Программа кружка "Волшебный бисер"
рабочая программа на тему

Доноева Арюна Захаровна

внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_volshebnyy_biser.docx241.1 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Сужинская средняя общеобразовательная  школа

Программа кружка

«Волшебный бисер»

http://www.comfortclub.ru/images/babochki/babochka-iz-bisera_2.jpg

Руководитель: Доноева Арюна Захаровна

http://svoimi-rukami-club.ru/upload/image/15092015/zveryaka/8b34bab801331e6f847fc7efff0bdd59.jpg

2016-2017 уч.год

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования и во внеклассной работе общеобразовательных школ.    

Данная  программа кружка «Бисероплетение» в начальных классах составлена в соответствии с современными требованиями к модернизации содержания технологического образования при  сохранении традиций  российской  школы,  в области  изобразительного  искусства, трудового обучения, значительно расширились границы краеведческого материала с учетом национально-регионального компонента.

         Программа  является целостным интегрированным курсом,  включает основы художественного изображения, учитывает психологические  закономерности  формирования  общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные  особенности  учащихся младшего школьного  возраста.

Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный  и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать  цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно.  Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.

Актуальность программы: В современном мире, в век развития новых информационных технологий, ускорения темпа и образа жизни, учащиеся младшего школьного возраста, в процессе усвоения данной программы  получают знания по экономике, учатся определять  себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения.

Цель программы: Формирование устойчивого интереса к бисероплетению как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия

Задачи:

- формирование знаний, умений и навыков в выполнении различных изделий из бисера;

- развитие творческих способностей, фантазии детей, умения соблюдать цветовую композицию;  прививать любознательность;

- развивать качества, необходимые для занятия рукоделием: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- создание условий для творческого труда, социальной адаптации, экономической поддержки учащихся;

- проявление заботы по обеспечению эмоционального благополучия детей, привитие общечеловеческих ценностей, профилактика асоциального поведения.

Задачи программы:

  • Обучающие:
  • ознакомление с одним из видов декоративно-прикладного искусства;
  • ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, цветоведения;
  • вырабатывать у учащихся интерес выполнять несложные плоские игрушки своими руками.
  • Воспитательные:
  • воспитание любви к прекрасному;
  • воспитание уважения к народным традициям;
  • воспитание аккуратности, трудолюбия, ответственности, деловитости, коммуникабельности.
  • Развивающие:
  • развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;
  • нравственное, интеллектуальное развитие личности;
  • развиваются:
  • ощущения - зрительные, кожные, кинетические;
  • восприятия - зрительное, осязательное;
  • представление - визуальные, абстрактно-логические;
  • воображение;
  • память - тактильная, зрительная, эмоциональная, образная;
  • внимание - произвольное и послепроизвольное;
  • мышление;
  • мелкая моторика;

Отличительные особенности образовательной программы:

формирование разносторонне развитой личности на основе изучения культуры народов России, знакомства с художественными традициями в бисероплетении;

подача материала осуществляется в процессе практических и дополнительных занятий, во время экскурсий в краеведческие музеи, дети младшего школьного возраста знакомятся с материалом.

Процесс обучения делится на 3 этапа: 

1 этап – усвоение элементарных знаний и умений в бисероплетении;

2 этап – расширение знаний и умений;

3 этап – углубление и совершенствование знаний и умений, выполнение        профессиональных работ.

Режим занятий: один раз в неделю - академический час – 40 минут.

Ожидаемые результаты, способы организации контроля, формы подведения итогов.  

         По окончании реализации программы выпускники должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • начальные сведения о свойствах бисера, стекляруса, ниток, проволоке, леске, об их разнообразии и цветовой гамме;
  • иметь представление о пропорции;
  • начальные сведения о цветовом сочетании;
  • композиционное построение узоров;

По окончании реализации программы выпускники должны уметь:

  • Пользоваться различными инструментами;
  • пользоваться схемами, описанием рисунка;
  • изготавливать сувенирные изделия;
  • работать  по рисунку;
  • в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
  • в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и    доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
  • Делать зарядку для глаз

Итоговая оценка должна быть комплексной, учитывающей качество исполнения выпускной работы, результаты педагогического собеседования, активность работы учащегося на протяжении обучения.

