Конспект урока по программе "Альтернативная коммуникация"
план-конспект

Тема "Ласковый ребенок" (коммуникация) Представлено на методическом объединении воспитателей, учителей-дефектологов специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zan2017.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе:

«Азбука общения»

социально-педагогической направленности

Тема «Ласковый ребенок»

Методическое объединение воспитателей, учителей - дефектологов специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ТМНР

Рыбак Наталия Владимировна

Санкт-Петербург

2016- 2017 уч. год

Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Рыбак Наталия Владимировна

Наименование образовательного учреждения, город

СПб ГБСУСО «ДДИ № 1», ГБОУ школа №439

Группа

№19

Программа  

«Азбука общения», социально-педагогическая направленность

Предмет

Коммуникация

Тема занятия

«Ласковый ребенок»

Форма занятия (кол-во детей)

Подгрупповая (3 чел.)

Дата проведения

Январь 2017 г.

Продолжительность по времени

30 минут

Тип занятия

Комбинированное

Цель занятия

Способствовать накоплению опыта положительного эмоционального общения.

Задачи занятия:

  1. образовательная;
  2. коррекционная;
  3. воспитательная;

1. Формировать умение устанавливать контакт, эмоционально реагировать на речевые и тактильные  раздражители.  

2. Развивать зрительно-слуховое и тактильное восприятие в процессе коммуникативных игр.

3.Воспитывать активность, эмоциональность при взаимодействии со взрослым.

Методы организации образовательно-воспитательного процесса

Словесные, наглядные, практические.

Методическое и техническое обеспечение занятия

Технические средства: проигрыватель, музыкальные записи;

методические средства: коммуникативная доска, коммуникативная карта «Заниматься», зеркало,  погремушка, игрушки и предметы мышка, фантик, клубочек, сердечко, индивидуальные салфетки для лица, ёмкость  для использованных салфеток;

раздаточный материал: пуфы (на каждого ребенка) для проведения релаксации.

Предварительная работа

Организованная игровая деятельность, обогащающая сенсорный и эмоциональный опыт детей и направленная на развитие взаимодействия:

- коммуникативные игры («Кто это?»,«Зеркало»);

- телесно-ориентированные игры («Шла большая черепаха», «Заинька, вымой лапки» и др.);

- игры с пальчиками и ладошками;

- игры с игрушками и материалами («Ласковые лапки»);

- игровые упражнения с массажными мячиками.

Организованная двигательная деятельность – танцевальные и ритмические движения: ходьба, покачивания («ходим-шагаем», «лодочка», «качели», «покружились»).

Использованная литература

  1. Дополнительные общеобразовательные программы для детей и подростков с ТМНР /Под ред. В.Н. Асикритова, Т.А. Алексеевой, Е.Ю. Коржовой. – СПб.: ЛЕМА, 2015.
  2. Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью /Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л. И. Кайкина и др.; под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.
  3. Айрих О.А. Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе.- Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Артамоненкова  С.И., Вялитов Р.Р., Долотова И.А. и др. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с ТМНР /под ред. Рязановой А.В., Ермолаева Д.В.- М.: Теревинф, 2011.
  5. Полянская Т. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников. – СПб.: «Детство-пресс», 2011

Ход занятия

Название упражнения,

Частные задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть
  1. Организационный момент 3мин.

Ритуал приветствия.

Обучение жесту «привет» с аудиальным подкреплением (под ритмичные движения погремушки).

Работа с коммуникативной доской и с коммуникативной картой «заниматься».

-  Здравствуйте! Мы приветствуем друг друга и дарим хорошее настроение:

 - Кто здесь, кто с нами?

   Кто здесь, кто пришел?

– Это Надя! Привет!

- Это Фая, Аэлита! Привет!

- А это я, Наташа. Привет!

- Будем заниматься!

 (Показ коммуникативной карты каждому ребенку и повторение «заниматься»).

Ответная эмоциональная реакция.

Удерживая в руке погремушку, с помощью выполняют ритмичные движения погремушкой и выполняют жест приветствия (с помощью).

Дети смотрят, слушают, визуально и тактильно воспринимают коммуникативную карту.

  1. Мотивация образовательной деятельности 3 мин.

