Формы работы с классом. Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации.
консультация (2 класс) на тему

Кирпичникова Галина Николаевна

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" дети вправе рассчитывать на то, что их способности найдут понимание и поддержку  учителя в поисках наилучшего  использования их возможностей и способностей.Личностно-ориентированный подход предполагает не  формирование личности с заданными свойствами, а  создание условий для полноценного проявления  и соответственно   развития личностных функций образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

Формы работы с классом. Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Фотографии 2 А класса\Консультация.jpg

                                                       Материал подготовила:

Кирпичникова Галина Николаевна,

отличник народного просвещения,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ №16

 г. Балаково Саратовской области

В соответствии с Законом РФ «Об Образовании» дети вправе рассчитывать на то, что их способности найдут понимание и поддержку учителя в поиске наилучшего  использования их возможностей и способностей. Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход как направление деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Личностный подход предполагает помощь ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.

На основании данного утверждения можно сделать актуальный вывод о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Вначале я опираюсь на родителей-энтузиастов, которые с удовольствием принимают участие в организации мероприятия. Остальных родителей я приглашаю поучаствовать в нем вместе со своими детьми. Очень важно понимать следующие ведущие мотивы включенности в инновационные процессы личностно-развивающей направленности:

  • возможность личностно-профессионального саморазвития при освоении концепций и технологий личностно ориентированного образования;
  • самоутверждение через овладение новым способом педагогической деятельности и переживание личного успеха в связи с этим;
  • самореализация в личностно-развивающей деятельности, позволяющей проявить свой потенциал и осуществить восхождение к индивидуальности ребенка.

Знание мотивов, характера их распределения немаловажно для организации эффективного процесса освоения личностно -ориентированных педагогических новаций.

Личностно-ориентированное воспитание - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание - это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.

Личностный подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. Это   в первую очередь  и учитываю  в своей работе.

Индивидуальная работа - это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании. Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов.

Учитывая их, стараюсь определять  методы и формы воздействия на личность каждого ребенка. В индивидуальной работе с детьми руководствуюсь следующими принципами:

- установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне "учитель - ученик - класс";

- уважение самооценки личности ученика;

- вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;

- постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;

- создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.

Так, например, учащиеся с высоким интеллектом отличаются от других учащихся ярко выраженными умственными способностями, устойчивостью внимания, развитостью воображения, широтой интересов. Эта группа детей требует особого внимания и уважения к уникальности личности, учета особенностей психики. Поэтому свои методы и приемы обучения и воспитания соотношу с более насыщенной и сложной деятельностью. Для развития одаренных детей создаю необходимые условия: атмосфера сотрудничества, творческая обстановка, разносторонняя познавательная и внеучебная деятельность.

Особого внимания требуют к себе дети, отличающиеся девиантным поведением. В структуре личности «группы риска» у ученика наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам. Зная и учитывая специфику личностно-ориентированного подхода с "трудными",  применяю различные методы работы: переубеждение,  переключение, поощрение и наказание, самоисправление, "реконструкция характера".

Для данного этапа характерно использование общих методов обучения и воспитания, вместе с тем широко применяю методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение,  наказание, коррекцию.

 Коррекция - это способ педагогического воздействия на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные или преодолеваются негативные качества. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с учащимися.

Таким образом, индивидуальный подход - важнейший принцип обучения и воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного ее развития.

Использование в работе личностно- ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников» показало, что решение  и достижение цели образования и воспитания в современной начальной школе лежит в применении личностно ориентированных технологий обучения.

 Технология личностно ориентированного подхода:

1.Ставит ученика в такие условия, что он вынужден постоянно проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие трудности.

2.Создает условия для преодоления стереотипов учительского труда. Учебный процесс организуется как гуманное взаимодействие между учителем и учащимися. Ученик становится субъектом обучения.

3.Создает среду для постоянных условий самопознания, самосовершенствования, самовоспитания.                                                                                                

Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. В ходе классных часов планируется коллективная жизнь класса (воспитательное мероприятие).

Подготовка классного часа

Классный руководитель в ходе подготовки и проведения классного часа следует алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс:

  1. Определение целей и задач.
  2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
  3. Создание психологического настроя.
  4. Предварительная подготовка.
  5. Проведение самого мероприятия.

Содержание классных часов соответствует с программой воспитательной работы школы и соответствует следующим направлениям:

  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • нравственное воспитание;
  • правовое воспитание;
  • физическое и умственное развитие личности.

Основные принципы деятельности при организации и проведении классных часов:

  1. Принцип взаимосвязи сознания и деятельности предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение ребенка.
  2. Принцип личностно-ориентированного подхода предполагает приоритетное внимание к развитию личностных качеств ребенка.
  3. Принцип вариативности предполагает гибкое следование программе воспитательной работы и корректировку содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, дел, акций.
  4. Принцип продуктивности - получение реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности ребенка.

Основные компоненты классного часа:

  • целевой - целевые установки должны быть связаны прежде всего с развитием индивидуальности ребенка, с проектированием и установлением его уникального образа жизни;
  • содержательный - содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения ребенка;
  • организационно-деятельный - обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Предполагается активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности;
  • оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Технологические аспекты организации классного часа:

  • определение совместно с учащимися тематики классных часов на новый учебный год;
  • уточнение темы и цели классного часа, выбор формы проведения;
  • определение времени и места проведения классного часа;
  • определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
  • подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального оформления по теме;
  • определение участников подготовки и проведения классного часа;
  • распределение заданий между участниками;
  • проведение классного часа;
  • анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Дискуссионные формы проведения классного часа

Классный час с элементами диспута - публичный спор на важную тему, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой классного часа  - диспута.

