Главные вкладки

    Технологии: приёмы, способы формирования личностного самоопределения
    учебно-методический материал на тему

    Перебаскина Александра

    Технологии: приёмы, способы формирования личностного самоопределения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_shmo_2.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на ШМО 2 по теме:

    «Технологии: приёмы, способы формирования личностного самоопределения»

    Личностно-ориентированная педагогика выдвигает перед воспитанием задачу - помочь ребенку стать субъектом деятельности, общения, жизнетворчества. Результат воспитания в значительной мере определяется теми действиями, теми усилиями, которые прилагает сам ребенок в деле своего развития и воспитания.

    В.А.Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой». 

    Воспитателей-практиков не меньше, чем теоретиков педагогики, волнует вопрос: когда начинается действие ребенка как субъекта собственного развития? Со времен глубокой древности у разных народов и в разных религиях выделялся рубеж - конец первого семилетия жизни. В этом возрасте проходили первые инициации, смена табу, традиционные церемонии, выражавшие переход от детской невинности и безответственности к началу социальной взрослости и ответственности. 

    Психологическую модель рефлексии можно представить в виде схемы: 
    Описание: https://scibook.net/files/uch_group57/uch_pgroup152/uch_uch850/image/11.jpg 

    Именно в возрасте 6-7 лет у ребенка начинает возникать потребность и формируется способность к рефлексии: знанию о себе - своей внешности и характере, способностях и недостатках, о границах своих возможностей. И от воспитателя дети ждут ориентации в тех способах, которые помогли бы им самоопределиться, разобраться в себе. Сами они еще ими не владеют. Вот почему первыми по значимости в группе методов самоопределения являются методы самопознания.

    На основе этой схемы определяются основные направления самоопределения личности. Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно предложить представить каждое из этих «Я» в виде существа, похожего на человечка, даже схематически нарисовать таких человечков фломастерами разного цвета. А потом подумать, насколько хорошо вы знаете эти существа, что о них можете рассказать. Эта так называемая игра-метафора поможет детям воспроизвести и осмыслить то, что они делали, как делали и почему делали, как относились к другим людям, как люди относились к ним и почему.

    В начальной школе ребенок уже думает о своих качествах, о том, что хорошо и что плохо в его учебной работе, поведении, отношениях с товарищами. Этому помогают в первую очередь разнообразные оценки различных сторон жизни и деятельности детей, которые дает учитель. Вот почему так важны для самопознания детей в начальных классах не столько баллы учебных отметок, очки в соревнованиях, сколько обстоятельные качественные оценки: что у кого получается, что еще не получается и почему, как преодолеть неудачу, как добиться успеха.

    Осознание себя, качеств своей личности проявляется у младшего школьника вначале как интерес к поступкам и поведению литературных героев, героев кино и телепередач, товарищей по классу, а затем уже происходит оценка собственных качеств. При этом у ребенка формируются определенные представления о своих достоинствах и недостатках, умениях и неумениях, о своих отношениях с окружающими людьми, в первую очередь с товарищами по классу. Но в отличие от подростков и тем более старшеклассников младший школьник осознает себя больше в области учебных возможностей и меньше - в плане нравственных, волевых качеств. 

    Это объясняется тем, что у детей в начальных классах складывается новая для них социальная позиция школьника. Они в большинстве своем любят и очень хотят учиться. И учителя нередко больше внимания уделяют проявлениям детей в учебе, невольно приучая их к такому взгляду на себя: «Ты таков, как ты учишься». Это приводит детей к серьезным ошибкам в понимании сущности нравственных сторон жизни окружающих людей и своей собственной. 

    Большие возможности для побуждения младших школьников к самопознанию открываются на уроках чтения. Например, в I классе при изучении темы «Что такое хорошо и что такое плохо» важно постоянно обращать внимание детей не только на положительные и отрицательные качества, которые проявляются у героев изучаемых рассказов и стихов, но и на самих себя. Проводя обобщающее занятие по всей теме, молодая учительница спрашивает первоклассников: «А бывают ли случаи, когда вы сами себе не нравитесь, даже если вас никто не ругает, а просто сами недовольны собой?» Ответы детей неожиданно рефлексивны: «...Когда хочу сделать уроки аккуратно, а все равно поспешу и напорчу», «...когда обещаю и не сдержу слово», «...когда совру маме, а она не знает про это и похвалит меня», «...когда капризничаю». «Ну а когда вы сами себе нравитесь?» - спрашивает учительница. «...Когда получаю пятерки», «...когда не дерусь с братом», «...когда не обманываю, даже если очень страшно», «...когда кому-нибудь помогаю»,- отвечают дети. 

    Ответы детей очень непосредственны, но они уже - плод раздумий наедине с собой. Подобные ситуации могут быть и при изучении других тем, и не только в I классе. Главное в любой из них -вызвать у младшего школьника образ своего внутреннего «Я». 

