Программа кружка "Волшебные бисеринки"
учебно-методический материал на тему

Малышева Екатерина Леонидовна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_volshebnye_biserinki.doc540 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ныр

Тужинского района

   «Обсуждено»                         «Согласовано»

«___»_____2012  г.                  «____»____2012г.

 Руководитель ШМО              Зам. директора по ВР

 ______/Е.Л.Малышева/        ______/Лямина Л.А. /

                                               

«Утверждаю»              Директор МКОУ СОШ  с. Ныр

_____/Н.Г.Тохтеева/                

Приказ №____

от «__»______2012г

         

             

Рабочая программа внеурочной деятельности

художественно-эстетической направленности

 

для учащихся 1 класса

C:\Documents and Settings\Екатерина\Рабочий стол\Поделки из бисера\getImage 10.jpeg

                                                              Автор-составитель:

Малышева Е.Л.,                                                           учитель начальных классов                                       

с.Ныр – 2012г.

Пояснительная записка.

Эстетическое воспитание учащихся начальной школы характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для учащихся начальной школы, а также для детей, страдающих дефектами речи.

Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.  Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.

Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают у школьников большой интерес.

Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, привлекательно.

   Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетенные из бисера, дети загораются желанием сплести такие украшения куклам, себе, маме. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий.

Актуальность программы по бисероплетению - в создании условий для развития личности ребенка, развитии  мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей.

            Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рассчитана на учащихся 1- 2 класса, увлекающихся художественно-творческой деятельностью.

Отличительные особенности программы:

  • темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;
  • предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
  •  в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.  

Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Цель программы:

Раскрытие  перед детьми школьного возраста социальной  роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, формирование устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, а также  воспитание у детей эстетическое отношение к действительности.

Задачи программы:

Образовательные:

  • углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения;
  • формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
  • осваивать техники бисероплетения.
  • научить ребенка понимать, ценить, любить традиции, наследие родного края;
  • научить правильно организовывать рабочее место;
  • научить работать с различными материалами;
  • создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника.

Воспитательные:

  • прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материала;
  • прививать основы культуры труда.

Развивающие:

  • развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
  • развивать память, научить работать по памяти; развить пространственное мышление;
  • развивать самостоятельность и аккуратность в изделии;
  • формировать эстетический и художественный вкус.

Программа способствует:

  • повышению внутренней мотивации ребенка;
  • появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
  • возникновению  желания добиться планируемого результата;
  • приобретению навыка самостоятельной работы;
  • развитию тонких движений пальцев рук;
  • созданию творческой атмосферы на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
  • показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера;

Формы работы:

  • Беседы;
  • Занятия;
  • Индивидуальная работа;
  • Групповая работа;
  • Коллективно-творческая работа;
  • Игра;
  • Оформление выставок.

Принципы: 

  • Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
  • Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
  • Принцип культуросообразности:  знакомство с историей бисера,с рукоделием разных народов,
  • Принцип единства развития  и воспитания;
  • Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
  • Принцип общедоступности;
  • Принцип преемственность;
  • Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
  • Принцип свободы выбора;
  • Принцип успешности;
  • Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
  • Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
  • Принцип системности.

Методы:

  • наглядный;
  • исследовательский;
  • практический,
  • объяснительно-иллюстративный,
  • проблемно-поисковый.

Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Вид курса: межпредметный. Это попытка интеграции уроков технологии и ИЗО, математики.

Организационные условия реализации программы:

  • Продолжительность: 33 часа (1 час в неделю)
  • Режим проведения: традиционный
  • Форма проведения занятий: уроки – практикумы, выставки.
  • Категория учащихся: 1, 2 класс (6 – 8 лет).
  • Продолжительность одного занятия – 35 минут в I полугодии и 45 минут во I I.

Ожидаемые результаты 1 года обучения:

В результате реализации программы в конце первого года обучения дети  будут иметь представления:

  • об истории бисероплетения;
  • о классификации и свойствах бисера.  

Знать:

  • основы техники безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами, леской.
  • правила организации рабочего места.

