Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Баутина Ирина Александровна

Кружок для 1 класса "Занимательная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_kruzhok_1kl.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Занимательная математика»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей  учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

1.Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы.

2.  Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

3.Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать  свою точку зрения.

4. Формирование навыков творческого мышления и развитие  умения решать нестандартные задачи.

5.Развитие познавательной активности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.

6.Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, в парах, в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу.

7.  Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса ОДОД является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

Общая характеристика внеурочной деятельности

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном не учебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.  В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).  Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Место курса в учебном плане

ОДОД «Занимательная математика»   в 1 классе рассчитана на 36ч

(1 ч. в неделю), четыре года обучения. Представлен первый год обучения. Занятия 1 раз в неделю для каждой группы (две группы). Продолжительность занятий 35 минут, естественно – математической направленности.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества   как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы  как свободы  выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к Родине, народу.

Результаты изучения курса

Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются  формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД :

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

проговаривать последовательность действий.

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

учиться работать по предложенному учителем плану.

учится отличать верно выполненное задание от неверного.

учиться совместно с учителем и другими учениками  давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

делать предварительный отбор источников информации;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы;

 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как  числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе  простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других;

слушать и понимать речь других;

читать и пересказывать текст;

учиться выполнять различные роли в группе;

Предметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих умений:

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

сравнивать между собой предметы и явления;

выделять существенные признаки предметов;

обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления и предметы;

определять последовательность событий;

судить о противоположных явлениях;

давать определения  тем или иным понятиям.

Содержание программы

№ п\п

ТЕМА

1

Игра на развитие восприятия. «Скопируй рисунок»,»Залатай коврик»

2

Игра на развитие внимания. «Расставь числа в возрастающем порядке»

3

Игра на развитие памяти. « Нарисуй по памяти в таком же расположении».

4

«Запомни пары слов».

5

Игра на развитие логического мышления. «Какой фигуры не хватает?»

6

«Найди ключ к отгадке».

7

Сюжетно – ролевая игра. « Определи маршрут корабля»

8

«Вычислительные машины».

9

«Лучший лётчик»

10

«Как узнать задуманный день недели?»

11

Логические задачи на раскрашивание.

12

Игра – путешествие «В цирке»

13

«Плывём к Робинзону Крузо» (устные вычисления)

14

Задачи в стихотворной форме.

15

Занимательные математические игры.

16

Математическая эстафета.

17

Логические квадраты. Математический лабиринт «Догони-ка!».

18

Задачи на сообразительность. Тест «Проверь  себя».

                       

Календарно тематическое планирование ОДОД

№ п\п

ТЕМА

Дата

1 гр.

Дата

2 гр.

План

Факт

План

Факт

1-2

Игра на развитие восприятия. «Скопируй рисунок»,»Залатай коврик»

 

3-4

Игра на развитие внимания. «Расставь числа в возрастающем порядке»

 

5-6

Игра на развитие памяти. « Нарисуй по памяти в таком же расположении».

 

7-8

«Запомни пары слов».

 

9-10

Игра на развитие логического мышления. «Какой фигуры не хватает?»

 

11-12

«Найди ключ к отгадке».

 

  13-14

Сюжетно – ролевая игра. « Определи маршрут корабля»

 

  15-16

«Вычислительные машины».

 

   17-18

«Лучший лётчик»

 

  19-20

«Как узнать задуманный день недели?»

 

  21-22

Логические задачи на раскрашивание.

 

  23-24

Игра – путешествие «В цирке»

 

  25-26

«Плывём к Робинзону Крузо» (устные вычисления)

 

  27-28

Задачи в стихотворной форме.

 

  29-30

Занимательные математические игры.

 

  31-32

Математическая эстафета.

 

  33-34

Логические квадраты.  Математический лабиринт «Догони-ка!».

 

  35-36

Задачи на сообразительность.

Тест «Проверь  себя».

 


Список литературы

1.Агаркова Н. В. «Нескучная математика» 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И.А. «Учимся думать». Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 7 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. «Секреты квадрата и кубика.» М.: «Контекст», 1995

4.Лавриненко Т. А. «Задания развивающего характера по математике». Саратов: «Лицей», 2007

5.Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления детей». М.: Академкнига/Учебник, 2002

6.Сухин И. Г. «Занимательные материалы». М.: «Вако», 2004

7.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

8.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. «Забавная арифметика». С.- Пб.: «Лань», 1995

9.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами». 1 – 4 классы. М., 2008

10.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2010

11.Истомина Н. Б.» Наглядная геометрия». Тетрадь по математике для 1кл.

Списочный состав

№ п/п

Ф. И.  

1 группа

№ п/п

Ф. И.

2 группа

1

Духанина Александра

1

Бассаур Дмитрий

2

Безруков Егор

2

Белоусова Мария

3

Горбань Мария

3

Красикова Марина

4

Магеррамова Элина

4

Крамаренко Александр

5

Пустовалов Александр

5

Линькова Алёна

6

Шкарпета Эвелина

6

Шанаева Алина

7

Незнамов Дмитрий

7

Внуков Руслан

8

Терехова Ирина

8

Зеленев Константин

9

Степанов Кирилл

9

Гаврилов Артём

10

Щекина Арина

10

Костин Никита

11

Лобков Дмитрий

Расписание занятий 

Со 2 четверти

Понедельник 13.00 – 13.35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...