ПК 4.1. Учебно-методические материалы
методическая разработка (3 класс) по теме

Календарёва Мария Сергеевна

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сетка календарно-тематического планирования

УМК «Школа России» по окружающему миру

3 класс 3 четверть

Дата

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

учащихся

Формы контроля

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УУД

Наша безопасность (7 часов)

15.01.

Огонь, вода и газ.

УИПЗЗ

Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.

Дорожные знаки. Знаки разрешающие, запрещающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, подоконнике, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т.д.

Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки).

Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

Личностные:

Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник.

Коммуникативные:

Оформление своей мысли в устной и письменной речи.

Регулятивные:

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Предметные:

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах(ушиб, порез, ожог), обмораживания, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.).

Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;

работать с терминологическим словариком;

готовить (в группах) сообщения по самостоятельно подготовленному правилу поведения на улице и в транспорте;

формулироватьправила безопасного поведения.

Ф

ПР

И

17.01.

Чтобы путь был счастливым.

УИПЗЗ

И

ПР

22.01.

Дорожные знаки.

УИПЗЗ

Ф

ПР

И

24.01.

Проект «Кто нас защищает». УПОКЗ

Ф

ПР

И

29.01.

Опасные места. УПОКЗ

Ф

ПР

И

31.01.

Природа и наша безопасность.

УИПЗЗ

Ф

ПР

И

5.02. 

Экологическая безопасность.

Проверочная работа по теме «Наша безопасность» УПОКЗ

ПР

И

Чему учит экономика (12 часов)


7.02.

Для чего нужна экономика.

УИПЗЗ

Использование природных ресурсов в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике.

Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, Способы добычи и охрана полезных ископаемых.

Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов.

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных. Роль их в экономике. Труд животноводов.

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая промышленность. Роль промышленности в экономике.

Развитие товарно-денежных отношений (бартер, купля – продажа). Деньги как эквивалент товара. Роль денег в процессе купли – продажи. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Способы защиты банкнот от подделки. Денежные единицы различных стран. Зарплата и денежные сбережения.

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Основные статьи расходов государства.  Источники доходов.

Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду.

Презентация проекта с демонстрацией фотографий (открыток, слайдов) и других подготовленных материалов.

Личностные:

Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:

Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации.

Регулятивные:

Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Предметные:

Научить

осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

устанавливать причинно – следственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

приводить примеры товаров и услуг;

формулироватьроль труда в создании товаров и услуг;

разграничивать товары и услуги;

раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике;

раскрывать роль науки в экономическом развитии;

подчеркивать роль профессий родителей в экономике;

выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

характеризовать особенности предприятий горнодобывающей промышленности (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;

характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду и меры по его нейтрализации;

раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;

моделировать экологические прогнозы.

Ф

ПР

И

12.02.

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

УПОКЗ

Ф

ПР

И

14.02.

Полезные ископаемые.

УИПЗЗ

Ф

ПР

И

19.02.

Растениеводство.

УИПЗЗ

Ф

И

21.02

Животноводство.

УИПЗЗ

Ф

И

26.02.

Комплексная работа. УПОКЗ

Ф

ПР

28.02.

Какая бывает промышленность.

УИПЗЗ

Ф

И

5.03.

Что такое деньги?

УИПЗЗ

Ф

ПР

И

7.03.

Государственный бюджет.

УИПЗЗ

Ф

ПР

И

12.03.

Семейный бюджет.

УИПЗЗ

Ф

ПР

И

14.03.

Проект «Экономика родного края». УПОКЗ

Ф

ПР

19.03.

Экономика и экология. Проверочная работа по теме «Чему учит экономика».

УПОКЗ

ПР

И

Путешествие по городам и странам (15 часов)

21.03.

Путешествие по Золотому кольцу. УИПЗЗ

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Личностные: проявлять чувство гордости за свою Родину, ее народ, историю.

Предметные:

 осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Коммуникативные:

Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Познавательные:

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков  и их синтез.

Поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

Ф

И

Ф –фронтальный опрос

Э – экскурсия

И –индивидуальный опрос

ПР – практическая    

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний.

УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработка умений.

УКИЗ – урок комплексного использования знаний.

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний.

УПОКЗ – урок проверки, контроля и оценки знаний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа»

Слайд 3

Основные принципы концепции УМК «Перспективная начальная школа»

Слайд 5

Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа»

Слайд 6

Отличительные особенности УМК «Перспективная начальная школа»

Слайд 7

Основные особенности УМК «Перспективная начальная школа»

Слайд 9

УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников

Слайд 10

УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УМК «Школа России»

Слайд 2

«Школа России» — наиболее известный и востребованный в России комплект для начальной школы. Комплект «Школа России» существует c 2001 года и включает завершенные линии учебников по всем предметам начального образования. Приведен в соответствие с новыми требованиями к начальному образованию. Гарантирует достижение высоких результатов обучения. Направлен на развитие личности ребенка. Организует различные виды деятельности школьника.