Дискуссия- это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность.

Круглый стол- форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке; совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников.

Гостиная- одна из форм культурно - досугового  общения. Гостиные бывают театральные, музыкальные, литературные. В формате гостиной могут проводиться встречи с интересными людьми, вечера-воспоминания об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателях, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

Салон  как мероприятие - это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные.

Мероприятия состязательного характера

Конкурс, конкурсные программы - это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков.

Викторина- вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.

Клуб веселых и находчивых - юмористическая игра, в которой команды различных коллективов соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д.

Презентация- представление общественности нового с определенными целями.

Турнир - это состязание. В турнире участвует четное число игроков. 

Творческие формы классных часов

Праздник- это мероприятие, посвященное какому-либо торжественному событию. Формы проведения праздника весьма разнообразны - от детского утренника до массового шествия.

Фестиваль- массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества.

Выставка посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических детских походов, экскурсий.

Устный журнал- интересная форма проведения внеклассных занятий. Короткие, емкие, доступные научные сообщения чередуются диалогом основных ведущих журнала и литературно-музыкальными номерами. В устном журнале широко используется наглядность. Соответствующим образом оформляется  доска, сцена.

Концерт- публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных и т. п. номеров по определенной, заранее составленной программе. Основу концерта составляют номера.

Игровые формы классных часов: ролевые игры, интеллектуальные игры.

Мероприятия по психологическому просвещению: трениниг. Методы, используемые на тренингах: групповая дискуссия, игровые методы, моделирование ситуаций, медитативные техники, которые  используются для снятия излишнего напряжения у участников группы. 

Формы работы с учащимися вне школы:  экскурсии.

Вывод

В личностно-ориентированном классном часе целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъективности и креативности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъективными полномочиями обладает большинство учащихся. С точки зрения организационной деятельности учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребёнка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуации выбора успеха. Преобладают субъек-субъективные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения.

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление  обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе

Работая   по  технологии  личностно - ориентированного обучения и воспитания ,  считаю, что мы находимся  на правильном пути, поскольку  в классе каждый ученик успешно овладевает школьную программу и нашёл занятие по интересам и по душе.

По словам В. Сухомлинского: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от  ученья, не познавший чувства гордости после преодоления трудности - несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства - первостепенная задача педагогики».

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. 

Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Список литературы

1.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса - М, 2014.

2.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 2015.- №4.

3.Бондаревская Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 2016.- №4.

 

2. Система личностного ориентированного образования. Мониторинг процесса личностного развития каждого ученика

Систематическая диагностика и коррекция процесса личностного развития каждого ученика проводится с момента поступления ребенка в школу. В проведении диагностики и коррекции процесса личностного развития учащихся принимают участие все учителя, классные руководители под руководством школьного психолога. Оценка результатов диагностики психического и личностного развития учащихся производится главным образом с точки зрения динамики индивидуального развития каждого ученика.

Классно-урочные, групповые занятия

Учебные занятия в системе личностно-ориентированного образования предполагают широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение учащихся по классу в процессе занятий, различную расстановку индивидуальных парт для коллективных или фронтальных занятий (круговое расположение парт, соединение индивидуальных парт в общий стол для занятий бригадой и т.д.)

Эстетический цикл учебных занятий

Обучения всем предметам этого цикла (рисование, пение, музыка, хореография, танцы, лепка, живопись и т.д.) широко представляются на различных выставках, систематически проводимых в гимназии, на конкурсах самодеятельности, в выступлениях учащихся вне гимназии.

Внеурочная работа школы

В школе работает большое число различных кружков, спортивных секций, других объединений учащихся по интересам, с тем, чтобы каждый ученик мог выбрать для себя занятие во внеурочное время.

Общешкольное ученическое самоуправление

Организует и осуществляет совместную с учителями и классными руководителями всю внеурочную деятельность школы. Для проведения мероприятий создаются временные творческие группы учителей, родителей, учащихся.

Трудовое обучение и трудовая деятельность учащихся

Главный принцип, на котором строится этот компонент, состоит в том, что выработка у учащихся трудовых навыков и привычек производится в процессе полезной трудовой деятельности, осуществляемой современными научно-техническими методами.

Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью

  1. Использование проблемных творческих заданий.
  2. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно символическую).
  3. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников.
  4. Сообщение учащимся организации учебной деятельности в ходе урока.
  5. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  6. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  7. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.
  8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
  10. Сегодня актуальным является личностно-ориентированное взаимодействие педагог-воспитанник, которое предполагает признание личности ребенка не столько объектом, сколько субъектом воспитания, образования, партнером в образовательно-воспитательном процессе. Ученик, воспитанник - основной субъект образовательно-воспитательного процесса.
  11. Цель личностно-ориентированного педагогического взаимодействия педагога с воспитанником - создание благоприятных условий, содействие в его личностном развитии, формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении.
  12. Базой для формирования способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации, самореабилитации, самоорганизации личности является физическое и психическое здоровье, нравственность и способности, что определяет содержание личностно-ориентированного взаимодействия педагога с учащимися.