Коммуницирование на основе установления зрительного и эмоционального контакта.

- Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? (Показывает ребенка в зеркале):

- Наденька хорошая, Наденька пригожая! Посмотри! Улыбнемся друг другу, поглажу по голове Надю.

(Аналогичная работа проводится с каждым ребенком).

- Девочки у нас хорошие, девочки пригожие!

Дети слушают, смотрят, визуально воспринимают свое отражение в зеркале, реагируют на тактильный стимул –поглаживание.  Зрительный контакт. Ответная эмоциональная реакция.

  1. Пропедевтические упражнения, направленные на

сенсомоторное развитие 3 мин.

Игровое упражнение «Мячик-ёж»

Задача: обогащение сенсорного и эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия, коммуницирования.

- Поиграем с мячиком!

- Гладь ладошку, мячик-ёж,

 Ты колючий, ну и что ж!

 Наденька тебя погладит,

  Наденька с тобой поладит!

(упражнение повторяется с каждым ребенком).

Совместные действия с мячом, с комментированием действий.

Ответная эмоциональная реакция.

  1. Основная часть
  1. Актуализация имеющихся знаний  3 мин.

Игровое упражнение «Дай ладошечку!»

Задача: активизация эмоциональной памяти, развитие навыков эмоционального общения.

Кинезиологическое упражнение. Цель: снятие мышечного  напряжения.

- Мы будем играть и создавать хорошее настроение..

-Дай ладошечку, Надя, крошечка!

(педагог берет ладонь ребенка в руку, поглаживает ее).

- Молодец, Надя, ты добрая, хорошая. Я погладила ладошку ласково, Наденька осталась довольна!

(Аналогичная работа проводится с каждым ребенком). – Смотри, Аэлита, как Надя играет со мной. (Педагог обращает внимание детей на то, как работает ребенок, с целью удержать внимание).

- Поиграли крошки, отдохнут ладошки! (Кинезиологическое упражнение «Двойные рисунки»).

Дети слушают, смотрят, реагируют на тактильный контакт  –поглаживание ладони.  Эмоциональный контакт. Ответная эмоциональная реакция.

Выполняют движения руками с прямой помощью.

  1. Изучение нового материала 4  мин.

Игровое упражнение «Ласка». Коммуникация на основе действий с игрушкой.

 Цель: воспитание эмоциональной реакции на тактильный раздражитель.

- Посмотрите, к нам пришла Кошка!

 Кошка пушистая, кошка любит, когда ее гладят, ласкают (показывает игрушку, гладит игрушку, комментирует действия).

- Надя, Кошка погладит тебя вот так, ласково! (выполняет поглаживания рук ребенка).

- Наде приятно, Кошка ласковая.

- Надя, а теперь ты погладь Кошку: ласково, бережно, вот так (выполняет совместно с ребенком действия поглаживания). – Надя ласковая, гладит кошку!

(Аналогичная работа проводится с каждым ребенком). – Смотри, Аэлита, как Надя ласково гладит кошку. (Педагог обращает внимание детей на то, как работает ребенок, с целью удержать внимание).

- Молодцы, дети, вы ласковые,  погладили Кошку, она осталась довольна!

Дети смотрят на игрушку, слушают. Эмоциональный контакт. Реагируют на тактильный контакт -поглаживание игрушки.  Ответная эмоциональная реакция на тактильный контакт.

Выполняют движения поглаживания с прямой помощью.

  1. Физкультминутка 4  мин.

Звучит аудиозапись песни «От улыбки станет всем светлей». Цель: релаксация, снятие мышечного напряжения. Двигательные упражнения под музыку на активизацию движений,  развитие навыков взаимодействия.

- Вы поиграли, немного устали. Отдохните.

(Дети выкладываются на пуфы).

-  А мы пока в паре потанцуем, улыбнемся друг другу, обнимемся.

- Смотрите, как мы танцуем.

 (С каждым ребенком выполняются двигательные упражнения: «лодочка», «покачивание», с Фаиной – на руках).

- Хорошо, девочки, отдохнули!

Дети выкладываются на пуфы,

слушают музыку,

по очереди выполняют совместно движения.

  1. Первичная проверка понимания 3  мин.

Игровое упражнение «Кошкины игрушки».

