Родительское собрание "Ошибки по невнимательности. Как их избежать."
методическая разработка (1 класс) на тему

Редько Варвара Алексеевна

Возможные причины недостаточного внимания школьников. Свойства внимания. Упражнения и задания для тренировки внимания. Рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_oshibki_po_nevnimatelnosti.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Ошибки по невнимательности. Как их избежать?»

1 класс

Цели: способствовать повышению психолого – педагогической компетентности родителей; вовлекать родителей в учебно – воспитательный процесс; предложить родителям практические советы по развитию внимания младших школьников.

Оборудование: выставка книг по теме собрания; листы бумаги с описанием причин недостаточного внимания школьников и описанием игр; альбомные листы, простые карандаши, линейки; узоры на доске; пуговицы; геометрические фигуры.

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все,

что только входит в душу человека из внешнего мира».

К.Д. Ушинский

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя.

      Уважаемые родители! Тема сегодняшнего собрания выбрана не случайно. С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, в том числе и способности управлять вниманием. Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание – одно из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Внимательно слушай учителя!» Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись. Но для начала давайте выясним, что же такое внимание?

    Я не случайно эпиграфом сегодняшней встречи выбрала высказывание К.Д. Ушинского: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений. Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин пониженной успеваемости. Ошибки по невнимательности совершают все ученики. И получать плохие отметки в данном случае вдвойне обидно как для самих учеников, так и для их родителей. Ведь ребенок допускает досадные ляпы не потому, что чего-то не знает, а потому, что он просто-напросто невнимателен. Не стоит по этому поводу ругать ученика и тем более заставлять его по нескольку раз переписывать одно и то же. Это не сделает его усидчивым и сосредоточенным. Более того, неприязнь и даже ненависть к учебе гарантированы. Чтобы преодолеть досадное препятствие на пути ребенка к успеху, нужна длительная и кропотливая работа.

II Работа родителей в группах (знакомство с теоретическим материалом).

Сначала я предлагаю разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьников. Давайте выясним наиболее распространенные из них.  Познакомьтесь с содержанием.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. 

От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.
 

2. Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка.  Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание. 

3. 
Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения. 

4. 
Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей. 

5. 
Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности. Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки "по невнимательности". 

На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. 
К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

6. Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. 
Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого. 
Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка. 
И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия.

Особенности внимания младших школьников.

Успешность ребенка в школе зависит от многих факторов: состояния здоровья, уровня развития познавательных процессов, умения устанавливать отношения со сверстниками, мышления, памяти, воображения. Особое место занимает внимание, которое лежит в основе всех психических процессов, поэтому именно на характеристике внимания первоклассников мы сегодня и остановимся.

Значение внимания трудно переоценить, а особенно в учебной деятельности, большая часть учащихся именно из-за недостаточного внимания бывает неуспешной.

Внимание проявляет себя через следующие характеристики:

  •  Устойчивость
  •  Объем
  •  Распределение
  •  Переключение
  •  Сосредоточенность

У младших школьников имеют свои особенности, они не совершенны, особенно в первом классе.

Объем, а это-то количество предметов, которые воспринимаются одновременно, у младшего школьника составляет от 1 до 4 предметов, а у первоклассника 1 в лучшем случае 2 предмета, а учебная деятельность предполагает, чтобы в объем входило сразу несколько объектов.

Например: Скорость чтения зависит не только от техники чтения, но и от уровня развития объема внимания. Чем больше объем, тем быстрее скорость чтения.

Маленький объем внимания проявляется и на математике при устном счете, а также при решении задач, маленький уровень развития объема внимания приводит к тому, что ребенок не может уловить и условие, и вопрос, а улавливает что-то одно.

При списывании с учебника маленький уровень развития внимания приводит к тому, что ребенок часто ныряет в учебник и может пропускать буквы и даже целые слова.

В учебной деятельности важно уметь распределять внимание. Распределение - это умение выполнять два и более различных действия одновременно.

В основе распределения внимания лежат учебные навыки, а они у младших школьников только начинают формироваться.

Например: ребенок может прочитать текст, но не может сказать, о чем он, т.к. все внимание направлено на чтение. По этой же причине дети часто не слышат пояснение к той наглядности, которую вывешивает учитель на доске.

Важное значение имеет и устойчивость внимания, а это возможность удерживать внимание на дном объекте в течении длительного времени.

К концу обучения в начальной школе ребенок может удерживать внимание, работать, не отвлекаясь 25-30 мин., а в первом классе это время составляет лишь 10-15 мин.

Внимание первоклассника отвлекается любыми посторонними предметами, необычными звуками, поэтому важно создавать такие условия, чтобы ребенка ничто не отвлекало, а значит, чтобы соблюдались привычные условия работы. На рабочем столе ничто не должно отвлекать ребенка, не должно быть никаких ярких предметов, рабочее место должно быть постоянным, т.к. любое изменение не позволяет сосредоточиться, ребенок труднее входит в рабочее состояние. Существует ошибочное мнение, что при выполнении домашнего задания нужно создавать для ребенка абсолютную тишину. Исследования показывают, что абсолютная тишина понижает работоспособность, возникает сонное состояние.

Кроме этого внимание первоклассника непроизвольное, т.е. он еще не умеет сосредотачиваться. Ребенок не может ставить цель «Быть внимательным», в этом ему необходимо помогать, чаще задавать вопросы, которые помогают ему себя рефлексировать, например: «Что ты делаешь?», «Как ты это сделал?», «Что ты будешь делать?».

В течение всего урока ребенку приходится переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой. Например: работа у доски и в тетради.

Есть дети, которые очень легко переключают свое внимание, у них так называемое порхающее внимание, а есть дети, которые с трудом переключают внимание, чаще всего это связанно с темпераментом.

Не стоит лишний раз переключать внимание ребенка. Иногда, когда ребенок занят каким-то делом или игрой, родители просят ответить на телефонный звонок, открыть дверь или принести что- либо. Не следует отвлекать ребенка, даже если он играет, т.к. это не способствует развитию устойчивости внимания, а формирует порхающее внимание.

Нельзя сказать однозначно хорошее внимание или плохое. У одного ребенка развиты одни качества, а у другого - другие, т.е. внимание, имеет индивидуальные характеристики. Наблюдения за ребенком покажут, какие свойства внимания у него уже есть, а какие необходимо развивать. В первом классе развитием внимания необходимо заниматься целенаправленно. Часто в детских журналах встречаются специальные упражнения на развитие внимания. Хорошо если ребенок просматривает и выполняет эти задания, желательно проявить интерес и поиграть с ребенком.

III Ознакомление родителей с упражнениями и заданиями для тренировки внимания.

«Сложи узор».

Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с 3-4 элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом 2-3). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах). Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно еще раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

«Угадай, что исчезло».
Выложите перед  ребенком 7 игрушек, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит. Затем попросите его отвернуться: «Игрушки хотят поиграть с тобой в прятки, отвернись, пожалуйста». Когда ребёнок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить ребёнка угадать, какая игрушка спряталась. 
Постепенно игру нужно усложнять. Когда ребёнок отворачивается, можно не только убирать, но и добавлять одну игрушку.

«Спрячем в шкафчик».

Для игры понадобятся пустые спичечные коробки, из которых склеивается шкафчик. Коробочки можно склеивать в разном порядке, с разным уровнем сложности.  
Возьмите какой-нибудь маленький предмет, например пуговку, и на глазах у ребёнка положите его на любую полочку. Задвиньте её и повертите шкафчик, потом спросите: «На какой полке лежит пуговка?». Ребёнок должен угадать.
По мере освоения игры, можно класть разные предметы на разные полочки. В таком случае вопросы будут такие: «На какой полочке синяя пуговица? На какой полочке красная бусинка?»

«Перепутанные линии».

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

«Исключение лишнего».

Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

«Нанизывание бусинок».

Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус, нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.

«Срисовывание по клеточкам».

Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам. Такие задания можно найти на страницах учебника математики.

IV Работа родителей в группах (ознакомление с содержанием игр и их демонстрация).

На столах лежат листы с описанием игры. Ознакомьтесь с ее содержанием самостоятельно. Изготовьте все необходимое для проведения своей игры (в группе). А теперь научите присутствующих играть в вашу игру.

Игра «Пуговица».

Цель. Способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6 клеток.  Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть (20-30сек.) и запомнить, где какая пуговица лежит. После первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях "вверх", "вниз", "влево", "вправо". Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится интересней и сложней. 

Игра «Муха»

Цель. Развивать устойчивость, распределение, и переключение внимания.

Материал.  Игровое поле, расчерченное на 9 или 16 клеток и кусочек пластилина.
Предложить ребенку помочь «мухе» (пластилин) добраться до другого края поля, предупредив. Что «муха» летает только зигзагами. Взрослый обозначает путь «мухи»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен проделать этот путь «мухой» по игровому полю. Исходное положение – центральная клетка игрового поля.