Личностно-ориентированное взаимодействие

Педагогическое воздействие осуществляется педагогом с целью развития личности ребенка, перевода его на позицию субъекта. Педагогическое воздействие - это не любое воздействие, а воздействие педагога, являющегося носителем сознания, воли, отношений, а, следовательно, осознающим связи своего <Я> с другими <Я>, с миром в целом. Это предвосхищение будущего развития личности воспитанника формируется у педагога на основе знаний природы ребенка, закономерностей его развития целесообразности педагогических воздействий; что педагогическое воздействие наполнено социальным смыслом, поскольку педагог выступает от имени общества и его интересов. Поэтому он должен транслировать ребенку мир на уровне высоких культурных достижений, наработанных человечеством. В целом педагогическое воздействие - это особый вид деятельности педагога, его тонкое прикосновение к личности, направленное на раскрытие ее потенциальных возможностей быть и становиться субъектом деятельности и своей собственной жизни.

Педагогическое воздействие осуществляется как раскрытие, демонстрация и передача личностного ценностного отношения педагога к кому бы-то ни было, чему-то. И от того, насколько ярко ему удастся выразить себя, зависит ответная реакция воспитанника, внутренне переживающего это отношение (сопереживание, ощущение радости, а, может быть, и гнева, недовольства и др.), его проявление в словах, мимике, поступках. Воздействие, педагогически и психологически верно осуществляемое, обеспечивает адекватное взаимодействие педагога с воспитанником, группой детей, коллективом класса.

А педагогическое взаимодействие - это особая форма связи между участниками образовательно-воспитательного процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса, имеет социально значимый характер.

Взаимодействие может быть прямым, непосредственным, когда прямой контакт между субъектами, или косвенным, опосредованным через какие-либо предметы, действия, обмен информацией, других людей.

Личностному росту ребенка (формированию его общей культуры, нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в саморазвитии) способствует гуманистическая направленность педагогического взаимодействия. Во взаимодействии определяющим фактором является позиция педагога, исходящая из интересов развития ребенка: понимание, признание, принятие его как полноправного партнера, оказание ему помощи.

Наиболее эффективным для развития коллектива и личности по мнению ученых и практиков является сотрудническое взаимодействие, для которых характерны знания, опора на положительное в личности, доверительность, доброжелательность, объективность, активность обеих сторон, диалог.

Особенно большим воспитательным потенциалом располагает диалоговое взаимодействие. Оно обеспечивает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, принятие партнера таким, каков он есть, искренний обмен мнениями, открытость, искренность, отсутствие предвзятости.

Недопустимы подавления, индифферентность (равнодушие друг к другу), формальные отношения. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия - включение в совместную коллективную творческую деятельность, создание условий для совместных переживаний, вклад каждого в общий результат, создание условий ответственной зависимости.

Сегодня остро встала задача - шагнуть на более высокую ступень в организации учебно-воспитательного процесса, от информационного типа перейти к личностно-ориентированному, которое, в большей мере, продуцирует развитие и саморазвитие, самоутверждение, самореализацию личности воспитанника. Решить ее - значит создать благоприятные условия, в которых это возможно реализовать, и, прежде всего, хороший психологический климат, доброжелательные доверительные взаимоотношения, отношения сотрудничества «на равных».

Рассмотренная тема занимает особое место в методологии личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Осуществляя личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательного процесса, педагог овладевает такой наиболее сложной формой его осуществления, как диалоговой, определяющей субъект-субъектное взаимодействие и увеличение меры свободы участников педагогического процесса, самоактуализацию и самопрезентацию личности педагога. Технологии этого типа предусматривают преобразование суперпозиции педагога и субординизированной позиции воспитанника в личностно-равноправные позиции. Такое преобразование связано с тем, что педагог не столько учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует ученика к развитию, создает условия для самодвижения. Естественно, это требует отказа от ролевых масок и включения во взаимодействия эмоционально-ценностного опыта и педагога и воспитанника.

Личностно-развивающее образование в психологических, педагогических теориях и школьной практике находится на начальном этапе осмысления.

В основе теории развивающего образования лежат философско-логические и психологические понятия деятельности, идеального, сознания, типов мышления человека и его развития. Целью обучения в данной системе является развитие не только психических функций и свойств личности, но и развитие ребенка как субъекта учения, самодействующего индивида. Это достигается путем формирования основ теоретического мышления.

Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.


 

Педагогический анализ личностно-ориентированного урока

Мотивационно-ориентационный аспект

Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приемы для этого были использованы?

Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию?

Содержательный аспект

Является ли адекватным отобранный учебный материал требованиям образовательной программы, цели, задачам и ведущим идеям урока?

Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся?

Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе?

Очевидна ли практическая направленность учебного материала?

Организационный аспект

Какие педагогические приемы использовались для актуализации и обогащения субъективного опыта учащихся?

Стимулировал ли учитель учеников к коллективному и индивидуальному выбору вида задания и формы его выполнения?

Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии?

Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывался ли индивидуальный темп и стиль учебной деятельности учащихся?

Присущ ли домашним заданиям дифференциальный характер? Обладали ли ученики реальным выбором домашнего задания?

Оценочно-результативный аспект

Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?

Способствовала ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я-концепции личности учащихся, выработке у ребенка индивидуального стиля познания?

Развитие творческих способностей учащихся

Познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей - памяти, внимания, мышления, воображения.

Задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон.

Система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую); оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых); любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира); умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.


3.

Заключение

Рассмотренная тема занимает особое место в методологии личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Осуществляя личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательного процесса, педагог овладевает такой наиболее сложной формой его осуществления, как диалоговой, определяющей субъект-субъектное взаимодействие и увеличение меры свободы участников педагогического процесса, самоактуализацию и самопрезентацию личности педагога. Технологии этого типа предусматривают преобразование суперпозиции педагога и субординизированной позиции воспитанника в личностно-равноправные позиции. Такое преобразование связано с тем, что педагог не столько учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует ученика к развитию, создает условия для самодвижения. Естественно, это требует отказа от ролевых масок и включения во взаимодействия эмоционально-ценностного опыта и педагога и воспитанника.

Личностно-развивающее образование в психологических, педагогических теориях и школьной практике находится на начальном этапе осмысления.

В основе теории развивающего образования лежат философско-логические и психологические понятия деятельности, идеального, сознания, типов мышления человека и его развития. Целью обучения в данной системе является развитие не только психических функций и свойств личности, но и развитие ребенка как субъекта учения, самодействующего индивида. Это достигается путем формирования основ теоретического мышления.

Коллективно-распределенную деятельность учащихся в сотрудничестве с учителем автор представляет следующим образом: совместно с учителем учащиеся анализируют содержание учебного материала, определяют некоторое исходное общее отношение, наблюдают, как оно проявляется в частных отношениях в рамках рассматриваемого учебного материала.

Исходное общее отношение школьники выражают с помощью модели, т.е. в знаковой форме, что и представляет собой содержательную абстракцию изучаемого предмета. "Продолжая анализ учебного материала, они раскрывают закономерную связь исходного отношения с его различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение нужного предмета".

В учебной деятельности школьники включаются в решение учебной задачи: анализа ее условий и выявления некоторого общего отношения, т.е. построения содержательной абстракции и содержательного обобщения, выведение из них некоторых частных отношений и их объединения (синтеза) в целостный объект, т.е. выделения его "клеточки" и мысленного конкретного объекта с последующим овладением общим способом мысленного построения изучаемого объекта.

Таким образом, решение учебной задачи и представляет собой микроцикл восхождения от абстрактного к конкретному как путь усвоения теоретических знаний, а, следовательно, и теоретического мышления. В основании принципа лежит теоретическое знание, т.е. не правило или определение, а понимание сути предмета, явления. В основе содержания развивающего обучения лежит система научных понятий, определяющая теоретические принципы построения в данной предметной области.

Учебная деятельность призвана решать цепочки задач, в результате которых ребенок развивает способность к творчеству. Учебная задача, возникающая на каждом уровне это задача на нахождение и выявление общего принципа, т.е. тех объективных оснований, которые определяют возможность работы с предметом. Такой подход к построению учебных предметов, в частности математики определяет следующую систему его основных учебных задач: введение детей в сферу отношений величин; раскрытие детям кратного отношения величин, как общей формы числа; последовательное введение детей в область различных частных видов чисел; раскрытие однозначности структуры математических операций.

Таким образом, развивающее обучение способствует успешному овладению знаниями и умениями, теоретическим мышлением и развитию творческого потенциала личности.

Оформленность структуры межличностных отношений показывают, что на развитие детей влияет открытость в общении, организаторские умения, ценности совместного общения, товарищество, организованность, самостоятельность, умение отстаивать свою позицию. Это и показатели и условия развивающего обучения.

Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой - как становление качественно новой образовательной системы. Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В. Серикова, А.В. Петровского, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, "ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека". В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.

Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.

В заключение, отметим, что концепции и подходы к личностно-ориентированному образованию, представленные в данном разделе, предлагают своеобразные авторские решения проблемы. Но в них есть и общие позиции, которые и стали нашими методологическими ориентирами в её дальнейшем исследовании.

Объединяет все эти исследования гуманистический подход и ценностное отношение к ребёнку, культивирование его индивидуальности, самобытности, необходимости признания его субъектного опыта как индивидуальной основы личностного развития. Кроме того, все авторы личностно - развивающих концепций акцентируют внимание на диагностике индивидуального развития, считая, что учителю необходимы особые процедуры отслеживания характера и направленности развития ученика, становление его индивидуальности, определения динамики личностного развития ребёнка в сравнении с самим собой.

Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия, педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.


Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса - Мн, 1990.
  2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997.- №4.
  3. Бондаревская Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1995.- №4.
  4. Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1996.- №5.
  5. Бурлаков А.В. Психологическое сопровождение личностного и профессионального роста педагога // Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: Материалы Всерос. НПК, 18-19 декабря 1996г. – Кемерово, 1996. - С. 252-256.
  6. Вавилова Л.Н. Личностная ориентация в повышении квалификации: анализ первого опыта // Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: Материалы Всерос. НПК, 18-19 декабря 1996г. – Кемерово, 1996. - С. 263-268.
  7. Грибоедова Т.П. Личностно-ориентированный подход в системе повышения квалификации // Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: Материалы Всерос. НПК, 18-19 декабря 1996г. – Кемерово, 1996. - С. 259-261.
  8. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996.
  9. Гусинский Э.Н. Образование личности. - М.: Интерпракс, 1994.
  10. Давыдова Е.С. Проблема перехода на личностно-ориентированную подготовку специалистов // Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: Материалы Всерос. НПК, 18-19 декабря 1996г. – Кемерово, 1996. - С. 250-252.