Слайд 3

Научный руководитель - Андрей Анатольевич Плешаков . Кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования, один из постоянных авторов журнала «Начальная школа», член редколлегии и редакционного совета журнала. Известный автор учебников, рабочих тетрадей, тестов и других пособий по курсу «Окружающий мир». В 90-х годах младшие школьники учились по его «Природоведению», позже — по учебникам «Мир вокруг нас», а сегодня около половины всех учеников начальных классов нашей страны учатся по учебникам завершенной предметной линии «Окружающий мир». Эта линия учебников входит в состав самого известного и востребованного учебно-методического комплекса для начального общего образования - «Школа России», научным руководителем которого многие годы является А.А. Плешаков.

Слайд 4

Задачи данной программы: - всестороннее развитие личности, т.е. не обучение чтению, счету, письму, а развитие качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей; - развитие интереса к познанию, потребности и желанию учиться в школе. Ведущие принципы: принципы деятельности, комфортности и непрерывности.

Слайд 5

Цели реализации образовательной программы «Школа России »: -создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; -достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Школа России».

Слайд 6

Главная идея комплекта - школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России. Для достижения целей развития личности необходимо строить обучение на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке. При организации работы предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу.

Слайд 7

Комплект «Школа России» учитывает изменения, предусмотренные стандартом Второго поколения : личностно- и ценностноориентирован ; обеспечивает успешность ребенка в школе и за ее пределами; предусматривает формирование универсальных учебных действий ; практикоориентирован ; направлен на развитие умения детей общаться ; поддерживает совместную деятельность школы и семьи.

Слайд 8

Особенности УМК «Школа России»: - направленность на формирование у учащихся УУД; усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию идеологической основы ФГОС.

Слайд 10

- Русский язык . Азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. (1 класс) Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. - Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. - Математика. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. - Информатика. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. (3-4 классы) - Окружающий мир . Плешаков А.А., Крючкова Е.А. - Изобразительное искусство. Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и др.

Слайд 11

Содержание и особенности УМК предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Предусматривает: создание проблемных ситуаций; выдвижение предположений ; поиск доказательств; формулирование выводов; сопоставление результатов с эталоном.

Слайд 12

Обобщающие характеристики содержания комплекта: - л ичностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка. - г ражданско-ориентированный характер образования, - глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации. - э коадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Слайд 13

Учебники комплекта рекомендованы Министерством образования и науки РФ; отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.

Слайд 14

Желаем успехов в учении!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа развивающего обучения « Эльконина-Давыдова »

Слайд 2

Авторы программы Даниил Борисович Эльконин Васи́лий Васи́льевич Давы́дов

Слайд 3

Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) Советский психолог, член-корреспондент АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор.

Слайд 4

Васи́льевич Давы́дов (31 августа 1930 — 19 марта 1998) Советский и российский педагог и психолог. Академик АПН СССР (1978), вице-президент Российской академии образования. Доктор психологических наук, профессор.

Слайд 5

История создания программы Премии и награды В 1998 году премией Президента России за вклад в развитие образования были отмечены сотрудники лаборатории Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Слайд 6

Идея (концепция) развивающего обучения Начиная обучение ребенка в том или ином возрасте, нужно ориентироваться не на те психические процессы, которые уже сформировались, а на те, которые следует формировать и развивать путем организации деятельности, соответствующей данному возрасту.

Слайд 7

Идея (концепция) развивающего обучения Целью системы является обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Слайд 8

Цель развивающего обучения: Основной целью начального этапа развивающего образования является формирование психологических механизмов учебной деятельности , то есть механизмов, позволяющих ученикам ставить перед собой очередную учебную задачу и находить средства и способы ее решения.

Слайд 9

Задачи развивающего обучения: 1. Сформировать класс как учебное сообщество, способное учиться вместе, то есть определять содержание очередной учебной задачи и находить средства и способы ее решения в групповой работе.

Слайд 10

2. Сформировать действия контроля и оценки как индивидуальные способности младших школьников. Разработать технологию безотметочной системы оценивания как условия для формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника.

Слайд 11

3. Выделить возрастные этапы («ритмы») жизни в условиях младшего школьного возраста и разработать педагогическую технологию организации образовательного процесса на выделенных этапах. Создать условия для организации непрерывного образования детей с выделением переходных этапов в образовании школьников (1-й класс, 5–6 классы). 4. Выстроить предметное содержание учебных дисциплин на деятельностной основе через систему решения учебных задач.

