Конспект с презентацией по внеурочной деятельности "Жизнь в глубинах"
презентация к уроку (4 класс) на тему

Исаева Оксана Васильевна

Для внеурочной деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Закон 0:0 - точности 2. Закон един, говорит один (уважай говорящего) 3. Закон инициативы - Не согласен – возражай - Возражаешь – предлагай - Предлагаешь - делай 4. Закон чистоты (содержи свое рабочее место в чистоте и порядк

Слайд 4

ЖИЗНЬ В МОРЯХ И ОКЕАНАХ

Слайд 5

- Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении. - Раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям. - Показать необходимо c ть защиты вод Мирового океана.

Слайд 6

Природное сообщество – это совместно обитающие и живущие на одной территории разные по виду растения, животные, микроорганизмы

Слайд 7

- Сообщество поверхности воды, - толщи воды, - донное сообщество, - сообщество кораллового рифа, - глубоководное сообщество

Слайд 8

Живут родственники медуз –португальский военный кораблик, парусник. Обитают морские водомерки, летучие рыбы. Сообщество поверхности воды Португальский военный кораблик Парусник Летучие рыбы

Слайд 9

Сообщество толщи воды Акула-молот Акула Дельфины Планктон Включает планктон и активно плавающие организмы

Слайд 11

Водоросли и планктоны

Слайд 12

Живые организмы живут на небольших глубинах. Обитают прикрепленные к дну водоросли, моллюски, актинии, раки – отшельники, креветки, морские звезды, осьминоги и множество рыб: камбала, скаты, удильщики. Донное сообщество Краб Морской конек Актиния Камбала

Слайд 14

Наиболее разнообразное сообщество. Коралловые рифы – постройки, созданные бесчисленными маленькими животными – коралловыми полипами. Рифы распространены в теплых тропических морях. Сообщество коралловых рифов Кораллы Рыба-клоун

Слайд 16

Сложилось на больших глубинах океана, в вечной темноте. Многие из здешних обитателей светятся. Глубоководное сообщество Хаулиод Глубоководный удильщик

Слайд 19

Морские звёзды и морские ежи. Рыбы-удильщики, лучевики, морской чёрт. Скаты, морские ежи, скорпена. Акулы, дельфины. Планктон.

Слайд 20

Сообщество поверхности океана - 1 этаж Сообщество кораллового рифа – 2 этаж Сообщество толщи воды – 3этаж Глубоководное сообщество – 4 этаж Донное сообщество – 5 этаж

Слайд 21

Тест . 1.Что такое планктон? 1)множество живых существ, парящих в толще воды 2)мелкие организмы, на дне морей 3)мельчайшие организмы, парящие на поверхности воды

Слайд 22

2. «Отложения известняка, образовавшегося из остатков кораллов и водорослей». Это происходит: 1) на поверхности воды 2)в коралловых рифах 3)на больших глубинах океана

Слайд 23

3. О каком сообществе идет речь? Множество живых существ, активно плавающих в воде. Водоросли, лучевики, рачки - все они мелкие, и обычно имеют на теле выросты, щетинки чтобы вода лучше поддерживала их. Активно плавают различные рыбы, киты, кальмары 1)сообщество кораллового рифа 2)сообщество поверхности воды 3)сообщество толщи воды

Слайд 24

4. Найди лишнее: 1)актинии 2)звезды 3)кальмары 5. «То ли цветы, то ли животные?» Карл Линней отнёс их к животным. 1) морская звезда 2)планктон 3) кораллы

Слайд 25

Ответы 1 – 1, 2 - 2, 3 – 3, 4 – 3, 5 - 3

Слайд 26

1) Сообщество кораллового рифа 2) Сообщество поверхности воды 3) Донное сообщество 4) Сообщество толщи воды 5) Глубоководное сообщество 1) множество живых существ парящих в толще воды 2) морские организмы живущие в коралловых рифах 3)особое сообщество, которое расположено на больших глубинах океана, в вечной темноте 4)организмы, которые обитают на поверхности морей и океанов 5) растения и животные, обитающие на небольших глубинах

Слайд 27

Ответы: 1 – б, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – в

Слайд 28

Выполнить задание Домашнее задание Рисунок на тему: «Жизнь в морях и океанах



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Жизнь в морях и океанах».

Цели и задачи урока:

  • Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.
  • Раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям.
  • Показать необходимоcть защиты вод Мирового океана.