Способы организации контроля:

  • индивидуальный,
  • фронтальный,
  • групповой,
  • коллективный.

Формы подведения итогов:

  • выставки,
  • конкурсы,
  • защита творческих проектов.

Содержание работы кружка. Планирование

Программа кружка «Бисероплетение» разработана для учеников младших школьников и рассчитана на 34 часа. Занятия можно проводить фронтально и индивидуально. Фронтально обычно проводится теоретическая часть занятий и вводные занятия по темам на первом этапе обучения, а на втором этапе работа осуществляется, как правило, индивидуально или небольшими группами, в зависимости от склонностей и особенностей обучения каждого ребенка.

Количество учащихся при изучении данного курса не должно превышать 10-12 человек, т.к руководитель группы много работает индивидуально с каждым. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю, без перерыва или с короткими перерывами (общими или индивидуальными) по желанию детей.

Курс состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части учащиеся получают сведения из истории рукоделия, знакомятся с материалами и инструментами для работы, свойствами натуральных камней, условными обозначениями на схемах, правилами техники безопасности при работе. Выполняя практические работы, учащиеся приобретают начальные навыки низания, учатся выполнять простейшие цепочки, изготавливают несложные изделия декоративно-прикладного назначения.

В зависимости от уровня подготовленности учитель предлагает учащимся при выполнении самостоятельных работ различные по сложности изделия. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Серьезное внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности и здоровье сберегающим технологиям. Более глубокому освоению курса будут способствовать выставки творческих работ учащихся, участие в школьных, районных конкурсах.

Основные формы и методы обучения:

  • эвристическая беседа;
  • метод проблемного изложения материала;
  • иллюстративный;
  • практическая работа;
  • индивидуальная форма художественного творчества;
  • коллективный анализ творческих работ.

Содержание программы

Учебно – тематический план на 1 год

Тема занятия

Кол-во часов

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

2

Основные сведения о бисере

1

3

Составление узоров. Цвет

2

1

1

4

Техника низания

2

1

1

5

Бусы и цепочки в одну нить

2

6

Цепочки в шесть лепестков

2

7

Параллельное низание. Браслет

3

1

2

8

Насекомые: жуки, пауки, осы

3

1

2

9

Панно «Стрекоза»

4

1

3

10

Растения - листья, цветы

3

1

2

11

Панно « Аленький цветочек»

4

1

3

12

Дерево счастья

5

5

13

Итоговое занятие. Выставка работ

2

1

1

Итого

34

 

Тема 1. Вводное занятие.  (1ч)

Теоретические сведения. Знакомство с программой занятий.  Инструменты и материалы.

Тема 2. Основные сведения о бисере (1ч)

Теоретические сведения. История бисероплетения. Подготовка к работе.

Тема 3. Составление узоров. Цвет (2ч)

Теоретические сведения. Начало работы. Составление схемы узора. Полезные советы

Тема 4,5,6 Бусы и цепочки в одну нить Плетение простейших цепочек на одной игле (6ч.).

Теоретические сведения.

Цветовое сочетание в бисере. Условные обозначения на схемах. Перевод схем. Чтение схем. Техника низания простейших цепочек. Зарядка для глаз. ТБ при работе.

Практическая работа.

Цепочки: «Пико», «Восьмерка», «Восьмерка с подплетением», «Зигзаг», «В 1,5 ряда», «Цветочки из 5 бусин», «Цветочки из 8 бусин»; плотное плетение.

Тема 7. Параллельное низание. Браслет (2ч).

Теоретические сведения. Цепочки разной ширины с параллельным расположением бисеринок.

 Правила и приемы работы на двух концах проволоки. ТБ при работе.

Практическая работа.

Цепочки: «Крестик», «Лодочка»; браслеты.

Тема 8, 9. Насекомые (7ч.).

Теоретические сведения. Знакомство с насекомыми. Виды и характеристика насекомых.

