Экологическая игра
классный час на тему

Милова Елена Владимировна

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Экологические тропинки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_tropinki_1-4.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. Экологическая игра-викторина

Цели:

  1. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
  2. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
  3. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

(В игре принимают участие четыре команды по восемь человек в каждой).

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

  1. На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
  2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик). 
  3. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
  4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
  5. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
  6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
  7. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
  8. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
  9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
  10. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
  11. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
  12. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).

3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый. 
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

  1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
  2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
  3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
  4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
  5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
  6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
  7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
  8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

  1. Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (
    Береза).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (
    Ели).
  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (
    Желудь).
  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (
    Ива).
  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (
    Клен).
  6. Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (
    Липа).
  7. Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит, трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (
    Рябина). 

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Звучат звуки животных. Задача детей отгадать какому животному принадлежит голос.

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

 «Узнай животное по описанию»:

1. Это животное - хищник. Во все времена люди боялись и остерегались его. Он жесток и кровожаден, обладает устрашающим голосом. Он удивительно вынослив: может не есть много дней, не теряя при этом силы. Люди зовут его серым разбойником. Кто это? /волк/.

2. У этого животного много имён, прозвищ, даже по имени – отчеству его величают. И всё потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое: разоряет гнёзда диких пчёл, чтобы полакомиться мёдом. Летом пугает людей, которые приходят в лес за малиной, потому что сам её очень любит. Кто это? /медведь/

3.. Этого животного величают по имени – отчеству. Главная его черта – хитрость, изворотливость. Кто это? /лиса/

4. У этого зверя 2 основных способа защиты: маскировка и ноги. Он может развивать скорость до 50 км в час. Однако он не просто удирает от опасности, а ещё и хитрит, сбивает преследователей со следа. Так что на самом деле он никакой не трус. Кто это? /заяц/

5. «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь.)

6. «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк.)

7. «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)

8. «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)

9. «У меня очень красивые рога, но каждую зиму мне приходиться их сбрасывать. Тело покрыто красивыми мелкими светлыми крапинками. Шерсть хорошо предохраняет от морозов, а широкие копыта не позволяют мне проваливаться в снегу. Я горжусь хорошим зрением, а мой слух и нюх позволяют без особого труда обнаружить опасность». (Олень.)

10. «Я, маленькая и серенькая, строю себе норку или в поле, или в лесу, под корнями деревьев в укромном месте. Моя норка похожа на птичье гнездо. Здесь я делаю запасы семян, ягод, орехов, сухих почек и корешков трав и деревьев. Зимой я часто выхожу из норки, чтобы пополнить запасы. Для этого я рою специальные туннельчики и по ним передвигаюсь». (Мышь.)

11. «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см, служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами».(Белка.)

12. «Я маленький зверек с бархатистым мехом темно- серого цвета. У меня сильные передние лапы, похожие на большие лопатки. На них растут когти, которыми я рою землю и отбрасываю ее назад. У меня есть глаза, но это всего лишь крохотные бусинки, прикрытые шерстью и кожей. Глаза мне не нужны, так как я постоянно живу под землей в кромешной темноте. Но у меня великолепный нюх. Я чувствую запах дождевого червя за несколько метров». (Крот.)

13. «Тело у меня необыкновенно тяжелое, оно может весить как большой грузовик. Именно для того, чтобы удерживать такую тяжесть, мои ноги толстые и похожи на огромные колонны. У меня есть бивни, которыми я защищаюсь. Самой примечательной частью моего тела является хобот. Кушать люблю траву, плоды и листья деревьев». (Слон.)

14 «Меня знают все. Я похожа на человека, но в отличие от него у меня есть хвост, которым я держусь за ветки, пока срываю руками фрукты и ногами подношу их ко рту. Любимое мое занятие — корчить рожицы». (Обезьяна.)

 Составить пословицу! /В конверте пословицы, разрезанные на слова./

1. Много снега, много хлеба.

2. Береги нос в большой мороз.

3. Весна красна цветами, а осень пирогами.

4. Ласточка день начинает, а соловей кончает.

     Викторина «Лесные загадки».

  1. Что человек делает для сохранения животного мира?
  2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
  3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
  4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
  5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
  6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
  7. У кого на сучке кладовая? (У белки).
  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
  9. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши). 
  10. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока)

1. Животные, жизнь которых полностью зависит от человека. (Домашние)

2 Царь зверей. (Лев.)

3 Король пустыни. (Верблюд.)

4 Самое крупное животное в мире. (Синий кит.)

5 Самое крупное животное на суше. (Слон.)

6 Животное — символ хитрости и ловкости. (Лиса.)

7 Гиппопотам по-другому. (Бегемот.)

8 Главная особенность этого животного — рог на лбу. (Носорог.)

9 Самое высокое животное на Земле. (Жираф.)

10 «Разлинованная» лошадка. (Зебра.)

11 Самый известный строитель плотин. (Бобр, или бобер.)

12 Серый, страшный и злой. (Волк.)

13 Подземный житель. (Крот.)

14 Животное с самой отвратительной репутацией. (Крыса.)

15 Самое колючее животное. (Еж.)

16 Самый неуклюжий и косолапый. (Медведь.)

17 Самое пугливое, кроткое животное. (Заяц.)

