Конспект музейного урока по патриотическому воспитанию детей
план-конспект занятия (1, 2, 3 класс) на тему

Данный материал разработан для решения следующих задач в образовании:

-воспитание  чувства  гражданственности  и  патриотизма;

принадлежность к своей нации;

-воспитание  высокого  нравственного  и  культурного  потенциала;

способности корректировать своё общение с окружающими в соответствии с

ситуацией,  умения  строить  свою  жизнь  гармонично,  на  нравственных

основах и принципах;

окружающем мире,

-формирование  потребности  быть  деятельным  участником. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2

 

 

Введение.                    3

Конспект музейного урока  по патриотическому воспитанию детей

2. Ресурсы музея Боевой Славы.            5

2.1 Материальная и научно-методическая база музея.      5

2.2 Разделы музея.                 6

2.3 Экспонаты музея.                6

3. Школьный музей как центр патриотического воспитания...  8

4. Мероприятия в рамках проекта.            11

Заключение.                   15

Ссылки.                    16

3

 

Введение 

В  этом  году  исполнилось  30  лет  музею  Боевой  славы  12-ой

Гвардейской  Пинской  Краснознамённой  ордена  Суворова  стрелковой

дивизии.  

Музей был открыт в 1981 году по адресу: 143000, Московская обл., г.

Одинцово, ул. Молодежная, д.3а 

В  1985  году  историко-краеведческому  музею  средней  школы  №3

г.Одинцово  Московской  области  за  большую  поисково-исследовательскую,

было  присвоено  звание  "Школьный  музей"  (Свидетельство  №5230  от

За  большую  поисково-исследовательскую  общественно  полезную

работу,  создание  интересной  экспозиции  и  успехи  в  воспитании  учащихся

Музею  Боевой  славы  12  гвардейской  Пинской  Краснознаменной  ордена

Суворова стрелковой дивизии выдано свидетельство №5230 от 26.11.2003 о

присвоении звания «Школьный музей» 

Огромный  вклад  в  создание  музея  Боевой  Славы  внесла  директор

Гимназии  Полякова  Людмила  Валентиновна.  Немало  почетных  гостей

помнит музей: ветеранов  12 гвардейской Пинской краснознаменной Ордена

Суворова  стрелковой  дивизии.  В  том  числе  В.П.  Бородина,  чьи  документы,

книги, фотографии хранит музей, В.П.Семина – друга Маршала Победы Г.К.

Жукова,  возглавившего  Совет  ветеранов  после  смерти  В.П.  Бородина.  В

музее побывали: Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев, дочь

советского полководца Г.К Жукова – Мария Георгиевна. 

Активная  деятельность  по  развитию  школьного  музея,  массовому

привлечению учащихся к его работе, началась в 2010 г., когда руководителем

музея  была  назначена  Меркурьева  Лариса  Витальевна,  заместитель

директора  по  НМР,  учитель  русского  языка  и  литературы.  Тогда  же  был

запущен  проект  "Школьный  музей  как  центр  патриотического

воспитания".

4

 

Данный  проект  ставит  своей  целью  через  систему  краеведческой

работы воспитать в будущем граждан России: 

1. Проект предполагает воспитание у школьников чувства патриотизма,

любви  к  Родине,  гордости  за  её  прошлое,  стремления  участвовать  в

созидательной  деятельности  во  имя  Отечества,  что  на  данный  момент

является наиболее востребованным в современном обществе. 

2.  Проект  также  позволяет  формировать  у  школьников

исследовательские  навыки,  научное  мышление,  умение  создавать

компьютерные  программы,  стремление  и  готовность  организовывать

объединения учащихся на принципах самоуправления. 

Задачи : 

-воспитание  чувства  гражданственности  и  патриотизма;

принадлежность к своей нации; 

-воспитание  высокого  нравственного  и  культурного  потенциала;

способности корректировать своё общение с окружающими в соответствии с

ситуацией,  умения  строить  свою  жизнь  гармонично,  на  нравственных

основах и принципах; 

окружающем мире, 

-формирование  потребности  быть  деятельным  участником.

общественной, учебной, трудовой и досуговой сфер жизни; 

вредить здоровью, адаптация и сознательный выбор здорового образа жизни.  

  повышение роли патриотического воспитания школьников; 

  привлечение школьников к поисково-исследовательской работе;

  формирование  интереса  к  изучению  Отечественной  истории  с

помощью  наглядного материала; 

предоставление  возможности  учащимся  подготовиться  к  выбору

будущей профессии - экскурсовод и т.п. 

5

8

 

  Музей как центр патриотического воспитания… 

Центром  воспитательной  работы  по  патриотическому  воспитанию

является  музей  12  Гвардейской  ордена  Суворова  Пинской  стрелковой

дивизии. 