Слайд 12

Особенности программы Система Эльконина-Давыдова базируется на трех главных принципах.

Слайд 13

Основные принципы: 1. Ведущими предметами исследования в процессе обучения являются способы и методы решения задач. 2. Любая учебная деятельность характеризуется предметно-практическим направлением. 3. Работа школьника на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения ребенка трактуются как «проба мысли», а не ошибка.

Слайд 14

Особенности программы Особенностью данной авторской методики является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе. В итоге дети преобразуются в маленьких ученых и исследователей, которые сотрудничают со своим научным руководителем – педагогом. При этом учителю отводится на уроке не основная роль, а вспомогательная. Он только направляет и координирует работу учащихся.

Слайд 15

Особенности программы Ведущий вид деятельности на уроках – групповой, а преобладающая форма – дискуссии, экспериментально-практическая работа. Система Эльконина-Давыдова организовывает учебную деятельность так, чтобы ребенок смог самостоятельно определить предмет исследования, выдвинуть возможные способы и пути исследования, а также анализировать и критически оценивать собственные предположения и аргументы одноклассников, что способствует формированию и развития объективного, самостоятельного мышления.

Слайд 16

Технология программы В практической деятельности учителя используют следующие технологии развивающего обучения: проектное, проблемное, коллективное взаимодействие (КСО).

Слайд 17

Проектное обучение Проектное обучение создает условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников, коммуникативные умения, работая в различных группах. Развивают исследовательские умения (сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, построение гипотез, обобщение) развивают системное мышление.

Слайд 18

Проблемное обучение Система проектирования опорных конспектов осваивается учащимися через логико-смысловые модели. Основной составляющей проектного обучения является проблемное обучение , которое помогает развитию умения учащихся мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей.

Слайд 19

Учебная задача Реализуя технологию проблемного обучения преподаватель использует проблемные вопросы в форме познавательной задачи. Учебная задача понимается, как ситуация «разрыва», в которую с помощью учителя «погружаются» учащиеся. Они сами фиксируют «разрыв» между имеющимися у них знаниями и умениями, необходимыми для решения данной задачи.

Слайд 20

Учебно-методический комплекс по системе В. Д. Эльконина - В. В. Давыдова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Расписание для 3 классов Выполнила: студентка 46 группы Календарёва М.С.

Слайд 2

№ Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 1 Литература ИЗО Технология Литература Литература 2 Русский язык Математика Русский язык Русский язык Окружающий мир 3 Математика Иностр.язык Математика Иностр.язык Русский язык 4 Физич.культура Русский язык Окружающий мир Математика Физич.культура 5 Физич.культура Музыка

Слайд 3

Из базисного учебного плана начального общего образования следует, что в 3 классе в недельную нагрузку входят: Русский язык – 5 ч. Литературное чтение – 4 ч. Иностранный язык – 2 ч. Математика – 4 ч. Окружающий мир – 2 ч. Музыка – 1 ч. Изобразительное искусство – 1 ч. Технология – 1 ч. Физическая культура – 3 ч. Всего в неделю - 23 ч.

Слайд 5

Шкала трудностей 19 21 24 30 ПН ВТ СР ЧТ ПТ Данное расписание соответствует шкале трудностей И.Г. Сивкова . При оптимальном распределении нагрузки, б лагоприятными днями являются вторник, среда, четверг. По графику видно, что именно эти дни более загруженные, чем понедельник и пятница.

Слайд 6

Расписание полностью соответствует требованиям санитарных правил и норм СанПиН 2.4.2.1178 -02 МЗ РФ 28.11.02 №44 ( О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН ) Инструктивно-методическое письмо КО от 7.05.01 №1052 ОК и ГС, МО РФ от22.02.99 №220/11-12 о недопустимости перегрузок учащихся начальной школы. Расписание 3 класса соответствует требованиям БУП, т.к. в обязательную часть образовательной программы включены 23 часа в неделю. Вывод: В расписании предусмотрено то, что основные предмета (Русский язык, Математика) стоят в расписании 2 и 3 уроком. Основная нагрузка учебного процесса приходится на вторник и четвер г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методические материалы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроке"

С 2010 года начальная школа работает по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). В связи с его введением возросло внимание к деятельностному подходу в образовании. В дан...

учебно-методическая разработка материалов для закрепления лексико-грамматических навыков во 2 классе по УМК "Spotlight"

Разработанные карточки с домашним заданием позволяют организовать систематический контроль учителя за этапами освоения необходимых лексических и грамматических едениц, а также дисциплинировать детей, ...

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы на основе ФГОС и примерных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и т.д.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно - познавательное напрвление) «Мир профессий» для 1 класса. Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познават...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплекс,разработать учебно - методические материалы

ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплекс,разработать учебно - методические материалы...