18 Детеныш белого медведя. (Умка.)

19 Маленький грызун, способный забить в защечные мешки полстакана семечек. (Хомяк.)

20 Пушной зверек, который живет в дупле. (Белка.)

21. Не любит красной тряпки. (Бык.)

22. Великан с могучими рогами, сохатый. (Лось.)

23. Большая пятнистая кошка с кисточками на ушах. (Рысь.)

24. Какое животное больше похоже на человека? (Обезьяна).

25 Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? (Одинаковые.)

  1. Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (
    Бобры).
  2. Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (
    Лягушка).
  3. Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (
    Стрекоза).
  4. На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному. (
    Черепаха).
  5. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно –
    Укусит. Ясно? (
    Змея).
  6. Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (
    Медуза).
  7. В бассейне плавает бревно.

          Зубами скалится оно. (КРОКОДИЛ)

  1. Птица носит день-деньской

          Чудо-веер расписной. (ПАВЛИН)

  1. В зоопарке, у всех на виду,

          Двойки плавают

          В синем пруду.

          Но и в день

          Даже самый ненастный

          Все они

          Так белы

          И прекрасны. (ЛЕБЕДИ)

  1. Хоть на ёжика похож,

         Но, однако же, не ёж.

         У него длинней иголки,

         Потому он очень колкий. (ДИКООБРАЗ)

  1. Очень плавно, осторожно

         По вольеру

         Ходит кошка.

         Грациозна и сильна,

         Как ворона, вся черна. (ПАНТЕРА)

  1. Иногда они прохожим,

          Не стесняясь, корчат рожи. (ОБЕЗЬЯНКИ)

          Зверь огромен и силён.

          Длинный нос имеет он.

         Он работает порой

         Этим носом, как рукой. (Слон)

  1. Он сильный

         И красивый -

         Не конь,

        А с пышной гривой. (ЛЕВ)

  1. По вольеру попрыгайчик

         Скачет, скачет, а не зайчик.

         Восхищает детвору

         Австралийский. (. КЕНГУРУ)

 «Забавные зверюшки». 

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

  1. Цапля и лягушата в озере.
  2. Лев и собачка.
  3. Ворона и лисица.
  4. Машенька и три медведя.

«Найди птичку».

В этих клеточках, как в ветках деревьев, спрятались птички. Найдешь их всех?

П О П О Л З Е Н Ь С

К Л Ё С Т Д Я Т Е И

С П И Щ У Х А Ч Л Н

О С В И Р И С И Ж И

Р К У К Ш А Т Е О Ч

О Щ Е Г О Л З Л Л К

К С О Й К А Ж Ь Я А

А А Б В Г Д Е Ё П А

Г С Н Е Г И Р Ь К Н

А Т Е Т Е Р Е В А Л

Л К А Ф И Л И Н Ж Е

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (
Грибы).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).

Загадки

  1. Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми!
    (Сыроежки).
  2. Очень дружные ребята
    У пенька живут...
    (Опята).
  3. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас...
    (Маслята).
  4. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете.
    (Подосиновик).
  5. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три!
    (Подберёзовик).
  6. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме.
    (Боровик, белый). 

3-й конкурс. «Собери пословицу». 

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

А теперь сюрприз для всех.
Для Вас, мои друзья, подружки,
Грибные сбацают частушки

Грибные частушки

  1. Начинаем мы запевку
    Первую начальную
    Мы хотим развеселить
    Публику печальную.
  2. Вот растёт гриб – боровик
    И красив он, и велик.
    В толстой шляпке набекрень,
    Ножка крепкая, как пень.
  3. Шоколадная папаха,
    Белый шёлковый мундир.
    Посмотрев, опёнок ахнул:
    Настоящий командир
  4. Сколько лет тебе, сморчок?
    Ты по виду старичок.
    Удивил грибок меня:
    Возраст мой – всего два дня.
  5. Спрятались под ёлками
    Рыжики с иголками.
    Не малы, не велики,
    И лежат, как пятаки.
  6. А во мху, как на подушке,
    Чьё-то беленькое брюшко.
    Это груздь нас просит взять,
    А за ним ещё штук пять.
  7. Под осинами на кочке
    Гриб в малиновом платочке,
    Подосиновиком звать,
    И его придётся взять.
  8. Мы частушек вам пропели
    Хорошо ли, плохо ли,
    А теперь мы вас попросим,
    Чтобы нам похлопали.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков)

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Конкурс «Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

День ЗЕМЛИ. (М. Дубин)

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

Презентация «Красная книга»

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).

В заключение игры показываю видео «Берегите природу, это ваш дом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра «Поле чудес»

Познавательная  игра подготовлена для учащихся 3  класса в качестве дополнительного материала к классному часу «День Земли», но может быть использована и на уроке окружающего мира и на...

экологическая игра "В мире цветов"

научить любить природу, такой какая она есть и охранять её....

Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

Экологическая игра для младших школьников «Экологическая ромашка».

Игра помогает детям задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СТАНЦИЯМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ)

Экологический квест это - игра, которая может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из пяти станций. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окру...

Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс

Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в  1 классе)...

Экологическая игра "Кто? Что? Где? на экологической тропе"

Данная игра проводится для первоклассников в целях экологического воспитания....