Школьный  музей  -  это  творческое  сотрудничество  учителей  и

учеников, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников

разных  лет,  является  многолетним  хранителем  и  продолжателем  лучших

традиций школьной жизни. 

Учениками  гимназии  собран  большой  материал  о  боевом  пути  12

Гвардейской  Пинской  краснознаменной  ордена  Суворова  стрелковой

дивизии, о героях Советского Союза этой дивизии, о судьбах ветеранов. 

Музей воспитывает у учащихся уважение к прошлому Родины, так как

судьба  России,  как  в  капле  воды,  отражается  в  истории.  Связывая  в  ходе

поисковой  работы  разные  поколения,  музей  пробуждает  в  подростках

чувство уважения к старшим, почтительного отношения к ветеранам войны и

труда. Музей формирует  в  юном  гражданине понимание сопричастности ко

всему, что  происходит в окружающем мире, стремление принять посильное

участие в важных событиях, происходящих в России. 

Опыт  показывает,  что  школьный  музей  соединяет  разные  формы

внеклассной работы, позволяющий выделить общую тенденцию: стремление

к  системности  в  работе,  к  массовому  приобщению  учащихся  к  истории,

искусству, к  углубленному  изучению предметов, интеграции и  творческому

развитию отдельной личности. 

Музей  Боевой  Славы  12  гвардейской  Пинской  Краснознаменной

ордена Суворова стрелковой дивизии выполняет следующие функции: 

1)поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися; 

2)научно-методическая работа с педагогическим коллективом; 

3)координаторская работа с общественными организациями; 

4)организационное  проведение  общешкольных  мероприятий,

Ход

1.Орг. Момент

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

«Доброе утро деревьям и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера

2.Введение в тему

Здравствуйте ребята, сегодня у нас не простой урок, и  для того чтобы приступить к уроку вам нужно послушать и отгадать загадку:


Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели,

В чем ходили, разглядели.

Даже мамонт здесь стоит,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в... (музей)

3. Работа по теме

Да, это музей.

Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

Слово "музей" образовано от слова "муза". У древнегреческого бога Зевса было 9 дочерей, 9 муз (муза - от греч. "муса" - мыслящие), которые покровительствовали наукам и искусствам: Мельпомена - муза трагедии, Талия -муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато -муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет. Поэтому "музей" - это "храм искусств" т. е. мусейон. Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков, здесь собирались на ученые диспуты и состязания философы, поэты, певцы, музыканты.

В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей.

Учитель: - Какие бывают музеи? Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»

Варианты ответов. Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.

На сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев:

  • художественные,
  • исторические,
  • естественнонаучные,
  • технические,
  • литературные,
  • мемориальные,
  • краеведческие.

Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.

Музейным экспонатом или музейной ценностью может стать:

  • любой предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в которое создан и «жил»,
  • уникальное создание природы,
  • предмет, хранящий память о выдающемся человеке или событии,
  • прекрасное творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура, парк).

Коллекция музейных экспонатов может рассказать нам больше, чем одна вещь о своем времени, владельцах.

В музее есть подлинные экспонаты и копии экспонатов.

Подлинник – это вещь, свидетельство эпохи.

Копия во всем похожа на подлинник. Копия необходима музею, если подлинник нельзя держать на свету, на открытом воздухе, если она заменяет утраченную часть ветхого подлинника. Поэтому в музеях рядом с экспонатом указано, подлинная ли она. Но даже самая точная копия не может заменить подлинную вещь.

Почему вещи попадают в музей?

Причины:

  1. Красота
    - родная, русская,
    - чужая, иноземная.
  2. Память
    - о важном событии,
    - о великом или ужасном человеке,
    - об обычаях, образе жизни
    - русских,
    - иноземных.
  3. Мастерство (технический прогресс)
    - русское,
    - иноземное.
  4. Древность.
  5. Диковинка, редкость (раритет).
  6. Реликвия (всеми почитаемая вещь, вещь-символ).
  7. Часть коллекции.
  8. Вещь, воскресшая под рукой реставратора.

Учитель: Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в наш сельский музей. Но прежде чем отправиться в путешествие нужно пройти испытание, вам необходимо ответить на мои вопросы:

 

1.  Как называется предмет, выставленный в музее для показа посетителям? (Экспонат. )

 

2.  Как называют человека, который восстанавливает первоначальный вид предмета старины. (Реставратор. )

 

3.  Что такое подлинник, копия и репродукция картины? (Настоящая картина, выполненная автором; списанная в точности картина; воспроизведение картины типографским способом. )

 

4.  Специалист, дающий пояснения посетителям музея. (Экскурсовод. )

 

4. Практическая деятельность

Учитель: - Сегодня на уроке мы будем путешествовать по музею нашего земляка – С.А. Герасимова (Слайд 1)

11 

 

16 

 

C:\Users\User\Desktop\gerasimov_2.jpg

Слайд 1

Из Истории создания Музея имени С. А. Герасимова

В 2004 году в с. Кундравы был открыт музей, посвященный С.А. Герасимову - известному кинорежиссеру и учителю.