Уметь:

  • использовать в своих работах приемы низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др.,  
  • работать в соответствии с инструкцией взрослого;
  • замечать красивое вокруг себя;
  • работать в парах и малых группах;
  • качественно выполнять каждую работу;
  • организовывать свое рабочее место.

Критерии оценивания:

- развитие художественного вкуса;

 - расширение кругозора;

 - формирование творческого отношения к окружающему миру;

 - участие в выставках.

Личностные  универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой  деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и  материалов;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую  задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  •  самостоятельно   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   незнакомом  материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения  поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных  работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;  
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру  необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь;  

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с  использованием учебной и дополнительной литературы;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • анализировать объекты, выделять главное;  
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и  выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном  учебном процессе и повседневной жизни.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название разделов,  тем

Дата

1.

Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности. (1 час)

05.09

Способы низания и плетения бисером цепочек.

2.

Простая цепочка.

12.09

3.

Цепочка с бугорками.

19.09

4.

Цепочка «Зигзаг».

26.09

5.

Цепочка «в крестик».

02.10

 6– 8.

Плетение изделий с использованием изученных техник плетения: колье, серьги, фенечки, велосипед.

09.10

Фигурки из бисера.

9.

Знакомство с техникой параллельного плетения.

10 – 14.

Плетение плоских фигурок: цыплёнок в скорлупке, зайчик, самолётик, серёжки.

Цветы из бисера.

15.

Фиалка. Общее описание цветка.

16.

Изготовление больших лепестков.

17.

Изготовление больших лепестков.

18.

Изготовление центрального лепестка.

19.

Изготовление боковых лепестков.

20.

Изготовление боковых лепестков.

21.

Изготовление сердцевинки цветка.

22.

Изготовление чашелистиков.

23.

Сборка цветка.

24.

Оформление букета, композиции.

Сумочка для телефона

25.

Разновидности сумочек для мобильного телефона.

26.

Изготовление передней части сумочки.

27.

Изготовление донышка.

28.

Изготовление задней части сумочки.

29.

Верх сумочки.

30.

Плетение крышечки для сумочки.

31.

Сборка изделия.

32.

Плетение ручки для сумочки.

33.

Выставка творчества.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

№ п/п

Раздел программы, тема

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности.

История возникновения бисера. Разновидности бисера. Инструменты и приспособления необходимые для работы. Правила техники безопасности при работе с бисером.

1 час

               Способы низания и плетения бисером цепочек.                7 часов

2.

Простая цепочка. Знакомство с видами цепочек. Использование простой цепочки при плетении колье, ручек у сумочек.

1 ч.

3.

Цепочка с бугорками. Знакомство со схемой и способами плетения цепочки с бугорками. Двусторонняя цепочка с бугорками и способы её плетения. Цветовое решение при изготовлении цепочки.

1 ч.

4.

Цепочка «Зигзаг». Знакомство со схемой плетения, разновидности цепочки «Зигзаг». Цветовое решение при плетении цепочки.

1 ч.

5.

Цепочка «в крестик». Знакомство со схемой плетения. Цветовое решение при изготовлении цепочки. Использование стекляриуса в работе. Ромбовидные цепочки.

1 ч.

6 – 8.

Плетение изделий с использованием изученных техник плетения: колье, серьги, браслет, велосипед.

3 ч.

                                               Фигурки из бисера.                                  6 часов

9.

Знакомство с техникой параллельного плетения. Правила чтения формул при сокращённой записи параллельного плетения. Применение данной техники плетения для изготовления лепестков, листов, бутонов, плоских и объёмных изделий.

1 ч.

10 – 14.

Плетение плоских фигурок: цыплёнок в скорлупке, зайчик, самолётик, серёжки. Использование техники параллельного плетения. Цветовое решение при изготовлении изделия.

5 ч.

                                      Цветы из бисера.                                            10 часов

15.

Фиалка. Общее описание цветка. Знакомство с разновидностями фиалок. Цветовое решение при выполнении работы. Зарисовка эскиза будущего изделия.

1 ч.

16-17.

Изготовление больших лепестков. Применение техники параллельного плетения. Цветовое решение. Соотнесение размера лепестка с размером готового изделия.

2 ч.

18.

