Технологическая карта занятия "Патриотическая песня" в рамках ФГОС в 1 классе
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Алмакаева Анна Владимировна

Открытое занятие по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя: Алмакаева А.В.

Учитель музыки, музыкальный руководитель

Учитель первой квалификационной категории

 Астраханской области МБОУ «Осыпнобугорская СОШ»

Технологическая карта занятия  кружка "Сундучок творчества " в рамках ФГОС в 1 классе

Тема занятия: «Патриотическая песня».

Продолжительность занятия - 45 минут

Целевые установки на достижение результата:

Предметные: научатся слушать, анализировать, петь «Песню о России» (В.Локтев, О. Высотская), «Солдатушки,  бравы  ребятушки»; слушать и анализировать произведение из кантаты С. Проофьева «Вставайте, люди русские», «Катюша», наблюдать с помощью исследования, что песня является патриотической во все времена ; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование).

Метапредметные: планировать собственную деятельность для получения новых знаний, прививать навык работать с различными информационными источниками, уметь  классифицировать произведения искусства, провести анализ разной музыки героической тематики.

Личностные:  развивать интерес к исследованию патриотической песни и эстетическое чувство,  патриотизм, справедливость, чувство долга, любовь к Родине

 Тип занятия: исследование

Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал, репродукции, рисунки детей к патриотическим песням.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Дидактические средства

Универсальные учебные действия

 Самоопределение к деятельности

Приветствие учителя: «Здравствуйте ребята!» «Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики»

Организация внимания

 После приветствия учащиеся рассаживаются по рабочим группам, организовывая рабочее пространство

 

Звучит патриотическая песня

 

Регулятивные УУД

1.Организовывают собственную учебную деятельность

Мотивирование к учебной деятельности)

 

 

 

Учитель начинает с воспоминаний, что такое песня? Из чего она состоит?

 исполняет «Песню о России», просит  ответить на вопросы:

 

 

Учащиеся слушают 2 куплета песни и отвечают на вопросы учителя:

 

«Песня о России» музыка В.Локтева, слова О. Высотской

 

 

 

 

 

2..Выдвигают версии

 

 

Создание  проблемной ситуации.  Формулирование темы и главного вопроса урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитический (практический) блок

 

Построение проекта выхода из затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация построенного проекта.

 

 

 

 

 

 

 Первичное закрепление  

 

 

 

 

 

 

-  Какие песни могут помочь людям любого уголка земного шара узнать о нашей Родине?

  

 

-  О чём говорит нашему сердцу « Песня о России»?

 

- Прочитай текст с выражением (текст написан на доске) и определи его главную мысль.

 

- Если бы вы были композиторами, какие инструменты использовали бы для аккомпанемента?

 

- Какие иллюстрации к этой песне  вы бы могли нарисовать?

 

- Содружество, каких видов искусств вы наблюдали?

 

Посовещаемся   в группах. Как мы назовем тему нашего урока?

             Учитель предлагает сформулировать главный вопрос урока.

 

 

Учитель обобщает ответы учеников и помогает сформулировать главный вопрос урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что такое мелодия?

 

 

 

 - Для чего она нужна людям?

 

- Откуда берётся музыка?

 

-   Каждая группа сегодня будет работать с таблицей, в которую нужно будет вписать несколько слов, характеризующие эмоции от прослушанного музыкального фрагмента. 

Учитель предлагает учащимся взять свои материалы с заданием 

 

 

Учитель предлагает записать самую точную информацию, предложенное одной из групп.

 

У каждой группы - пакет с заданием. Учитель предлагает     сформулировать  цели своей деятельности, воспользовавшись  глаголами: познакомиться, узнать, выяснить.

   После корректировки (выделено красным цветом) учитель записывает   цели    на доске).

 

 

 

     Предлагает рассмотреть составить план действий, которым  ученики будут руководствоваться при описании своих «находок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель благодарит выступающих.

Какой вывод может сделать каждая группа о своем виде искусства?  