Идея создания музея принадлежит Б.А. Краснопёрову, который с детства сильно увлекался кинематографом и был поклонником работ Герасимова. И самое главное, что они были земляками. Сергей Аполлинарьевичу родился в п. Десятилетие, что недалеко от с. Кундравы. В селе сохранился дом, где жила его семья и где он провёл всё свое детство и отрочество.

         Сначала музей хотели сделать в родовом доме, но в нашей стране это очень трудно сделать, а спонсоров не нашли. Поэтому решили разместить музей в ДК «Мечта» в с. Кундравы. Музей небольшой - состоит из небольшого зала и небольшой комнаты, расположенных на втором этаже ДК.

В большом зале главное место принадлежит работам С.А. Герасимова. Здесь представлены кадры из фильмов, которые он снял. Есть и большая экспозиция личных вещей мастера - от мелких бытовых вещей до наград. Также в зале выставлена посмертная маска С.А. Герасимова.

C:\Users\User\Desktop\gerasimov_6.jpg

Слайд 2

C:\Users\User\Desktop\gerasimov_5.jpg

Слайд 3

В зале так же есть небольшой уголок посвященный актрисе и жене режиссёра - Т.Ф. Макаровой. В этом уголке так же представлены некоторые её личные вещи и награды.

Маленькая комната - это домашний рабочий кабинет Герасимова. Его привезли из личной квартиры с Кутузовского проспекта г. Москва. Кабинет воссоздан в том виде, в котором он и был в его квартире. На полках стоят книги, которые Герасимов читал, статуэтки, привезенные им из разных мест.

Кроме этого в кабинете есть уголок, где стоят призы с разных кинофестивалей, полученные им за созданные фильмы.

В 2006 году прошёл фестиваль «Любить человека», посвященный 100-летию выдающегося режиссера, прекрасного сценариста и блестящего актера - Сергея Аполлинарьевичу Герасимову. В рамках фестиваля состоялась ретроспектива его картин.

На фестиваль приезжали известные актёры - ученики С.А.Герасимова, многие из которых внесли свой вклад в развитие музея. 

Фильмы С.А. Герасимова 

1. Лев Толстой - 1984 
2. В начале славных дел - 1980 
3. Юность Петра - 1980 
4. Красное и черное - 1976 
5. Дочки-матери - 1974 
6. Любить человека - 1973 
7. У озера - 1970 
8. Журналист - 1967 
9. Люди и звери - 1962 
10. Тихий Дон - 1958 
11. Сельский врач - 1951 
12. Молодая гвардия - 1948 
13. Большая земля - 1945 
14. Непобедимые - 1942 
15. Старая гвардия - 1941 
16. Маскарад - 1941 
17. Боевой киносборник - 1941 
18. Учитель - 1939 
19. Комсомольск - 1938 
20. Семеро смелых - 1936 
21. Двадцать два несчастья - 1930

5. Подводим  итоги

 «Ребята что вам запомнилось? Что было наиболее интересным?»

 Ответы детей показали, что задачи  урока достигнуты:

-мы воспитали у учащихся  чувства  гражданственности  и  патриотизма к своей культуре;

принадлежность к своей нации;

-также занимались воспитанием у детей  высокого  нравственного  и  культурного  потенциала;

способности корректировать своё общение с окружающими в соответствии с

ситуацией,  умения  строить  свою  жизнь  гармонично,  на  нравственных

основах и принципах;

окружающем мире,

-сформировали  потребности  быть  деятельным  участником истории родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические  преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...

Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические  преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...

Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/...

программа патриотического воспитания детей при школьном летнем лагере дневного пребывания

Данная Программа имеет патриотическую направленность.Программа составлена мной для использования при работе в ЛДП при школе в летний период.Наша программа была признана лучшей в районном туре республи...

Конспект открытого занятия по нравственно - патриотическому воспитанию детей "Мы - Росссияне"

Данный конспект направлен на развитие у детей чувства патриотизма и любви к своему Отечеству....

Конспект выступления на методобъединении на тему " Роль семейных ценностей в патриотическом воспитании детей"

В конспекте содержатся цель и задачи. Понятие, что такое семейные ценности и какова их роль....