С освоением правил в игру могут играть два ребенка. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещением «мухи», не допустить ее вылета за пределы игрового поля. Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами.

Игра «Размышляй-ка».

У каждого игрока есть игровое поле – квадрат, разделенный на клетки (3×3), и геометрические фигуры (например, 3 треугольника – желтый, красный, синий; 3 кружка – желтый, красный, синий; 3 квадрата – желтый, красный, синий). До начала выполнения задания объясняется, что такое ряды, что такое столбцы на рисунке.

 Примеры заданий:

● Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в рядах лежали фигурки, одинаковые по форме.

● Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в рядах лежали фигурки, одинаковые по цвету.

● Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в столбцах лежали фигурки, одинаковые по форме.

● Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в столбцах лежали фигурки, одинаковые по цвету.

●Не двигая фигурки, сделай так, чтобы фигурки, одинаковые по цвету, оказались снова в рядах.

● Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок, одинаковых по цвету.

● Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок, одинаковых по форме.

● Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок, одинаковых ни по цвету, ни по форме.

● Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок, одинаковых ни по цвету, ни по форме, если одна или две фигурки уже стоят на своих местах.

V Рекомендации для родителей.

Сегодня психологами разработано много интересных развивающих игр, описание которых можно найти в популярной психологической литературе. Кроме того, неоценимую помощь вам могут оказать информационные ресурсы сети Интернет.

VI Родители делятся впечатлениями от увиденного и услышанного в ходе собрания.

Исходя из результатов обмена мнениями, родители выносят решение.

1.Родители должны взять на себя руководство вниманием ребенка, вовлекая его в разные виды деятельности.

2.Во время занятий с ребенком использовать разнообразные задания, упражнения, игры, развивающие все свойства внимания.

3.Стараться заниматься с ребенком не от случая к случаю, а систематически.

4.Чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, родители должны позаботиться о его хорошем физическом самочувствии и настроении. Создать в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократить количество отвлекающих факторов.

5.Давая задание ребенку, родители должны помнить, что инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

VII Заключение.

Родители пишут вопросы, на которые они хотели бы получить ответ.

Используемая литература:

Б.С. Волков, Н.В. Волкова «Задачи и упражнения по детской психологии» М., 1991 г.

А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин «Психология детей дошкольного возраста» М., 1964 г

Я.Л. Коломенский «Человек: психология» М., 1986 г.

А.А. Люблинская «Воспитателю о развитии ребенка» М., 1972 г.

Т.Б. Марцинковская «Диагностика психического развития» М., 1998 г.

К.К. Платонов, Г.Г. Голубев «Психология» М., 1973 г.

Е.Д. Худенко, Т.С. Мельникова, С.Н. Шаховская «Как научить ребенка думать и говорить» М., 1996 г..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: "Домашнее задание. Как избежать взаимного стресса"

Вы можете познакомиться со сценарием  собрания, памятками для родителей, презентацией данного собрания....

Родительское собрание на тему "Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом»"

Методическая разработка (ИКТ) к  родительскому собранию в начальной школе по теме: «Готовность к обучению: что нужно знать родителям?»Цель собрания: актуализировать знания родителей какие труднос...

Презентация к родительскому собранию "Конфликты в младшем школьном возрасте. Как их избежать"

Наблюдая детей младшего школьного возраста, замечаешь, как много ребятишек, агрессивно настроенных по отношению к своим сверстникам. Такие детки тяжело идут на контакт. Возможно моя презентация с прив...

Выступление на общешкольном родительском собрании "Домашние задания. Как избежать взаимный стресс".

     Как считают психологи, абсолютному большинству детей на первых порах взрослый просто необходим! Без его присутствия им еще трудно организовывать свою работу. Оставаясь с зад...

Родительское собрание в начальной школе « Домашние задания. Как избежать взаимного стресса»

взаимного стресса»Цель:-объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей  младших школьников ответственного отношения к  воспитанию своих детей-научить родителей умению бесконфликт...

Родительское собрание "Причины агрессивности школьников. Как избежать вспышек агрессии." (Конспект + презентация)

Родительское собрание "Причины агрессивности школьников. Как избежать вспышек агрессии."Презентация по данной теме....

Статья для родительского собрания. Ошибки по невнимательности.

Статья для родительского собрания. Ошибки по невнимательности....