Главные вкладки

    Взаимодействие семьи и школы
    статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Супрун Татьяна Валерьевна

    Доклад на методическом объединении

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzaimodeystvie_semi_i_shkoly.docx22.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Взаимодействие семьи и школы

    Цель моего выступления:

    1. Ознакомить с опытом моей работы  по созданию оптимальных условий для работы с родителями.

    Задачи:

    1. Рассказать об опыте организации совместной деятельности воспитателя и родителей в воспитании учащихся 11А класса.
    2. Мой опыт по активизации работы с родителями, поиска новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе школы.

    Взаимодействие семьи и школы.

    Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики. Если дать знания ребёнку школа может и без помощи родителей, то эффективно вести процесс его воспитания без поддержки  семьи крайне трудно. Чтобы классный ученический коллектив успешно развивался в нынешних социально-экономических условиях, ему необходима поддержка в лице родителей.

    Семья является одним из важнейших заказчиков образования, поэтому родители должны стать равноправными и равноценными партнерами школы. Они должны иметь достоверную и всю интересующую их информацию о жизни школы и класса, а также иметь реальную возможность влиять на образовательный процесс.

    Взаимоотношения между семьёй и классным воспитателем должны строиться на принципах взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В своей работе  по организации совместной работы воспитателя и родителей я выделяю три основных направления:

    • психолого-педагогическое просвещение родителей,
    • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,
    • участие родителей в жизни школы и класса.

    Не секрет, что в условиях современного общества родители всё чаще стремятся переложить ответственность за воспитание ребёнка на школу. Поэтому важную роль приобретает работа по психолого-педагогическому просвещению родителей. Считаю, что самих родителей необходимо  учить правильно воспитывать своих детей, причём эти знания должны носить опережающий характер. Для этого я использую различные формы работы с ними: родительское собрание, индивидуальные и тематические консультации по вопросам воспитания, диагностика здоровья ребёнка, проводимая психологом, и её анализ, встречи с социальным педагогом и др.

    С первых дней учёбы я поддерживаю родителей и даю им  возможность проявить свою инициативу во всех классных делах. Считаю, что этот метод даёт большой эффект в налаживании взаимодействия семьи и школы.

    В работе с классом я использую такие формы взаимодействия школы с семьёй, как индивидуальные и групповые.

    Групповые:  родительские собрания, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты, совместные посещения музеев и театров.

    Индивидуальные традиционные формы работы с родителями – это индивидуальные консультации, беседы.

    Одной из важных форм в налаживании контактов воспитателя с семьями учащихся является родительское собрание. Это хорошая возможность убедить родителей в необходимости получения знаний о воспитании детей и изменении взглядов на  собственного ребёнка в семье. Чтобы групповые формы общения воспитателя с родителями были наиболее эффективными, последние должны иметь возможность участвовать в планировании работы родительских университетов и других различных форм взаимодействия с классом.

    Ежегодно в конце учебного года на итоговом родительском собрании родители получают примерные тематические планы групповой работы на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей по той или иной теме или совместном деле и организовать будущую работу максимально эффективно. Здесь же  родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы с максимальной отдачей принять участие. Далее родительский комитет класса анализирует ответы родителей и на этой основе планирует их участие в жизни класса на новый учебный год. Финансовые проблемы заранее обсуждаются на родительском комитете,  только потом выносятся на обсуждение участников классного родительского собрания.

    Учитель-предметник всегда является желанным гостем на родительском собрании. Я считаю, что обсуждать проблемы, носящие индивидуальный характер, не должны быть затронуты на общем собрании. Такое знакомство даёт хорошую возможность найти общий язык с каждым учителем-предметником, как детям, так и родителям и позволяет  избежать конфликтов, связанных с требованиями учителя, которые он предъявляет в процессе подготовки к уроку, к выполнению домашних заданий, что даёт возможность родителям предвидеть проблемы ребёнка.

    Часто родители не хотят приходить на собрание в силу своего характера и нежелания услышать плохое о своём ребёнке. Но это можно легко избежать, если на родительском собрании озвучивать только позитивную информацию, не забывая при этом  поблагодарить родителей за помощь. А для решения возникшей проблемы я приглашаю родителей индивидуально и только в случае, когда иного способа её решить нет. Вследствие такого корректного проведения классных собраний их посещаемость увеличилась. Именно индивидуальный подход позволяет избежать явных и скрытых конфликтов, а в итоге не страдают дети.

