Главные вкладки

    Беседа "Я - гражданин…(России)"
    классный час на тему

    Кеваева Анна Юрьевна

    Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon beseda_ya_grazhdanin_rossii.doc84.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Беседа  "Я - гражданин…(России)"

    Цель: Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.

    Задачи:
    -Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.

    -Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.

    -Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.

    -Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.

    Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

    Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение.

    Ожидаемый результат:
    Учащиеся должны знать функциональное значение государственных символов России, основные права и обязанности граждан, стремиться к выполнению законов жизни класса.

    Оборудование: плакаты с государственной символикой России, карта России, запись гимна РФ,  карточка с гербом и  флагом, рисунок детской ладони для голосования, солнышко, таблички с человеческими ценностями, выставка книг.

    Ход занятия

    1. Вступительное слово.
    Тема беседы «Я – гражданин России».

    -Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности).

    -Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты?(Солнце дает жизнь всему живому). И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.

    2. Беседа о ценностях человека.

    -Что для вас является самым дорогим?(жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)

    -Без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным?(Родина.)
                        Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
    По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри.

    -Почему же Человек заскучал? Ребята, а что же такое Родина?

    Родина – это…

    -Слушаем стихотворение Зои Александровой «Родина».

    Если скажут слово «Родина»,
    Сразу в памяти встает
    Старый сад, в саду – смородина,
    Толстый тополь у ворот.
    У реки березка-скромница
    И ромашковый бугор,
    А другим, наверно, вспомнится
    Свой родной московский двор,

    В лужах первые кораблики,
    Над скакалкой топот ног
    И большой соседней фабрики
    Громкий, радостный гудок,
    …Или степь от маков красная,
    Золотая целина…
    Родина бывает разная,
    Но у всех она одна.

    -Наша с вами Родина – это Россия.(работа по карте0

          Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. А что значит: быть гражданином своей страны?

          Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.

    -Назовите основные символы государства.(Герб, флаг, гимн).

    3. Сообщения учащихся. Работа в группах.
    1. О гербе России (1 группа)
    1 ученик. Наука, изучающая гербы, называется геральдикой.
    Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль.
    2 ученик. «Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду».
    3 ученик. Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
    4 ученик. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
    5 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.
    6 ученик. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.
    Ученик 7. Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. В древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
    Ученик 8. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на морской берег и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его. И с тех давних пор стали люди звать Егория Святым Победоносцем. Вот какая замечательная история у нашего герба!
    Ученик 9.  В статьях 3, 5, 6, 7 Конституции  указывается, что герб изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через границу.
    - Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации 
    (Показываю).
    - Как называется наука о гербах? 
    (Геральдика (Вывешиваю табличку)).
    - Когда появился первый российский герб?
    (Около 500 лет назад, в 1497 году).
    - Что держит орел в своих лапах на гербе России?
    (В правой лапе – скипетр, в левой - держава).
    - Что такое скипетр? А держава?
    - А что за всадник изображен на груди орла?
    (Это Святой Георгий Победоносец).

    4. Работа в группах.
    - Поработаем в группах. Я раздам вам изображения герба Российской Федерации. Ваша задача: найти недостающие детали. Вспомните правила работы в группе 
    (Раздаю гербы с недостающими деталями).

    - Итак, мы с вами познакомились с одним из символов Российской Федерации – гербом.

    5. Физминутка.

    Жура – Жура – журавель,
    Облетал ты сто земель,
    Облетал, обходил,
    Крылья, ноги натрудил.

    Мы спросили журавля:
    «Где же лучшая земля?»
    Он ответил, пролетая:
    «Лучше нет родного края!»

    6. Сообщения учащихся о флаге.
    - Следующий отличительный знак нашего государства – флаг 
    (Показываю).
    О флаге России нам расскажет вторая группа 
    (Сообщения учащихся).
    1 ученик. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3».
    Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология. Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.
    2 ученик. Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.
    Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
    3 ученик. В древности флаги или стяги использовались, чтобы объединять (стягивать) войско в бою, а поверженный вражеский стяг означал победу. В Оружейной палате Московского Кремля хранится стяг «Всемилостивейшего Спаса», с которым русское войско в 1552 году предприняло поход на Казань, а после захвата Казани Иван Грозный повелел на месте, где во время осады находился этот стяг, возвести церковь. В Оружейной палате хранятся и Великий стяг Ивана Грозного, и гербовое знамя царя Алексей Михайловича.
    4 ученик. Именно при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в ХVII веке впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году Петр I издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного государственного флага.
    5 ученик. В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.
    Обобщающая беседа:
    - Как называется наука о флагах?
    (Вексиллология (Вывешиваю табличку)).
    - Как назывался корабль, над которым впервые был поднят бело-сине-красный флаг?
    (Военный корабль «Орел»).
    - Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации?
    (22 августа).

    -Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства – флагом.