Практическая работа. Жуки, пауки, осы по схемам. Сборка насекомых в композицию.ТБ при  работе.

Тема 10,11. Растения, листья, цветы. Изготовление панно «Цветы» (7ч.).

Теоретические сведения.

Материалы и инструменты для работы. Техника плетения листочков для цветов на проволоке. Последовательность работы.

Практическая работа.

Цветы техникой параллельного плетения. Выбор цвета. Последовательность работы. Правила сборки.  Панно «Аленький цветочек» ТБ при работе.

Тема 12. Дерево счастья (5ч.).

Теоретические сведения.

Виды дереьев. Техника плетения листочков на проволоке. Петли сформированные в шарик, петли в виде плоской или объемной веточки, в виде лепестка.

Практическая работа.

Листья петельным способом низания. Выбор цвета. Последовательность работы. Правила сборки дерева.  ТБ при работе.

Тема 13. Итоговое занятие. Выставка работ.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

  • Учащиеся должны знать:
  • историю возникновения бисероплетения;
  • виды материалов, используемые в бисероплетение;
  • инструменты для работы;
  • роль цвета в бисероплетение;
  • условные обозначения на схемах;
  • терминологию бисерных украшений;
  • правила безопасности труда при работе;
  • основные правила бисероплетения.
  • Учащиеся должны уметь:
  • пользоваться инструментами и приспособлениями при работе с бисером;
  • начинать и заканчивать плетение;
  • пользоваться схемами и переводить их;
  • оформлять готовое изделие (соединять его с фурнитурой);
  • подбирать цвета в изделии;
  • умело подбирать украшения к одежде.

Создание бисерного изделия. Порядок разработки изделия

  1. Определить форму изделия и его размеры.
  2. Продумать в целом его конструкцию и художественное решение
  3. Определить количество и пропорции отдельных элементов и способы их соединения.
  4. Разработать эскиз изделия
  5. Выбрать технику плетения
  6. Составить схемы изделия и его элементов
  7. Выбрать или разработать орнамент
  8. Проработать расположение узора на изделии в целом и на его отдельных частях
  9. Подобрать цветовую гамму бисера

Сочетание цветов бисера.

  • Красный – черный, желтый, серый, коричневый, желтый, оранжевый, синий, белый.
  • Синий – серый, голубой, бежевый, коричневый, розовый, желтый, золотистый.
  • Желтый – коричневый, черный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый.
  • Зеленый – темно-желтый, лимонный, салатный, серый, оранжевый, коричневый, черный, кремовый.
  • Фиолетовый – сиреневый, бежевый, розовый, серый, желтый, золотистый, черный.
  • Коричневый – бежевый, желтый, розовый, салатный, сиреневый, зеленый.

В этих сочетаниях изделия получаются наиболее привлекательными.

Различные техники

Существуют разные виды техники плетения бисером:

Низание в крестик – цепочки разной ширины в виде густой сетки с крестообразным расположением бисеринок.

Параллельное плетение – цепочки разной ширины с параллельным расположением бисеринок.

Мозаика – нанизывание бисеринок в каждом ряду в шахматном порядке, то есть через одну.

Плетение - наподобие плетения кружев на коклюшках от 3-8 ниток до 25 -30 ниток. Оплетение под прямым или косым углом всевозможные сосуды, флаконы и другие предметы быта.

Низание – в одну нить и две нити; нанизывание бисеринок на нитку сквозной (ажурной) сеткой, наподобие вязания кружев крючком воздушными петлями.

Ткачество – изготовление украшений на станке с нитяной основой способом перебора.

Вышивание – шитье бисером «в прикреп»  и «за иголку».

Материалы и приспособления.

Бисер бусинки из стекла с отверстием для нити. Пластмассовым бисером не рекомендуется пользоваться, так как она теряет свой цвет и изделия получаются тусклыми, грубыми. Детям младшего школьного возраста рекомендуется пользоваться  крупными бусинками с большим отверстием, для удобства низания.

