«Уроки толерантности при воспитании современных школьников»
методическая разработка на тему

Горланова Ирина Александровна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_vospitaniyu_tolerantnosti_.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Уроки толерантности при воспитании современных школьников»

        Актуальность: В настоящее время обучение школьника – это не только превращение его в человека, владеющего тем или иным багажом знаний. Сегодня главная функция образования – это социальная консолидация российского общества. Это обеспечение межнационального, межрелигиозного согласия и доверия в стране. И эта функция образования сегодня должна выходить уже с самого раннего детского возраста, когда возникает вопрос: а почему другой человек не похож на меня? А почему он ведет себя так, а не иначе? Встает великий вопрос – искусство жизни с непохожими людьми. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать на основе согласия. Толерантность еще маленького человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.  Для достижения этой цели в период обучения в школе недостаточно провести один урок или день толерантности. Над этим вопросом необходимо работать систематически, на протяжении всего периода обучения. В данной работе представлены три (из семи) внеклассных мероприятия, различных по видовой структуре, оформлению выставки творческих работ.

        В методической разработке «Уроки толерантности при воспитании современных школьников» имеются следующие мероприятия:

  1. «Толерантность..?»
  2. «Добра и зла житейские приметы»
  3. «Учимся быть терпимыми»
  4. «Вечер народных культур и традиций»
  5. «Семья – школа толерантности»
  6. «Многообразие как возможность…»
  7. Выставка творческих работ «Мой толерантный мир»

Цель данных классных часов: воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, культуре и традициям разных народов, формировать нормальные этнические нормы поведения, воспитывать гражданственность, достоинство, патриотизм, способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Обратить внимание на формирование толерантности к современной жизни меня заставила моя профессия. Задача учителя – воспитать в детях умение жить в мире и согласии с другими людьми, воспитать достойных граждан России. Один из аспектов проблемы толерантности – межпоколенные отношения. Опыт показывает, что совместные акции с родителями, создают особую атмосферу, где дети и родители видят друг друга по-иному, переходят на новый уровень общения. Среди учащихся и их родителей было проведено анкетирование по теме «Социальная адаптация», а также родители и учащиеся принимали участие в международном проекте «Многообразие как возможность». На их основе мной было принято решение создать вечер народных культур и традиций,  участниками которого стали как учащиеся, так и их родители. (Данную информацию можно найти в Материалах, иллюстрирующих реализацию Программы «Толерантность», действующую в ГБОУ СОШ № 88, включая анализ эффективности ее реализации.)

При изучении данного курса я использую различные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод  проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод «мозгового штурма», коллективно – творческие дела, информационно – компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии и др.

Устный журнал « Добра и зла житейские приметы» (Приложение № 1)

        Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день в нашей стране, к сожалению, утрачены общечеловеческие нравственные ценности, такие как: доброта, справедливость, честность, преданность. Задача учителей – раскрыть значение главных понятий морали «добро» и «зло», научить делать добро и на зло - отвечать добром. На уроках внеклассного чтения при знакомстве с произведением В.Астафьева «Белогрудка» родителям был предложен опрос на тему добра и зла (Приложение №2), который показал, что ни все готовы отвечать на зло -  добром.  Дети оказались намного толерантнее. Поэтому в результате освоения темы учащийся должен освоить следующие УУД:

Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; участвовать в творческом процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества; воспитать признание общепринятых морально – этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: планировать необходимые действия; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные: осознавать ситуацию; читать и слушать, извлекая нужную информацию; устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: учиться осуществлять общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила поведения с учетом конкретной ситуации.

Форма занятия: устный журнал.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал, демонстрационный материал, смайлики.

Содержание занятия:

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Методические приемы: метод проектов, исследовательский метод, дискуссия, коллективно – творческий.

Самостоятельная работа учащихся: чтение и комментирование пословиц, распределение качеств человека на группы, сочинение, создание символов добра и зла.

Оценка результатов своей работы: учащиеся стали приносить дополнительный материал по данной теме, продукты творческой деятельности (Приложение №3); стали задумываться над действиями своих поступков. В результате проведения анкетирования (Приложение №4), каждый смог оценить себя, насколько он добр по отношению к себе и окружающим.