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Методы обучения и формы работы:

- частично-поисковый (эвристический)

- проблемный

- групповой

- игровой

Оборудование:

  • Компьютер, проектор
  • Презентация «Жизнь в морях и океанах».

Ход занятия.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Формирование универсальных учебных действий

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, приступаем к уроку, чтобы работа получилась плодотворной, нам всем необходимо соблюдать следующие правила и законы поведения  (Слайд 1)

  1. Закон 0:0 - точности
  2. Закон един, говорит один (уважай говорящего)
  3. Закон инициативы
  • Не согласен – возражай
  • Возражаешь – предлагай
  • Предлагаешь - делай
  1. Закон чистоты (содержи свое рабочее место в чистоте и порядке)

- Согласны ребята? Тогда начинаем урок.

Личностные:

  • доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Целеполагание.

- Ребята, как называется наша планета?  

- А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему?

- Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН

-А, сейчас, мы с вами с помощью интеллектуальной  разминки попробуем определить тему урока (слайды 2-3).

1. По волнам гуляет зонтик,

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется как крапива. (Медуза)

2. Он плавает на дне глубоком,

А иногда — у берегов.

Он своим могучим током

Разгоняет тьму врагов. (Скат)

3. По сути зверь – а с виду рыба,

Огромен, я его боюсь.

А догадаться вы смогли бы,

Кто пищу цедит через ус? (Кит)

4.Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - "морской бандит".
Мускулисты его скулы,
Остерегайтесь встреч с… (
Акулой)

5. Подставляя людям спины

В море нас спасут… (Дельфины)

6. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я - … (Осьминог)

-Где же живут эти организмы? ( Это обитатели морей и океанов).

- И сегодня мы познакомимся с ними. Попробуйте сформулировать тему нашего урока: ........ «Жизнь в морях и океанах» (слайд 4).

- Какие цели мы поставим перед собой?  (слайд 5):

  • Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.
  • Раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям. 
  • Показать необходимоcть защиты вод Мирового океана.

Регулятивные:

 

  • целеполагание;
  • понимать, принимать и формулировать учебную задачу;
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • планировать свои высказывания и действия;
  • уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:

  • самостоятельное выделение - формирование познавательной цели;
  • формулирование проблемы.

3. Актуализация знаний учащихся.

-Кругом вода – с питьем беда. Почему так говорят о море? (соленая вода).

-Как вы представляете себе море? Какие чувства у вас вызывает вид моря, звуки моря?

- Сегодня я предлагаю  вам отправится в путешествие в глубины моря. Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселён от самых верхних до самых нижних этажей.

- Сколько же этажей в этом доме? Мы ответим на этот вопрос в конце урока.

- На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества.

- Давайте вспомним, что называется природным сообществом?

(Природное сообщество – это совместно обитающие и живущие на одной территории  разные по виду растения, животные, микроорганизмы). Слайд 6

Регулятивные:

  • планировать свои высказывания и действия;

Коммуникативные:

  • вступать в беседу на уроках и в жизни;
  • формировать свою мысль в устной  речи;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

  • анализ объектов с целью выделения главного.

4. Постановка проблемы. Открытие нового.

- В океане можно выделить следующие сообщества: сообщество поверхности воды, толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Слайд 7.

- Значит сколько здесь этажей. (5)

Знакомство с этими сообществами мы начнём с поверхности воды.

- Что интересного в нём?

- Слайд 8  Вот посмотрите какое странное существо, синий пузырь с красным гребнем. Это военный португальский кораблик. В старину моряки Португалии также ярко раскрашивали свои боевые корабли. Это родственник медуз. В воду у него уходят щупальца, которыми он ловит себе еду: маленьких рачков и рыбок.

Проблема: Как удерживается на воде португальский кораблик? (имеет легкий воздушный пузырь и гребень-парус)

- По поверхности океана плавает парусник. Тело его плоское. Это хищник. Он добывает пищу с помощью щупалец. У него есть матросы-крабики. Захотят крабики есть, спустятся ко дну парусника и поймают среди щупалец рыбку. Рыбы умеют летать? Есть летучие рыбы. Разогнавшись, они выскакивают из воды и парят на своих плавниках над водою.

- На каком же этаже расположилось это сообщество? (первом).

- Следующее сообщество – сообщество толщи воды. Слайд 9.

- Здесь обитают планктон и активно плавающие организмы.

- Как вы думаете, что такое планктон? (Множество очень живых существ, свободно парящих в толще воды)

- Что же помогает им удерживаться в воде?