Мероприятия по переходу на личностно-ориентированное образование и воспитание

1. Обучение педагогического коллектива современным моделям обучения и технологиям. Введение технологий личностно-ориентированного обучения.

  1. Анализ учебных программ, обеспечивающих реализацию образовательной программы школы на: соответствие государственным требованиям, преемственность в содержании; преемственность в системе методик обучения; преемственность в диагностике образовательного процесса.
  2. Формирования задач для творческих объединений учителей и мотивация  на работу по новым технологиям.
  3. Подготовка педагогов к написанию рабочих программ и разработки авторских проектов
  4. Рассмотрение и утверждение рабочих программ, подготовка к экспертизе авторских программ.
  5. Создание условий для работы творческих групп и методических объединений по разработке программ и технологий личностно-ориентированного образования, обеспечивающих преемственность учебно-воспитательного процесса.
  6. Анализ учебно-методического комплекта, обеспечивающего учебные программы, соответствие их утверждённому перечню учебно-методических комплектов
  7. Проведение  мероприятий, демонстрирующих эффективные методы и приёмы обучения личностно-ориентированного обучения: научно-практическая конференция, фестиваль методических идей, семинары-практикумы, открытые уроки.
  8. Направление деятельности школьных методических объединений на создание интегрированных курсов, программ.
  9. Организация  и проведение школьных олимпиад и конкурсов.
  10. Личностно-ориентированный мониторинг уровня обученности, обучаемости, сформированности общеучебных умений и навыков.

2. Научно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов.        

  1. Сотрудничество с научным руководителем
  2. Сотрудничество и обмен опытом с другими школами района в области инновационной, методической и экспериментальной деятельности

3.Кадровое обеспечение        

  1. Создание программы подготовки и переподготовки кадров, позволяющей обеспечить содержание обучения и овладение новыми педагогическими технологии
  2. Организация непрерывного повышения квалификации педагогов в области информатизации и компьютеризации
  3. Создание системы управленческой деятельности по вовлечению педагогов школы в инновационную деятельность через организацию работы школьных методических объединений и творческих групп.
  4. Обеспечение педагогам доступа  к системе ИНТЕРНЕТ.
  5. Предоставление работнику гарантий возможности повышения квалификации путём отражения соответствующих требований в Уставе образовательного учреждения.        

4. Создание личностно-ориентированной структуры образовательного пространства        

  1. Мониторинг внутриклассной и межклассной дифференциации
  2. Разработка проекта работы с одарёнными детьми
  3. Разработка системы работы с детьми с разными образовательными способностями и возможностями        

Практическое использование приемов личностно-ориентированного подхода в процессе обучения младших школьников

В соответствии с Законом РФ «Об Образовании» дети вправе рассчитывать на то, что их способности найдут понимание и поддержку педагогов в поиске наилучшего  использования их возможностей и способностей. Равенство возможностей предполагает наиболее полное  удовлетворение потребностей каждого ребенка. Это означает, что существенным итогом пребывания ребенка в школе должна быть сформированность тех психических новообразований, качеств его личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения сегодня и завтра. Ученик получает право на инициативность, индивидуальный поиск и творчество.

Главная задача учителя- создание на уроке атмосферы взаимопонимания, уважения, успеха, радости общения. На интересном уроке работают все,  работает каждый.  

Содержательной стороной  личностно ориентированного  урока является совместный поиск истинного научного знания. С позиции этого знания ученики учатся объяснять факты, явления, закономерности и развивают тем самым свои способности. Это органично исходит из высказывания К.Д. Ушинского: «Сделать серьезное занятие для ребенка интересным - вот задача начального обучения».

 Личностно ориентированный подход   на основе  разноуровневого обучения  в начальной школе помогает   реализовывать  УМК  «Школа России».

Авторы  комплекта  уделяют особое  внимание  отработке  путей формирования ученика как  «субъекта»  деятельности, т.е. строят процесс обучения так, чтобы школьник  был равноправным его  участником.

Методы, которые используются в обучении и развитии учеников:

  • приемы актуальности субъективного опыта учащихся;
  • методы диалога;
  • приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
  • игровые методы;
  • рефлективные приемы и методы;
  • методы диагностики и самодиагностики.
  • методы   проектного обучения

Обучение детей в классе строится с учетом результатов диагностики психических особенностей, организуется на двух уровнях: обычном (базовом) для всех и повышенном.

  Каждая новая встреча с учениками начинается с «Минутки общения», в ходе которой дети получают настрой на доброжелательность, спокойствие, веру в себя и любовь ко всему окружающему. Пример «Минутки общения»:

«Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь друг другу. Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы .

Что мы пожелаем…(перечисляя каждого ученика по имени). А что хотите пожелать мне? Каким вы хотите увидеть сегодняшний день, урок?»

  В беседу дети вступают добровольно, их ответы не исправляются и не дополняются. Каждый высказывает свое. Такие беседы общения помогают ребенку ощутить себя личностью, почувствовать свою нужность кому-то, ощутить о себе заботу. Учитель же со своей стороны получает необходимую информацию (о настроении, о самочувствии, о состоянии семейной обстановки и др.)                                                                                                    

  Старое дидактическое правило: «Учить детей учиться» очень актуально и в наше время.  