Внеклассное мероприятие: «Вечер народных культур и традиций» (Приложение №5 )

Родина – место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия объединила более ста разных народов: больших и малых. У каждого свои традиции, уклады, обычаи. Дружественные отношения разных народов необходимо укреплять и развивать. Очень часто дети и их родители не обладают той информацией, которая является ценной для представителей того или иного народа, носителей этнических и фольклорных традиций. Сегодня каждый из нас является объектом влияния разных культур и религий. Поэтому задача учителя – помогать укреплять национальное единство, приучать к сохранению целостности страны, мира и взаимопонимания в семье. В результате освоения данной темы учащийся должен освоить следующие УУД:

Личностные: формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов; развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; способствовать воспитанию любви и уважения к членам своей семьи, родным, предкам.

Регулятивные: развивать способность учащегося организовывать свою познавательную деятельность, осознавая цель через планирование; развивать самооценку достигнутого результата.

Познавательные: развивать способность понимания окружающего мира через поиск, обработку и использование информации; развивать познавательный интерес школьника к своим корням, к прошлому своей семьи.

Коммуникативные: развивать умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы своих собеседников; формулировать собственные мысли; строить небольшие монологические высказывания; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в подготовке и проведении мероприятия.

Форма занятия: вечер семьи

Продолжительность занятия: 45 минут.

Оснащение: мультимедийное оборудование, презентация, продукты творческой деятельности (Приложение №6), свеча, столы, накрытые скатертью, принесенной из дома, нитки семи цветов радуги, круг из картона. Дипломы за участие, книжки – самоделки «Притчи о семье».

Содержание занятия:

Виды деятельности учащихся: исследовательская, проектная работа.

Педагогические приемы: «мозговой штурм», метод проектов.

Самостоятельная работа учащихся: инсценировка.

Виды деятельности родителей: исследовательская, проектная работа.

Оценка результатов деятельности такова: учащиеся и их родители с удовольствием узнали о разнообразии семейных традиций и культур, изменилось отношение к детям других национальностей, появилась заинтересованность.

Выставка творческих работ «Мой толерантный мир» (Приложение №7)

В эстетическом воспитании первейшее значение имеют художественные выставки, но и тематические также служат этой цели, поскольку работа по оформлению любой выставки развивает эстетическое чувство и художественный вкус детей. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности. Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. Определение темы, содержания выставки - отправной, решающий момент во всем процессе ее создания. Выставку творческих работ «Мой толерантный мир» желательно проводить по окончании каждого мероприятия, тем самым можно увидеть положительные и отрицательные моменты в методике преподавания. Для того, чтобы создать творческую работу по той или иной теме, учащийся должен освоить следующие УУД:

        Личностные: формировать положительное отношение к познавательной деятельности; осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом, созидательном процессе; способность к самооценке своих действий; осознавать себя как представителя определенной культуры, проявлять интерес и уважение к другим народам; стремиться к красоте.

        Регулятивные: развивать способность планировать свои действия, операции; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения.

        Познавательные: учиться извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в литературе; делать выводы.

        Коммуникативные: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

        Форма занятия: выставка.

        Продолжительность занятия: без ограничений.

Оснащение: продукты творческой деятельности учащихся.

Содержание занятия:

Виды деятельности учащихся: практическая работа, индивидуальная, групповая, исследовательская.

Педагогические приемы: метод проектов, исследовательский метод, дискуссия, игра.

Самостоятельная работа учащихся: проектная деятельность.

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: дети заинтересованы, открыты к познанию других культур, с удовольствием занимаются исследовательской деятельностью своей семьи, традиций и обычаев других народов нашей огромной страны. С увлечением в форме игры ( разработанной самими) принимают «законы толерантности».

Заключение.

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:

1. Изменившиеся отношения между людьми в современном обществе ставят проблему толерантности во главу угла, поэтому уделять внимание ей необходимо всем учителям на всех этапах воспитательного процесса.

2. это позволяет адаптироваться нашим выпускникам к «взрослой» жизни, помогает понять необходимость терпимого отношения  к другим.

3. разнообразные методы помогают выйти за рамки привычных форм учебной и внеклассной работы и позволяют увлечь ребят в творческий процесс.

4. целенаправленная работа по воспитанию толерантности – одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Литература:

  1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте»
  2. Титова Е.В. «Если знать, как действовать».-М.: Просвещение, 1993 г.
  3. Тыртышная М.А. «50 идей для классного руководителя».-Ростов-на-Дону:Феникс, 2010.
  4. Ушакова О.Д. «Пословицы, поговорки и крылатые выражения». Издательский дом «Литера», Санкт – Петербург, 2005г.

Приложение № 1

Устный журнал « Добра и зла житейские приметы»

Этот устный журнал позволяет воспитать в себе общечеловеческие нравственные ценности, раскрыть их по отношению к себе и другим; воспитать творческое отношение к данной проблеме.

