статья "Патриотическое воспитание младших школьников"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В статье описана система патриотического воспитания, которая состоит из пяти направлений. Представлен опыт работы по всем направлениям, перечислены мероприятия, направленнные на воспитание патриотизма, гражданской идентичности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patrioticheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx124.04 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младших школьников.

 «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к Родине, её истории, к родным местам» (Д.С. Лихачёв).

Тема моей работы как классного руководителя – «Патриотическое воспитание младших школьников».

                 Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Смысл школьного образования разработчики ФГОС второго поколения понимают так: школа, безусловно, должна передавать детям знания, но она также должна формировать личность гражданина страны, который обеспечит ее дальнейшее развитие и процветание. В Стандарте определены результаты воспитания, одними из которых являются чувство гражданской идентичности, патриотизм.

         Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Любовь к Родине - это активная гражданская позиция. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы.  

Во время работы в школе мною была выработана определённая система по воспитанию человека-патриота.

          Цель системы — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

         Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

-создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у школьников верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству;

 -утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;

- формирование у учащихся активной жизненной позиции.

Основополагающими принципами этой системы являются:

-научность;

-демократизм;

-приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

-системность, преемственность и непрерывность;

-многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

-направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

-тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:

Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров. С целью обеспечения преемственности поколений и продолжения лучших традиций учащиеся класса принимают участие в акции «Кораблики победы» и «Бессмертный полк», готовили открытки для ветеранов и защитников нашей Родины, принимали участие в смотре строя и песни, посвящённом 23 февраля, участвовали в концертах, посвященных 23 февраля и 9 мая. Регулярно в классе проводятся Единые уроки, позволяющие сформировать у ребят понятия о самых Великих битвах истории, о героях нашей большой страны, о событиях, которые изменили ход истории (Приложение 1).

Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников:

- разработана программа внеурочной деятельности «Мы-крымчане», направленная на формирование знаний учащихся по истории, культуре, природе родного края (Приложение 2 на электронном носителе);

- проводятся занятия по истории Крыма и Черноморского;

- ведётся научно-исследовательская работа по истории Калос Лимена (Приложение 3).

Интернациональное - включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Пропаганда идей интернационализма, дружбы народов, воспитание школьников в атмосфере интернационализма.

С этой целью с учащимися проводятся воспитательные занятия, классные часы и мероприятия по формированию толерантности, терпимости: классный час по теме «Толерантность. Памяти детям Беслана посвящается» (Приложение 4), «Сталинградская битва» (Приложение 5), воспитательное занятие «Моя родина» (Приложение 6), «Особенности территории России», «Разнообразие и богатство природы России», «Малая родина» (Приложение 7), внеклассные театрализованные представления «Болгарии душа», «Происшествие в сказочной стране» (Приложение 8).

Экологическое направление включает в себя:

-проведение экологических акций «Сохраним можжевельники Крыма», «Красная Книга глазами детей», «Зелёная планета»;

-занятия «Всё о Крыме» (Приложение 9);

-участие в неделе защиты Черного моря;

-разработке экскурсионных маршрутов по Черноморскому району;

-постановке театрализованных представлений экологической направленности (Приложение 10);

-защиту научно-исследовательских проектов.

Семейное направление представляет собой:

- создание проектов «Моя семья» (Приложение 11);

- изготовление генеалогического древа (Приложение 12);

- изучение истории имени и фамилии;

- совместные родительские собрания, классные часы (Приложение 13).

Для того, чтобы возможно было оценить результативность работы по патриотическому воспитанию, в начале данного пути было проведено анкетирование «Уровень патриотизма».

  1. Знаете ли вы, что такое патриотизм?

а) да

         б) нет

2. Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?

а) да;

б) нет;

3. Отмечают ли у Вас дома семейные праздники?

а) да;

б) нет;

4. Знаете ли Вы, когда образовался посёлок, в котором Вы живете?

а) да

б) нет.

5. Любите ли Вы свой город(посёлок)?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь с ответом.

Результаты анкетирования были не совсем удовлетворительны, что хорошо видно на диаграмме.

Через два года работы по системе патриотического воспитания, ребятам снова была предложена данная анкета. Итог анкетирования был уже совсем другим.

Это говорит о том, что данная система очень действенна (Приложение 14).

Своим личным примером я регулярно демонстрирую учащимся своё отношение к Родине, активную гражданскую позицию. Принимаю участие в общественно-патриотических мероприятиях: «Свеча памяти», митингах, акции «Бессмертный полк». Выполняю общественные поручения: организация мероприятий, повышающих престиж школы, субботники. Участвую во всевозможных конкурсах, семинарах, конференциях. Сотрудничаю с другими организациями. Результат этой деятельности представлен в приложении 15. Только личный пример для маленького ребёнка является самым эффективным.

Я планирую и далее работать по этой системе, усовершенствовать её, воспитывая настоящих патриотов своей Родины. Ведь период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Использование современных педагогических технологий в процессе воспитания.

Воспитательные технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

В своей работе я использую следующие технологии:

Педагогика сотрудничества, ориентированная на:

- переход от педагогики требований к педагогике отношений;

- гуманно – личностный подход к ребёнку;

- единство обучения и воспитания.

Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили:

- способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке

благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

- развитие и становление познавательных сил ребенка;

- идеал воспитания – самовоспитание.

Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского:

- в воспитании нет главного и второстепенного;

- воспитание – это прежде всего человековедение;

- эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;

- принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;

- культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;

- приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С.Газман):

Основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ученику в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации.

Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой):

Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности.

Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...