Задача: научить ребенка самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, то есть научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль. Развитие самостоятельной познавательной деятельности подчиняется строгим психологическим законам: поэтапное освоение школьниками умения учиться.

Основные этапы  развития  самостоятельной познавательной деятельности:

1.Уметь: самостоятельно разделить цель, поставленную учителем, на две простейшие задачи, выбрать средства и способы решения этих задач, самостоятельно решить эти задачи и по определенным критериям проконтролировать и оценить самостоятельную деятельность.

2.Уметь самостоятельно сформулировать учебную цель, состоящую из простых, уметь наметить соответствующий план решения задач, решить задачи, зафиксировать процесс и результат, проконтролировать и оценить собственную деятельность.

 Продуманное включение таких заданий в урок способствует развитию интуитивного, логического, пространственного, конструктивного и символического компонентов мышления. Кроме этого, такой вид работы соответствует принципам личностно ориентированного подхода:

 *самоактуализации;                                                                                 *индивидуальности субъективности выбора;

*творчества и успеха;

*доверия и поддержки.                                                                                                  

 Оценочно личностный компонент личностно ориентированного урока ставит и более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить собственные ошибки и самостоятельно уметь их устранять.

   Как это происходит в классе?

   Во время ответа ребенка его никто не перебивает, не задает никаких вопросов. Все внимательно слушают. После того как ученик закончит свое объяснение, предлагается поднять сигнальные карточки тем учащимся, кто считает неправильным ответ товарища, затем они доказывают то, почему они так считают. Дети  учатся  давать рецензию на  ответ  товарища.

   Такой прием дает возможность сконцентрировать  внимание всех учащихся на ответе товарища, вместе с ним рассуждать, следить за логикой ответа и

одновременно закреплять свои умения и навыки по данному вопросу. Мои ученики предложили учитывать не только правильность ответа, а еще и оригинальность ответа, использование интересных фактов (особо это прослеживается на уроках окружающего мира). Работа учителя в данном случае  состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки?                                                                                        

 Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

 Система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения.

Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему предстоит преодолеть. Этот прием работы содействует социализации личности ребенка, что является одной из сторон личностно ориентированного подхода в обучении и развитии детей.                                                                                                                                                              

Методы  и формы  организации  контроля

 Устный опрос как диалог учителя со всем классом  .Вопросы к классу задаются с целью проверки осознанности усвоения, способности рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить свой ответ, активно участвовать в общей беседе.

   Монологические ответы учащихся у доски представляют собой освещение доступных проблемных вопросов, требующих от ученика творчества, самостоятельности, сообразительности.

   Например, на уроке окружающего мира выступление с сообщением по какой- либо проблеме (заранее подбирается справочная литература, учитель помогает ученику построить ответ); на уроке чтения: пересказ от лица одного из героев рассказа или сказки и др. Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ, тестировании.

   Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется  индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний.  Самостоятельные  работы проводятся   разноуровневые, с целью развития самоконтроля и самооценки учащихся.

 Индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который:

  1. Много пропустил учебных дней;
  2. Не усвоил какой-то раздел программы;                                                
  3. Работающий в замедленном или ускоренном темпе;
  4. Робкие, застенчивые, чувствующие дискомфорт при ответе у доски

 5.Имеющие высокий  уровень школьный  тревожности.

В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в своих силах.

При проведении самостоятельных работ используется  прием: задание на выбор. 

 Ситуация выбора  оказывает влияние на становление  у детей  положительной мотивации, способствует формированию у младших школьников прогностической самооценки.  

   Для детей предлагается инструкция,  где объясняется, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. Уровень сложности задается  с помощью  игровых методов, например, игра «Построим дом»:  «Вам нужно построить дом. Выберите  какой: большой (3 вариант), средний (2 вариант),  маленький (1 вариант) .Для этого вам  необходимо  выполнить задание. Но даже если вы будете строить маленький дом, все равно  от этого  будет  польза».  Конечно, в начальной школе ребенок может сделать неадекватный выбор, поэтому предварительно продумывается  как ребенка «подтолкнуть» к более осознанному выбору.

 Часто проводятся тестовые задания. При проверке тестов дети сами считают набранные баллы, оценивают свой уровень достижений по конкретному предмету на фоне класса; с предыдущим результатом. Такой прием работы, на мой взгляд, так же способствует социализации личности, реализуется «субъект  - субъектное» взаимодействие «учитель»- «ученик».

   На своих уроках часто используются  приемы взаимоконтроля. Например, по русскому языку во время выполнения практической работы. Необходимо вставить пропущенные безударные гласные.  Учащиеся работают парами. Первым предложение по учебнику читает сильный ученик, называет слово с пропущенной орфограммой и, руководствуясь памяткой, которая лежит у каждого ученика на столе, объясняет, какую следует вставить букву и почему. После этого оба ученика записывают предложение. Затем в той же последовательности ведет пояснение другой ученик, и так до тех пор, пока оба  не выполнят упражнение.

   После окончания работы возможно проведение взаимопроверки выполненных работ, цель которой опять-таки в том, чтобы выяснить уровень качества выполнения задания.