                      В жизни по-разному можно жить –  

                    Можно в беде, а можно в радости.

                    Вовремя есть, вовремя пить,

                    Вовремя делать гадости.

                   А можно так:

                   На рассвете встать –

                   И, помышляя о чуде,

                   Рукой, обожженною, солнце достать

                   И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наше занятие в форме устного журнала.

Страница первая. Добро и зло…

Эпиграфы:

 «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

В.О.Ключевский.

 «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

Древнекитайское изречение.

Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро?   И что такое Зло? 
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро обычно ассоциируют со  светом, светлым, белым.

 Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным.

Страница вторая. Литературный номер. Притча. (соответствующим образом оформляется импровизированная сцена)

“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами.На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла….

А  на следующий день во дворец забежал ребёнок... и со всех сторон его окружили улыбки и радость…

Страница третья. Диалог между ведущими устного журнала и зрителями.

- Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?

Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?

Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало. А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…Мир именно таков, каким мы его делаем…Мир именно таков, каким мы его делаем…»

Страница четвертая. Тренинг.

-А сейчас посмотрите друг другу  и улыбнитесь.  А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу.

 Мир  – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

Как вы понимаете понятие «Добро»?

Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта,  добрый)

Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.      А как вы понимаете понятие «Зло»?

Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла? (словарь)

Страница пятая. Поиск ответов.

Первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло. Ищем определения.

Добро – всё положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру, то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам.

1.Работа с пословицами.

  Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик  читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она - о добре или о зле.          

Пословицы:

* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).

*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).

* Доброе слово и железные ворота открывает. (Про добро).

*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).

* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).

* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).

2. Распределение качеств человека на две группы.

1.Качества – «помощники» добра – I вариант

2.Качества – «помощники» зла – II вариант

     Мужество, честь, хвастливость,  жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность,  тактичность, болтливость,  правдивость, хитрость,  бестактность, лживость,  малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

Страница шестая. Литературный номер.

(материал для работы: басня Л.Н.Толстого “Белка и волк”. У каждого ученика на отдельном листе напечатана басня.)

Л.Н. Толстой.

Белка и волк.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете.

Белка сказала:

- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем.

- Найдите мораль басни (учащиеся обсуждают правильность выбора).

- Когда мы читаем сказки про животных или басни, мы подразумеваем людей. Я предлагаю в тетради нарисовать белочку из басни “Белка и волк”, которую вы представили бы в облике человека.

- Какие черты лица будут говорить о ее доброте?

- Какого цвета у нее будет одежда?

Учащиеся выполняют творческую работу самостоятельно. На этом этапе работы возможны различные формы работы (работа в паре, работа по группам).

Эпилог

“Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла”.

“Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе”.

Г. Гегель

- Почитайте, пожалуйста, что по этому поводу думает Г. Гегель.

- Согласны ли вы с таким мнением? Почему? (ответы учащихся).

Страница седьмая. Рефлексия.

- Что нового вы узнали о добре и зле?

- Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

Вывод. Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

-А сейчас определите своё отношение к занятию. На листочках нарисуйте смайлик. Если занятие:

1.Отличное, интересное, захватывающее,  заставляющее работать -  нарисуйте смайлику улыбку;

2.Нормальное, обычное – нарисуй ротик полоской;

3.Скучное, бесполезное, работа без интереса – нарисуйте опущенные уголки губ.

Написать сочинение «Мои добрые дела», нарисовать символы добра и зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕДИА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения....

Воспитание у школьников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья

О сотрудничестве школы с Владимирской областной общественной организацией "Ассоциация родителей детей-инвалидов "СВЕТ" с целью воспитания у учащихся толерантности к детям с особенностями развития....

"Наша жизнь в школе" Статья о проблемах воспитания современного школьника.

В данной статье я рассказала о методах работы в группе проденного дня нашей прогимназии. О преемственности сада и школы и о методах работы с родителями....

Программа толерантного воспитания младшего школьника "В семье единой"

Программа «В семье единой» ориентирована на учащихся 1-4 классов и показывает основные пути  формирования толерантного сознания и поведения у учащихся.Главной целью програ...

Методическая разработка внеклассных занятий по теме: «Уроки толерантности при воспитании современных школьников»

Функция образования сегодня должна выходить уже с самого раннего детского возраста, когда возникает вопрос: а почему другой человек не похож на меня? А почему он ведет себя так, а не иначе? Встает вел...

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи...