Методические рекомендации по нравственному воспитанию младших школьников
статья по теме

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_nravstvennomu_vospitani.docx14.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по нравственному воспитанию младших школьников

        Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.

         Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

        Изучая проблему нравственного воспитания младших школьников, я пришла к выводу, что учителям, занимающимся данной проблемой можно рекомендовать:

  1. Изучить литературу по организации нравственного воспитания младших школьников.
  2. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности. Важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, представленные в его личных переживаниях.
  3. Основой нравственного воспитания должно являться диалоговое общение, сотрудничество учащихся с учителем. Педагогические воздействия с одной стороны должны корректировать уже имеющийся опыт нравственного поведения учащихся, с другой - прививали новый опыт общественного поведения.
  4. Учитель (воспитатель) должен быть эмоционально отзывчивым на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь. Правильно понять и раскрыть процесс нравственного становления можно лишь при условии основательного изучения психофизических закономерностей развития ребенка, его личности.
  5. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности. Необходимо учитывать, что на нравственное развитие ребенка могут оказывать не только биологические факторы, а также влияние различного рода патологических отклонений, временные психические и физические состояния.
  6. Формирование нравственности должно происходить в школе на всех уровнях педагогического процесса - урочной, внеурочной и внеклассной деятельности учащихся.
  7. Основой процесса воспитания является не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением.
  8. Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью.

9. Для формирования у учащихся устойчивых, осознанных моральных качеств, необходимо, чтобы процесс нравственного воспитания был организован в учебной и разнообразной внеклассной деятельности, в которых школьники изучали необходимые теоретические основы моральных норм поведения, а также получали возможность закрепления полученных знаний и умений в практических упражнениях в нравственных поступках.

10. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому педагог должен дать знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"

Данный материал является кратким  описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....

Методические рекомендации «Духовно- нравственное развитие младших школьников в урочной и внеурочной деятельности »

Данные методические рекомендации посвящены проблемам духовно- нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Материалы, представленные в методических рекоме...

Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Важнейшей задачей сегодняшнего дня являются: возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы, но, прежде всего, воспитание Человека в человеке, формирование у него духовности, нравствен...

Методическая разработка. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через творчество

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через творчество...

Методическая разработка. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...