Формирование нравственного воспитания младших школьников.
план-конспект на тему

Киселёва Елена Владимировна

     Во все времена люди высоко ценили нравственность и нравственное воспитание человека. Нравственное воспитание - это воспитание внутренних, духовных качеств, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

   С ребятами нужно говорить не только о нравственном, этическом воспитании, но и учить их строить в соответствии с ним своё поведение.

   Одной из форм обучения и воспитания школьников являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

     Во все времена люди высоко ценили нравственность и нравственное воспитание человека. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова под нравственностью подразумевается умение человека действовать, думать и чувствовать в соответствии с нормами морали, с нравственными законами.

В наше время все чаще встречается жестокость, агрессивность и девиантное поведение детей.

     Нравственное воспитание – это воспитание внутренних, духовных качеств, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

     С ребятами нужно не только говорить о нравственном, этическом воспитании но и учить их строить в соответствии с ним своё поведение. Для этого проводить с учениками занятия, на которых нужно учить их анализировать, оценивать проблемные моральные ситуации, принимать нравственные решения. Анализ проблемной моральное ситуации предполагает осознание главного её противоречия, поиск разных вариантов решения проблемной моральной ситуации. Далее ребята взвешивают в каждом варианте все «за» и «против». И наконец выбирают оптимальный вариант разрешения предложенной им ситуации. Такой анализ необходим для формирования нравственных убеждений  учеников.

     Воспитатель должен создать на занятиях обстановку доверия и непринужденности, научить ребят вести дискуссию, спорить, критиковать, отстаивать своё мнение, делать выводы.

     Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

     В процессе беседы взрослый не только задаёт вопросы для обсуждения, но и ищет, то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.

     Вот примеры нескольких бесед по формированию нравственного воспитания  у детей.

  1. Беседа по рассказу «Марко и Василь»

(Воспитатель читает рассказ)        

    Два партизана-односельчанина – Марко и Василь получили задание взорвать мост. Они пошли к месту разными дорогами. И вот, когда партизаны совсем уже приблизились к цели, их постигло несчастье: почти одновременно они попали в руки к немцам. На допросе они отрицали, что знают друг друга. Обер-фельдфебель Крауз вынул из кобуры пистолет и положил его на стол, затем разряди пистолет и снова зарядил пистолет только одним патроном.

   - Так вы оба продолжаете утверждать, - сказал он, обращаясь к партизанам,- что вы забрели сюда случайно, совершенно не знаете друг друга?

   Василь неопределённо мотнул головой. Как завороженный смотрел он на пистолет. Лицо его бледнело. А Марко говорил без умолку, чтобы не дать возможность говорить Василю. Он был не уверен в его стойкости.

   - Так вот, - сказал Крауз, - я вам сообщаю своё решение. Один из вас может остаться в живых и даже получить свободу. Но для этого он должен убить другого. Но нам всё равно, кто из вас кого убьёт. Ты его, или он тебя. Выбор предоставляется вам. Но лишь тогда мы поверим, что вы оба невинны.

   Обер-фельдфебель Крауз, убийца, насильник, решил позабавить унтер-офицеров.

   - Пан комендант, - воскликнул Марко, - так ведь я его даже не знаю. И он меня.

   - Тем легче, - сказал Крауз, - тебе будет убить его, или ему тебя.

   Василь поднял лицо. Губы его дрожали. Он выкрикнул:

   - Это несправедливо.

   Крауз встал. Он пододвинул пистолет на край стола и сказал:

   - Вот вам пистолет. Здесь один патрон. В нём жизнь и свобода. Но только для одного. Мы вас оставим наедине. Столкуетесь. Через десять минут мы вернёмся. Если вас застанем двух, то повесим обоих. Если одного, мы его освободим.

   И, оживленного разговаривая, немцы вышли из комнаты, чтобы наблюдать через окно.

   - Да, выход один… - сказал Марко и встал.

   - Ты что задумал? Я тебя спрашиваю? Почему ты молчишь?

   - Слушай, Василь…

   - Назад, - крикнул Василь, - не подходи к пистолету.

   - Василь, успокойся, поговорим по-братски…

   Василь закричал:

   - Не убивай. Это неправильно. Ты не имеешь права меня убивать. За что? Молю тебя…

   - Молчи. Срам. Они же тебя слышат. Не марай чести партизана. Стыдно себя показывать трусами перед немцами. Лучше умереть. Есть выход, - сказал Марко. Пусть товарищи скажут: « Хоть Василь и Марко мост не взорвали, но зато они другое доброе дело сделали».

   - Какое же? – нетерпеливо спросил Василь.

   Марко шепнул ему на ухо несколько слов.

   За окнами немцы начали терять терпение. Крауз толкнул дверь и вошел в хату, сопровождаемый остальными.