   Взаимоконтроль по процессу повышает коэффициент полезного действия      практической работы, так как приучает детей отыскивать ошибки собственные, товарищей. Формирует у учащихся умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь детей, а самое главное, дает возможность слабым учащимся лучше разобраться в изучаемом материале, со всеми учащимися испытать радость успеха. Кроме того, взаимоконтроль по процессу вырабатывает умение осуществлять самоконтроль  

 . Заметно, что использование на уроках взаимоконтроля и самоконтроля по процессу и продукту приводит к улучшению концентрации внимания всех учащихся, формирует в практической деятельности каждого ученика умение рассуждать, дает возможность слабым учащимся лучше разобраться в изученном материале, что создает ситуацию успеха на уроке. Дети получают удовлетворение от занятий в школе, формируется познавательная мотивация обучения.

 У учеников  развиваем способность реально оценивать себя, то есть формирую адекватную самооценку. Ребенок, не умеющий оценивать свои потенциальные, учебные возможности, так и не становится подлинным субъектом, хозяином своих интеллектуальных богатств.

 С действия самооценки, со способности понять: «это я умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать»,    «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться» и начинается учебная самостоятельность младшего школьника, переход от простого старательного ученика к постоянно совершенствующемуся человеку, умеющему учиться и учащегося всю жизнь.

Опыт показывает, что для каждого урока необходимо определить не только общую учебно-воспитательную задачу, но и пути разрешения этой задачи применительно к каждому из учащихся. С учетом   индивидуальных особенностей следует  использовать различные формы  работы со слабоуспевающими на разных  этапах урока  Система работы по оказанию помощи слабым и неуспевающим учащимся представлена в виде таблицы

Проблема  помощи  слабоуспевающим  школьникам  существует, категория  таких  детей  в  сельских  классах  составляет  до  50%  от общего  количества.

 Со второго  класса  практикуем  введение  проектной   деятельности.

Проектная деятельность- это первая искорка, зажигающий факел любознательности.

 Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через  анализ  структуры деятельности учителя и школьника, когда он сам определяет деятельности, открывает для себя новые  знания, выбирает новые пути решения, экспериментирует, несет ответственность.   Это кратковременные  проекты, подготовка  которых осуществлялась  на  уроке и

во внеурочной  деятельности,  например: группой  подготовить   какое-либо  сообщение    на    уроке  окружающего мира,   коллективный  рисунок   или   поделка  на  уроках   ИЗО  и  технологии, книжки – малышки, сочинения, создание   диафильмов  по  прочитанным  книгам. Этот вид  работы  очень  понравился   родителям, т.к. им  тоже  приходится  вливаться   в проектную  деятельность ребенка.  

 Важность  введения  проектной  деятельности необходима так как:

1) ученики, обучаясь  в средних и старших  классах  испытывают необходимость в   продолжении исследовательской  деятельности.   Под  руководством  опытных  педагогов  они  продолжают  создавать проекты  по истории родного края,  участвуют  в  областных и Всероссийских  конкурсах. 2) в проектной  деятельности «находят» себя  и  несильные ученики.

 Метод проектов - технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает  собственные   проблемы.

Большую роль отведено домашнему заданию, так как это неизбежная  составная часть и дополнение к уроку. В ходе выполнения домашнего задания ребенок овладевает прочными знаниями и умениями, закрепляет  тему, изученную на уроке; воспитывает в себе самостоятельность и ответственность, чувство долга и другие черты характера, необходимые для их личностного роста.

Существует необходимость в дифференциации  и индивидуализации домашней работы, так как нелепо заставлять быстро усваивающих материал  школьников выполнять дома упражнения, с какими они уже легко справлялись на уроке.

Придерживаюсь мнения, что любое домашнее задание должно быть строго обосновано, так как надо знать, какую цель оно преследует. Это важно не только для решения вопроса, стоит или нет давать такое задание, не только для определения его содержания и формы, но и для мотивирования заданной работы учащимися. Школьник работает совсем по- другому, когда знает с какой целью он выполняет домашнее задание.

Выполняя индивидуальное домашнее задание, ученик пребывает в ситуации успеха. Это работа, которая позволяет проявить ребенку себя как личность, раскрыть свои возможности и способности, получает наибольшую радость и удовлетворенность учебным процессом.                                                                    

По словам В. Сухомлинского: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от  ученья, не познавший чувства гордости после преодоления трудности - несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства - первостепенная задача педагогики».

Использование ИКТ  В образовательном процессе

 Эффективным механизмом повышения доступности качественного образования является внедрение современных  информационных образовательных технологий. Одно из направлений приоритетного национального проекта «Образование» направлено на  поддержку школ, активно  внедряющих информационные технологии. В рамках  нац.проекта  наша школа получила  новые компьютеры, рабочие места  учителя, а  самое  ценное , коллектив учителей и  учащихся имеет  возможность пользоваться двусторонним высокоскоростным Интернетом.

     Детям  нравится  общаться  с компьютером. Работа  с  умной  машиной  повышает  самооценку  ребенка, что  очень  важно для   развития  личности  младшего  школьника. В  ходе  работы  с  компьютером   возникают психические  новообразования:  теоретическое  мышление, развитое  воображение,  способность   к  прогнозированию результата  действия,  проектные  качества  мышления;  все  это      ведет       к  повышению  творческих  способностей  детей.  Уроки  с применением   ИКТ  увлекают,  развивают детей, существенно  меняют процесс  образования в начальной школе.  

На компьютерах  ученики  учатся  оформлять свои первые проекты.