    На основе правильно организованного самопознания и понимания ребенком ближайшей цели в работе над собой можно уже использовать элементарные методы самовоспитания, доступные младшим школьникам. 

    «Шаг вперед». На каждый день ребенок намечает себе какое-либо хорошее дело (полезное и нужное окружающим, а не только самому себе), а вечером подводит итог. Это может быть запись в «Дневнике добрых дел», обсуждение с родителями прожитого дня и даже оценка по привычной пятибалльной системе. 

    Не надо бояться, что при этом будет происходить формальная ориентация на хорошие дела. Ребенок, не привыкший постоянно делать что-то для окружающих и давать себе в этом сознательный отчет, растет черствым эгоистом. При организации этого метода важно обеспечить внимание родителей и старших членов семьи к работе ребенка над собой. Именно они подсказывают ему полезные дела, которые требовали бы проявления силы воли, характера (например, закончить забытое вышивание, подклеить книги, убрать в ящике письменного стола, написать письмо дедушке, поточить карандаши младшему брату, помочь бабушке нарезать яблоки для джема и т.п.). Иначе может возникнуть опасность, что значение всей этой работы ребенок увидит не в постоянной заботе о близких, а будет, стремясь только к оценке, делать пустячные, не требующие особых усилий дела. А ведь воспитывает характер именно постоянное беспокойство об окружающих, стремление сделать что-то полезное и нужное для них. Метод «Шаг вперед» позволяет, кроме всего прочего, выработать у младших школьников важную привычку - заранее планировать свой день, искать место и время для каждого дела и тем самым формировать полезные навыки организации и культуры труда.

    «Задание самому себе». С помощью учителя или родителей младший школьник определяет на конкретный срок (на неделю, на месяц), что он будет делать, чтобы стать лучше, чтобы приобрести какое-то недостающее качество.

    Нужно помочь ребенку выбрать относительно постоянное дело (обязательная зарядка по утрам; мытье за собой посуды после еды; не ссориться с младшей сестрой, а играть с ней и помогать; не вертеться на уроках, не отвлекаться; ежедневно читать книгу не менее получаса; научиться съезжать с горы на лыжах и т.д.). Ход выполнения «задания самому себе» можно также фиксировать в «Дневнике добрых дел», а итоги подвести на общем сборе всего класса или дома, в присутствии всей семьи.

    «Мой секрет». Этот метод - вариант «задания самому себе». Младший школьник ставит перед собой цель - выполнить какое-либо дело, совершить поступок как бы «по секрету», не делая его предметом предварительного обсуждения с товарищами. Такое «секретное» задание себе дети могут записать на листе и вложить в конверт до определенного времени или поместить «секретики» всего класса в яркую коробку, чтобы открыть ее к празднику, к концу четверти, и выяснить, кто чего добился из задуманного.

    Нетрудно заметить, что приведенные методы самоопределения реализуют в своей сущности такие важнейшие средства воспитания, как труд, игра, режим, перенося их в сферу самоуправления личности.

    Литература

    Основная:

    • Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996. 
    • Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых // Как любить ребенка. - М., 1990. 
    • Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Методы воспитания//Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1977.-Т. 1. 
    • Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - Киев, 1975. 
    • Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания. - М., 1993. 

    Дополнительная:

    • Ежеленко В. Б. Методы воспитания в педагогическом процессе. - СПб., 1992. 
    • Караковский В. А. Стать человеком. - М., 1993. 
    • Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е.Щурковой.-М, 1997. 
    • Паркинсон К.Н. Дети, как их воспитывать. - М., 1993. 
    • Сидоркин А.М. Методы воспитания // Магистр. - 1992. - № 1. 
    • Учимся думать о себе и о других / Сост. Н.П.Лукина, Г. В. Пенькова, Н.И.Элиасберг.-СПб., 1996. 

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование самостоятельности младших школьников, как основа личностного самоопределения.

    Презентация по теме самообразования. Срок реализации темы 4 года.     В связи с растущим потоком информации происходит «износ знаний», т.е. те знания, которые мы имеем сегодня, зав...

    «Формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и способы их отслеживания»

    Педагогическое  исследование  направлено  на   формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, создание...

    Использование современных педагогических технологий как способ формирования речевых умений учащихся

    Технология РКМЧП, диагностика для выявления уровня развития речевых умений учащихся....

    Учебное сотрудничество в начальной школе как способ формирования личностных УУД.

    В работе говорится о применение групповой формы работы как одной из форм учебного сотрудничества учителя и ученика, а также между учениками...

    Пути формирования и способы оценивания личностных результатов обучения младших школьников.

    Как диагностировать личностные результаты обучения? Как увидеть из изменение и повлиять на него? Много вопросов возникло у меня при решении  данных проблем, может они есть и у моих коллег?...