Проблема: Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие организмы? Во-первых у них обтекаемая форма тела. (сельди, акула-молот, дельфины, киты, кальмары)  

- Что помогает рыбам плавать в толще воды? (плавники, плавательный пузырь)

- А у каких рыб из воды торчат зловещие плавники? Это хищники моря – акулы. Они бывают и гиганты (20м._ и карлики (15см.). Самые безобидные – Тигровая и гигантская акулы. Питаются акулы рыбой. У них хорошее обоняние, лучше, чем у собак. Самая страшная для человека – Белая акула.

Белая акула до 6 метров. Охотится по ночам на кальмаров и своих мелких сородичей. На челюстях акулы множество зубов, если они выпадают, за 8 дней вырастают новые «Страшные улыбки». Тёмные, круглые, завораживающие глаза акулы мгновенно распознают добычу. Акулы испытывают постоянный голод, они вечно в движении, если акула перестанет двигаться, она утонет. А вот гигант моря – синий кит.  Слайд 10

( Синий кит относится к млекопитающим, это не рыба. Его тело до 33 метров, масса дл 130 тонн. Питается синий кит планктоном. Сложно кормить китёнка. За одну кормёжку он съедает 20 вёдер молока, жирного как сметана. Киты совершают ежегодные путешествия от приполюсных пространств к субтропикам и обратно.)

- Также в морях множество водорослей. Они тоже имеют крючочки, прицепочки, чтобы удерживаться.  Планктон имеет щетинки, выросты

- А что же называется планктоном?

(Планктон в переводе – блуждающий. Планктон –  это множество живых существ, парящих в толще воды). Слайд 11.

В толще воды складываются цепи питания: водорослями кормятся рачки, рачками – мелкие рыбы, а ими крупные рыбы, кальмары, дельфины. Удивительно, что многие киты, эти гиганты моря, кормятся планктоном.

- А на каком бы этаже вы расположили это сообщество?

- Следующее сообщество – донное. Слайды 12.

Очень богато видами это сообщество. Здесь живут моллюски с красивыми раковинами, морские звёзды, осьминоги, камбала. Они  любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы нападать. Слайд 13

-Проблема: Что помогает защищаться от врагов? (Разнообразная форма, например у скатов она – плоская, окраска под цвет грунта)

Осьминоги выбрасывают чернильное пятно.

- На каком бы этаже вы расположите это сообщество?

Самое красочнее сообщество и самое красивое–  сообщество кораллового рифа. Слайды 14-15.

- Послушайте легенду: согласно древнегреческому приданию, когда Персей отсек голову Медузе Горгоне, ее кровь пролилась на морское дно и проросло красным деревцем – кораллом. Коралловые ветки напоминают толи цветы, толи кусты. До 18 века их считали растениями, позже естествоиспытатель Карл Линней выделил их в класс животных.

В теплых, чистых тропических морях находятся кораллы. Коралл твердый как камень, но на самом деле он создан из тел миллионов маленьких существ. Эти животные коралловые полипы. Каждый из них живет внутри маленькой известковой чашечки. С течением времени часть полипов отмирает, и другие полипы строят свои чашечки поверх старых. Так кораллы продолжают расти вверх к поверхности воды и  образует коралловые острова.

- Каковы же особенности этого сообщества?

Мир коралловых рифов – это буйство красок: здесь обитают ярко окрашенные креветки, актинии, ,моллюски. Рифы буквально кишат разноцветными рыбами.

Это сообщество располагается между сообществом поверхностные воды и сообществом толщи воды, но не везде, а только в тёплых тропических широтах.

- Следующий этаж, который мы посещаем расположен очень глубоко под водой -  глубоководное сообщество. Слайд 16

- Ведь морское дно не ровное, есть глубоководные места, вот там и рас положилось глубоководное сообщество. Рыбы, обитающие там имеют странные формы.

- Каковы же особенности этого сообщества?

Многие из них светятся : одни таким образом приманивают добычу, а другие защищаются от врагов – выпуская яркое облачко, сбивая с толку хищников. У них зубатые пасти. Это, например, рыба-мешкоглот, большерот. Слайд 17-18

- Проблема: Как ориентироваться в глубине? (Светящиеся органы)

Питаются эти жители бездны мёртвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоёв воды, а также хищничают, поедая друг друга.