  • Стеклярус – стеклянные трубочки длиной 5–15 мм.
  • Рубленый бисер - короткий стеклярус 3–4 мм.
  • Бусины различной формы – круглые, удлиненные и т.д.
  • Иголки – очень тонкие № 13.
  • Булавки – для вспомогательных работ.
  • Ножницы – лучше маленькие маникюрные.
  • Нитки – капроновые, тонкая леска.
  • Салфетка – лучше льняная или байковая.
  • Проволока.

Качество работы.

К основным характеристикам качества бисерного изделия относятся:

  • натяжение нити высокое качество бисера;
  • равномерное натяжение нити;
  • скрытность ниток;
  • четкое соединение элементов изделия предельно ровные края изделия
  • чистота и аккуратность в заделке ниток.

Бисер необходимо калибровать, т.е. сравнивать между собой. Отрезок нитки лучше обработать воском или клеем, чтобы он не пушился.

Для скрытности ниток иголку с ниткой пропускать второй раз через бисерину в начале и конце плетения.

При плетении цепочек и лент рекомендуется их прикалывать булавкой к салфетке.

При использовании стекляруса нужно перед и после трубочки ставить по бисерине, иначе он перережет нитку.

Перед работой со светлым бисером нужно тщательно вымыть руки.

При выполнении практической работы прошу вас соблюдать правила техники безопасности при ручных работах.

Полезные советы.

  1. Работать легче крупным бисером, используйте бисер №8 и меньших номеров.
  2. Чтобы рисунок из цветного бисера был хорошо виден, используйте матовый бисер, потому, что из - за блеска парчового или радужного рисунок потеряется.
  3. Светлый рисунок из бисера лучше виден на темном фоне, чем темный узор на светлом фоне.
  4. Полупрозрачный или прозрачный бисер померкнет, если при плотном низании поместить среди темного бисера. Это особенно важно, если вы делаете глазки, какой – нибудь игрушке из бисера.
  5. Часто при работе с синтетическими нитками их концы лохматятся, в таких случаях окуните конец нити в клей (ПВА, БФ) или лак, сплющите ее,  оставьте сушиться. Подрежьте наискосок подсохший конец нити.
  6. Перед началом работы выполните образцы, пробуя разные сочетания бисера и ниток. Фантазируйте.

Приложение 1

Упражнения для глаз снимающие утомление

Первый комплекс

  1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять упражнение 5–6 раз с интервалом 30 секунд.
  2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  3. Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Второе и третье упражнение рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1–2 минуты.

Второй комплекс

  1. Стоя смотрите прямо перед собой 2–3 секунды. Затем поставьте палец руки на расстоянии 25–30 см. от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3–5 секунд. Опустите руку. Повторите 10–12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.
  2. Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя 1–2 секунды уберите пальцы. Повторите 3–4 раза.
  3. Очень полезно несколько секунд посмотреть вдаль, окинуть взглядом горизонт.

Приложение 2

Техника безопасности при выполнении ручных работ

Опасности в работе:

  • повреждение пальцев иглой или булавкой;
  • травма руки ножницами;
  • травма глаз.

Что нужно сделать до начала работы:

  • посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
  • положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

Что нужно делать во время работы:

  • быть внимательной к работе;
  • надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;
  • вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
  • класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
  • передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

Что нужно сделать по окончании работы:

  • посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы;
  • убрать рабочее место.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Волшебные бисеринки""

     Дополнительная образовательная программа «Волшебные бисеринки» имеет художественно-эстетическую направленность.       Кружковые занятия п...

Дополнительная образовательная программа (по внеурочной деятельности) «Волшебная бисеринка»

  Дополнительная образовательная программа «Волшебная бисеринка» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание детей, на раз...

рабочая программа дополнительного образования "Бисеринка"

Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования. Возраст обучающихся по программе от 7 до 11 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ БИСЕР»

    Данная рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе...

Рабочая программа кружка "Волшебная бисеринка", 4 класс

Рабочая программа кружка "Волшебная бисеринка", 4 класс содержит и КТП...

Программа кружка Бисеринка и КОМПАНИЯ"

Образовательная программа "Бисеринка и КОМПАНИЯ" составлена с учетом требований современной педагогики....