Учитель вводит понятие «дух» - внутренняя сила человека.  Когда мастер берёт в руки перо, кисть или лист нотной бумаги, час его творчества становится часом открытия новой, высшей реальности – реальности духа. В этом году мы будем праздновать 70 летие Великой Отечественной войны над фашизкими захватчиками. Где будут слышны патриотические песни.

- музыка была проводником в минуты радости……

 

-  песни о русской природе, гимн РФ, патриотические песни……

 

- описывает русские просторы, о любви к Родине.

- чувства патриотизма и любовь к своей Родине

- русские народные инструменты: балалайка, гармонь…..

 

 

- Русская природа, ивушка зелёная, ромашковое поле……

 

- музыка, литература, изобразительное искусство, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Учащиеся совещаются в группах и формулируют  тему урока: «Патриотическая песни»

 

 Каждая группа предлагает свой главный вопрос урока.

 

Формулируют главный вопрос урока и записывают его в тетрадь: «Нам надо доказать, почему песня является патриотической?»

 

- душа музыки, выразительная часть песни.

- для заряда человеческих чувств…..

- музыка рождается там, где живут звуки…..

Каждая из трех групп получает таблицы:

План

  • Темп
  • Наличие повторов
  • Динамика
  • Исполнение

 

 Каждая группа  рассматривает полученные материалы с иллюстрациями

  

 

Группы совещаются, определяют цели деятельности:

1.   познакомиться с произведениями изобразительного искусства, музыки и узнать их ближе;

 Охарактеризуйте мелодию «Вставайте люди русские!»;

2.   Вспомним песню и споём «Солдатушки, бравы ребятушки!» О каких событиях эта песня?

3. Охарактеризуйте  песню «Катюша»

 О каких событиях эта песня?

4. (Для всех)

Выяснить, в какую

эпоху они были созданы и что их объединяет.

Учащиеся, определяют план своих действий

1. Определить, чьи образы запечатлены в произведениях изобразительного искусства

2.Дать характеристику патриотическим песням

3. Влияние  песен против вражеских захватчиков, а так же  влияние искусства на защиту и любовь к Родине.

Группы работают по плану:  находят общее и различное

После окончания работы один – два ученика из каждой группы  отвечают по намеченному плану.

Группа может дополнять.

1 группа Фрагмент из кантаты «Александр Невский» «Вставайте люди русские!» написана композитором С.С. Прокофьевым в 1939г.

План

  • Темп – быстрый
  • Наличие повторов – имеется, и не один раз
  • Динамика – форте
  • Исполнение –хор поёт призывающи

Мелодия относится к 18веку, хотя написана в 20вв. В кантате «Александр Невский», посвященной далёким историческим событиям, Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием.

2 группа:  Песня «Солдатушки, бравы ребятушки!» - патриотическая солдатская песня.

План

  • Темп – умеренный
  • Наличие повторов – имеется, и не один раз
  • Динамика – форте
  • Исполнение –хор поёт призывающим

Эта песня времён Отечественной войны1812 год. Когда Наполеон решил завоевать Россию. В результате чего Россия одержала Победу над французскими захватчиками.

Исполнение песни с помощью шумовых инструментов.

3 группа: Песня  «Катюша»

Написан в 1938году.Песню “Катюша” пели на фронтовых концертах многие артисты. Во времена Великой Отечественной войны. С тех пор вот уже более сорока лет живет эта песня в народе, оставаясь одной из любимых весёлых песен военной поры.

 

Учащиеся записывают в тетрадь понятие: дух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с  источником. Использование информационных ресурсов.

 

 

Раздаточный материал  для трех групп

 

 

 

Работа с  источником. Использование информационных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с  источником. Использование информационных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Раздаточный материал (пакеты с заданием каждой группе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 На экране репродукции картин. Определить к какой картине подходит песня?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайдовый ряд.

