Исследовательская работа "Мои первые стихи"
проект (4 класс) на тему

Истомина Елена Васильевна

Исследовательская работа "Мои первые стихи" рассказывает о том, как девочка написала стихотворение, изучив структуру написания

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ «Информационно – аналитический центр»

Приморского района Архангельской области

Исследовательская работа

                                                              «Мои первые стихи»

                                                                                            Работу выполнила

                                                                                            Жителева Софья,

                                                                                                       ученица 4-б класса

                                                                                                       МБОУ «Уемская СШ»

                                                                                                       Научный руководитель:

                                                                                                        Истомина Е.В.,

                                                                                                        учитель начальных классов

                           

                                                             

                                                                        2016 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Основная часть……………………………………………………..……………3

1.1.Структура написания стихотворений………………………………..…...…..3

1.2. План работы над стихотворением .………………………………………… 4

2.Практическая работа по написанию стихотворений…………………………...5

3.Опрос………………………………………………………………………………6

4.Вывод ..…………………………………………………………………………....6

5.Список литературы ……………………………………………………...…….....7

6.Приложения………………………………………………………………............8

Введение

Однажды мы всем классом встречались с московской поэтессой Анастасией Орловой.  Она прочла нам свои стихотворения из сборника  «Яблочки – пятки».  Мне они  очень понравились. Немного позднее районной библиотекой был объявлен  конкурс «Сотвори книгу». Меня это заинтересовало. А смогу ли я написать интересные стихи, которые  понравятся читателям?  И я решила попробовать.Тема работы: «Мои первые стихи»

Цель  исследования: изучить построение стихотворений и написать их интересно, чтобы понравились читателям

Задачи исследования:

1.Изучить  структуру написания стихотворения, алгоритм  составления плана работы над стихотворением.

2.Написать стихотворения, которые понравятся читателям.

3.Провести опрос, чтобы узнать, понравились ли данные стихотворения.

Объект исследования – стихотворения.

Предмет исследования – процесс написания стихотворений.

Методы исследования:

1.Чтение и анализ литературы по данной теме.

2.Практическая работа по написанию стихотворений.

3.Опрос

Гипотеза:Предположим, изучив построение стихотворения, план работы над ним,   можно написать  такие стихотворения, которые понравятся читателям.

1.Основная часть.

1.1.Структура написания стихотворения.

Как написать хорошее стихотворение?

Во-первых, необходимо определиться с аудиторией. Когда начинающий поэт создает свое первое творение, ему хочется, чтобы стихотворение понравилось читателям, абсолютно всем, и это неправильно, всем угодить невозможно. Читатели  - это  особый народ, многочисленный, разнородный. И здесь есть небольшая хитрость – пишите для себя.

Во-вторых, не садитесь сразу писать, если у вас появился сюжет для стихотворения, «вынашивайте» идею пару дней, обдумайте  героев,тему, жанр,рифму. Представьте настроение и чувства лирического героя.

В-третьих, необходимо выработать стиль (ваш образ мысли, ваши предпочтения, ваши особенности, чувства, переживания). Писать надо так, чтобы каждая строфа настаивала на дальнейшем чтении, чтобы было невозможно оторваться от  стихотворения, хотелось чувствовать, переживать, радоваться.(1)

Чтобы правильно написать стихотворение, можно использовать общепринятую  структуру - классическую композицию:

1.Строфы.

2.Микротема каждой части.

3. Языковая композиция. (Ключевые слова, словесные ряды, эпитеты, метафоры, сравнения).

4.Композиционные приемы. (Повтор, усиление)

5.Сильные позиции текста. (Название, рифмы, первое и последнее предложения)

После  того, как стихотворение будет написано, обязательно перечитайте его – оно  может претерпеть множество изменений.  (2)

1.2. План работы над стихотворением.

Работа над хорошим стихотворением обязательно включает в себя составление плана.Даже если у вас есть вдохновение, вам кажется, что произведение уже сложилось в голове, осталось только записать его целиком. Все равно необходимо сначала все кратко отразить на бумаге. Лучше всего делать это четко, по пунктам.

Чтобы составить план работы над  стихотворением правильно нужно:

1. Обдумать тему  стихотворения.

2.Описать конкретный предмет, явление. Записать в строчку через запятую все ассоциации.

3.Придерживаться классической композиции.

Писать план нужно тщательно, подробно, тогда работа над стихотворением пойдет гораздо лучше. (1)

2.Практическая работа по написанию стихотворения.

 Я написала несколько стихотворений, но  я представляю практическую работу стихотворения «Мишка».

Выбрав любимую игрушку, плюшевого мишку, героем своего словотворчества, я приступила к написанию плана работы над стихотворением. 1.Определила тему.Игрушки.

2.Подобрала ассоциации: игрушка, мишка, помощник, приятель, друг,  зверушка, олимпийский мишка.