Коммуникация на основе действий с игрушками и предметами-заместителями. Цель: воспитание эмоциональной реакции на различные тактильные раздражители.

С музыкальным сопровождением (аудиозапись композиции «Маленькая страна»).

- Кошка любит играть и вам принесла свои игрушки: фантик, клубочек, мышку (показывает и называет предметы).

- Мы поиграем с этими игрушками: я буду касаться ласково ваших рук, щёк.

А кошка будет смотреть, как вы играете с ее игрушками.

(Выполняются касательные движения по рукам, щекам ребенка игрушкой-мышкой, фантиком на нитке, клубочком. Данное упражнение проводится с каждым ребенком. Музыкальное сопровождение (аудиозапись композиции

 «Маленькая страна»).  

- Смотри, Фая, как Аэлита играет с игрушками.  (Педагог обращает внимание детей на то, как работает ребенок, с целью удержать внимание).

- Молодцы, девочки, хорошо поиграли с кошкиными игрушками!

Дети смотрят на игрушки и предметы, слушают.

Тактильный контакт.

Реагируют на тактильный контакт - касания.  

Ответная эмоциональная реакция на тактильный контакт.

  1. Заключительная часть
  1. Закрепление нового материала 4 мин.

Игровое упражнение «Сердечко» на воспитание эмоциональной реакции на коммуникативные действия.

- Посмотрите, я держу в ладони сердце

  И дарю сердечко вам!

Сердечко теплое, доброе, ласковое.

- Надя, дай руку, возьми сердечко. Подержи в ладошке.  Сердечко дарит тебе тепло и  ласку.

(Выполняются действия с каждым ребенком. Прикладывает сердечко к щеке ребенка, к ладоням).

Дети смотрят, слушают. Эмоциональный и тактильный контакт.

Реагируют на коммуникативные действия и тактильный контакт.  

Ответная эмоциональная реакция на коммуникативные действия и тактильный контакт.

  1. Подведение итогов 3 мин.

Кинезиологическое упражнение «Потряхивание» на снятие мышечного напряжения.

Ритуал завершения занятия.

Работа с коммуникативной картой «заниматься».

Обучение жесту «пока».

- Ласковое слово говорите чаще,

  Ласковое слово даже меда слаще!

  Ласковое слово согревает душу,

  Ласковое слово слушал бы и слушал!

  Ласковое слово, будто солнце,   светит,

  Ласковое слово нужно всем на свете!

- Сегодня мы с вами играли, были хорошими и пригожими, были ласковыми. Молодцы! Вы добрые и ласковые дети! Я говорю вам: «Спасибо».

- «Заниматься» -  всё!

- До свидания, Надя, пока, Фая, пока,   Аэлита, пока!

Телесный и эмоциональный контакт. Ответная эмоциональная реакция.

Выполняют движения руками с прямой помощью.

Дети слушают, смотрят на педагога.

Работают с коммуникативной картой (с помощью).

Выполняют жест «пока!» с прямой помощью.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету "Коммуникация, правила социального поведения" на тему "Прфессии. Повар".

Конспект урока "Прфессии. Повар" может быть использован на уроках окружающего мира или развития речи в начальной школе....

конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация

конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация "Яблоко"...

Конспект урока «речь и альтернативная коммуникация» 1 класс Русская народная сказка «Колобок»

Тема: Русская народная сказка «Колобок». Цель: Знакомство с содержанием и героями сказки «Колобок».Задачи:Образовательные: Познакомить с содержанием сказки «Колобок...

Конспект урока речи и коммуникативной коммуникации в 1 классе VIII вида на тему "Выражение жестами удовольствия (неудовольствия). Разукрашивание (фрукты)"

Конспект урока речи и альтернативной коммуникации для специальной коррекционной школы психолого-педагогической поддержки...

Конспект урока по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» Тема урока: «Мои желания. Покупка школьных принадлежностей»

1 (дополнительный) класс для детей У/О (ИН) вариант2Развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьм...

Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (слепые и слабовидящие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР))

  Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. У слепого или слабовидящего ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не достат...

Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация во 2 классе. Тема урока: Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквой Жж.

Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквуй Жж. Предложения с данными словамт. Чтение предложений и текстов....