3. Определяют  тему и главный вопрос урока

 

4..Оценивают степень и способ достижения цели

5. Умение давать оценку

6. Выделяют и осознают, что усвоено и что подлежит усвоению

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1.Работатют в группах

2.Совместно обсуждают тему и главный вопрос урока

3.Совещаются при возникновении затруднений

4. Учатся   сообща обсуждать и давать формулировки (теме, проблеме, понятию)

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД

  нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

1. дают сравнительную характеристику;

2.  находят общее и различное

3. учатся работать с разными источниками

4. овладевают специальными терминами  

 

Решение проблемы (главного вопроса урока)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

Учитель обращает внимание учащихся на экран, где представлены репродукции картин: «Ледовое побоище», «Битва под Москвой», «Рсская армия времён Отечественной войны»   Есть ли что между ними общего? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учитель подводит учащихся к решению главного вопроса урока: «Является ли песня патриотической?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учитель предлагает сформулировать ответ для каждого  произведения.

 

 Учитель, подводя итог, предлагает продолжить фразу: «Сегодня на занятии…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает оценить  себя и  работу групп на заранее приготовленных оценочных листах.

 

 

 

     От группы выступает один представитель,  и каждая группа вносит свою лепту.

   Учащиеся приходят к выводу:

Мелодия – эта самая выразительная часть песни, но и слова тоже играют важную роль. Музыка занимает одно из главных мест в системе искусств.

Учащиеся приходят к выводу, что патриотическая песня тысячами незримых нитей связана с окружающей жизнью. Музыка воплощает это в звучании своих мелодий, ритмов, гармонии, которые волнуют нас именно потому, что несут в себе огромный заряд человеческих чувств, идей и надежд.

Группы, посовещавшись, приходят к выводу, Русские поэты, композиторы посвятили патриотические песни бойцам, которые сражались  против врагов.

В любое время эпохи песня являлась  патриотической  для человека. Где проявляется уважение к героям отдавшим свою жизнь за мир на земле. Любовь к Родине, к Отчизне.

Учащиеся формулируют ответ. В процессе работы самокоррекция,взаимопроверка.

 Ученики продолжают начатую фразу учителем:

-я исследовал…

-я запомнил…

- я узнал…

-меня удивило…

-открыл для себя…

-я научился…

- я осознал…

-мне понравилось (или не понравилось)…

 - я доказал….

 

Ставят оценку себе и группе в оценочном листе.

Слайд: (виды искусств: музыка, живопись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

По выбору учащихся:

(базовый, повышенный, высокий)

Базовый: выучить текст песни «Солдатушки»

 Повышенный: Найди стихотворение о героях Великой Отечественной войны, выучи его.

Высокий:  сделать презентацию из пяти слайдов «Сила патриотической песни».

 

 «Вставайте, люди русские» - призывный хор. Русь угнетенная перед нами показана в новом облике – героическом. Хор замечателен своей активностью, ритмической энергией.

Интересный факт: этот хор часто слушали солдаты во время Великой Отечественной войны, как катализатор к бою за свое Отечество.Вывод:  В кантате «Александр Невский», посвященной далёким историческим событиям, Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока математике по теме "Уравнение" 1 класс ФГОС

Папка содержит информацию о специфике технологической карты: структура и полезность для учителя и администрации; ПРИМЕР: технологическая карта урока открытия нового знания по теме "Уравнение", презент...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе. ФГОС.

Технологическая карту урока в соответствии с ФГОС по теме "Будущее время глагола". Русский язык, 4 класс....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ (ФГОС)

В данном материале содержится подробное описание урока по литературному чтению (ФГОС) Описывается деятельность учителя и деятельность ученика, методы и ууд....

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС ,2 класс

Технологическая карта урока  по русскому языкупо теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОСКласс: 2 класс ...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по ФГОС

Технологическая карта урока по русскому языку в  4 классе. Тема урока: Как отличить простое предложение  от  сложного..Тип урока: урок изучения нового материала....

Технологическая карта внеклассного мероприятия в рамках проведения декады русского языка и чтения «Да здравствует книга!»

Цель мероприятияПоказать роль и значение книги в жизни человека, формировать интерес к чтению книгЗадачи мероприятияЗадачи, направленные на достижения личностных результатов:- показать значение книги ...