Регулятивные:

  • планирование, прогнозирование;

Познавательные:

  • построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование,
  • понимать , толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;
  • понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл

Личностные:

  • придерживаться правилам работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Коммуникативные:

  • инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
  • слушать и понимать речь других;
  • готовить сообщения, выполнять проекты донести свою позицию до других:
  • выразительно читать и  пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроках;
  • совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

5. Первичное закрепление.

-  Ой, кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого.

(на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля), слайд 19

Ребята, мы же с Вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и понавыдумывать небылицы. Попробуйте определить, все ли правильно написал капитан?

Ошибки :

  • Морские звёзды и морские ежи.
  • Рыбы-удильщики, лучевики, морской чёрт.
  • Скаты, морские ежи, скорпена.
  • Акулы, дельфины.
  • Планктон.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана.

А сейчас мы попробуем расположить этажи  океан, начиная со дна. Слайд 20

Сообщество поверхности океана - 1 этаж

Сообщество кораллового рифа – 2 этаж

Сообщество толщи воды – 3этаж

Глубоководное сообщество – 4 этаж

Донное сообщество – 5 этаж

-  Послушайте экологическую сказку. Жил старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод. Пришёл невод обратно с тиной морской, а также со ржавыми банками, бутылками и прочим мусором. Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину. В третий раз закинул он невод и поймал золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом: - Не отпускай меня старче в синее море, лучше кинь в аквариум. Там вода чистая. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу быть золотою. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо.

Регулятивные:

  • контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению,
  • осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

  • формировать свою мысль в устной и письменной речи; -   выразительно читать и  пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроках

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (тест).

Тест. (Слайд 21-24)

1.Что такое планктон?

     1)множество живых существ, парящих в толще воды

     2)мелкие организмы, на дне морей  

     3)мельчайшие организмы, парящие на поверхности воды

 

  2. «Отложения известняка, образовавшегося из остатков кораллов и водорослей». Это  происходит:

      1) на поверхности воды 

      2)в коралловых рифах  

      3)на больших глубинах океана  

3. О каком сообществе идет речь?

Множество живых существ, активно плавающих в воде. Водоросли, лучевики, рачки - все они мелкие, и обычно имеют на теле выросты, щетинки чтобы вода лучше поддерживала их. Активно плавают различные рыбы, киты, кальмары

1)сообщество кораллового рифа  

2)сообщество поверхности воды

3)сообщество толщи воды

4. Найди лишнее:

 1)актинии

2)звезды

3)кальмары

5. «То ли цветы, то ли животные?»  Карл Линней отнёс их к животным.

1) морская звезда  

2)планктон

3) кораллы

Ответы (слайд 25).

1 – 1, 2 -2, 3 – 3, 4 – 3, 5 - 3

Задание на соответствие (слайд 26):

1) Сообщество кораллового рифа                

2) Сообщество поверхности воды  

3) Донное  сообщество

4) Сообщество толщи воды  

5) Глубоководное сообщество

1) множество живых  существ  парящих в толще воды

2) морские организмы живущие в   коралловых рифах

3)особое сообщество, которое  расположено на больших глубинах   океана, в вечной    темноте

4)организмы, которые обитают на  поверхности морей и океанов

5) растения и животные, обитающие  на небольших глубинах

Ответы: 1 – б, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – в (Слайд 27).

7. Рефлексия. Домашняя работа.

Прощай же море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы!

Дом. Зад. (Слайд 28).

Рисунок на тему: «Жизнь в морях и океанах

Личностные:

  • смыслообразование.

Регулятивные:

  • уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;

Коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к внеурочному занятию "умники и умницы"(2 класс)

«Умники и Умницы»«Интеллектуальная игра»На занятии    развиваем внимание, воображение, творческие способности, умение рассуждать и анализировать, сравнивать.     ПРО...

Конспект и презентация к занятию внеурочной деятельности "Что означают наши имена"

Конспект и презентация к занятию внеурочной деяткльности курса "Первооткрыватели" на тему "Что означают наши имена"...

Конспект и презентация внеурочного занятия по математике "Деление круга на части"

Тема занятия: Деление круга на 6 частей.Тип занятия: «открытие» нового знания.Форма проведения: практическое занятие.Цель  занятия: овладеть практическими навыками деления круга на 6 ...

конспект и презентация к занятию по внеурочной деятельности

конспект и презентация к занятию по внеурочной деятельности "Путешествие в страну вежливости и доброты"...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Конспект и презентация внеурочного занятия на тему : Казачьи семьи"

Данная разработка может использоваться при проведении внеурочного занятия по доноведению...