   - Вас ещё двое? – крикнул он. Не можете ни на что нешиться, вы, трусливые твари?

   - Нет, мы уже решились, пан комендант, - сказал Василь.

   Он поднял пистолет и выстрелил обер-фельдфебелю в лицо. Крауз рухнул мертвым на пол.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы оцениваете поведение участников данного события?
  2. Какие черты характера проявились у партизан?
  3. А как бы вы поступили на их месте?

  1. Беседа по рассказу «Суд идёт».

Воспитатель читает.

   

       Директор продовольственного магазина сообщил в школу, что задержан ученик Валерий Чернов, укравший сто граммов конфет. Если бы классному руководителю сказали, что задержан Ваня, Олег, Вадим, Володя, он бы возмущенно воскликнул: « Это невозможно!» Но Валерий Чернов… О нём классный руководитель не решался сказать вполне твёрдо: « Чернов не мог украсть». Директор школы позвонил родителям. К телефону подошёл сам Валерий. Он сообщил, что из дома не выходил. Снова позвонили в магазин. « А мы его уже отпустили, - сказали там, - чего держать, фамилия, школа известны, да и всего-то сто граммов конфет…»

     Назавтра «делом Чернова» в школе занялся суд чести и совести, созданный при совете школы. Через несколько дней ребята установили, что конфеты украл ученик 8 класса Аркадий Гречкин. Валерий Чернов как-то дал ему тетрадь свою по математике и Гречкин, предъявив в магазине эту тетрадь, назвал вместо своей фамилии фамилию Чернова и подписал его фамилией акт о краже.

     Аркадий категорически отрицал свою вину. Исключить его из школы за месяц до экзаменов в 8 классе? Оставить в школе, простить? Педсовет решил предоставить судьбу Гречкина на рассмотрение суда чести и совести.

Вопросы для обсуждения:

  1. Представьте, что ваш класс и есть суд чести и совести, который рассматривает «дело Чернова». Какое решение примет суд? Обоснуйте принятое решение.
  2. Какие черты характера Аркадия в этой истории проявились?

  1. Беседа по рассказу М.Водопьянова « Один за всех, все за одного».

Воспитатель читает.

     Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму.

     Удручённый внезапно настигшей его катастрофой, мальчик с тоской бродил по комнате, учась ходить в темноте. Родители, задумываясь над будущим сына, решили было учить его музыке. Но у мальчика не было никаких склонностей к музыке.

     Однажды домой пришли Лёвины товарищи.

   - Почему Лёва не ходит в школу? – спросили они у мамы слепого мальчика.

   - Как же он будет ходить? – удивилась та.

   - А мы его первое время будем провожать. Пока не привыкнет!

   - Хорошо, но как же он будет учиться, ведь он ничего не видит?

   - А мы поможем, всем классом поможем! – твердо заявили ребята. И они помогли.

     Каждый вечер кто-нибудь из товарищей по классу приходил к Лёве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Учителя с большой чуткостью отнеслись к слепому, но очень старательному ученику. И не было видно случая, чтобы Лёва не выучил заданного.

     Нелегко ему было учиться, но у мальчика были выдающиеся способности и великолепная память, которая с годами развивалась ещё больше. Он научился писать трафаретом, и уверенно водил карандашом сквозь узкую длинную щель в картоне, чтобы не прыгали строчки. Потом ему купили пишущую машинку, и он стал отстукивать свои школьные сочинения со скоростью, которой могла позавидовать любая машинистка. А для чтения вместо одной пары глаз у него было двадцать пар – глаза всего класса. Товарищи ходили с Лёвой на каток и в театр, на концерты и на лекции.

     С помощью верных друзей Лев с отличием окончил среднюю школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты во всем помогали юноше, который ничего не видел. Он оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы помогаете друг другу?
  2. Вспомните случаи, когда о вашем классе можно было сказать: «Один за всех, и все за одного».

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ДУХОВНО—НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В начальной школе идет актив...

Формирование нравственного воспитания младших школьников в УВП через социальную компетентность.

Целью работы является изучение педагогических условий нравственного воспитания школьников в связи с новой концепцией модернизации российского образования....

Опыт работы "Формирование нравственного воспитания младших школьников в УВП через социальную компетентность".

Дети любого возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и опр...

«Роль книги в жизни детей. Дети и книга в эпоху информационной цивилизации. Формирование читательской культуры как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника"

В статье рассматривается актуальная проблема формирования и развития интереса к чтению у современных школьников. На основе проведенного анкетирования прослеживается динамика этого процесса, определяют...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...

Формирование познавательного интереса и духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках "Основы Православной культуры"

В предлагаемом материале  представлен мой опыт работы с младшими школьниками на уроках курса "Основы православной культуры".  В  новом федеральном государственном образов...