на соиск. уч. степ. док. филос. наук. – Пермь. 2005

Имакаев В.Р. Образование и ось времени // Философия образования и реформа современной школы. – Пермь. 2002

Ковалёва Г.С. Состояние российского образования. – М.: Педагогика. 2001, №2

Леонтьев А.А. Психологические аспекты личности и деятельности // ИЯШ 1978, №5

9. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983.

10. Селиванов В.И. Воспитание воли школьника. – М., 1954.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.

В данной презентации  рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира в начальной школе.

Развитие общих  исследовательских  умений и навыков на примере программы "Перспективная начальная школа"...

"Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе  с использованием ИКТ....

Урок окружающего мира УМК «Начальная школа 21 век» 1 класс Тема: «Где ты живешь?»

Приходя в первый класс, дети осваивают новые для себя роли. Они теперь - ученики. Многим из них приходится уже самостоятельно добираться до школы. И очень важно, чтобы путь этот был безопасен для них....

Развивающее обучение на уроках окружающего мира в начальной школе

Конспект урока окружающего мира во 2 классе....

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....