Рабочая программа кружка "Умелые руки"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Арутюнян Соня Жораевна

Рабочая программа кружка "Умелые руки" для учащихся начальной школы (1-4 кл.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32"

г.о. Мытищи Московская область

141021, Московская область, г. Мытищи, улица Юбилейная, строение 6А, тел. (498)785-72-41

                     УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №32

 _____________И.В.Северилова

Приказ по МБОУ СОШ №32  

от «_____» августа 2018 года.

        

Рабочая программа

       ____кружка «Умелые руки»_______

(предмет)

____  1-4  ___ кл.

____2018-2019___ учебный год

Составитель:

 __Арутюнян Соня Жораевна, технология, первая категория ____

(ФИО учителя, предмет, категория)

          Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.

Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

          Содержание программы «Умелые руки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник  искусства. Программа  знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика,  изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.  Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»

         Освоение детьми программы «Умелые руки» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-учебно – познавательныйо интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;

-навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

-способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающимися;

-навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

-приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

-осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

-развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

-художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

-развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 -сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 -формировать собственное мнение и позицию.

Количество часов по кружку «Умелые руки» составляет 68 часов в год, 2 часа в неделю.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

КРУЖКА  «УМЕЛЫЕ РУКИ»

(68 ч)

I. Введение: правила техники безопасности – 2 часа

1.Чему будем учиться на занятиях.

 Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности, ППБ.

II. Пластилинография – 14 часов

1.Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка».

Создание композиции в полуобъеме из пластилина.

Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.

2. Жанр изобразительного искусства  - натюрморт. «Осенний натюрморт»

Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

3.Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

4.Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

Знакомство с жанром ИЗО – пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.

 Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

4.Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка».

Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

  1. Бумагопластика – 16 часов

1.История бумаги. Технологии работы с бумагой

Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.

2.Цветы из бумаги.

Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.

Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.

3.Снежинки

Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.

Практическая часть.  Плоскостные и объемные снежинки

4.Новогодняя открытка

Знакомство с видом вырезания -  силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.

Практическая часть. Новогодняя открытка.

  1. Бисероплетение – 20 часов

1.Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».

Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого плетения.

Практическая часть. «Мышка», «Кит».

2.Техника параллельного низания. «Бабочка»

Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая часть. «Бабочка»

3.Аппликация из бисера. «Открытка»

Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.

4.Бисерная цепочка с петельками.

Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.

Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.

  1. Изготовление кукол – 16 часов

1.Народная кукла. Русские обряды и традиции.

Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.

2.Бесшовные куклы.

Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты

Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.

Разбор последовательности работы по инструкционным картам.

3.Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»

Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.

Традиционные приемы изготовления куклы.

Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.

  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел – количество часов

Основное содержание по темам

Основные виды

деятельности

(на уровне учебных

действий)

1.Введение. Правила техники безопасности – 2 часа

Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг. Многообразие видов и форм творческой деятельности.

Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи).  Развитие восприятия, произвольного внимания, речи, мышления.

2.Раздел «Пластилинография» - 14 часов

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликацион-ные герои» - 4 часа.

Создание композиции в полуобъеме из пластилина.

Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.

Осваивать  технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилина).

Сравнивать свойства пластичных материалов.

Анализировать форму и вид изделия, определять  последовательность выполнения работы.

Составлять план изготовления по иллюстрации.

Выбирать  необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления изделия.

Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности.

Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять  план,  распределять  роли, проводить самооценку.

Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность.

Осуществлять поиск необходимой информации об особенностях народного промысла «Русская матрешка», используя материалы учебника и собственный опыт.

Жанр изобразительного искусства  - натюрморт. «Осенний натюрморт»  - 4 часа.

Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун» - 2 часа.

Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса» - 2 часа.

Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.

 Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

Оформление народной игрушки в технике пластилинография

«Матрешка» - 2 часа.

Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

3.Раздел «Бумагопластика» - 16 часов

История бумаги. Технологии работы с бумагой – 4 часа.

Технологии работы с бумагой

Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять  свойства бумаги (состав, цвет, прочность);  определять виды бумаги  по цвету и толщине.

Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и  сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея.

Планировать и осуществлять работу, на основе представленных  слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.

Слушать собеседника, излагать свое мнение.

Отбирать материал для выполнения изделия по тематике,  цвету, размеру, проявлять творчество.

Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем, выполнять разметку  деталей по шаблону и  раскрой бумаги без ножниц в технике силуэтного вырезания.

Оформлять изделие в соответствии со своим замыслом.

Цветы из бумаги – 4 часа.

Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.

Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.

Снежинки – 4 часа.

Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.

Практическая часть.  Плоскостные и объемные снежинки.

Новогодняя открытка – 4 часа.

Знакомство с видом вырезания -  силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.

Практическая часть. Новогодняя открытка.

4.Раздел «Бисероплетение» - 20 часов

Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит» - 4 часа.

Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого плетения.

    Осваивать способы и приёмы работы с бисером, технику объемного параллельного плетения, технологию слоистого плетения, приёмы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами.  