    Также на собрании мы все вместе подводим результаты участия класса в школьных и классовых мероприятиях. Предварительно дети оформляют портфолио класса об экскурсионных поездках, праздниках, трудовых делах, в которых принимали участие.

    Рассказывая об успехах ребёнка, о его больших и маленьких победах, и  участии детей в различных мероприятиях, решаю и другую задачу: вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Ведь это так важно – построить такую внеклассную деятельность, чтобы родители были не просто сторонними наблюдателями, а активными её участниками. Среди родителей всегда есть мастера своего дела, специалисты, способные доходчиво и увлекательно рассказать ребятам о своей профессии. У детей появляется возможность получить дополнительные знания не только от учителя, но и от другого интересного для них человека.

    Я активно привлекаю родителей не только к организации и проведению различных экскурсий, но и всегда приглашаю их в поездку вместе с детьми. Такое общение позволяет повысить значимость проводимого мероприятия, проанализировать его и скорректировать дальнейшую работу.

    Привлечение родителей к участию в жизни школы – ещё одно направление работы воспитателя с родителями. Считаю, что родители должны получать полную информацию о деятельности гимназии и принимать более активное участие в решении школьных проблем. Посещение заседаний общешкольного  родительского комитета, участие в общешкольных  мероприятиях, организация питания учащихся – вот далеко не полный перечень проблем, в которых родители класса должны принимать участие. Открытость информации о школе, готовность педагогов сотрудничать с родителями помогает последним чувствовать себя полноправными участниками школьной жизни.

    Доброжелательный стиль общения, заинтересованность, искреннее желание помочь детям и родителям – вот всё это помогает мне сделать детей и их родителей союзниками в моей работе. Работа эта кропотлива и не всегда даёт быстрый результат. Порой не всегда и не все родители прислушиваются к советам. Но систематическая работа в этом направлении всё же приносит хороший результат.

    Что же надо сделать, чтобы класс был дружным и сплочённым?  В организации работы классного коллектива своё достойное место должно найти ученическое самоуправление. Хорошо отлаженный механизм самоуправления – главный союзник воспитателя и равноправный его оппонент. Высшим органом класса является ученическое собрание. Староста класса является моим первым помощником в организации работы класса. У него есть конкретные права и обязанности, а поручения его обязательны для всех. Для каждой комиссии разработаны чёткие обязанности и намечен круг дел. О своей работе они отчитываются как на классных собраниях, так и при выполнении коллективных дел.

    Я считаю очень важным Первое собрание учащихся, так как на нём вырабатываются цели и задачи всего коллектива, определяются планы его работы на перспективу. Далее с развитием самостоятельности детей и появлением надёжного актива достаточно только консультировать детей. Дисциплина и порядок начинаются с выполнения элементарных правил поведения. Я строю свою работу так, чтобы выполнение их детьми было естественным, без окрика и нажима. В классе давно установлен такой порядок: никто никого не заставляет что-либо делать.

    Большое  внимание уделяется тому, чтобы вызвать у так называемых «трудных» подростков интерес к самостоятельной деятельности, увлечь ею. Этому способствует методика позитивного стимулирования, когда для каждого подбираются несложные, но интересные дела и оказывается  посильная помощь в их выполнении на благо  всего коллектива. Одним из условий успешности воспитательного процесса является заинтересованное участие в нём  родителей.

    Анализируя все сложности моей воспитательной деятельности, я пришла к выводу, что главное, что помогает мне добиваться  заметных результатов,– это единство действий родителей, ребят и всего педагогического коллектива.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

    Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

    «Взаимодействие семьи и школы в развитии нравственного потенциала младших школьников».

    Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей не устоят ни село, ни город, ни Земля наша… ( А.И.Солженицын )   В данной статье обобщается опыт работы по воспитанию у детей   духовно-нравстенно...

    Взаимодействие семьи и школы.

    Почему становиться трудно наладить взаимоотношения между родителями и учителями?...

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

    Эта статья опубликована  в книге: Духовно -нравственное воспитание в Тамбовской Области...

    Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы

    •Создание эффективной системы работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.Задачи:Создание оптимальных условий функционирован...

    «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

    ·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...