    7. Сообщения учащихся о гимне.
    - Третьим символом нашего государства является гимн. На доску помещены слова гимна Российской Федерации. А расскажут о нем наши ребята.
    (Сообщения учащихся третьей группы).
    1 ученик. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова.
    2 ученик. Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.
    3 ученик. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.
    4 ученик. Мы коротко хотим рассказать о создателях Государственного гимна Российской Федерации.
    Александр Васильевич Александров родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Захаровского уезда Рязанской губернии, умер 8 августа 1946 года в Берлине. Начальное музыкальное образование получил в регентских классах Придворной певческой капеллы, затем обучался в Петербургской консерватории по классу композиции, затем в Московской консерватории по классу композиции и пения. С 1918 года преподавал в Московской консерватории. В 1928 году возглавил краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (ныне носящий его имя), завоевавший огромную популярность в нашей стране и за рубежом. А.В. Александров был удостоен звания народного артиста СССР, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, являлся лауреатом Государственных премий.
    5 ученик. Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году и здравствует поныне. Поэт и писатель, Герой социалистического Труда, пятикратный лауреат Государственных премий, много лет возглавлял Союз писателей РСФСР. С.В. Михалков является автором текста Государственного гимна Российской Федерации.
    6 ученик. Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает хвалебную торжественную песнь.
    Обобщение.
    - Что обозначает слово «гимн»?
    - Назовите авторов  слов и музыки гимна РФ.
    - А сейчас мы с вами прослушаем один куплет и припев Государственного гимна Российской Федерации.
    (Включаю гимн. Дети слушают стоя).
    Обобщение.
    Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего государства. К ним относятся герб, флаг, гимн. Когда ребята рассказывали нам о гимне, они говорили о том, что гимн звучит во время торжественных мероприятий, праздников. Как вы считаете, был ли у нас с вами сегодня повод для прослушивания Государственного Гимна РФ? Какой?
    (Сегодня праздник – День Конституции).

    8. Беседа о Конституции.
    - Что же такое Конституция?
    (Это основной закон Российской Федерации. (Показываю Конституцию). Это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан).
    Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.
    - Кто является президентом нашей страны?
    ( Д. А. Медведев (Показываю портрет)).
    - Что вы о нем знаете?
    - Совсем недавно мы с вами писали письма нашему президенту Д.А. Медведеву. Я думаю, что сегодня, в День Конституции, мы можем некоторые зачитать…
    (Дети читают письма президенту).
    - А теперь вернемся к Конституции. Конституция – это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан.
    - Какими же правами обладает человек? Ответить на этот вопрос нам поможет Солнышко. Главные ценности человека нашли отражение в его правах.
    - Давайте попробуем сформулировать некоторые права человека.
    (Показываю табличку на доске «жизнь»).
    Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.
    Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? 
    (Ответы учащихся.)
    - Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
    - Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать?
    (Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права).
    - Как вы считаете, мы назвали все права?
    (Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами, записанными в Конституции).

     9. Применение Конституции к литературным произведениям
    - А сейчас мы попробуем применить Конституцию к сказкам.
    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
    (У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим отражением).
    Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
    Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
    Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
    (Звучит музыка).
    Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
    (Музыка стихает, царица зовет служанку).
    Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка.) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставь её там на съедение волкам!
    Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…
    Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
    Ведущий. Та, в душе ее любя, не убила, не связала, отпустила и сказала…
    Чернавка. Не кручинься, бог с тобой, ну а я пошла домой.
    - Какое право царевны в данной сказке нарушено? Как вы считаете?
    1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?
    (Лягушка – путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).
    2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?
    (Дед из сказки «Репка»).
    3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени?
    («Золушка» Ш. Перро).
    - А теперь посмотрите внимательно на иллюстрации сказочных персонажей, которые лежат у вас на партах. Какие права в сказках они нарушали?
    (Дети работают в группах. Сказочные персонажи: лиса, волк, Снежная королева, Карабас - Барабас, Баба Яга).
    - Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны?
    - Какова ваша главная обязанность?
    (Хорошо учиться).
    Обобщение.

     10. Принятие законов жизни класса.
    - Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.
    - Актив класса ознакомит вас с проектом данных законов.
    1. Закон правды.
    Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
    2. Закон добра.
    Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
    3. Закон заботы.
    Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
    4. Закон милосердия.
    Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
    5. Закон уважения.
    Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
    6. Закон чести.
    Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

    - Что вы можете сказать о проекте законов?
    - Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование.
    А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса.

     11. Рефлексия.
    (Дети прикрепляют ладони на доску).

     12. Итог занятия.
    - Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?

     13. Обзор литературы по теме классного часа.

    - Закончим наше занятие стихотворением Е. Синицына «Берегите Россию».

    Берегите Россию – 
    Нет России другой.
    Берегите ее тишину и покой,
    Это небо и солнце,
    Этот хлеб на столе
    И родное оконце
    В позабытом селе…
    Берегите Россию –

    Без нее нам не жить,
    Берегите ее,
    Чтобы вечно ей быть
    Нашей правдой и силой,
    Всею нашей судьбой
    Берегите Россию – 
    Нет России другой!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Я - гражданин России. Государственные символы.

    Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

    Родительское собрание "Я гражданин России"

              В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

    Классный час "Я - маленький гражданин России"

    Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

    Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"

      Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...

    Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

    Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

    Сценарий беседы "Я- гражданин России"

    Знакомство с основными символами государства...

    Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"

      Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...