   Выполнять аппликацию в технике мозаика.

 

Составлять тематическую композицию, использовать особенности материала для передачи цвета, объема и фактуры реальных объектов.

Использовать свои знания о материалах и приёмах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий).

Экономно расходовать материалы при выполнении.

Составлять  план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы.

Находить в словаре и объяснять значение новых слов.

   

   Составлять рассказ о поздравлениях с праздниками.

   

   Участвовать в творческой деятельности по украшению класса.

Техника параллельного низания.

«Бабочка» - 4 часа.

Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Аппликация из бисера. «Подарок к 8 марта» - 6 часов.

Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.

Бисерная цепочка с петельками – 6 часов.

Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.

Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.

5.Раздел «Изготовление кукол»- 16 часов

Народная кукла. Русские обряды и традиции – 2 часа.

Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.

Искать и  отбирать  информацию о национальных  костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдений и других источников).

Сравнивать и находить общее и различия в женском и мужском национальных костюмах. Исследовать особенности национального  костюма своего  края  и  определять  его  характерные особенности (цвет, форму, способы украшения и др.). Осваивать правила разметки ткани, изготавливать выкройки, размечать ткань с помощью шаблона.

Моделировать народные костюмы на основе техники продевания..

Осваивать элементы художественного труда: оформлять национальный костюм в соответствии с выбранным образцом,  использовать   различные  виды   материалов  (тесьму,  мех, бусины, пуговицы и др.). Организовывать, контролировать и корректировать работу по изготовлению изделия с помощью технологической карты.

Бесшовные куклы – 10 часов.

Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты.

Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.

Разбор последовательности работы по инструкционным картам.

Техника – продевания. «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница» - 4 часа.

Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.

Традиционные приемы изготовления куклы.

Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.

Всего - 68 ч

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Теория

Введение: правила техники безопасности.

2

-

2

Пластилинография.

14

12

2

Бумагопластика.

16

14

2

Бисероплетение

20

18

2

Изготовление кукол.

16

14

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

1-4 КЛ.

1-4 КЛ.

1.Введение. Правила техники безопасности – 2 часа.

1, 2

Введение. Правила техники безопасности.

2.Раздел «Пластилинография» - 14 часов.

3 - 6

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»

7 - 10

Жанр изобразительного искусства  - натюрморт. «Осенний натюрморт»  

11, 12

Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

13, 14

Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

15, 16

Оформление народной игрушки в технике пластилинография

«Матрешка»

3.Раздел «Бумагопластика» - 16 часов.

17 - 20

История бумаги. Технологии работы с бумагой.

21 - 24

Цветы из бумаги.

25 - 28

Снежинки.

29 - 32

Новогодняя открытка.

4.Раздел «Бисероплетение» - 20 часов

33 - 36

Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».

37 - 40

Техника параллельного низания.

«Бабочка».

41 - 46

Аппликация из бисера. «Подарок к 8 марта».

47 - 52

Бисерная цепочка с петельками.

5.Раздел «Изготовление кукол»- 16 часов

53, 54

Народная кукла. Русские обряды и традиции.

55 - 64

Бесшовные куклы.

65 - 68

Техника – продевания. «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница».

Итого: 68 ч

68

68

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________ М.В. Липчанская

«_____» августа 2018

РАССМОТРЕНО

Методическое объединение

протокол от «______» августа 2018 года №1

Руководитель МО ____________ /__________________/

(подпись)                    (расшифровка)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32"

г.о. Мытищи Московская область

141021, Московская область, г. Мытищи, улица Юбилейная, строение 6А, тел. (498)785-72-41

        

Рабочие материалы

     по кружку «Умелые руки»___

(предмет)

_______ 1-4 ___ классы

______2018-2019_____ учебный год

Составитель:

 __Арутюнян Соня Жораевна, технология, первая категория ____

(ФИО учителя, предмет, категория)

УЧЕБНОЕ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Основная литература:

  • Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев.,  Тамбов, 2004
  • Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
  • Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

Дополнительная литература:

  • Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
  • Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,  Воронеж: НПО «Модек», 1997.
  • Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
  • Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
  • Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
  • Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.
  • Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
  • Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
  • Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
  • Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
  • Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14

Список литературы для детей

Основная литература:

  • Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
  • Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова  –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
  • Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
  • Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

Дополнительная литература:

  • Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
  • Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).
  • Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка УМЕЛЫЕ РУКИ

Рабочая программа кружка...

Рабочая программа по кружке "Умелые руки"

Разработанная программа рассчитана на одногодичный цикл обучения детей в возрасте от 10 до 14 лет. Программа призвана выявлять, развивать, учитывать склонности детей. Она основана на длительном ...

Рабочая программа внеурочной деятельности Умелые руки

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Умелые руки" разработана в соответствии с ФГОС. Расчитана на  два года....

Рабочая программа кружка "Умелые руки".

Цель программы воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться....

Рабочая программа "Умелые руки", 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Рабочая программа " Умелые руки"

РП с КТП по внеурочной деятельности...