Компьютер как старший друг   увлекает, развивает, учит. Заинтересовывает, а без  любопытства и интереса  не разбудить ум  детей. Личностно ориентированное обучение  детей невозможно без  педагогической и психологической   диагностик. Данные  психологической    диагностики отражены   в «Индивидуальной карте развития ребенка», что является необходимым технологическим элементом сопровождения и программирования личностно ориентированного обучения.

Педагогическая диагностика  учеников второго класс показала, что ученики делятся по  способу восприятия информации  на   три  группы: «Зрители», «Слушатели», «Деятели». Каждая  группа имеет  свои  особенности, следовательно,  и определяет  для  учителя  свой  путь  в обучении.

  Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, накапливается банк данных «Мониторинг личностного развития учащихся» о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником оформляется в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служит основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения). На  одаренных  детей заведены  «Карты  индивидуальных  достижений»

  Используемые методические приемы в организации личностно ориентированного подхода позволяют строить процесс обучения и развития    таким, в котором ребенок более свободен, личностно мотивирован, заинтересован, может проявлять собственную инициативу. В классе царит атмосфера творчества, поиска и исследования. На моих уроках каждый ребенок уверен в том, что он интересен, что его любят, ценят и уважают. Ученики учатся: узнавать новое, анализировать свою работу и работу одноклассников, определять причины неудач и оценивать успехи. Каждый ребенок работает в меру своих творческих сил, чувствует уверенность в себе, ощущает радость труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прошли  те  времена,  когда  утверждали,  что всех  без  исключения   детей и в  городе, и в деревне  можно  научить  всему и  хорошо! И  если это серьезнейшая  проблема  даже  для  городских   школ  то,  что  говорить  об   интеллектуальном  базисе  сельских  глубинок. Поэтому - то  и  задача   сельского  учителя  несколько  усложнятся:  найти  пути,  позволяющие  процесс  обучения  сделать  интересным  и  доступным  для  каждого  ребенка.

  Для  начального   общего  образования  на данном  этапе  развития  общества  приоритетным  является  формирование  учебной  деятельности  как  желания  и  умения  учиться,  развитие  познавательных  интересов и  готовности  к  обучению  в  основном звене. Эти  показатели   учебной  деятельности  постепенно  приобретают  характер  важнейшей  универсальной  способности  человека-  потребности  в  самообразовании.

  В современной школе учитель должен реализовать функцию проектирования индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ученика.

Процесс работы по теме «Организация личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников» показал, что решение – достижение - цели образования современной начальной и основной школы лежит в применении личностно ориентированных технологий обучения.

 Технология личностно ориентированного подхода:

1.Ставит ученика в такие условия, что он вынужден постоянно проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие трудности.

2.Создает условия для преодоления стереотипов учительского труда. Учебный процесс организуется как гуманное взаимодействие между учителем и учащимися. Ученик становится субъектом обучения.

3.Создает среду для постоянных условий самопознания, самосовершенствования, самовоспитания.                                                                                                

Работая   пятый  год  по  технологии «Личностно ориентированного обучения» ,  считаем, что находимся  на правильном пути, поскольку  наши ученики  показывают  неплохие  результаты  по  успеваемости.    

Общая

успеваемость

Качественная

успеваемость

СОУ

Русский язык

100%

68,4%

58%

Литературное

чтение

100%

 89%

76%

Математика

100%

57,8%

54%

Мониторинг доминирующих мотивов учебной деятельности показал, что   у большинства второклассников  преобладает социальный мотив обучения, т.е. они осознали  социальную  значимость обучения. Ученики  школы активные  участники  общешкольных (обладатели призовых мест)  и районных мероприятий.

Несмотря на  положительные стороны, остаются   некоторые  трудности:

  •  Снижение мотивации к   обучению. Падает престиж образования.
  •  Снижение  родительской  активности  в  развитии и  воспитании детей, что существенно  влияет на процесс обучения  и развитие  детей.

Организация личностно ориентированного подхода  в обучении содействует более сознательному осознанному усвоению программного материала,  личностному  развитию   ребенка  в целом.

Количество детей, охваченных занятиями в кружках и секциях

Всего детей

Заняты в кружках

% охвата

ОУ

ЦДТ

ДЮСШ

ДШИ

всего

160

46

130

38

42

256

160%

.  Результаты участия школы в областных и районных мероприятиях 

Успеваемость по классу

Успеваемость по предметам и качество знаний




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию в организации самоподготовки.

Особенности организации самоподготовки в условиях школы-интерната. Этапы проведения. Рекомендации по организации самоподготовки и работе с тревожными детьми, неуверенными детьми....

Система работы по проблеме "Личностно - ориентированное обучение в начальной школе"

Материал содержит описание системы работы по проблеме "Личностно - ориентированное обучение в начальной школе", презентацию. В работе изложены основные положения личностно - ориентированного подхода в...

Мастер - класс "Личностно-ориентированный урок"

Цель: познакомить педагогов с методикой организации личностно-ориентированного урока....

Курсовая работа на тему: "Личностно-ориентированный подход в организации обучения младших школьников"

Личностно-ориентированный подход в организации обучения младших школьников....

Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода

Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....

Содержание коррекционно-развивающей работы и осуществление личностно-ориентированного подхода к обучающимся по АООП вариант 2, на занятиях учителя-дефектолога

Доклад . Областной дистанционный семинар "Пути дифференциации учащихся по ступени самостоятельности выполнения заданий на уроках в начальной школе"...