Изготовление центрального лепестка. Фома, размер и цвет центрального лепестка. Соотнесение размера лепестка с размером больших лепестков и готового изделия.

1 ч.

19-20.

Изготовление боковых лепестков. Фома, размер и цвет центрального лепестка. Соотнесение размера лепестка с размером центрального, больших лепестков и готового изделия.

2 ч.

21.

Изготовление сердцевинки цветка. Фома, размер и цвет сердцевинки. Соотнесение размера сердцевинки с размером  готового изделия.

1 ч.

22.

Изготовление чашелистиков. Применение техники параллельного плетения при изготовлении чашелистиков. Цветовое решение. Соотнесение размера чашелистиков с размером готового изделия.

1 ч.

23.

Сборка цветка. Способы соединения между собой лепестков, листьев и стебля цветка. Промазывание клеем и оборачивание узкой шёлковой зелёной лентой готового стебля.

1 ч.

24.

Оформление букета, композиции. Подбор вазы, корзинки в соответствии с эскизом готового изделия. Изготовление вазы самостоятельно из подручных материалов.

1 ч.

                           Сумочка для телефона                                          8 часов

25.

Разновидности сумочек для мобильного телефона. Способы плетения. Выбор варианта изделия. Цветовое решение. Плетение сумочки с узором или с вышивкой бисером.

1 ч.

26.

Изготовление передней части сумочки. Использование техники параллельного плетения, «в крестик». Выбор цвета и орнамента.

1 ч.

27.

Изготовление донышка. Техника параллельного плетения, «в крестик». Цветовое решение.

1 ч.

28.

Изготовление задней части сумочки. Техника параллельного плетения, «в крестик». Цветовое решение.

1 ч.

29.

Верх сумочки. Плетение в технике «В крестик» или использование параллельного плетения.

1 ч.

30.

Плетение крышечки для сумочки. Выбор орнамента или вышивки бисером. Украшение застёжки бантиком, бабочкой, цветочком, машинкой из бисера (по выбору).

1 ч.

31.

Сборка изделия. Соединение деталей сумочки нитью.  Пришивание липучки на крышку и переднюю стенку.

1 ч.

32.

Плетение ручки для сумочки. Использование дополнительной нити для плетения цепочки-ручки.

1 ч.

33.

Выставка творчества.

1 час

КРИТЕРИИ  ОЦЕНИВАНИЯ:

 - развитие художественного вкуса;

 -расширение кругозора;

 -формирование творческого отношения к окружающему миру;

 -участие в выставках.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

 - умение работать в парах и малых группах;

 -умение качественно выполнять каждую работу;

 -научатся пользоваться материалами и инструментами, научатся плести предметы простой и сложной формы используя различные техники;

 -научатся творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их выразительности для участия в выставках.

ЛИТЕРАТУРА:

 1.Т.Шнуровозова. «Лучшие поделки своими руками». Бисер, оригами, солёное тесто, поделки из природных материалов. Ростов-на-Дону, «Владис», 2011г.

2.Елена Вирко. Бисер. Новые идеи для украшений и аксессуаров. М.: Эскимо; Донецк: СКИФ, 2011.

3.Магина А.Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.: Изд-во Эскимо. 2004.

4.Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства», «Федоров», 2010 г.

5.Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва, «Просвещение», 2010 г.

6.Шнайдер Зои Л.Волшебные цветы из бисера. Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Волшебные бисеринки""

     Дополнительная образовательная программа «Волшебные бисеринки» имеет художественно-эстетическую направленность.       Кружковые занятия п...

Дополнительная образовательная программа (по внеурочной деятельности) «Волшебная бисеринка»

  Дополнительная образовательная программа «Волшебная бисеринка» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание детей, на раз...

рабочая программа дополнительного образования "Бисеринка"

Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования. Возраст обучающихся по программе от 7 до 11 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ БИСЕР»

    Данная рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе...

Рабочая программа кружка "Волшебная бисеринка", 4 класс

Рабочая программа кружка "Волшебная бисеринка", 4 класс содержит и КТП...

Программа кружка Бисеринка и КОМПАНИЯ"

Образовательная программа "Бисеринка и КОМПАНИЯ" составлена с учетом требований современной педагогики....