3. Придумала для игрушки слова, которые будут характеризовать моего мишку: добрый, красивый,  понимающий, плюшевый, симпатичный, забавный, спокойный, верный,  музыкальный, большой, доверчивый.

4.Предположила, что в стихотворении может быть 3 строфы по  4 строчки в каждой.

5. Определила, о чем будет говориться в каждой из строф: в 1-ой – о том, где находится в моей комнате моя любимая игрушка; во 2-ой – о дружбе с мишкой, в 3 –ей – о том, что он музыкальный и поет мне про  любовь.

6. Подобрала ключевые слова: мишка плюшевый, Мишутка музыкальный; слова – действия: сидит, дружит, слушает, поет, любит.

7.Придумала название своему стихотворению – «Мишка»

8. Попробовала разные рифмы (парную, перекрестную, кольцевую), получилась  холостая рифмовка, при которой в строфе, помимо зарифмованной строки присутствуют строчки, не имеющие рифмованной пары.

Мой  Мишутка музыкальный,

Он мне песенку поет,

Про любовь напоминая,

Каждый день и круглый год!

По этому плану я написала стихотворение «Мишка». (Приложение 1)

4. Опрос.

Написав стихотворения, я дала прочитать их своим одноклассникам, а потом опросила их. Я задала такие вопросы:

1.Какому жанру вы отдаете предпочтение?

2.Какие стихотворения вам больше всего нравятся?

3.Понравились ли вам мои стихотворения?

4.Захотелось ли вам повторно перечитать эти стихотворения?

5.Какие стихотворения вам особенно запомнились?

Итак, из данного опроса я узнала, что 10 человек (50%) любят читать рассказы,  а 10 (50%) - стихотворения; 10 учеников (50%) любят читать стихотворения о природе, 8 (40%) – о дружбе, о детях; 2 человека (10%)– о Родине;19  ребятам(95%) понравились мои стихи, 1 (5%) ответил: «Так себе»,  17(85%) учащимся захотелось повторно перечитать стихи, а троим (15%) –не захотелось; 4 ребятам (20%) запомнилось стихотворение «Светофор», 3 учащимся (15%)– «Осень», 5 детей (25%)  отмечают  стих «Мишка», 4 ребят

( 20%) -«Пчелка» , 4 ребят (20%)  – «Щенок»

Итак, большинству учащимся понравились мои первые стихи. А взрослые, которым я предложила прочесть и дать оценку моим стихотворениям, дали положительные отзывы.

 ( Приложение 2)

5. Вывод

Итак, мое предположение о том, что, изучив построение стихотворения, план работы над ним, можно написать такие стихотворения, которые понравятся читателям, подтвердилось. Действительно, чтобы написать  стихотворение необходимо изучить  его структуру, научиться составлять  подробный план работы над стихотворением. Мои первые стихотворения понравилисьмоим одноклассникам. А поучаствовав  в районном конкурсе «Сотвори книгу», я заняла третье место. В 2015 году (в год литературы) в районной библиотеке была организована моя первая персональная  выставка под названием «Мой веселый карандаш», где были представлены рисунки к моим стихотворениям.

6. Список литературы

1.Баранов М.Т., Костяева Т.А. Речевое мастерство.-М. Издательство «Просвещение», 1988 г..

2Величков Л.И. Работа над стихотворением.- М. Издательство «Просвещение», 1983 г.

3. Гербова В.В. Развитие речи.- М. «Просвещение», 1987 г.

Приложение 1

МИШКА

В моей комнате, на полке,

Где альбом и много книг,

Выше Заиньки, Тигренка

Мишка плюшевый сидит.

Мы с Мишуткой очень дружим,

Он все знает про меня:

С кем сижу я, с кем дружу я,

И о том, что снится мне.

Мой Мишутка музыкальный,

Он мне песенку поет,

Про любовь напоминая,

Каждый день и круглый год!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выпуск газеты №3 "Весёлая семейка" (" Мои первые стихи")

выпуск газеты №3 "Весёлая семейка" ("Мои первые стихи")...

Стихи "Первый раз в первый класс".

Стихи для первоклассников на линейку 1 сентября....

Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".

Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...

О первых опытах исследовательской деятельности младших школьников. Первые проекты.

     В 2007 г. я  участвовала  в муниципальном конкурсе "Учитель-исследователь".Тогда же и начала заниматься  исследовательской деятельностью с детьми. Темы детски...

Мои первые стихи.

Сихи учащихся 2 - Б класса...

Стихи для первоклассников " Первый класс в первый раз"

Стихи для первоклассников на 1 сентября...

Исследовательский проект " Первый космонавт - Юрий Гагарин".

Исследовательский проект " Первый космонавт - Юрий Гагарин". Выполнила ученица 2 класса....